Энциклопедия / Ханенде
Изменить категорию | Все статьи категории
Джаббар Карягды оглы известен в истории азербайджанской культуры как выдающийся певец, талантливый композитор, видный музыкальный деятель и поэт-лирик. С его именем связан новый этап развития азербайджанской музыки.Джаббар Карягды оглы родился 31 марта 1861 года в Шуше, в семье красильщика. "Кар ягды" по-азербайджански означает "Снег идет". Говорят, что отец Джаббара, Мешади Исмаил был очень молчаливым, замкнутым человеком. Окружающие часто подтрунивали над ним: "Ай Исмаил, что опять приключилось? Снег что ли идет, что ты такой насупленный?" Потом друзья стали звать его просто "Карягды". Джаббар еще в юности взял себе этот псевдоним.
Шуша была торговым городом; более или менее обеспеченные люди отдавали своих детей в школы; свободное от учебы время дети проводили в лавках и мастерских отцов.Мешади Исмаил также мечтал обучить сына ремеслу красильщика. Но Джаббара с детских лет привлекало искусство ханенде. Красильщиком он не стал.
Хотя во второй половине прошлого столетия в Шуше бурно развивались торговля и ремесла, феодальные отношения еще не ослабли. Здесь строго соблюдались религиозные обычаи и традиции. В городе было 17 мечетей и 6 церквей.
Красильщик Мешади Исмаил был фанатичным верующим и вместе со своими сыновьями (их у него было трое) участвовал во всех религиозных обрядах, которые проходили очень торжественно. Обладатель приятного голоса, Мухаммед - старший сын Мешади Исмаила - в месяц "магеррам" проникновенно исполнял на слова иранского поэта Мохташема элегии в честь имама Хусейна.Трогательный голос Мухаммеда с детства волновал Джаббара, оставив в его сознании неизгладимый след. Еще не посещая школу, Джаббар мечтал петь так, как брат. Это желание уводило его в мир музыки. Джаббар вместе с братом Мухаммедом получает в школе Харрата Кули первое музыкальное образование; он также участвует в мистериях.
Вообще Мухаммед сыграл большую роль в жизни будущего певца. Он с детства воспитал в Джаббаре серьезное отношение к музыке, чуткое отношение к классическому и фольклорному наследию народа. Мухаммеда часто приглашали на свадьбы и вечера. Он брал с собою Джаббара, и несомненно, что в формировании будущего великого народного певца эти меджлисы, где он слушал известных ханенде, постигал тайны певческого искусства, сыграли положительную роль.Джаббар благоговейно внимал голосам таких прославленных мастеров, как Гаджи Гуси, Мешади Иси и Дели Исмаил. Особенно впечатлял его волшебный голос Гаджи Гуси. Маленький Джаббар часто после того, как расходился меджлис, старался подражать певцам, не зная слов. У него нашлись и почитатели: дети, ведя отару на пастбище, просила петь мальчика, восторженно аплодируя ему.Десяти лет Джаббар поступает в городскую школу. Его первым учителем был Мирзали - сын известного в Шуше под псевдонимом Сагари поэта Зейнал-Абдина. Мирзали в совершенстве владел фарсидским и турецким языками, был музыковедом с разносторонними знаниями. Услышав голос Джаббара, он решил обучить его пению. До 15-ти лет Джаббар посещает школу Мирзали, и берет уроки музыкальной науки и фарсидского языка. В годы учебы мальчик писал также стихи и даже участвовал в поэтическом турнире среди своих ровесников.
Однажды в городском квартале "Гурддар" играли свадьбу. Были приглашены известные ханенде того времени: Гаджи Гуси, Мешади Иси, тарист Садыхджан, Джавадбек, Али-бек оглы и кеманчист Мирза. Шестнадцатилетний Джаббар со своим учителем Мирзали был в числе гостей. Свадьба была в разгаре. После того как Гаджи Гуси исполнил мугам "Шуштер", а Мешади Иси - "Махур", Мирзали попросил у тамады - поэта Новраса - разрешения спеть юному Джаббару. В сопровождении тариста Джавадбека тот исполнил "Кюрд-Шахназ". Звонкий и чистый голос Джаббара очаровал не только гостей, но и музыкантов. Его успех более всего изумил старого ханенде Гаджи Гуси, который, поцеловав юношу в лоб, обратился к меджлису с такими словами: "В будущем наше место займет он".
После этого события популярность Джаббара растет. Его приглашают на городские свадьбы. Мешади Исмаила это очень беспокоит, потому что он готовил Джаббара к участию лишь в религиозных представлениях. Отец категорически запрещал Джаббару петь на светских празднествах. В своих воспоминаниях Карягды оглы пишет: "Еще совсем юным я приходил в мечеть "Мердинли", пел марсие вместе с Моллой Рза Ала Палаз оглы". Нужно отметить, что Молла Рза Ала Палаз оглы был известным мастером прошлого столетия долгие годы он пел в Иране. Юный Джаббар с интересом перенимал у Ала Палаз оглы науку исполнения классических мугамов, но в то же время продолжает мечтать об участии в музыкальных меджлисах. Однако отец был непреклонен. О возвращении Джаббара к искусству ханенде тарист Курбан Примов рассказывал:
В то время по соседству с домом Джаббара жил врач по фамилии Смирнов. Врач очень любил Джаббара. Джаббар попросил его помочь ему вернуться к искусству ханенде. Смирнов дал согласие. После этого по сговору с врачом Джаббар прикинулся больным. Он и вправду немного хворал. Джаббар не ест, не пьет, с каждым днем все хиреет. Отец ведет Джаббара к врачу. Немного полечив Джаббара, Смирнов говорит Мешади Исмаилу: "Твой сын болен туберкулезом. Это опасная вещь. Если ты запретишь ему петь, болезнь обострится и погубит сына". Услышав слова врача, Мешади Исмаил бы страшно перепуган и с того дня разрешил Джаббару петь". Так Джаббару удалось вернуться к любимому занятию. Он вновь становится украшением меджлисов. После окончания школы Джаббар изучает у известного ханенде Юсифа Шахсенем оглы несколько дестгяхов, в том числе "Хейраты", "Рахаб", "Баяты-Каджар", ряд старинных азербайджанских теснифов и народных песен.Джаббар Карягды оглы стал постоянным участником народных торжеств и вечеров, повсюду говорят о его блестящем таланте.
Знаменитый Садыхджан приглашает его к себе, чтобы испытать юного ханенде. Волшебный тар Садыхджана как бы задавал вопросы, Джаббар отвечал ему соловьиными трелями. После этого Джаббар был принят в ансамбль Садыхджана.Впервые Джаббар Карягды оглы выступил с Садыхджаном на благотворительном концерте в шушинском театре Хандемирова. Среди выступающих в тот вечер были Гаджи Гуси и Гашим Кештазлы. В сопровождении Садыхджана Гаджи Гуси исполнил мугам "Чаргях", Гашим Кештазлы - "Баяты-Каджар", а Джаббар - "Хейраты". Собравшиеся восторженно приняли всех ханенде, в особенности юного Джаббара.До 20 лет Джаббар Карягды оглы выступал с Садыхджаном как профессиональный певец лишь на карабахских свадьбах и меджлисах. Вскоре слава Джаббара дошла до Баку, Гянджи, Шемахи, Агдаша и других городов. О пребывании Джаббара Карягды оглы в Агдаше рассказывают интересную историю.
Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с восхищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам.
Выступления Джаббара на свадьбах в Баку, Гяндже, Карабахе, Ширване сделали его известным во всем Азербайджане. Вскоре его слава распространилась в Грузии, Армении, Средней Азии, даже Иране, куда его приглашали на свадьбу Муртуза Гулу хана, где он выступил с огромным успехом.Возвращаясь из Ирана, Джаббар со своей группой останавливается на три недели в Эривани, затем успешно выступает на меджлисах в Тифлисе. Тифлисские гастроли длятся три месяца. Красота города покорила Джаббара. Он посвятил ему свою песню "Дороги Тифлиса":
Дороги Тифлиса покрыты камнями.
Мне так одиноко. Не сплю я ночами.
Я грежу, мой милый, твоими бровями.
Припев:
О, где ты, любимый? Себя не таи!
Где ясные очи, где брови твои?
Дороги Тифлиса желтеют хурмою.
Не тронь мою грудь своевольной рукою.
Будь ночью со мной, поднимайся с зарею!
Припев.
Дороги Тифлиса с фисташками схожи.
Поют соловьи по садам придорожным.
От глаз моих милый укрыться не может.
Припев.
После Тифлиса Джаббар Карягды оглы выступал в Поти, Кутаиси и Дербенте. Первый восточный концерт в Азербайджане был организован в Шуше летом 1901 года под руководством драматурга Абдуррагимбека Ахвердова. Концерт состоялся в театре Хандемирова. В нем принимали участие выдающиеся ханенде и музыканты того времени - Кечачи оглы Мухаммед, Гасым Абдуллаев, Мешади Дадаш, Садыхджан, Мешади Зейнал, Арсен Ярамышев, Грикор Бала оглы, Аванес, гости Багдагюль оглы, ашуги Абаскули, Наджафкули и другие.
Продемонстрировав высокое исполнительское искусство, Джаббар Карягды оглы исполнил на концерте газели азербайджанских поэтов Физули, Гасымбека Закира, Сеида Азима Ширвани и Хуршуд Бану Натаван. То, что Джаббар пел на родном языке, во многом способствовало распространению мугамов среди широких народных масс.Успешные выступления Джаббара Карягды оглы в восточных концертах и музыкальных сценах увеличивали его популярность.
Старожилы Шуши рассказывают, что заранее узнав, где будет выступать Джаббар, люди разных профессий - кузнецы, башмачники, портные, лудильщики и т.д.- чуть свет стекались к тому месту. Талантливый ханенде в своих выступлениях всегда учитывал вкус слушателей, старался почувствовать настроение аудитории. Ханенде был очень требователен к себе, стремился глубже изучить родную литературу и поэзию.В начале XX века в связи с развитием капитализма, Баку стремительно рос. Сюда приезжали из Гянджи, Шеки, Шемахи и Шуши многие писатели, поэты, музыканты. Баку привлек внимание и Джаббара Карягды оглы. Его вторичная поездка в этот город состоялась, когда мастеру было примерно 40 лет. В Баку он пользовался заслуженным признанием, городские ханенде и музыканты группировались вокруг него. Вскоре Д.Карягды оглы создал музыкальное трио, в которое входили, кроме него, тарист Мирза Фарадж Рза оглы и кеманчист Мешади Кули, с которыми он выступал на народных праздниках.
11 января 1902 года в музыкальной жизни Баку произошло замечательное событие: состоялся первый концерт восточной музыки (из четырех отделений), его программа была разнообразной и интересной. Джаббар Карягды оглы принял участие в этом концерте.Газета "Каспий" писала:
"Первым из исполнителей вокально-музыкальных пьес выступил известный бакинцам певец Джаббар, исполнивший под аккомпанемент тара и кяманчи мотив "Махур". Певец спел "Махур" хорошо, и публика долго аплодировала как певцу, так и его товарищам. ...Бакинцы проявили огромный интерес к концерту".
В течение пяти лет - с 1900 по 1905 гг. Джаббар Карягды оглы вместе с таристом Мирзой Фараджем и кеманчистом Кули выступал на концертах и меджлисах Баку. В эта время на Апшероне почти ни одна свадьба, ни одно веселье не обходилось без Джаббара. Все старались, чтобы украшением их меджлиса стал популярный певец со своей группой. Но Джаббар никогда не старался соблюдать лишь свои интересы, никогда не противопоставлял себя другим. Старейший ханенде Ислам Абдуллаев рассказывал: "Иногда случалось, что Джаббара в один день приглашали на 3-4 свадьбы или меджлиса. В таких случаях Джаббар сам рекомендовал хозяину меджлиса своих друзей-ханенде. Неоднократно на меджлисы, куда приглашен был сам, он отправлял меня, Кечачи оглы Мухаммеда и Шекили Алескера. И потом, Джаббар не хотел, чтобы кто-нибудь был на него в обиде. Поэтому иногда за один вечер Джаббар бывал на нескольких меджлисах, пел в каждом один дестгях, чтобы не обидеть хозяина дома. Помню, однажды Кечачи оглы и я пели на одной бакинской свадьбе. Туда нас рекомендовал Джаббар. Вечером, когда должны были привезти невесту, вдруг явился Джаббар. Его появление прибавило веселья. Хозяин свадьбы и гости-аксакалы попросили Джаббара спеть "Мансурийе".
Когда и мы в свою очередь стали настаивать на этом, Джаббар, улыбаясь, обратился к гостям: "Я спою "Мансурийе" с одним условием: пусть сначала Кечачи оглы споет "Чобан-Баяты", а Ислам - "Етим сегях". Тогда я к вашим услугам". После нашего пения Джаббар так исполнил "Мансурийе", что услышь я его сейчас, продлилась бы моя жизнь лет на 20".Джаббар не довольствовался выступлениями лишь на бакинских свадьбах и меджлисах; его неоднократно приглашали на сцены театров Тагиева и Маилова. Зная, что имя Джаббара привлечет особенно много зрителей, хозяева театров заранее отмечали в афишах выступления Джаббара. Несмотря на все эти успехи, с приходом лета Джаббар всегда стремился в родную Шушу. Каждый летний приезд знаменитого ханенде превращался в народный праздник.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР Джалилбек Багдадбеков в своих "Воспоминаниях о Карягды оглы" пишет: "Приезд Джаббара в Шушу вызывал большую радость. Хозяева свадеб заранее делили его время между собою. Однажды, проходя по базарной площади, я услышал разговор 3-4 мужчин. Они поздравляли друг друга по случаю приезда Джаббара. Один из них сказал: "Поздравляю тебя, наш брат Джаббар приехал". Другой ответил: "И я тебя поздравляю". Когда Джаббар приезжал в Шушу, все горожане выходили ему навстречу и приветствовали его. Они с такой, искренней радостью встречались с ним, будто Джаббар приносил счастье - "воду жизни". И вправду Джаббар приносил исцеление больным душам. Во время его пребывания в Шуше все разговоры бывали только о нем". Революция 1905 года пробудила народы Востока, в том числе и азербайджанский народ. Она создала условия для оживления всех областей общественной жизни. Передовая интеллигенция Азербайджана плодотворно использовала эти условия.Такие прогрессивные деятели культуры, как Нариман Нариманов, Мирза Алекпер Сабир, Джалил Мамедкулизаде, Абдуррагимбек Ахвердов, Фирудун-бек Кочарли, Ахмед-бек Агаев, Гашим-бек Везиров, Узеир Гаджибеков, Гусейн Араблинский и Джаббар Карягды оглы издавали в Шуше, Шемахе, Гяндже, Баку и других городах газеты, журналы, открывали библиотеки, драматические кружки в рабочих клубах, артистические и благотворительные общества, помогая тем самым просвещению народа.
В 1907-1910 гг. в результате совместной деятельности Узеира Гаджибекова, Мирзы Алекпера Сабира, Гаджиаги Аббасова и Джаббара Карягды оглы в селении Балаханы близь Баку был организован театральный кружок при рабочем клубе, члены которого Мирза Мухтар, Джангир Зейналов, Гусейн Араблинский, Абульфат Вели и Мирзага Алиев часто показывали представления. В антрактах в сопровождении Курбана Примова и Саши Оганезашвили пел Джаббар Карягды оглы.
Иногда Джаббар приглашал в Балаханский клуб своих друзей - Алескера Абдуллаева, Кечачи оглы Мухаммеда, Ширина Ахундова, Арсена Ярамышева и организовывал концерты в пользу бедных студентов и для удовлетворения некоторых нужд школы.В начале XX века акционерные общества "Граммофон", "Спорт-рекорд" и "Экстрафон" охотно записывали ханенде на пластинки, наживая на этом большие капиталы.
Джаббар Карягды оглы в 1906-1912 гг. по приглашению этих акционерных обществ ездил вместе с Курбаном Примовым и Сашей Оганезашвили в Киев, Москву и Варшаву, чтобы сделать записи.Грампластинка Джаббара, выпущенная фирмой "Спорт-рекорд", была быстро распродана. Кроме этого, фирма выпустила каталог, в котором указывались теснифы и мугамы, исполняемые ханенде, и были опубликованы их фотографии. На первых страницах каталога была помещена фотография Джаббара с подписью под нею: "Выдающийся ханенде Джаббар Карягды оглы - шушинец".Записывая свой голос, Джаббар с блеском исполнил классические мугамы. В истории азербайджанской музыки не было второго ханенде, который с таким искусством исполнял бы "Кюрд-Шахназ", "Мансурийе", "Махур" и в особенности "Хейраты", неизменно пробуждая в слушателях добрые чувства, веру в будущее.
Сеид Шушинский отмечал, что когда пел Джаббар, будто мощная горная река выходила из берегов и сметала все на своем пути. Джаббар с большим мастерством исполнял "Баяты-Шираз", "Орта-Махур", "Чаргях", "Раст", "Мирза Гусейн сегяхы", а также "Самаи-шамс", "Мани", "Карабах-шикесте", "Аразбары", "Овшары" и другие. Помимо этого, очень лирично Джаббар пел старинные азербайджанские песни "Гялин гедек даш алтына гейзмейе", "Гезюм яшына таб этмез", "Дамыныздан дамджы дюшер", "Галалыям галалы", "Гаргамышам".
В 1912 году, возвращаясь из Варшавы, Джаббар Карягды остановился в Москве, где дал восточный концерт, в котором приняли участие Кечачи оглы Мухаммед, Давуд Сафияров, Мешади Мамед Фарзалиев, Курбан Примов и Саша Оганезашвили. Успех был так велик, что концерт пришлось повторить.
Около месяца пробыл в Москве руководимый Джаббаром ансамбль сазандаров, выступая на свадьбах и торжествах. Д.Карягды устроил также вечер в честь студента Московской консерватории Узеира Гаджибекова. Собранные деньги были вручены молодому композитору.Д.Карягды оглы, также как Гаджи Гуси, Бюльбюльджан, Мешади Иси и другие талантливые ханенде, прошел долгий творческий путь. Он прежде всего был великим мастером мугамата, знал специфические особенности каждого мугама, для перехода от одной части к другой искусно выбирал теснифы. Например, мугам "Баяты-Каджар" он исполнял очень оригинально, используя особенности турецких мугамов.
"Кюрд-Шахназ" и "Дешти" в его исполнении звучали необыкновенно лирично. Ханенде украшал их, также как и "Чаргях", своеобразными трелями.Ислам Абдуллаев в своих воспоминаниях отмечает, что при исполнении "Мансурийе" не было равного Джаббару. Старейший ханенде не случайно говорил об этом. Исполнение "Мансурийе" требовало от певца большого мастерства. После "Мансурийе" идут части "Зарби Мансурийе" и "Уззал", которые поются очень сильным голосом, на высокой ноте. Не обладая такими данными, ханенде не может петь этот мугам. Но Джаббар, исполняя "Мансурийе", как говорили слышавшие его, находил такие приемы, что даже искусные таристы не поспевали за ним. Именно поэтому Джаббар исполнял "Мансурийе" в сопровождении кяманчи. Джаббар Карягды оглы всегда тщательно подбирал к каждому мугаму глубокосодержательные газели Хафиза, Саади, Физули. Не только на турецком, но и на фарсидском языке он пел с четкой дикцией.Интересный эпизод рассказывает Джалилбек Багдадбеков: "Однажды в Баку богатый купец справлял свадьбу своего сына.
Среди гостей было 10-12 фарсидских купцов. На свадьбе пели Джаббар и еще два других ханенде. Сначала один ханенде спел "Шур". На лицах персидских гостей было недовольство. Они тихо переговаривались друг с другом: "Почему несведущие люди берутся за ремесло ханенде?" Увидев недовольство гостей, хозяин дома попросил петь Джаббара.Джаббар начал дестгях "Махур-Хинди" с газели Саади. На лицах гостей появилось оживление, затем изумление. Среди них был некто лет 65-70, с которым все говорили очень почтительно. Когда старик поинтересовался ханенде, я сказал, что это Джаббар Карягды оглы. Обрадовавшись, что я говорю по-фарсидски, он задал мне много вопросов о Джаббаре. Из разговора стало известно, что старик музыковед. Он сказал: "Я думал, что после Али из Шираза я более не встречу в мире подобный голос, мастерство. Оказывается, я ошибался"...К 1910-1915 годам Джаббар Карягды оглы был широко известен на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Тысячи людей, живущих в Грозном, Владикавказе, Махачкале, Дербенте и в других кавказских городах, стремились попасть на его концерты. Талантом Карягды оглы восхищались в Тебризе, Тегеране, Стамбуле, Ашхабаде, Бухаре, Самарканде.
Порою концерты Джаббара устраивались на широких городских площадях или в живописных уголках, садах близ городов, так как невозможно было вместить в зрительный зал всех желающих послушать певца.Репертуар Д.Карягды оглы был богат и разнообразен. Интересно, что Джаббар пел песни и на армянском, грузинском, туркменском, узбекском и фарсидском языках. Выступая в Армении, он пел турецкие песни "Сары чэкмен йыртылсын", "Мене нэ олду" и другие на армянском языке. Армянские слушатели очень полюбили песню "Мене нэ олду". Позднее она исполнялась армянскими певцами под названием "Ангут ахчик". Джаббар с успехом исполнял также и армянские народные песни "Майрик джан", "Хабаремиес", "Сари-ахчик" и др.
Отправляясь на свадьбы или в гастрольные поездки, Джаббар вынужден был порою месяцами оставаться там, так как народ не отпускал его.Джалилбек Багдадбеков рассказывает о Джаббаре:
"В 1911 году в Эривани с местными любителями мы показывали спектакль. В начале лета Джаббар, тарист Ширин Ахундов и кеманчист Кули приехали в Эривани. Когда я пришел повидать Джаббара, у него был старый ханенде по имени Джюмшуд. Джаббар сообщил, что он даст один концерт в пользу Джюмшуда, и попросил меня подготовить афишу. Не прошло и часа после появления афиш, как все билеты были распроданы. Вечером произошел невиданный случай. Около тысячи зрителей, оставшихся без билетов, требовали билетов. Больше всех упорствовали армянские крестьяне, приехавшие из далеких деревень. После многих трудов в летнем театре объявили второй концерт Джаббара. На другой день было еще больше людей, и я не знал, что делать. Так как ни билетов, ни мест не было, то недовольство оставшихся на улице грозило превратиться в гнев. Тогда Джаббар сам объявил, что будет петь у источника "Хуррам", и все успокоились. На концертах 95% слушателей составляли армяне и азербайджанцы. Исполнение на армянском языке песни "Крунк" было вершиной радости и изумления. Днем позже корреспондент Хачатуров писал в местной газете: "Нет сомнения, что Джаббар самый великий и прославленный ханенде. В исполняемых им на армянском языке песнях не чувствовалось акцента. Это говорит об исключительном таланте Джаббара. Джаббар властвует над душами зрителей".
В 1916 году на средства нефтяной компании братьев Пирон в Баку был снят первый художественный кинофильм по роману Ибрагимбека Мусабекова "В царстве нефти и миллионов". Главную роль исполнял выдающийся азербайджанский артист Гусейн Араблинский. Хозяева "инофирмы пригласили Джаббара петь в этом фильме, который с успехом шел на экранах Закавказья. Ханенде, которые до этого в основном выступали на свадьбах и пиршествах аристократических семей, получили возможность широкого общения с массами любителей музыки.В двадцатые годы в жизни Джаббара Карягды оглы началась новая эпоха. Официально Карягды оглы не был членом какой-либо общественной группы и партии. Однако он доказал свою принадлежность к передовой прогрессивной интеллигенции. Своим искусством он встал на службу молодой республики.
В 1920- 1923 гг. он принял активное участие в работе агитационной бригады, вместе с которой побывал с концертами в Геокчае, Агдаше, Товузе, Кедабеке, Кубе, Гяндже и других городах и районах.Джаббар Карягды оглы был одним из первых организаторов Азербайджанской Государственной консерватории. Ведя уроки по классической музыке, он все свои силы отдавал воспитанию музыкальных кадров, в особенности молодых певцов.Джаббар Карягды оглы долгое время был солистом Азербайджанской Государственной филармонии имени Муслима Магомаева и Управления по радиовещанию; одновременно он был консультантом научно-исследовательского кабинета азербайджанской музыки при консерватории. Более чем за полувековой творческий путь ханенде собрал около 500 народных песен и музыкальных фрагментов и передал их кабинету, обогатив тем самым азербайджанский народный музыкальный фонд.
30 с лишним его песен положены на ноты Узеиром Гаджибековым и Муслимом Магомаевым. Большую помощь оказывал Джаббар Карягды оглы нашим композиторам, сочинявшим оперы и оперетты.Известный композитор Р.М.Глиэр, работая над оперой "Шахсенем", глубоко изучил особенности богатейшей народной музыки Азербайджана. Чтобы ближе познакомиться с ней, он приезжает в 1923 году в Баку. В этом деле большую помощь композитору оказывают Джаббар Карягды оглы и его собрат по искусству видный тарист Курбан Примов. В сопровождении Курбана Примова Джаббар Карягды оглы неоднократно пел композитору старинные азербайджанские песни и теснифы ("Аразбары", "Шикесте", "Состязание ашугов").За помощь, оказанную Р.Глиэру в создании оперы "Шахсенем", ЦИК Азербайджанской ССР наградил Джаббара Карягды оглы Почетной грамотой. Выражая свою признательность Джаббару Карягды оглы, композитор писал: "Почти все использованные мною в опере напевы являются старинными песнями и сообщены мне известным певцом Джаббаром Карягды".К торжествам по поводу тысячелетнего юбилея великого иранского поэта Фирдоуси, которое отмечалось в 1934 году, Джаббар Карягды подготовил шесть классических музыкальных отрывков, они были положены на ноты и отпечатаны.
В 1934 году в течение шести месяцев научно-исследовательский кабинет азербайджанской музыки, руководимый профессором Бюль-Бюлем, записал от него 220 народных песен, теснифов и около 70 народных музыкальных отрывков. Все эти песни и теснифы Д.Карягды оглы спел в сопровождении тариста Курбана Примова. Около 300 песен и теснифов, исполненных Джаббаром Карягды оглы, профессор Бюль-Бюль записал на фоновалик, а композитор Сеид Рустамов переложил на ноты, 50 народных песен, спетых Джаббаром Карягды оглы, в 1938 году были изданы отдельной книгой. Тексты песен в книге были даны на азербайджанском и русском языках. Самой популярной из этих песен, которую Джаббар пел с особым вдохновением, была "На горе растут красные маки".
Распустился на горе пунцовый мак.
В нежной песне соловья печаль и мрак,
Сердце бьется и возлюбленную ждет.
О, когда моя любимая придет?
Ты стройна, моя прекрасная, как лань,
Перестань грустить, родная, перестань!
Посмотри в глаза влюбленные - молю.
Не капризничай. Ведь я тебя люблю.
Почему твой голос грустен и уныл?
Тосковать с тобою вместе нету сил,
Ты прекраснее, чем роза на лугу.
От тебя я оторваться не могу.
Приказала ты, любимая моя,-
Я ушел скитаться в дальние края.
Надо мной ты надсмеялась, не любя.
Я и родины лишился и тебя.
30 мая 1934 года в Тбилиси прошла олимпиада искусства народов Закавказья, организованная с целью дальнейшего развития народного творчества. Она стала важным историческим событием в культурном развитии народов Закавказья. В олимпиаде, которая продолжалась четыре дня, участвовало 1900 человек, представляющих 17 национальностей. Были приглашены самые лучшие певцы, музыканты и танцоры Закавказья. С большим успехом выступил 74-летний Джаббар Карягды оглы, который был удостоен первой премии и Почетной грамоты Закавказского ЦИК. Печать того периода поместила положительные отзывы о Д.Карягды оглы.
31 марта 1935 года в Азербайджанском Государственном драматическом театре имени Азизбекова трудящиеся республики торжественно отметили 75-летие со дня рождения Джаббара Карягды оглы. Писатель Гаджибаба Назарли произнес большую и содержательную речь о жизни и деятельности народного ханенде. Был оглашен указ Совнаркома Азербайджана о присвоении Джаббару Карягды оглы звания народного артиста.После торжественной части состоялся большой восточный концерт в котором, помимо юбиляра выступили лучшие представители азербайджанского искусства.Нарком просвещения Азербайджана Мусеиб Шахбазов в поздравлении по случаю юбилея писал Джаббару Карягды оглы: "...Будучи одним из самых лучших и старейших представителей вокального искусства, Вы с большой силой и энергией 60 лет своей жизни посвятили развитию народной культуры, воспитанию молодых кадров".Учитывая многолетнюю плодотворную творческую деятельность Джаббара Карягды оглы и его выдающиеся заслуги в развитии азербайджанской музыкальной культуры, правительство наградило его орденом "Знак Почета".
Творчество Джаббара Карягды оглы было разносторонним: он был известен не только как народный ханенде, но и как поэт и композитор. Еще с юных лет Джаббар писал стихи, гошма и газели. Он заново написал тексты к многим теснифам, сочинил немало песен на собственные слова. Из этих песен и теснифов особенно известны "Истеканын дешилсин" ("Разбей стакан"), "Каш ки байрам олмяйды" ("Печальный праздник"), "Нахчыванын гедийнидэн ашэйдим" ("В Нахичевань"), "Мзмэлэр" ("Твоя грудь"), "Уча даг бошында" ("На вершине горы") и т. д.
Он сочинял не только песни в традиционном народном стиле, но и музыку и стихи на современные темы. Большую популярность в народе приобрели, например, песни "Баку", "Бей, молоток", "Басти" (о знатном мастере хлопка Басти Багировой), написанные Джаббаром Карягды оглы и впервые исполненные им же.Джаббар Карягды оглы открыл новую страницу в искусстве ханенде. В отличие от старых ханенде, Джаббар Карягды оглы прекрасно знал родную литературу, вместо фарсидских теснифов пел азербайджанские теснифы на тексты Низами, Физули, Закира, Вагифа, Сеида Азима Ширвани и Натаван. Многие ханенде (Гамид Малыбейли, Забул Касим, Ислам Абдуллаев), идя по пути Джаббара, стали петь газели азербайджанских поэтов. Профессор Бюль-Бюль писал, что Джаббара Карягды оглы можно считать пионером среди ханенде, поющих азербайджанские песни.В истории азербайджанской музыки ни один ханенде так глубоко не знал и так страстно не пропагандировал нашу народную музыку, как Карягды оглы. Всем духом и содержанием своего творчества Джаббар Карягды оглы - подлинно народный певец. Его можно поставить в один ряд с такими великими певцами мира, как Э.Карузо, Ф.Шаляпин, Б.Джильи.
Джаббар Карягды оглы обладал врожденным талантом, звучным и сильным голосом обаятельного тембра, исключительной музыкальной памятью, помноженными на отточенное мастерство. Все близко знавшие Карягды оглы удивлялись его памяти. Вот что писала газета "Бакинский рабочий" в марте 1938 года: "Из-за отсутствия нотных знаков до революции народные певцы и музыканты были вынуждены запомнить много песен и мелодий. Прекрасным примером феноменальной музыкальной памяти народных певцов может служить патриарх наших ханенде народный артист республики 80-летний Джаббар Карягды оглы. Это живая энциклопедия азербайджанского музыкального фольклора: он сохранил в памяти до 500 различных песен и музыкальных вариаций".
В творчестве Джаббара Карягды оглы нашли отражение самые прекрасные традиции народных ханенде. Писатель Мирза Ибрагимов писал: "Как и у всех народов, и у нас самые лучшие мастера с честью служили великой цели. Говоря об этом, мы вспоминаем Низами, Физули, Ахундова, Сабира. Мы вспоминаем известного ханенде и просветителя Джаббара Карягды оглы. Один из выдающихся мастеров Курбан Примов, долгие годы рука об руку с Джаббаром служивший народному искусству, при разговоре о Джаббаре говорил о его честности, великой верности народу и искусству: "Я еще не видел человека, так любящего искусство. Чтобы спеть пять мелодий, он слушал сто. Много читал, выбирал тексты. Каждая исполняемая им мелодия была достойная и законченная. Он ценил слово, выбирал всегда благородные тексты. Сам говорил, что "истинный художник должен не развлекать, а воспитывать людей". Эти простые слова Джаббара имеют глубокий смысл. Они выражают важную мысль, что настоящее искусство должно быть связано со временем, жизнью и борьбой народа, отвечать требованиям твоей эпохи".
Тенор Джаббара Карягды оглы обладал широким диапазоном и высокой тесситурой. Профессор Бюль-Бюль очень ценил голос своего учителя Карягды оглы. Выступая на Всесоюзной конференции вокалистов, проведенной в Баку в 1941 году, Бюль-Бюль сравнивал Джаббара Карягды оглы с великим итальянским певцом Карузо:
"Джаббар Карягды оглы не знает себе равных. Диапазон его голоса - две с половиной октавы. Голос Джаббара сильнее, чем у Карузо. Он пел один мугам в течение двух-трех часов. Карягды оглы - великий артист. Он 60 лет служил народу своим искусством и создал азербайджанскую школу вокала. Прекрасный тембр и обаяние голоса артиста не менялись от времени. В 70-75 лет его голос оставался таким, каким он был в 25-30 лет. Исполнение ритмических мугамов "Хейраты", "Мансурийе", требующих очень сильного голоса, после 70 лет удавалось не всякому ханенде."
Джаббар Карягды
31.3.1861 - 1944Джаббар Карягды оглы известен в истории азербайджанской культуры как выдающийся певец, талантливый композитор, видный музыкальный деятель и поэт-лирик. С его именем связан новый этап развития азербайджанской музыки.Джаббар Карягды оглы родился 31 марта 1861 года в Шуше, в семье красильщика. "Кар ягды" по-азербайджански означает "Снег идет". Говорят, что отец Джаббара, Мешади Исмаил был очень молчаливым, замкнутым человеком. Окружающие часто подтрунивали над ним: "Ай Исмаил, что опять приключилось? Снег что ли идет, что ты такой насупленный?" Потом друзья стали звать его просто "Карягды". Джаббар еще в юности взял себе этот псевдоним.
Шуша была торговым городом; более или менее обеспеченные люди отдавали своих детей в школы; свободное от учебы время дети проводили в лавках и мастерских отцов.Мешади Исмаил также мечтал обучить сына ремеслу красильщика. Но Джаббара с детских лет привлекало искусство ханенде. Красильщиком он не стал.
Хотя во второй половине прошлого столетия в Шуше бурно развивались торговля и ремесла, феодальные отношения еще не ослабли. Здесь строго соблюдались религиозные обычаи и традиции. В городе было 17 мечетей и 6 церквей.
Красильщик Мешади Исмаил был фанатичным верующим и вместе со своими сыновьями (их у него было трое) участвовал во всех религиозных обрядах, которые проходили очень торжественно. Обладатель приятного голоса, Мухаммед - старший сын Мешади Исмаила - в месяц "магеррам" проникновенно исполнял на слова иранского поэта Мохташема элегии в честь имама Хусейна.Трогательный голос Мухаммеда с детства волновал Джаббара, оставив в его сознании неизгладимый след. Еще не посещая школу, Джаббар мечтал петь так, как брат. Это желание уводило его в мир музыки. Джаббар вместе с братом Мухаммедом получает в школе Харрата Кули первое музыкальное образование; он также участвует в мистериях.
Вообще Мухаммед сыграл большую роль в жизни будущего певца. Он с детства воспитал в Джаббаре серьезное отношение к музыке, чуткое отношение к классическому и фольклорному наследию народа. Мухаммеда часто приглашали на свадьбы и вечера. Он брал с собою Джаббара, и несомненно, что в формировании будущего великого народного певца эти меджлисы, где он слушал известных ханенде, постигал тайны певческого искусства, сыграли положительную роль.Джаббар благоговейно внимал голосам таких прославленных мастеров, как Гаджи Гуси, Мешади Иси и Дели Исмаил. Особенно впечатлял его волшебный голос Гаджи Гуси. Маленький Джаббар часто после того, как расходился меджлис, старался подражать певцам, не зная слов. У него нашлись и почитатели: дети, ведя отару на пастбище, просила петь мальчика, восторженно аплодируя ему.Десяти лет Джаббар поступает в городскую школу. Его первым учителем был Мирзали - сын известного в Шуше под псевдонимом Сагари поэта Зейнал-Абдина. Мирзали в совершенстве владел фарсидским и турецким языками, был музыковедом с разносторонними знаниями. Услышав голос Джаббара, он решил обучить его пению. До 15-ти лет Джаббар посещает школу Мирзали, и берет уроки музыкальной науки и фарсидского языка. В годы учебы мальчик писал также стихи и даже участвовал в поэтическом турнире среди своих ровесников.
Однажды в городском квартале "Гурддар" играли свадьбу. Были приглашены известные ханенде того времени: Гаджи Гуси, Мешади Иси, тарист Садыхджан, Джавадбек, Али-бек оглы и кеманчист Мирза. Шестнадцатилетний Джаббар со своим учителем Мирзали был в числе гостей. Свадьба была в разгаре. После того как Гаджи Гуси исполнил мугам "Шуштер", а Мешади Иси - "Махур", Мирзали попросил у тамады - поэта Новраса - разрешения спеть юному Джаббару. В сопровождении тариста Джавадбека тот исполнил "Кюрд-Шахназ". Звонкий и чистый голос Джаббара очаровал не только гостей, но и музыкантов. Его успех более всего изумил старого ханенде Гаджи Гуси, который, поцеловав юношу в лоб, обратился к меджлису с такими словами: "В будущем наше место займет он".
После этого события популярность Джаббара растет. Его приглашают на городские свадьбы. Мешади Исмаила это очень беспокоит, потому что он готовил Джаббара к участию лишь в религиозных представлениях. Отец категорически запрещал Джаббару петь на светских празднествах. В своих воспоминаниях Карягды оглы пишет: "Еще совсем юным я приходил в мечеть "Мердинли", пел марсие вместе с Моллой Рза Ала Палаз оглы". Нужно отметить, что Молла Рза Ала Палаз оглы был известным мастером прошлого столетия долгие годы он пел в Иране. Юный Джаббар с интересом перенимал у Ала Палаз оглы науку исполнения классических мугамов, но в то же время продолжает мечтать об участии в музыкальных меджлисах. Однако отец был непреклонен. О возвращении Джаббара к искусству ханенде тарист Курбан Примов рассказывал:
В то время по соседству с домом Джаббара жил врач по фамилии Смирнов. Врач очень любил Джаббара. Джаббар попросил его помочь ему вернуться к искусству ханенде. Смирнов дал согласие. После этого по сговору с врачом Джаббар прикинулся больным. Он и вправду немного хворал. Джаббар не ест, не пьет, с каждым днем все хиреет. Отец ведет Джаббара к врачу. Немного полечив Джаббара, Смирнов говорит Мешади Исмаилу: "Твой сын болен туберкулезом. Это опасная вещь. Если ты запретишь ему петь, болезнь обострится и погубит сына". Услышав слова врача, Мешади Исмаил бы страшно перепуган и с того дня разрешил Джаббару петь". Так Джаббару удалось вернуться к любимому занятию. Он вновь становится украшением меджлисов. После окончания школы Джаббар изучает у известного ханенде Юсифа Шахсенем оглы несколько дестгяхов, в том числе "Хейраты", "Рахаб", "Баяты-Каджар", ряд старинных азербайджанских теснифов и народных песен.Джаббар Карягды оглы стал постоянным участником народных торжеств и вечеров, повсюду говорят о его блестящем таланте.
Знаменитый Садыхджан приглашает его к себе, чтобы испытать юного ханенде. Волшебный тар Садыхджана как бы задавал вопросы, Джаббар отвечал ему соловьиными трелями. После этого Джаббар был принят в ансамбль Садыхджана.Впервые Джаббар Карягды оглы выступил с Садыхджаном на благотворительном концерте в шушинском театре Хандемирова. Среди выступающих в тот вечер были Гаджи Гуси и Гашим Кештазлы. В сопровождении Садыхджана Гаджи Гуси исполнил мугам "Чаргях", Гашим Кештазлы - "Баяты-Каджар", а Джаббар - "Хейраты". Собравшиеся восторженно приняли всех ханенде, в особенности юного Джаббара.До 20 лет Джаббар Карягды оглы выступал с Садыхджаном как профессиональный певец лишь на карабахских свадьбах и меджлисах. Вскоре слава Джаббара дошла до Баку, Гянджи, Шемахи, Агдаша и других городов. О пребывании Джаббара Карягды оглы в Агдаше рассказывают интересную историю.
Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с восхищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам.
Выступления Джаббара на свадьбах в Баку, Гяндже, Карабахе, Ширване сделали его известным во всем Азербайджане. Вскоре его слава распространилась в Грузии, Армении, Средней Азии, даже Иране, куда его приглашали на свадьбу Муртуза Гулу хана, где он выступил с огромным успехом.Возвращаясь из Ирана, Джаббар со своей группой останавливается на три недели в Эривани, затем успешно выступает на меджлисах в Тифлисе. Тифлисские гастроли длятся три месяца. Красота города покорила Джаббара. Он посвятил ему свою песню "Дороги Тифлиса":
Дороги Тифлиса покрыты камнями.
Мне так одиноко. Не сплю я ночами.
Я грежу, мой милый, твоими бровями.
Припев:
О, где ты, любимый? Себя не таи!
Где ясные очи, где брови твои?
Дороги Тифлиса желтеют хурмою.
Не тронь мою грудь своевольной рукою.
Будь ночью со мной, поднимайся с зарею!
Припев.
Дороги Тифлиса с фисташками схожи.
Поют соловьи по садам придорожным.
От глаз моих милый укрыться не может.
Припев.
После Тифлиса Джаббар Карягды оглы выступал в Поти, Кутаиси и Дербенте. Первый восточный концерт в Азербайджане был организован в Шуше летом 1901 года под руководством драматурга Абдуррагимбека Ахвердова. Концерт состоялся в театре Хандемирова. В нем принимали участие выдающиеся ханенде и музыканты того времени - Кечачи оглы Мухаммед, Гасым Абдуллаев, Мешади Дадаш, Садыхджан, Мешади Зейнал, Арсен Ярамышев, Грикор Бала оглы, Аванес, гости Багдагюль оглы, ашуги Абаскули, Наджафкули и другие.
Продемонстрировав высокое исполнительское искусство, Джаббар Карягды оглы исполнил на концерте газели азербайджанских поэтов Физули, Гасымбека Закира, Сеида Азима Ширвани и Хуршуд Бану Натаван. То, что Джаббар пел на родном языке, во многом способствовало распространению мугамов среди широких народных масс.Успешные выступления Джаббара Карягды оглы в восточных концертах и музыкальных сценах увеличивали его популярность.
Старожилы Шуши рассказывают, что заранее узнав, где будет выступать Джаббар, люди разных профессий - кузнецы, башмачники, портные, лудильщики и т.д.- чуть свет стекались к тому месту. Талантливый ханенде в своих выступлениях всегда учитывал вкус слушателей, старался почувствовать настроение аудитории. Ханенде был очень требователен к себе, стремился глубже изучить родную литературу и поэзию.В начале XX века в связи с развитием капитализма, Баку стремительно рос. Сюда приезжали из Гянджи, Шеки, Шемахи и Шуши многие писатели, поэты, музыканты. Баку привлек внимание и Джаббара Карягды оглы. Его вторичная поездка в этот город состоялась, когда мастеру было примерно 40 лет. В Баку он пользовался заслуженным признанием, городские ханенде и музыканты группировались вокруг него. Вскоре Д.Карягды оглы создал музыкальное трио, в которое входили, кроме него, тарист Мирза Фарадж Рза оглы и кеманчист Мешади Кули, с которыми он выступал на народных праздниках.
11 января 1902 года в музыкальной жизни Баку произошло замечательное событие: состоялся первый концерт восточной музыки (из четырех отделений), его программа была разнообразной и интересной. Джаббар Карягды оглы принял участие в этом концерте.Газета "Каспий" писала:
"Первым из исполнителей вокально-музыкальных пьес выступил известный бакинцам певец Джаббар, исполнивший под аккомпанемент тара и кяманчи мотив "Махур". Певец спел "Махур" хорошо, и публика долго аплодировала как певцу, так и его товарищам. ...Бакинцы проявили огромный интерес к концерту".
В течение пяти лет - с 1900 по 1905 гг. Джаббар Карягды оглы вместе с таристом Мирзой Фараджем и кеманчистом Кули выступал на концертах и меджлисах Баку. В эта время на Апшероне почти ни одна свадьба, ни одно веселье не обходилось без Джаббара. Все старались, чтобы украшением их меджлиса стал популярный певец со своей группой. Но Джаббар никогда не старался соблюдать лишь свои интересы, никогда не противопоставлял себя другим. Старейший ханенде Ислам Абдуллаев рассказывал: "Иногда случалось, что Джаббара в один день приглашали на 3-4 свадьбы или меджлиса. В таких случаях Джаббар сам рекомендовал хозяину меджлиса своих друзей-ханенде. Неоднократно на меджлисы, куда приглашен был сам, он отправлял меня, Кечачи оглы Мухаммеда и Шекили Алескера. И потом, Джаббар не хотел, чтобы кто-нибудь был на него в обиде. Поэтому иногда за один вечер Джаббар бывал на нескольких меджлисах, пел в каждом один дестгях, чтобы не обидеть хозяина дома. Помню, однажды Кечачи оглы и я пели на одной бакинской свадьбе. Туда нас рекомендовал Джаббар. Вечером, когда должны были привезти невесту, вдруг явился Джаббар. Его появление прибавило веселья. Хозяин свадьбы и гости-аксакалы попросили Джаббара спеть "Мансурийе".
Когда и мы в свою очередь стали настаивать на этом, Джаббар, улыбаясь, обратился к гостям: "Я спою "Мансурийе" с одним условием: пусть сначала Кечачи оглы споет "Чобан-Баяты", а Ислам - "Етим сегях". Тогда я к вашим услугам". После нашего пения Джаббар так исполнил "Мансурийе", что услышь я его сейчас, продлилась бы моя жизнь лет на 20".Джаббар не довольствовался выступлениями лишь на бакинских свадьбах и меджлисах; его неоднократно приглашали на сцены театров Тагиева и Маилова. Зная, что имя Джаббара привлечет особенно много зрителей, хозяева театров заранее отмечали в афишах выступления Джаббара. Несмотря на все эти успехи, с приходом лета Джаббар всегда стремился в родную Шушу. Каждый летний приезд знаменитого ханенде превращался в народный праздник.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР Джалилбек Багдадбеков в своих "Воспоминаниях о Карягды оглы" пишет: "Приезд Джаббара в Шушу вызывал большую радость. Хозяева свадеб заранее делили его время между собою. Однажды, проходя по базарной площади, я услышал разговор 3-4 мужчин. Они поздравляли друг друга по случаю приезда Джаббара. Один из них сказал: "Поздравляю тебя, наш брат Джаббар приехал". Другой ответил: "И я тебя поздравляю". Когда Джаббар приезжал в Шушу, все горожане выходили ему навстречу и приветствовали его. Они с такой, искренней радостью встречались с ним, будто Джаббар приносил счастье - "воду жизни". И вправду Джаббар приносил исцеление больным душам. Во время его пребывания в Шуше все разговоры бывали только о нем". Революция 1905 года пробудила народы Востока, в том числе и азербайджанский народ. Она создала условия для оживления всех областей общественной жизни. Передовая интеллигенция Азербайджана плодотворно использовала эти условия.Такие прогрессивные деятели культуры, как Нариман Нариманов, Мирза Алекпер Сабир, Джалил Мамедкулизаде, Абдуррагимбек Ахвердов, Фирудун-бек Кочарли, Ахмед-бек Агаев, Гашим-бек Везиров, Узеир Гаджибеков, Гусейн Араблинский и Джаббар Карягды оглы издавали в Шуше, Шемахе, Гяндже, Баку и других городах газеты, журналы, открывали библиотеки, драматические кружки в рабочих клубах, артистические и благотворительные общества, помогая тем самым просвещению народа.
В 1907-1910 гг. в результате совместной деятельности Узеира Гаджибекова, Мирзы Алекпера Сабира, Гаджиаги Аббасова и Джаббара Карягды оглы в селении Балаханы близь Баку был организован театральный кружок при рабочем клубе, члены которого Мирза Мухтар, Джангир Зейналов, Гусейн Араблинский, Абульфат Вели и Мирзага Алиев часто показывали представления. В антрактах в сопровождении Курбана Примова и Саши Оганезашвили пел Джаббар Карягды оглы.
Иногда Джаббар приглашал в Балаханский клуб своих друзей - Алескера Абдуллаева, Кечачи оглы Мухаммеда, Ширина Ахундова, Арсена Ярамышева и организовывал концерты в пользу бедных студентов и для удовлетворения некоторых нужд школы.В начале XX века акционерные общества "Граммофон", "Спорт-рекорд" и "Экстрафон" охотно записывали ханенде на пластинки, наживая на этом большие капиталы.
Джаббар Карягды оглы в 1906-1912 гг. по приглашению этих акционерных обществ ездил вместе с Курбаном Примовым и Сашей Оганезашвили в Киев, Москву и Варшаву, чтобы сделать записи.Грампластинка Джаббара, выпущенная фирмой "Спорт-рекорд", была быстро распродана. Кроме этого, фирма выпустила каталог, в котором указывались теснифы и мугамы, исполняемые ханенде, и были опубликованы их фотографии. На первых страницах каталога была помещена фотография Джаббара с подписью под нею: "Выдающийся ханенде Джаббар Карягды оглы - шушинец".Записывая свой голос, Джаббар с блеском исполнил классические мугамы. В истории азербайджанской музыки не было второго ханенде, который с таким искусством исполнял бы "Кюрд-Шахназ", "Мансурийе", "Махур" и в особенности "Хейраты", неизменно пробуждая в слушателях добрые чувства, веру в будущее.
Сеид Шушинский отмечал, что когда пел Джаббар, будто мощная горная река выходила из берегов и сметала все на своем пути. Джаббар с большим мастерством исполнял "Баяты-Шираз", "Орта-Махур", "Чаргях", "Раст", "Мирза Гусейн сегяхы", а также "Самаи-шамс", "Мани", "Карабах-шикесте", "Аразбары", "Овшары" и другие. Помимо этого, очень лирично Джаббар пел старинные азербайджанские песни "Гялин гедек даш алтына гейзмейе", "Гезюм яшына таб этмез", "Дамыныздан дамджы дюшер", "Галалыям галалы", "Гаргамышам".
В 1912 году, возвращаясь из Варшавы, Джаббар Карягды остановился в Москве, где дал восточный концерт, в котором приняли участие Кечачи оглы Мухаммед, Давуд Сафияров, Мешади Мамед Фарзалиев, Курбан Примов и Саша Оганезашвили. Успех был так велик, что концерт пришлось повторить.
Около месяца пробыл в Москве руководимый Джаббаром ансамбль сазандаров, выступая на свадьбах и торжествах. Д.Карягды устроил также вечер в честь студента Московской консерватории Узеира Гаджибекова. Собранные деньги были вручены молодому композитору.Д.Карягды оглы, также как Гаджи Гуси, Бюльбюльджан, Мешади Иси и другие талантливые ханенде, прошел долгий творческий путь. Он прежде всего был великим мастером мугамата, знал специфические особенности каждого мугама, для перехода от одной части к другой искусно выбирал теснифы. Например, мугам "Баяты-Каджар" он исполнял очень оригинально, используя особенности турецких мугамов.
"Кюрд-Шахназ" и "Дешти" в его исполнении звучали необыкновенно лирично. Ханенде украшал их, также как и "Чаргях", своеобразными трелями.Ислам Абдуллаев в своих воспоминаниях отмечает, что при исполнении "Мансурийе" не было равного Джаббару. Старейший ханенде не случайно говорил об этом. Исполнение "Мансурийе" требовало от певца большого мастерства. После "Мансурийе" идут части "Зарби Мансурийе" и "Уззал", которые поются очень сильным голосом, на высокой ноте. Не обладая такими данными, ханенде не может петь этот мугам. Но Джаббар, исполняя "Мансурийе", как говорили слышавшие его, находил такие приемы, что даже искусные таристы не поспевали за ним. Именно поэтому Джаббар исполнял "Мансурийе" в сопровождении кяманчи. Джаббар Карягды оглы всегда тщательно подбирал к каждому мугаму глубокосодержательные газели Хафиза, Саади, Физули. Не только на турецком, но и на фарсидском языке он пел с четкой дикцией.Интересный эпизод рассказывает Джалилбек Багдадбеков: "Однажды в Баку богатый купец справлял свадьбу своего сына.
Среди гостей было 10-12 фарсидских купцов. На свадьбе пели Джаббар и еще два других ханенде. Сначала один ханенде спел "Шур". На лицах персидских гостей было недовольство. Они тихо переговаривались друг с другом: "Почему несведущие люди берутся за ремесло ханенде?" Увидев недовольство гостей, хозяин дома попросил петь Джаббара.Джаббар начал дестгях "Махур-Хинди" с газели Саади. На лицах гостей появилось оживление, затем изумление. Среди них был некто лет 65-70, с которым все говорили очень почтительно. Когда старик поинтересовался ханенде, я сказал, что это Джаббар Карягды оглы. Обрадовавшись, что я говорю по-фарсидски, он задал мне много вопросов о Джаббаре. Из разговора стало известно, что старик музыковед. Он сказал: "Я думал, что после Али из Шираза я более не встречу в мире подобный голос, мастерство. Оказывается, я ошибался"...К 1910-1915 годам Джаббар Карягды оглы был широко известен на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Тысячи людей, живущих в Грозном, Владикавказе, Махачкале, Дербенте и в других кавказских городах, стремились попасть на его концерты. Талантом Карягды оглы восхищались в Тебризе, Тегеране, Стамбуле, Ашхабаде, Бухаре, Самарканде.
Порою концерты Джаббара устраивались на широких городских площадях или в живописных уголках, садах близ городов, так как невозможно было вместить в зрительный зал всех желающих послушать певца.Репертуар Д.Карягды оглы был богат и разнообразен. Интересно, что Джаббар пел песни и на армянском, грузинском, туркменском, узбекском и фарсидском языках. Выступая в Армении, он пел турецкие песни "Сары чэкмен йыртылсын", "Мене нэ олду" и другие на армянском языке. Армянские слушатели очень полюбили песню "Мене нэ олду". Позднее она исполнялась армянскими певцами под названием "Ангут ахчик". Джаббар с успехом исполнял также и армянские народные песни "Майрик джан", "Хабаремиес", "Сари-ахчик" и др.
Отправляясь на свадьбы или в гастрольные поездки, Джаббар вынужден был порою месяцами оставаться там, так как народ не отпускал его.Джалилбек Багдадбеков рассказывает о Джаббаре:
"В 1911 году в Эривани с местными любителями мы показывали спектакль. В начале лета Джаббар, тарист Ширин Ахундов и кеманчист Кули приехали в Эривани. Когда я пришел повидать Джаббара, у него был старый ханенде по имени Джюмшуд. Джаббар сообщил, что он даст один концерт в пользу Джюмшуда, и попросил меня подготовить афишу. Не прошло и часа после появления афиш, как все билеты были распроданы. Вечером произошел невиданный случай. Около тысячи зрителей, оставшихся без билетов, требовали билетов. Больше всех упорствовали армянские крестьяне, приехавшие из далеких деревень. После многих трудов в летнем театре объявили второй концерт Джаббара. На другой день было еще больше людей, и я не знал, что делать. Так как ни билетов, ни мест не было, то недовольство оставшихся на улице грозило превратиться в гнев. Тогда Джаббар сам объявил, что будет петь у источника "Хуррам", и все успокоились. На концертах 95% слушателей составляли армяне и азербайджанцы. Исполнение на армянском языке песни "Крунк" было вершиной радости и изумления. Днем позже корреспондент Хачатуров писал в местной газете: "Нет сомнения, что Джаббар самый великий и прославленный ханенде. В исполняемых им на армянском языке песнях не чувствовалось акцента. Это говорит об исключительном таланте Джаббара. Джаббар властвует над душами зрителей".
В 1916 году на средства нефтяной компании братьев Пирон в Баку был снят первый художественный кинофильм по роману Ибрагимбека Мусабекова "В царстве нефти и миллионов". Главную роль исполнял выдающийся азербайджанский артист Гусейн Араблинский. Хозяева "инофирмы пригласили Джаббара петь в этом фильме, который с успехом шел на экранах Закавказья. Ханенде, которые до этого в основном выступали на свадьбах и пиршествах аристократических семей, получили возможность широкого общения с массами любителей музыки.В двадцатые годы в жизни Джаббара Карягды оглы началась новая эпоха. Официально Карягды оглы не был членом какой-либо общественной группы и партии. Однако он доказал свою принадлежность к передовой прогрессивной интеллигенции. Своим искусством он встал на службу молодой республики.
В 1920- 1923 гг. он принял активное участие в работе агитационной бригады, вместе с которой побывал с концертами в Геокчае, Агдаше, Товузе, Кедабеке, Кубе, Гяндже и других городах и районах.Джаббар Карягды оглы был одним из первых организаторов Азербайджанской Государственной консерватории. Ведя уроки по классической музыке, он все свои силы отдавал воспитанию музыкальных кадров, в особенности молодых певцов.Джаббар Карягды оглы долгое время был солистом Азербайджанской Государственной филармонии имени Муслима Магомаева и Управления по радиовещанию; одновременно он был консультантом научно-исследовательского кабинета азербайджанской музыки при консерватории. Более чем за полувековой творческий путь ханенде собрал около 500 народных песен и музыкальных фрагментов и передал их кабинету, обогатив тем самым азербайджанский народный музыкальный фонд.
30 с лишним его песен положены на ноты Узеиром Гаджибековым и Муслимом Магомаевым. Большую помощь оказывал Джаббар Карягды оглы нашим композиторам, сочинявшим оперы и оперетты.Известный композитор Р.М.Глиэр, работая над оперой "Шахсенем", глубоко изучил особенности богатейшей народной музыки Азербайджана. Чтобы ближе познакомиться с ней, он приезжает в 1923 году в Баку. В этом деле большую помощь композитору оказывают Джаббар Карягды оглы и его собрат по искусству видный тарист Курбан Примов. В сопровождении Курбана Примова Джаббар Карягды оглы неоднократно пел композитору старинные азербайджанские песни и теснифы ("Аразбары", "Шикесте", "Состязание ашугов").За помощь, оказанную Р.Глиэру в создании оперы "Шахсенем", ЦИК Азербайджанской ССР наградил Джаббара Карягды оглы Почетной грамотой. Выражая свою признательность Джаббару Карягды оглы, композитор писал: "Почти все использованные мною в опере напевы являются старинными песнями и сообщены мне известным певцом Джаббаром Карягды".К торжествам по поводу тысячелетнего юбилея великого иранского поэта Фирдоуси, которое отмечалось в 1934 году, Джаббар Карягды подготовил шесть классических музыкальных отрывков, они были положены на ноты и отпечатаны.
В 1934 году в течение шести месяцев научно-исследовательский кабинет азербайджанской музыки, руководимый профессором Бюль-Бюлем, записал от него 220 народных песен, теснифов и около 70 народных музыкальных отрывков. Все эти песни и теснифы Д.Карягды оглы спел в сопровождении тариста Курбана Примова. Около 300 песен и теснифов, исполненных Джаббаром Карягды оглы, профессор Бюль-Бюль записал на фоновалик, а композитор Сеид Рустамов переложил на ноты, 50 народных песен, спетых Джаббаром Карягды оглы, в 1938 году были изданы отдельной книгой. Тексты песен в книге были даны на азербайджанском и русском языках. Самой популярной из этих песен, которую Джаббар пел с особым вдохновением, была "На горе растут красные маки".
Распустился на горе пунцовый мак.
В нежной песне соловья печаль и мрак,
Сердце бьется и возлюбленную ждет.
О, когда моя любимая придет?
Ты стройна, моя прекрасная, как лань,
Перестань грустить, родная, перестань!
Посмотри в глаза влюбленные - молю.
Не капризничай. Ведь я тебя люблю.
Почему твой голос грустен и уныл?
Тосковать с тобою вместе нету сил,
Ты прекраснее, чем роза на лугу.
От тебя я оторваться не могу.
Приказала ты, любимая моя,-
Я ушел скитаться в дальние края.
Надо мной ты надсмеялась, не любя.
Я и родины лишился и тебя.
30 мая 1934 года в Тбилиси прошла олимпиада искусства народов Закавказья, организованная с целью дальнейшего развития народного творчества. Она стала важным историческим событием в культурном развитии народов Закавказья. В олимпиаде, которая продолжалась четыре дня, участвовало 1900 человек, представляющих 17 национальностей. Были приглашены самые лучшие певцы, музыканты и танцоры Закавказья. С большим успехом выступил 74-летний Джаббар Карягды оглы, который был удостоен первой премии и Почетной грамоты Закавказского ЦИК. Печать того периода поместила положительные отзывы о Д.Карягды оглы.
31 марта 1935 года в Азербайджанском Государственном драматическом театре имени Азизбекова трудящиеся республики торжественно отметили 75-летие со дня рождения Джаббара Карягды оглы. Писатель Гаджибаба Назарли произнес большую и содержательную речь о жизни и деятельности народного ханенде. Был оглашен указ Совнаркома Азербайджана о присвоении Джаббару Карягды оглы звания народного артиста.После торжественной части состоялся большой восточный концерт в котором, помимо юбиляра выступили лучшие представители азербайджанского искусства.Нарком просвещения Азербайджана Мусеиб Шахбазов в поздравлении по случаю юбилея писал Джаббару Карягды оглы: "...Будучи одним из самых лучших и старейших представителей вокального искусства, Вы с большой силой и энергией 60 лет своей жизни посвятили развитию народной культуры, воспитанию молодых кадров".Учитывая многолетнюю плодотворную творческую деятельность Джаббара Карягды оглы и его выдающиеся заслуги в развитии азербайджанской музыкальной культуры, правительство наградило его орденом "Знак Почета".
Творчество Джаббара Карягды оглы было разносторонним: он был известен не только как народный ханенде, но и как поэт и композитор. Еще с юных лет Джаббар писал стихи, гошма и газели. Он заново написал тексты к многим теснифам, сочинил немало песен на собственные слова. Из этих песен и теснифов особенно известны "Истеканын дешилсин" ("Разбей стакан"), "Каш ки байрам олмяйды" ("Печальный праздник"), "Нахчыванын гедийнидэн ашэйдим" ("В Нахичевань"), "Мзмэлэр" ("Твоя грудь"), "Уча даг бошында" ("На вершине горы") и т. д.
Он сочинял не только песни в традиционном народном стиле, но и музыку и стихи на современные темы. Большую популярность в народе приобрели, например, песни "Баку", "Бей, молоток", "Басти" (о знатном мастере хлопка Басти Багировой), написанные Джаббаром Карягды оглы и впервые исполненные им же.Джаббар Карягды оглы открыл новую страницу в искусстве ханенде. В отличие от старых ханенде, Джаббар Карягды оглы прекрасно знал родную литературу, вместо фарсидских теснифов пел азербайджанские теснифы на тексты Низами, Физули, Закира, Вагифа, Сеида Азима Ширвани и Натаван. Многие ханенде (Гамид Малыбейли, Забул Касим, Ислам Абдуллаев), идя по пути Джаббара, стали петь газели азербайджанских поэтов. Профессор Бюль-Бюль писал, что Джаббара Карягды оглы можно считать пионером среди ханенде, поющих азербайджанские песни.В истории азербайджанской музыки ни один ханенде так глубоко не знал и так страстно не пропагандировал нашу народную музыку, как Карягды оглы. Всем духом и содержанием своего творчества Джаббар Карягды оглы - подлинно народный певец. Его можно поставить в один ряд с такими великими певцами мира, как Э.Карузо, Ф.Шаляпин, Б.Джильи.
Джаббар Карягды оглы обладал врожденным талантом, звучным и сильным голосом обаятельного тембра, исключительной музыкальной памятью, помноженными на отточенное мастерство. Все близко знавшие Карягды оглы удивлялись его памяти. Вот что писала газета "Бакинский рабочий" в марте 1938 года: "Из-за отсутствия нотных знаков до революции народные певцы и музыканты были вынуждены запомнить много песен и мелодий. Прекрасным примером феноменальной музыкальной памяти народных певцов может служить патриарх наших ханенде народный артист республики 80-летний Джаббар Карягды оглы. Это живая энциклопедия азербайджанского музыкального фольклора: он сохранил в памяти до 500 различных песен и музыкальных вариаций".
В творчестве Джаббара Карягды оглы нашли отражение самые прекрасные традиции народных ханенде. Писатель Мирза Ибрагимов писал: "Как и у всех народов, и у нас самые лучшие мастера с честью служили великой цели. Говоря об этом, мы вспоминаем Низами, Физули, Ахундова, Сабира. Мы вспоминаем известного ханенде и просветителя Джаббара Карягды оглы. Один из выдающихся мастеров Курбан Примов, долгие годы рука об руку с Джаббаром служивший народному искусству, при разговоре о Джаббаре говорил о его честности, великой верности народу и искусству: "Я еще не видел человека, так любящего искусство. Чтобы спеть пять мелодий, он слушал сто. Много читал, выбирал тексты. Каждая исполняемая им мелодия была достойная и законченная. Он ценил слово, выбирал всегда благородные тексты. Сам говорил, что "истинный художник должен не развлекать, а воспитывать людей". Эти простые слова Джаббара имеют глубокий смысл. Они выражают важную мысль, что настоящее искусство должно быть связано со временем, жизнью и борьбой народа, отвечать требованиям твоей эпохи".
Тенор Джаббара Карягды оглы обладал широким диапазоном и высокой тесситурой. Профессор Бюль-Бюль очень ценил голос своего учителя Карягды оглы. Выступая на Всесоюзной конференции вокалистов, проведенной в Баку в 1941 году, Бюль-Бюль сравнивал Джаббара Карягды оглы с великим итальянским певцом Карузо:
"Джаббар Карягды оглы не знает себе равных. Диапазон его голоса - две с половиной октавы. Голос Джаббара сильнее, чем у Карузо. Он пел один мугам в течение двух-трех часов. Карягды оглы - великий артист. Он 60 лет служил народу своим искусством и создал азербайджанскую школу вокала. Прекрасный тембр и обаяние голоса артиста не менялись от времени. В 70-75 лет его голос оставался таким, каким он был в 25-30 лет. Исполнение ритмических мугамов "Хейраты", "Мансурийе", требующих очень сильного голоса, после 70 лет удавалось не всякому ханенде."
Сайт: | http://www.ksam.org/forum/index.php?s=5ea09daab041c1cec4e3392080dcb98d&showtopic=20&pid=209500&st=80&#entry209500 |