Энциклопедия / Парки и сады: А. А. Гасанова "Сады и парки Азербайджана" (главы из книги)
Изменить категорию | Все статьи категории
Еще в 1922 г. вблизи железнодорожного вокзала, на пустыре, в дни субботни-
ков был заложен сад им. Ильича. Впоследствие этот сад подвергся значительной реконструкции (архитектор А. Осипов-Степанов, инженер И. Филимонова).
Были сняты металлические решетки, окаймляющие территорию сада, переоборудованы павильонные строения и пешеходные аллеи.
В основу новой планировки сада им. Ильича была положена идея симметричной композиции с главной пешеходной террасой. Она замыкается водной композицией, в виде небольшого бассейна и стекающих струй воды. Симметричное построение сада нарушается расположением павильона "Шалале" ("Водопад") и некоторых небольших строений.
Центральная ось сада пересекается поперечными выходными дорожками и небольшими площадками для отдыха. В ассортименте зеленых насаждений типичные для Баку
древесные и кустарниковые породы. Особенно нарядный вид приобретает сад Ильича в весеннее время, когда расцветают многие его деревья.
Сад Алиага Вахида.
Так ныне называется прежний Губернаторский сад, один из первых садов
города. Реконструкция этого сада, снятие ограды, благоустройство аллей и дорожек позволили включить его великолепное озеленение в пространство города.
Разработка нового проекта реконструкции и озеленения сада была осуществлена в 70-е годы творческой группой архитекторов СПСБ при Бакгорисполкоме (архитектор В. Мусаев и др.) с участием агрономов и садоводов.
Значительно помолодев, сад тем не менее сохранил присущий ему неповторимый колорит. По-прежнему восхищают посетителей сада стройные деревья, среди которых привезенные из разных стран: американский ясень, персидская сирень, хлебное дерево, финиковые пальмы, фисташки.
С каждым годом все обильнее разрастаются кустарники живоблота, желтофиника и других вьющихся растений, покрывая большую площадь на земле и причудливо обвивая стволы деревьев. Пышная зелень сада превосходно гармонирует с бассейнами, фонтанами, павильонами и беседками - этими неизменными элементами садово-парковой архитектуры.
После проведенной реконструкции сад им. Алиага Вахида пополнился новыми скульптурными композициями, выставленными на пленер и значительно усилившими эстетико-художественный потенциал среды.
Удачно выполненные малые архитектурные формы: каменные фонари, питьевые
фонтанчики и тумбы, удобные скамейки, подскальные водопады - все это вместе составляет запоминающуюся картину и выразительный художественный образ паркового пейзажа. Эта своеобразная садово-парковая "мебель", как важный элемент ландшафтного дизайна, умело дополняется живописным рисунком покрытия территории парка и его дорожек, выполненным из мощенного булыжника, речного камня, мраморных и известковых плит.
Осуществленная одновременно с этим прорезка и очистка парка от старых, ветхих деревьев и зарослей кустарника, не только наполнила его уголки солнечным светом,
но и позволила открыть интересные перспективы на крепостную стену и окружающие городские пространства.
Сад им. 9 января.
В послевоенное время был дважды реконструирован, один из старейших зеленых массивов Баку - сад им. 9 января.
Основу архитектурно-ландшафтной композиции сада стал составлять бассейн криволинейной формы, со скульптурной группой "Три грации". В качестве пьедестала для скульптур грациозных девушек служат крупные глыбы естественного камня. Водяные
струи фонтанов озонируют воздух и создают приятный микроклимат в жаркое летнее время.
Необычен по своей архитектуре садовый павильон, колонны которого начинаются с водного бассейна. Дорожки сада трассированы таким образом, что пронизывают его пространство по диагонали и непременно проходят рядом с центрально-расположенным бассейном. Хотя сад по своим размерам очень мал (примерно 0,8 га), он достаточно уютен и является любимым местом отдыха многих бакинцев.
Зеленая масса сада им. 9 января расположена так, что создает большие тенистые зоны, где располагаются скамейки для отдыха. Среди деревьев встречаются подлески из кустарников и цветники, которые придают саду необычный колорит и привлекают внимание прохожих необычностью композиционного приема.
Заслуживают внимание малые архитектурные формы - световые фонари, газетный киоск, домик- кормушка для голубей и другие элементы ландшафтного дизайна, безусловно, усиливающие эстетическое воздействие сада.
Сад Азадлыг.
В центральной части города Баку на площади 1,8 га в 1922 году был заложен сад,
названный площадью Свободы. Позже сад был переименован в площадь 26-ти бакинских комиссаров.
Ныне этот сад носит название Азадлыг. Сад с самого начала рассматривался как зеленое устройство мемориального назначения.
В первые годы после закладки сада по проекту гражданского инженера И. Лалевича и
скульптора Е. Трипольской был установлен символический памятник 26-ти бакинским комиссарам.
Позже сад подвергся значительной реконструкции. Центральным акцентом сада стала братская могила комиссарам и вечный огонь. Главная, подходящая к могиле аллея с двух сторон высажена стройными пирамидальными кипарисами, создававшими торжественную парадность. На фоне хорошо скомпанованной зелени в строгом ритме размещались бюсты бакинских комиссаров (скульптор П. Cабсай).
В 1960 году на площади была установлена скульптурная композиция С. Меркурова, изображающая момент расстрела комиссаров. В результате сад стал перенасыщен скульптурными композициями, причем они различались по своему художественному почерку. По этой причине Советом Министров и Союзом архитекторов Азербайджана был объявлен конкурс на проект переустройства сада, в котором приняли участие ведущие проектные организации страны (в том числе ГГПИ "Азгоспроект", ПИ "Бакгипрогор" и др.).
Проект, получивший первую премию (авторы – архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов и Н. Мамедов) предусматривал раскрытие композиции мемориала на братскую могилу, где располагалось символическое скульптурное изображение и
вечный огонь. Пантеон опоясывается кольцом, создающим настроение печали и скорби.
Сквер им. М. Ф. Ахундова.
Представляет безусловный интерес сквер им. М. Ф. Ахундова - великого азербайджанского просветителя. Этот сквер был разбит еще в довоенное время, а в 1930 г. в нем был установлен памятник писателю (скульптор - П. Сабсай).
Установленный в центре небольшого сквера в тесной застройке центральных кварталов города, памятник отлично вписывается в окружающую среду. Правильно найденное соотношение скульптуры и постамента, масштабность его по отношению к скверу способствовали созданию интересного произведения искусства, эстетическая
ценность которого сохраняется до наших дней.
Поэтому сквер подвергался в последние годы лишь незначительной реконструкции. Это коснулось, в основном, благоустройства территории,
устройства светильников, отражающих дух той эпохи, а также обновления ряда зеленых насаждений.
Сквер Музея искусств им. Мустафаева.
Примерно в то же время по проекту архитектора К. Сенчихина на ул. Ниязи (бывшая Садовая улица, им. Чкалова) на месте бывших складов был сооружен сквер.
Резко выраженный рельеф продиктовал целесообразность освоения территории путем
ее террасирования.
Строгий классический план, не лишенный определенной патетики, четко организует
небольшое пространство. Сквер решен не как место отдыха, а как декоративный комплекс садово-парковой архитектуры. В жаркие солнечные дни в сквере мало тенистых мест. Однако хорошо выполненные архитектурные детали создают сильный художественный образ и запоминающееся впечатление.
Своеобразные формы элементов сквера несколько перекликаются с архитектурой Нагор-
ного парка. Интересно декорирована вьющейся зеленью (лоницерой) подпорная стена верхней террасы, которая соединяется с комплексом Английского парка.
Весьма декоративны уместно размещенные и правильно учитывающие особенности планировочной композиции - вечнозеленый ниттоспорум, альбиция, лигуструм японский и китайский.
Особую прелесть скверу придают его цветники, а также террасированные ступени, выложенные из крупных каменных плит. В последние годы сквер подвергался лишь незначительной реконструкции, выразившейся в ремонте бассейна на средней террасе
и реставрация плиточных покрытий, расположенных по рельефу сквера.
Сквер на площади Низами.
Работы по разбивке сквера были начаты еще в конце 30-х годов и были вызваны подготовкой к празднованию юбилея 800-летия великого азербайджанского поэта Низами
Гянджеви.
Территория подлежащая реконструкции была занята одноэтажными зданиями, караван-сараями и торговыми лавками. Их снос позволил создать в этой части города один из наиболее выразительных архитектурных ансамблей Баку, который включил в себя прекрасно спланированный сквер, великолепный памятник поэта, площадь, носящую его имя окружающие здание - Музея имени Низами, жилой дом "Монолит", "Исмаилие" и Дом печати.
Памятник Низами установлен на верхней площадке сквера (скульптор Ф. Абдурахманов,
архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов) террасообразно разместившегося на прямоугольном участке со сложным рельефом (уклон до 10 м). Фигура Низами обращена на восток, и памятник, благодаря своему высокому пьедесталу, хорошо обозревается с разных сторон.
Объемно пространственное решение сквера, его зеленое убранство и малые формы позволяют говорить о достижении здесь гармоничного единства ландшафтной архитектуры. Удачно подобран ассортимент древесных и кустарниковых растений.
В весенний период наблюдается красочное цветение, которое превращает сквер в излюбленное место отдыха бакинцев.
В конце 80-х годов, в связи с реконструкцией центральной зоны Баку, окружение сквера
подверглось некоторой трансформации. С северной части сквер стала окаймлять широкая лестничная экспланада, а с востока его завершил террасированный водный каскад. В журчании воды как бы отражается мелодичность и поэтический строй знаменитых произведений Низами.
Такой прием, издавна встречавшийся в садах Востока, наиболее полно отвечает условиям южного города и традициям народной архитектуры.
Сквер им. Сабира.
Сквер, расположенный у самой крепостной стены, формировался поэтапно.
Еще в 1922 году в сквере, созданном по проекту архитектора Г. Алескерова, был установлен памятник великому азербайджанскому сатирику Сабиру (скульптор Я. Кейлихес, архитектор Я. Сарыщев), который характеризовался камерным масштабом и располагался вблизи от средневековой стены.
В 50 – годы участок сквера значительно расширился и территория его была дополнительно благоустроена и озеленена.
Новая структура озеленения и открывавшийся интересный вид на древнюю крепостную стену усилили архитектурно-художественный облик всего пространства.
Возникла необходимость в создании нового памятника поэту, который и был установлен в 1958 г. (скульптор Д. Карягды, архитекторы Г. Али-заде и Э. Исмайлов) в центре планировочной композиции сквера. Памятник Сабиру олицетворяет собою выразительный образ поэта: и несмотря на противоречивые мнения, на наш взгляд, он удачен по своему масштабу и "работает" на все пространство сквера и его окружение.
Немаловажным компонентом сквера являются находящиеся в его окружении исторические
памятники архитектуры. Реконструктивные мероприятия, проведенные по озеленению и благоустройству способствовали достижению характерного архитектурно-ландшафтного образа сквера, органично "вписали" его в городское пространство, сделав одним из самых привлекательных уголков города Баку.
Сквер им. Самеда Вургуна.
На бывшем пустыре, где устраивались ярмарки, разбит сквер им. Самеда Вургуна (архитектор А. Осипов-Степанов, аграномы С. Беликов, А. Махмудбекова).
Он представляет собой аванплощадь перед крупным общественным зданием - Управлением Азербайджанской железной дороги.
В основу архитектурного замысла здесь так же была положена симметричная
композиция, что определяется общей градостроительной ситуацией размещения сквера.
Главной планировочной осью сквера им. Самеда Вургуна является широкая раскрытая аллея с расположенными на ней цветочными клумбами. Со стороны ул. Пушкина в сквере установлен памятник народному поэту Азербайджана Самеду Вургуну (скульптор Ф. Абдурахманов, архитектор М. Усейнов).
За памятником поэта расположен бассейн с фонтанами, которые придают саду особую торжественность и динамичность. Планировочной особенностью сквера является открытая панорама окружающей застройки, а также покрытие его территории из красного битого кирпича.
В озеленении сквера использованы вечнозеленые, хвойные и листопадные деревья (сосна эльдарская, кипарис, тополь, мелия и др.) и кустарники (лигуструм и др.). Удачно включаются в общую композицию сквера тумбы с цветочными летниками и многолетниками.
Сквер им. Физули.
Расположенный на продольной оси площади и бульвара Физули, сквер является хорошим дополнением памятника великому азербайджанскому поэту Мохаммеду Физули и всей Театральной площади. Скульптор Т. Мамедов и архитектор X. Мухтаров удачно расположили памятники мыслителя и поэта на фоне здания театра Азербайджанской драмы (архитектор Г. Али-заде).
Благоустройство сквера, его малые формы и зеленые насаждения вполне гармонируют с серым гранитным пьедесталом, украшенным горельефами на тему бессмертной поэмы Физули "Лейли и Меджнун". Памятник по своим физическим размерам и интересному художественно-эстетическому решению органично вписался в пространство сквера и стал неотъемлемым элементом архитектурного образа этой части города Баку.
Важно отметить, что сквер был создан на месте некогда существовавшей районной площади Кубинской (Губа-мейданы) - заболоченной и грязной территории, застроенной
ветхими строениями. А сейчас - это место является важным градостроительным узлом города, поскольку по новому генеральному плану Баку здесь пересекаются главные композиционные оси города и прокладывается широтный зеленый бульвар.
Сквер у памятника "Освобождение".
На развилке улиц Дж. Джабарлы и Губанова в середине 60-х годов появился новый сквер - озелененный треугольник, в центре которого была установлена скульптура "Освобожение" (скульптор Ф. Абдурахманов, архитектор М. Усейнов).
Находящиеся в окружении высокие ширококронные деревья поначалу частично закрывали пьедестал памятника и поэтому он не полностью просматривался на близком расстоянии. В настоящее время памятник, лишенный окружающего озеленения лучше просматривается и занимает доминирующее положение на данном участке.
Зеленая архитектура сквера подчинена основному сооружению комплекса: убраны
малоценные листопадные деревья, введен вечнозеленый, формованный партерный кустарник и цветущие растения. В перспективе, когда возникает необходимость обновления сквера, желательно заменить покрытие площадки, используя тонкие мозаичные бетонные плиты, установить светильники - торшеры, решенные в едином стиле со всей композицией ансамбля.
Сквер у Фуникулера.
У входа в нижнюю часть Нагорного парка, напротив павильона фуникулера, в середине 60-х годов сложилась интересная площадь.
Ее украшает небольшой сквер с фонтаном, в центре которого установлена бронзовая скульптура Бахрам-Гура - одного из персонажей поэмы "Семь красавиц" Низами. Восприятие панорамы площади и сквера значительно обогащается включением в нее
озелененных холмов Нагорного парка.
Особенно зрелищно выглядит сквер в ночное время, когда подсвеченные струи фонтана, словно волшебные струны, издают мелодичный плеск воды.
Авторами этого уютного сквера являются архитектор В. Шульгин, скульпторы Г. Суджеддинов, В. Мустафаев и Д. Рустамов, сумевшие придать этому уголку Баку свой неповторимый "сказочный" вид.
Сквер Зеленого театра.
В нижней части Нагорного парка размещен Зеленый театр (архитекторы А. Суркин, В. Шульгин и др.), представляющий собой интересный пример ландшафтной архитек-
туры начала 60-х годов.
Естественные складки парковой территории и сложившиеся деревья здесь были
оригинально использованы для зрительного зала и фойе. Достаточно выразительны по решению кашпо с ампельными растениями, вкомпоновонные в ложи и стены из груботесанного камня.
Сильное эмоционально-эстетическое впечатление достигается за счет использования раскрывающейся панорамы города и бухты как естественной декорации и арьерсцены.
С общей композицией Зеленого театра хорошо увязывается сценическая группа.
Ажурный металлический портал сцены в совокупности с убирающимся экраном не только позволяет использовать сценическую площадку для больших театральных представлений, но и сохраняет вид на бухту. В этот естественный пейзаж хорошо вписываются также зеленая лужайка, служащая полом сцены, и бассейн, подсвечиваемый в вечерние часы.
Ивы плакучие, сосны эльдарские и ряд ширококронных пород деревьев дополняют общее
декоративно-художественное убранство театра. Окружающий его сквер густо усажен зелеными насаждениями, что и дало название Зеленому театру.
В сквере удачно проложены пешеходные аллеи, в связи с чем достигается удобство передвижений даже в условиях сложного рельефа. Специфической особенностью рассматриваемого сквера является его органичная связь с природной средой и прилегающими крупными зелеными массивами. Располагаясь между двумя наиболее посещаемыми бакинцами зелеными зонами - Нагорным парком и бульваром, Зеленый театр со своим сквером как бы связывает их в единую ландшафтно-экологическую систему.
Сквер у подножья "Гыз-галасы".
Уникальный архитектурный памятник "Гыз галасы" ("Девичья башня"), который датируется в широком диапазоне IV в. до н. э. - XII в., стал как бы символом старого Баку. После сноса окружавших памятник ветхих строений, он предстал во всей своей исключительной выразительности.
Разработка проекта благоустройства и озеленения окружающей башню территории (архитекторы А. Суркин, С. Самедова, инженер Н. Филимонова) была сложной
архитектурно-ландшафтной задачей.
"Гыз галасы" расположена на сложном рельефе с выступающим на
дневную поверхность скалистым основанием. Его главный фасад выходит на одну из центральных магистралей города и ориентируется на морскую акваторию. Необходимо было учитывать окружающую застройку: на север и юг от памятника расположены жилые дома разных исторических эпох, а по другую сторону - древние памятники - архитектурно-средневековый базар, баня, культовые и другие сооружения.
Архитектурно-пространственная композиция сквера, принятая авторами проекта, увязана с
реконструкцией всего окружающего района. Она основывается на идее органичного сочетания подпорных стен, пандусов и площадок, которые дополняют собою конфигурацию участка и усиливают звучание силуэта башни.
Однако в покрытиях площадок, вместо уложенных бетонных плит, правильнее было
бы использовать постелистый известняковый камень. Вместо растений, не свойственных эпохе башни (лигуструм формованный), правильнее высадить традиционные, интересные по габитусу деревья инжира или шелковицы. Вместе с тем, авторам удалось достичь интересной по архитектурно- пространственному решению композиции и целесообразной ландшафтной организации сквера, главной доминантой которого является бесценный исторический памятник азербайджанской архитектуры.
Сквер на площади Фонтанов.
Первые работы по реконструкции старого городского сквера, называемого "Парапет", были осуществлены в 50-е годы (архитектор И. Тихомирова), в результате которых он превратился в просторную, хорошо озелененную площадь-сквер, связанную с небольшими
старыми скверами у Дворца печати и здания библиотеки.
Занимая узловое место в центральной части Баку, сквер на протяжении долгих лет находился в фокусе основных пешеходных потоков бакинцев и частей столицы.
Роль его в общей садово-парковой системе города всегда была весьма велика.
Прежде всего это объясняется историческим значением его местоположения - на стыке важнейших центральных улиц города.
Кроме того, сквер является как бы продолжением зеленой зоны, начинающейся в парке у Государственной филармонии, затем продолжающейся скверами имени Сабира и Низами.
Новый этап реконструктивных работ по преобразованию сквера был начат в 1984 году. По
замыслу архитектора-художника Р. Сейфуллаева ранее существовавший сквер был значительно видоизменен и стал неотъемлемым компонентом всей площади и системы прилегающих пешеходных улиц.
Сквер превратился из замкнутого в самом себе зеленого образования в открытую архитектурно-ландшафтную систему, органично связанную с пространственной средой городского центра. Существенно обновился состав зеленых насаждений, раскрылся вид на некогда малозаметную группу экзотических пальм, по-новому стали выглядеть ширококронные лиственные деревья. Из хаотичного скопления деревьев и кустарников (часть из которых вовсе была убрана) сквер превратился в хорошо организованное архитектурное пространство.
Немаловажное значение стала играть "архитектура земли", которая ярко выразилась в террасированном решении поверхности сквера.
Территория площади и сквера покрыта специальными бетонными плитами красноватого оттенка; террасы и ступени сквера окантованы белым камнем.
Крупные квадраты для цветников также выполнены из белого камня.
Тем самым создается оригинальное цветовое решение сквера, зеленое убранство которого дополняется красными и белыми тонами архитектурного оформления, а также другими цветовыми акцентами городского дизайна.
Неотъемлемую часть ахитектурно-ландшафтной композиции сквера составляют фонтаны.
Именно из-за большого числа фонтанов, органично вписавшихся в пространство сквера и его окружение, он стал называться площадью Фонтанов. Находящийся в центре сквера фонтан украшен скульптурной композицией.
Другая группа фонтанов размещена между кромкой сквера и окружающей исторической застройкой города. Широко известна та огромная роль, которую играет вода в садово-парковом искусстве восточных городов. Поэтому подведение к скверу водных источников, использование артезианских вод и системы водных зеркал с фонтанами, безусловно, способствуют созданию благоприятного кондиционирования микроклиматического комфорта, что очень важно в условиях жаркого климата Баку.
Автор: © TBS
Из главы 2.3. - Архитектурно-композиционное решение скверов и садов. Стр. 55 - 59
Сад им. Ильича.Еще в 1922 г. вблизи железнодорожного вокзала, на пустыре, в дни субботни-
ков был заложен сад им. Ильича. Впоследствие этот сад подвергся значительной реконструкции (архитектор А. Осипов-Степанов, инженер И. Филимонова).
Были сняты металлические решетки, окаймляющие территорию сада, переоборудованы павильонные строения и пешеходные аллеи.
В основу новой планировки сада им. Ильича была положена идея симметричной композиции с главной пешеходной террасой. Она замыкается водной композицией, в виде небольшого бассейна и стекающих струй воды. Симметричное построение сада нарушается расположением павильона "Шалале" ("Водопад") и некоторых небольших строений.
Центральная ось сада пересекается поперечными выходными дорожками и небольшими площадками для отдыха. В ассортименте зеленых насаждений типичные для Баку
древесные и кустарниковые породы. Особенно нарядный вид приобретает сад Ильича в весеннее время, когда расцветают многие его деревья.
Сад Алиага Вахида.
Так ныне называется прежний Губернаторский сад, один из первых садов
города. Реконструкция этого сада, снятие ограды, благоустройство аллей и дорожек позволили включить его великолепное озеленение в пространство города.
Разработка нового проекта реконструкции и озеленения сада была осуществлена в 70-е годы творческой группой архитекторов СПСБ при Бакгорисполкоме (архитектор В. Мусаев и др.) с участием агрономов и садоводов.
Значительно помолодев, сад тем не менее сохранил присущий ему неповторимый колорит. По-прежнему восхищают посетителей сада стройные деревья, среди которых привезенные из разных стран: американский ясень, персидская сирень, хлебное дерево, финиковые пальмы, фисташки.
С каждым годом все обильнее разрастаются кустарники живоблота, желтофиника и других вьющихся растений, покрывая большую площадь на земле и причудливо обвивая стволы деревьев. Пышная зелень сада превосходно гармонирует с бассейнами, фонтанами, павильонами и беседками - этими неизменными элементами садово-парковой архитектуры.
После проведенной реконструкции сад им. Алиага Вахида пополнился новыми скульптурными композициями, выставленными на пленер и значительно усилившими эстетико-художественный потенциал среды.
Удачно выполненные малые архитектурные формы: каменные фонари, питьевые
фонтанчики и тумбы, удобные скамейки, подскальные водопады - все это вместе составляет запоминающуюся картину и выразительный художественный образ паркового пейзажа. Эта своеобразная садово-парковая "мебель", как важный элемент ландшафтного дизайна, умело дополняется живописным рисунком покрытия территории парка и его дорожек, выполненным из мощенного булыжника, речного камня, мраморных и известковых плит.
Осуществленная одновременно с этим прорезка и очистка парка от старых, ветхих деревьев и зарослей кустарника, не только наполнила его уголки солнечным светом,
но и позволила открыть интересные перспективы на крепостную стену и окружающие городские пространства.
Сад им. 9 января.
В послевоенное время был дважды реконструирован, один из старейших зеленых массивов Баку - сад им. 9 января.
Основу архитектурно-ландшафтной композиции сада стал составлять бассейн криволинейной формы, со скульптурной группой "Три грации". В качестве пьедестала для скульптур грациозных девушек служат крупные глыбы естественного камня. Водяные
струи фонтанов озонируют воздух и создают приятный микроклимат в жаркое летнее время.
Необычен по своей архитектуре садовый павильон, колонны которого начинаются с водного бассейна. Дорожки сада трассированы таким образом, что пронизывают его пространство по диагонали и непременно проходят рядом с центрально-расположенным бассейном. Хотя сад по своим размерам очень мал (примерно 0,8 га), он достаточно уютен и является любимым местом отдыха многих бакинцев.
Зеленая масса сада им. 9 января расположена так, что создает большие тенистые зоны, где располагаются скамейки для отдыха. Среди деревьев встречаются подлески из кустарников и цветники, которые придают саду необычный колорит и привлекают внимание прохожих необычностью композиционного приема.
Заслуживают внимание малые архитектурные формы - световые фонари, газетный киоск, домик- кормушка для голубей и другие элементы ландшафтного дизайна, безусловно, усиливающие эстетическое воздействие сада.
Сад Азадлыг.
В центральной части города Баку на площади 1,8 га в 1922 году был заложен сад,
названный площадью Свободы. Позже сад был переименован в площадь 26-ти бакинских комиссаров.
Ныне этот сад носит название Азадлыг. Сад с самого начала рассматривался как зеленое устройство мемориального назначения.
В первые годы после закладки сада по проекту гражданского инженера И. Лалевича и
скульптора Е. Трипольской был установлен символический памятник 26-ти бакинским комиссарам.
Позже сад подвергся значительной реконструкции. Центральным акцентом сада стала братская могила комиссарам и вечный огонь. Главная, подходящая к могиле аллея с двух сторон высажена стройными пирамидальными кипарисами, создававшими торжественную парадность. На фоне хорошо скомпанованной зелени в строгом ритме размещались бюсты бакинских комиссаров (скульптор П. Cабсай).
В 1960 году на площади была установлена скульптурная композиция С. Меркурова, изображающая момент расстрела комиссаров. В результате сад стал перенасыщен скульптурными композициями, причем они различались по своему художественному почерку. По этой причине Советом Министров и Союзом архитекторов Азербайджана был объявлен конкурс на проект переустройства сада, в котором приняли участие ведущие проектные организации страны (в том числе ГГПИ "Азгоспроект", ПИ "Бакгипрогор" и др.).
Проект, получивший первую премию (авторы – архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов и Н. Мамедов) предусматривал раскрытие композиции мемориала на братскую могилу, где располагалось символическое скульптурное изображение и
вечный огонь. Пантеон опоясывается кольцом, создающим настроение печали и скорби.
Сквер им. М. Ф. Ахундова.
Представляет безусловный интерес сквер им. М. Ф. Ахундова - великого азербайджанского просветителя. Этот сквер был разбит еще в довоенное время, а в 1930 г. в нем был установлен памятник писателю (скульптор - П. Сабсай).
Установленный в центре небольшого сквера в тесной застройке центральных кварталов города, памятник отлично вписывается в окружающую среду. Правильно найденное соотношение скульптуры и постамента, масштабность его по отношению к скверу способствовали созданию интересного произведения искусства, эстетическая
ценность которого сохраняется до наших дней.
Поэтому сквер подвергался в последние годы лишь незначительной реконструкции. Это коснулось, в основном, благоустройства территории,
устройства светильников, отражающих дух той эпохи, а также обновления ряда зеленых насаждений.
Сквер Музея искусств им. Мустафаева.
Примерно в то же время по проекту архитектора К. Сенчихина на ул. Ниязи (бывшая Садовая улица, им. Чкалова) на месте бывших складов был сооружен сквер.
Резко выраженный рельеф продиктовал целесообразность освоения территории путем
ее террасирования.
Строгий классический план, не лишенный определенной патетики, четко организует
небольшое пространство. Сквер решен не как место отдыха, а как декоративный комплекс садово-парковой архитектуры. В жаркие солнечные дни в сквере мало тенистых мест. Однако хорошо выполненные архитектурные детали создают сильный художественный образ и запоминающееся впечатление.
Своеобразные формы элементов сквера несколько перекликаются с архитектурой Нагор-
ного парка. Интересно декорирована вьющейся зеленью (лоницерой) подпорная стена верхней террасы, которая соединяется с комплексом Английского парка.
Весьма декоративны уместно размещенные и правильно учитывающие особенности планировочной композиции - вечнозеленый ниттоспорум, альбиция, лигуструм японский и китайский.
Особую прелесть скверу придают его цветники, а также террасированные ступени, выложенные из крупных каменных плит. В последние годы сквер подвергался лишь незначительной реконструкции, выразившейся в ремонте бассейна на средней террасе
и реставрация плиточных покрытий, расположенных по рельефу сквера.
Сквер на площади Низами.
Работы по разбивке сквера были начаты еще в конце 30-х годов и были вызваны подготовкой к празднованию юбилея 800-летия великого азербайджанского поэта Низами
Гянджеви.
Территория подлежащая реконструкции была занята одноэтажными зданиями, караван-сараями и торговыми лавками. Их снос позволил создать в этой части города один из наиболее выразительных архитектурных ансамблей Баку, который включил в себя прекрасно спланированный сквер, великолепный памятник поэта, площадь, носящую его имя окружающие здание - Музея имени Низами, жилой дом "Монолит", "Исмаилие" и Дом печати.
Памятник Низами установлен на верхней площадке сквера (скульптор Ф. Абдурахманов,
архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов) террасообразно разместившегося на прямоугольном участке со сложным рельефом (уклон до 10 м). Фигура Низами обращена на восток, и памятник, благодаря своему высокому пьедесталу, хорошо обозревается с разных сторон.
Объемно пространственное решение сквера, его зеленое убранство и малые формы позволяют говорить о достижении здесь гармоничного единства ландшафтной архитектуры. Удачно подобран ассортимент древесных и кустарниковых растений.
В весенний период наблюдается красочное цветение, которое превращает сквер в излюбленное место отдыха бакинцев.
В конце 80-х годов, в связи с реконструкцией центральной зоны Баку, окружение сквера
подверглось некоторой трансформации. С северной части сквер стала окаймлять широкая лестничная экспланада, а с востока его завершил террасированный водный каскад. В журчании воды как бы отражается мелодичность и поэтический строй знаменитых произведений Низами.
Такой прием, издавна встречавшийся в садах Востока, наиболее полно отвечает условиям южного города и традициям народной архитектуры.
Сквер им. Сабира.
Сквер, расположенный у самой крепостной стены, формировался поэтапно.
Еще в 1922 году в сквере, созданном по проекту архитектора Г. Алескерова, был установлен памятник великому азербайджанскому сатирику Сабиру (скульптор Я. Кейлихес, архитектор Я. Сарыщев), который характеризовался камерным масштабом и располагался вблизи от средневековой стены.
В 50 – годы участок сквера значительно расширился и территория его была дополнительно благоустроена и озеленена.
Новая структура озеленения и открывавшийся интересный вид на древнюю крепостную стену усилили архитектурно-художественный облик всего пространства.
Возникла необходимость в создании нового памятника поэту, который и был установлен в 1958 г. (скульптор Д. Карягды, архитекторы Г. Али-заде и Э. Исмайлов) в центре планировочной композиции сквера. Памятник Сабиру олицетворяет собою выразительный образ поэта: и несмотря на противоречивые мнения, на наш взгляд, он удачен по своему масштабу и "работает" на все пространство сквера и его окружение.
Немаловажным компонентом сквера являются находящиеся в его окружении исторические
памятники архитектуры. Реконструктивные мероприятия, проведенные по озеленению и благоустройству способствовали достижению характерного архитектурно-ландшафтного образа сквера, органично "вписали" его в городское пространство, сделав одним из самых привлекательных уголков города Баку.
Сквер им. Самеда Вургуна.
На бывшем пустыре, где устраивались ярмарки, разбит сквер им. Самеда Вургуна (архитектор А. Осипов-Степанов, аграномы С. Беликов, А. Махмудбекова).
Он представляет собой аванплощадь перед крупным общественным зданием - Управлением Азербайджанской железной дороги.
В основу архитектурного замысла здесь так же была положена симметричная
композиция, что определяется общей градостроительной ситуацией размещения сквера.
Главной планировочной осью сквера им. Самеда Вургуна является широкая раскрытая аллея с расположенными на ней цветочными клумбами. Со стороны ул. Пушкина в сквере установлен памятник народному поэту Азербайджана Самеду Вургуну (скульптор Ф. Абдурахманов, архитектор М. Усейнов).
За памятником поэта расположен бассейн с фонтанами, которые придают саду особую торжественность и динамичность. Планировочной особенностью сквера является открытая панорама окружающей застройки, а также покрытие его территории из красного битого кирпича.
В озеленении сквера использованы вечнозеленые, хвойные и листопадные деревья (сосна эльдарская, кипарис, тополь, мелия и др.) и кустарники (лигуструм и др.). Удачно включаются в общую композицию сквера тумбы с цветочными летниками и многолетниками.
Сквер им. Физули.
Расположенный на продольной оси площади и бульвара Физули, сквер является хорошим дополнением памятника великому азербайджанскому поэту Мохаммеду Физули и всей Театральной площади. Скульптор Т. Мамедов и архитектор X. Мухтаров удачно расположили памятники мыслителя и поэта на фоне здания театра Азербайджанской драмы (архитектор Г. Али-заде).
Благоустройство сквера, его малые формы и зеленые насаждения вполне гармонируют с серым гранитным пьедесталом, украшенным горельефами на тему бессмертной поэмы Физули "Лейли и Меджнун". Памятник по своим физическим размерам и интересному художественно-эстетическому решению органично вписался в пространство сквера и стал неотъемлемым элементом архитектурного образа этой части города Баку.
Важно отметить, что сквер был создан на месте некогда существовавшей районной площади Кубинской (Губа-мейданы) - заболоченной и грязной территории, застроенной
ветхими строениями. А сейчас - это место является важным градостроительным узлом города, поскольку по новому генеральному плану Баку здесь пересекаются главные композиционные оси города и прокладывается широтный зеленый бульвар.
Сквер у памятника "Освобождение".
На развилке улиц Дж. Джабарлы и Губанова в середине 60-х годов появился новый сквер - озелененный треугольник, в центре которого была установлена скульптура "Освобожение" (скульптор Ф. Абдурахманов, архитектор М. Усейнов).
Находящиеся в окружении высокие ширококронные деревья поначалу частично закрывали пьедестал памятника и поэтому он не полностью просматривался на близком расстоянии. В настоящее время памятник, лишенный окружающего озеленения лучше просматривается и занимает доминирующее положение на данном участке.
Зеленая архитектура сквера подчинена основному сооружению комплекса: убраны
малоценные листопадные деревья, введен вечнозеленый, формованный партерный кустарник и цветущие растения. В перспективе, когда возникает необходимость обновления сквера, желательно заменить покрытие площадки, используя тонкие мозаичные бетонные плиты, установить светильники - торшеры, решенные в едином стиле со всей композицией ансамбля.
Сквер у Фуникулера.
У входа в нижнюю часть Нагорного парка, напротив павильона фуникулера, в середине 60-х годов сложилась интересная площадь.
Ее украшает небольшой сквер с фонтаном, в центре которого установлена бронзовая скульптура Бахрам-Гура - одного из персонажей поэмы "Семь красавиц" Низами. Восприятие панорамы площади и сквера значительно обогащается включением в нее
озелененных холмов Нагорного парка.
Особенно зрелищно выглядит сквер в ночное время, когда подсвеченные струи фонтана, словно волшебные струны, издают мелодичный плеск воды.
Авторами этого уютного сквера являются архитектор В. Шульгин, скульпторы Г. Суджеддинов, В. Мустафаев и Д. Рустамов, сумевшие придать этому уголку Баку свой неповторимый "сказочный" вид.
Сквер Зеленого театра.
В нижней части Нагорного парка размещен Зеленый театр (архитекторы А. Суркин, В. Шульгин и др.), представляющий собой интересный пример ландшафтной архитек-
туры начала 60-х годов.
Естественные складки парковой территории и сложившиеся деревья здесь были
оригинально использованы для зрительного зала и фойе. Достаточно выразительны по решению кашпо с ампельными растениями, вкомпоновонные в ложи и стены из груботесанного камня.
Сильное эмоционально-эстетическое впечатление достигается за счет использования раскрывающейся панорамы города и бухты как естественной декорации и арьерсцены.
С общей композицией Зеленого театра хорошо увязывается сценическая группа.
Ажурный металлический портал сцены в совокупности с убирающимся экраном не только позволяет использовать сценическую площадку для больших театральных представлений, но и сохраняет вид на бухту. В этот естественный пейзаж хорошо вписываются также зеленая лужайка, служащая полом сцены, и бассейн, подсвечиваемый в вечерние часы.
Ивы плакучие, сосны эльдарские и ряд ширококронных пород деревьев дополняют общее
декоративно-художественное убранство театра. Окружающий его сквер густо усажен зелеными насаждениями, что и дало название Зеленому театру.
В сквере удачно проложены пешеходные аллеи, в связи с чем достигается удобство передвижений даже в условиях сложного рельефа. Специфической особенностью рассматриваемого сквера является его органичная связь с природной средой и прилегающими крупными зелеными массивами. Располагаясь между двумя наиболее посещаемыми бакинцами зелеными зонами - Нагорным парком и бульваром, Зеленый театр со своим сквером как бы связывает их в единую ландшафтно-экологическую систему.
Сквер у подножья "Гыз-галасы".
Уникальный архитектурный памятник "Гыз галасы" ("Девичья башня"), который датируется в широком диапазоне IV в. до н. э. - XII в., стал как бы символом старого Баку. После сноса окружавших памятник ветхих строений, он предстал во всей своей исключительной выразительности.
Разработка проекта благоустройства и озеленения окружающей башню территории (архитекторы А. Суркин, С. Самедова, инженер Н. Филимонова) была сложной
архитектурно-ландшафтной задачей.
"Гыз галасы" расположена на сложном рельефе с выступающим на
дневную поверхность скалистым основанием. Его главный фасад выходит на одну из центральных магистралей города и ориентируется на морскую акваторию. Необходимо было учитывать окружающую застройку: на север и юг от памятника расположены жилые дома разных исторических эпох, а по другую сторону - древние памятники - архитектурно-средневековый базар, баня, культовые и другие сооружения.
Архитектурно-пространственная композиция сквера, принятая авторами проекта, увязана с
реконструкцией всего окружающего района. Она основывается на идее органичного сочетания подпорных стен, пандусов и площадок, которые дополняют собою конфигурацию участка и усиливают звучание силуэта башни.
Однако в покрытиях площадок, вместо уложенных бетонных плит, правильнее было
бы использовать постелистый известняковый камень. Вместо растений, не свойственных эпохе башни (лигуструм формованный), правильнее высадить традиционные, интересные по габитусу деревья инжира или шелковицы. Вместе с тем, авторам удалось достичь интересной по архитектурно- пространственному решению композиции и целесообразной ландшафтной организации сквера, главной доминантой которого является бесценный исторический памятник азербайджанской архитектуры.
Сквер на площади Фонтанов.
Первые работы по реконструкции старого городского сквера, называемого "Парапет", были осуществлены в 50-е годы (архитектор И. Тихомирова), в результате которых он превратился в просторную, хорошо озелененную площадь-сквер, связанную с небольшими
старыми скверами у Дворца печати и здания библиотеки.
Занимая узловое место в центральной части Баку, сквер на протяжении долгих лет находился в фокусе основных пешеходных потоков бакинцев и частей столицы.
Роль его в общей садово-парковой системе города всегда была весьма велика.
Прежде всего это объясняется историческим значением его местоположения - на стыке важнейших центральных улиц города.
Кроме того, сквер является как бы продолжением зеленой зоны, начинающейся в парке у Государственной филармонии, затем продолжающейся скверами имени Сабира и Низами.
Новый этап реконструктивных работ по преобразованию сквера был начат в 1984 году. По
замыслу архитектора-художника Р. Сейфуллаева ранее существовавший сквер был значительно видоизменен и стал неотъемлемым компонентом всей площади и системы прилегающих пешеходных улиц.
Сквер превратился из замкнутого в самом себе зеленого образования в открытую архитектурно-ландшафтную систему, органично связанную с пространственной средой городского центра. Существенно обновился состав зеленых насаждений, раскрылся вид на некогда малозаметную группу экзотических пальм, по-новому стали выглядеть ширококронные лиственные деревья. Из хаотичного скопления деревьев и кустарников (часть из которых вовсе была убрана) сквер превратился в хорошо организованное архитектурное пространство.
Немаловажное значение стала играть "архитектура земли", которая ярко выразилась в террасированном решении поверхности сквера.
Территория площади и сквера покрыта специальными бетонными плитами красноватого оттенка; террасы и ступени сквера окантованы белым камнем.
Крупные квадраты для цветников также выполнены из белого камня.
Тем самым создается оригинальное цветовое решение сквера, зеленое убранство которого дополняется красными и белыми тонами архитектурного оформления, а также другими цветовыми акцентами городского дизайна.
Неотъемлемую часть ахитектурно-ландшафтной композиции сквера составляют фонтаны.
Именно из-за большого числа фонтанов, органично вписавшихся в пространство сквера и его окружение, он стал называться площадью Фонтанов. Находящийся в центре сквера фонтан украшен скульптурной композицией.
Другая группа фонтанов размещена между кромкой сквера и окружающей исторической застройкой города. Широко известна та огромная роль, которую играет вода в садово-парковом искусстве восточных городов. Поэтому подведение к скверу водных источников, использование артезианских вод и системы водных зеркал с фонтанами, безусловно, способствуют созданию благоприятного кондиционирования микроклиматического комфорта, что очень важно в условиях жаркого климата Баку.
Автор: © TBS
Сайт: | http://www.elibrary.az/docs/sadi.pdf |