руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 нояб.
11:06
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski

Энциклопедия / Бакинские династии. Мансуровы (Мансурбековы)

Изменить категорию | Все статьи категории

Мансуровы. История рода

1660 - 1920


Род Мансуровых имеет древние корни.
В книге "Мансуровы. История рода" впервые собраны достоверные факты об этой династии. Это - исторические материалы, начиная с XVII века до наших дней.
Являясь потомком этого рода в восьмом колене, я собрал документы из различных архивов и музеев. Основная их часть – это личный архив. Как потомку, мне повезло, что предки многие документы сохранили, периодически писали воспоминания, передавали все увиденное в устной форме из поколения в поколение.

Кто такие Мансуровы?

Это - древний бакинский бекский род.
Беками называли родню и близких к хану людей, а также лиц, удостоенных этого звания самим ханом за особые заслуги.
Беки получали за службу часть доходов деревни или целые села. Освобожденные от податей и повинностей, беки пользовались правом владения движимым и недвижимым имуществом, имениями с населением.

Представляет интерес запись в камеральном описании от декабря 1860 г. в «Cписке о лицах и семействах, не принадлежащих податному сословию» (ЦГИА Азербайджана, фонд 10, опись 1, дело 80) в графе «Мансурбековы».

Согласно документу, в разделе «Особые заметки», отмечено следующее: «По удостоверению беков и почетных лиц, числом 68 человек, со времен ханских пользуются почетом и бекским званием и не принадлежат к податному сословию, в чем имеют документы за №№ 225, 381, 1000, 3997, 3998, 3999».
Этот факт имеет непосредственное отношение только к семейству Мансуровых, ибо во всем камеральном списке нигде больше не встречается подобная запись.

В 1806 г., после захвата русскими Баку, первый комендант оккупационной зоны, майор Афанасьев (позже – подполковник) составляет списки жителей города и его окрестностей.
На основании документов ханского периода, а также учитывая положение Мансуровых в обществе, Афанасьев подтверждает их бекское звание, все движимое и недвижимое имущество в документах, выданных канцелярией Наместника Кавказского в 1806 г. за №№ 225, 381, 1000, 3997, 3998, 3999.
На этот период (1806 г.) род Мансуровых по мужской линии состоял из 68 человек - беков и почетных лиц, не принадлежащих к податному сословию.

Однако в последующих списках Мансуровы указываются в разных сословиях населения.
Так, в «Списке № 1 по бекам города Баку и провинции от 22 декабря 1816 г.» (ЦГИА Азербайджана, фонд 24, опись 1, дело 51) на 67 листах камерального отделения, Ага Гусейн Гаджи Мансур оглы на 15-й странице, числится под № 4 в списке купцов.

Внесем ясность в следующий вопрос: почему представители рода потомственных беков Мансуровых в списке 1816 г. указаны в графе «купцы» и «разные судовщики»?
Согласно документам за №№ 225, 381, 1000, 3997, 3998, 3999, указанным в камеральном списке 1860 г., Мансурбековы «со времен ханских пользуются почетом и бекским званием и не принадлежат к податному сословию».
В том же документе ниже отмечено, что «по последнему описанию, это семейство записано в числе жителей простого звания под №№ 1123, 1124 и 1273. Семейство под № 94 – Мансурбековы, исключено по сему списку во всей чете по протоколу Палаты 30 июля 1863 г., составленного и утвержденного Великим Князем Наместником Кавказским, как это видно из предложения начальника Главного управления от 28 октября 1863 г. за № 6077».

Как-то странно получается. В ряде документов российской империи по Бакинскому уезду – камеральных и бекских списках, семейство Мансурбековых указывается по-разному. В одних – как беки, в других – как граждане простого звания, в остальных – как потомственные почетные граждане города Баку.

Мы долго искали причину столь резкого изменения отношения царского режима к нашему роду.
Сама история подсказала разгадку этой тайны.
Она – в родстве Мансуровых с последним бакинским правителем – Гусейн Гулу ханом. Он – правнук наместника Бакинской провинции Даргях Гулу бека, внук Мирза Мухаммед хана I.
Бакинские правители, Мелик-Мухаммед хан и Мухаммед Гулу хан, приходятся Гусейн Гулу хану родными дядями – т.е. старшими братьями его отца Гаджи Али Гулу-ага.
Третий бакинский правитель - Мирза Мухаммед хан II является двоюродным братом Гусейн Гулу хана.
Гусейн Гулу хан начал править Бакинским ханством после смерти своего дяди Мухаммед Гулу хана в 1792 г. К власти он пришел благодаря старанию и усилиям его зятя Гаджи Гасым бека, сына Гаджи Мансур-хан бека, и других близких беков. Правил 14 лет – до вторжения русских в 1806 г.

Гусейн Гулу хан открыто выступил против русской оккупации, смог перехитрить коварного дипломата – князя Цицианова, поднять руку на верноподданного императора, противостоять российской армии, превосходящей по численности защитников бакинской крепости.
Заслуга последнего бакинского правителя еще и в том, что после смерти Цицианова в рядах российской армии начался переполох. Воспользовавшись этим, другие ханы также восстали против русских колонизаторов.
Гусейн Гулу хан фактически дал старт национально-освободительному движению, которое продолжалось до начала 90-х годов XX века – развала российской, а затем советской колониальной эпохи.

После взятия Баку русскими, Гусейн Гулу хана объявили врагом российской империи, и поэтому никто из ближайших его родственников не мог оставаться в Баку из-за угрозы неминуемого наказания.
Все состояние Гусейн Гулу хана и его окружения конфисковала новая власть.
Оставшиеся в Баку 68 ближайших родственников хана навечно были лишены бекских званий и привилегий, а также имущества в виде земельных участков и деревень. А владетелями отобранных территорий становились те беки, которые не были обласканы вниманием Гусейн Гулу хана. Именно они на протяжении многих лет постоянно клеветали на родственников последнего бакинского хана. Несмотря на все трудности, лишения и усилия недоброжалетелей, род продолжал жить.

На протяжении истории Мансуровым не раз приходилось сталкиваться с проблемами, все это сохранено и отражено в документах. Несомненно, судьба рода одновременно и интересна, и контрастна. Это отразилось и на фамилии. Отняв у нас бекское звание, они упростили фамилию.
Мансуровы исключаются из списка беков, притом «во всей чете»! Насколько надо быть, с одной стороны, жестоким, чтобы росчерком пера лишить весь род присущего ему бекского звания, с другой – алчным, чтобы завидовать чужому богатству, накопленному веками! Это - неспроста.

После 1806 г., с появлением русских в Баку, многие обедневшие беки были рады смене режима и всячески старались угодить новым хозяевам. Почитаемый род Мансуровых стал жертвой интриг бакинских беков в их нечестной борьбе за овладением недвижимостью нашего рода. Путь к этому лежал через лишение рода бекского звания, что и было сделано.

Для подтверждения обратимся к историческому документу - журналу заседаний Бакинской бекской комиссии об определении личных прав высшего сословия в Бакинской губернии от 31 мая 1873 г. (ЦГИА Азербайджана, фонд 55, опись 1, дело 11).

Согласно документу, при рассмотрении 9 дел по прошениям, поданным Мешади Исмаил беком Ага Салах бек оглы Мансуровым с приложением 16 документов, Абдул Керим беком Кули бек оглы, Алескер беком Даргях бек оглы из селения Фатмаи (6 документов), Искендер беком Али Кули бек оглы, Абдуррахман беком Оджаг бек оглы, Мешади Керим беком Гаджи Мамед Гусейн бек оглы, Ага Бала беком Мешади Махмуд бек оглы Меликов (5 документов), Фараджулла беком Баба бек оглы из селения Нардаран, Кербелаи Шахбаз беком Рза бек оглы из селения Масазыр о признании их в бекском звании.

Внимательно изучая протокол заседания, приходишь к следующему выводу: члены комиссии при рассмотрении дел не руководствовались представленными официальными документами, где подтверждались их бекское происхождение, звание, были указаны права на землю. Члены комиссии - председательствующий статский советник Мелик-Бегляров, член-делопроизводитель, статский советник Релицкий, члены по выборам Бакинского уезда: корнет Сулейман бек Искендербеков, Ибрагим бек Мешади Мамед Керим бек оглы, Абдулсалам бек Садых бек оглы, подпоручик Керим бек Селимханов, прапорщик Гаджи Кязым бек Селимханов, Ахмед бек Гаджи Иса бек оглы, Ага Бала бек Мамед Ирза бек оглы, штабс-капитан Азиз бек Гаджинский, Мелик-Мамед бек Гаджи бек оглы, штабс-ротмистр Гаджи Гусейн Али бек Ханларов, Гаджи Ага бек Селим бек оглы, губернский секретарь Джафар Кули бек Селимханов - не стали вникать в документы заявителей, принадлежащих еще их родителям и выданных 30-40 и более лет назад.
Игнорируя их достоверность, комиссия приняла необъективное решение, не подтвердив принадлежность всех заявителей к высшему сословию. Если комиссия приняла бы верное решение, то власти обязаны были вернуть бекам – т.е. настоящим владельцам, их земли. А это, как известно, очень долгая судебная тяжба между хозяевами и нынешними владельцами. Чтобы не потерять свой авторитет, власти – даже спустя много лет, специально подтверждали ранее неверно принятые свои же указы.

Обратим внимание на принцип работы этой интернациональной по составу бекской комиссии.
Вероятнее всего, члены комиссии – они же царские чиновники, выполняли социальные заказы режима. Не признавшие смену власти бекские фамилии, с первого дня автоматически попадали в «черный список» российской империи, считались неугодными и даже опасными для нового режима. Им особо и не доверяли: их детей даже в армию не призывали.
Сама комиссия была не чем иным, как инструментом для властей, таким образом, она отсеивала неблаговидных для царского режима беков, превращая их в обычных мещан, купцов, людей простого звания и т.д.

Селение Туркян было потомственным владением главы нашего рода - Ага Гаджи Керим бека (дед Ага Гусейн бека Мансурбекова), подаренное ему еще Мирза Мухаммед ханом I в середине XVIII века.
В 1803 г. по приказу последнего бакинского правителя Гусейн-Гулу-хана, часть селения Туркян на правах тиуля (документ, выданный за преданную службу хану – ред.), передается Гаджи Гасым беку во временное пользование.
Кстати, в то время Гусейн-Гулу-хан у многих потомственных беков отнимает деревни и передает для управления другим лицам. Например, Алескер бек Даргях бек оглы, также на этих правах, в том же году получил от хана во временное управление селение Фатмаи. Это тот самый Алескер бек, который также подавал заявление в Бакинскую бекскую комиссию в 1873 г. о возвращении бекского звания.
Но с приходом русских в 1806 г. Ага Гусейн бек возвращает себе деревню Туркян. Согласно ведомости 1810 г., в Туркяне было 37 душ мужского пола. А это означает еще и то, что, в деревне имелось 37 домов.
В камеральном описании 1832 года на странице 466 под № 30, селение Туркенд (Туркян) уже указан в управлении Зейнал бека – сына того Гаджи Гасым бека, который приходится братом выбранного члена Гаджи Кязым бека Селимханова.

Факт лишения Мансуровых бекского звания связан непосредственно с селением Туркян. По документам видно, что спор за село всегда шел между двумя родами - Мансурбековыми и Селимхановыми.
Род Селимхановых вначале служил хану, затем - русским.
При новом режиме, став выборным членом, Гаджи Кязым бек, видимо, пользуясь привилегиями, решил вернуть селение Туркян своему роду. Напомним, что в 1803 г. указом Гусейн - Гулу хана, часть селения Туркян - на правах тиуля, передана Гаджи Гасым беку, но – во временное управление.
При смене режима Селимхановы, вероятнее всего, решили завладеть селом полностью и навсегда. Для этого им необходимо было юридически подтвердить права своего рода на владение этим селом. В 1816 г. Мансуровых лишают бекского звания. Не исключено, что, используя связи в верхах, выборный член Гаджи Кязым бек назначает своего человека – может быть и близкого родственника - Али Верди бека, фактически управляющим, оформляя это назначение в документах как «владелец деревни». Причина в том, что сын его брата Гаджи Гасым бека – Зейнал бек, в то время был еще несовершеннолетним.

В 1832 г. Зейнал бек становится законным владельцем селения Туркян. И в этом же году сын Ага Гусейн бека – Ага Салах бек Мансурбеков обращается в бакинскую бекскую комиссию с просьбой о возвращении ему бекского звания. Но главноуправляющий в Грузии генерал-адъютант барон Розен 2-й, как видно из предписания Дагестанскому военно-окружному начальнику от 19 января 1838 г. за № 583, отказал Ага Салах беку, признав, что «выданное ему свидетельство нескольких человек и приказ бывшего коменданта подполковника Афанасьева отнюдь не смогут служить несомненным доводом происхождения его из беков».

Мансуровы долгие годы боролись за свои звание и имения.
Так, 1 ноября 1872 г. старший сын Ага Салах бека – Мешади Исмаил бек, обратился в бекскую комиссию за подтверждением звания бека. Но ему отказали. Хотя в числе представленных им 16 документов, в т. ч. и ханского периода с указанием их бекского происхождения и описанием недвижимости Мансурбековых со времен Гаджи Мансур бека и его сына Ага Гусейн бека, указывается, что «деревня Туркенд (Туркян) Бакинского уезда до 1836 г. находилась во владении нераздельных между собою сыновей Ага Гусейн бека, - родных по отцу и матери Ага Салах бека, Гаджи Али бека и неродного по матери Али Мурад бека. После смерти Али Мурад бека, проживавшие в городе Ага Салах бек и Гаджи Али бек перестали получать доходы с этой деревни, сохранив в ней лишь дом, саманник и ток».

Мансуровы 5 раз обращались в государственные органы, бакинскую бекскую комиссию с заявлением о возвращении бекского звания.
В первый раз это случилось в 1816 г., когда обратился в бекскую комиссию Ага Гусейн бек по причине того, он и его семья были включены в список купцов, а не беков.
Второй раз – в 1832 г., его сын – Ага Салах бек жаловался на Бакинское общество о заключении его в податное сословие и просил о возвращении ему бекского звания.
В третий раз – в 1836 г., он получил отказ от Главноуправлявшего в Грузии генерала - адъютанта барона Розена II от 19-го января 1838 г.
В четвертый раз в 1860 г. брат Ага Салах бека - Гаджи Али бек обратился в комиссию с аналогичной просьбой. Но 28 октября 1863 г. наместником Кавказа, великим князем Михаилом Николаевичем - четвертым сыном императора Николая I, просьба Мансуровых в очередной раз была отклонена.
Наконец, 1 ноября 1872 г. старший сын Ага Салах бека - Мешади Исмаил бек, обратился в комиссию и представил 16 документов. Это было пятое и последнее обращение Мансуровых в бекские комиссии.

Невозможность возврата селения Туркяны нашему роду заключалась в том, что Мансуровы были лишены своего титула - бекского звания. Не кажется ли странным, что среди членов бакинской бекской комиссии от 1 ноября 1872 г. были 3 представителя одного рода - подпоручик Керим бек Селимханов, прапорщик Гаджи Кязым бек Селимханов, губернский секретарь Джафар Кули бек Селимханов…

Несмотря на перипетии судьбы, Мансуровы всегда оставались уважаемыми гражданами своего города.
В середине XIX века - 10 апреля 1832 г., император Николай I специальным манифестом учредил сословие почетных граждан, по общественному статусу занимавших положение между дворянством и купечеством.
Права почетного гражданства приобретались или лично пожизненно, или навсегда потомственно. В последнем случае эти права переходили ко всем законным детям, принадлежащим к свободному состоянию. Почетные граждане пользовались правом именоваться как дворяне, "ваше благородие".

В камеральном списке о лицах и семействах, не принадлежащих податному сословию, - чиновниках, беках и почетных гражданах, составленном в декабре 1860 г., Мансурбековы числятся в разделе «потомственные почетные граждане Баку». Первым из Мансуровых этого титула удостоен Ага Салах бек за крупные заслуги перед городом.

С чего начиналась наша фамилия?

После смерти Ага Салах бека Ага Гусейн бек оглы Мансурова, аксакалом рода стал его младший брат – Ага Гаджи Али бек. Он после смерти брата взял опекунство над его детьми. За 15 лет опекунства племянники считались как бы семьей Ага Гаджи Али бека. К тому же в те времена фамилия была не у всех. Здесь и начинается путаница.

На протяжении истории, у азербайджанцев фамилии, как таковой, не было. Обычно после имени отца произносили слово “оглы”.
С приходом русских азербайджанцы получили фамилии с окончанием “ов” и “ев”. Гражданам дворянского сословия к концу фамилии добавляли слово “бек”. Однако это не означает, что все дворяне должны были носить фамилии с таким окончанием. Некоторые из них свои фамилии русифицировали, добавляя окончание “ский”. Например, Гаджинские...

С начала XX века некоторые граждане принимали фамилии, связанные с их местом рождения и проживания. К примеру, Шушинские, Шекинские, Талышинские.
То же самое произошло и с нашей фамилией. В первой половине XIX века наша фамилия вначале была Мансурбековы, потом - Мансуровы. С приходом советской власти в документах нас уже писали как Мансур-заде. Но мой дед – Мешади Сулейман бек, настоял и сохранил прежнюю фамилию – Мансуровы.

В царский период русские чиновники, занимавшиеся составлением списков и прочих документов, зачастую ошибались. Так, к азербайджанским именам приписывали традиционные русские окончания – ов и – ев, создавая им новые фамилии. Таким образом, азербайджанские имена превращались в фамилии с русским окончанием. Со временем некоторые семьи не соглашались с этим, меняли фамилии на те, которые считали нужным. Вот к чему привели оплошности чиновников.
До сих пор многие просто не знают своих настоящих фамилий. Например, в нашем роду второй сын Мешади Мелик-Мамеда – Султан, в камеральном списке 1873-1874 гг. ошибочно указан как Салман. Еще один пример: инициалы деда Бахрама Мансурова по матери – Гаджи Гашим бека, указаны как Гаджи -Гашим – беков. Хотя его дети носили фамилию «Керимов». И таких ошибок не счесть.

Все-таки, кто заложил основу нашей фамилии?
Гаджи Али бек еще в 1860 г. в графе «потомственные почетные граждане Баку» камерального списка фактически присвоил нашему роду фамилию Мансурбековых, т. к. Гаджи Мансур бек приходится ему дедом; к тому же являлся одним из достойнейших людей города и своего времени.

Несмотря на контрастные периоды в судьбе Мансуровых, они все же сумели сохранить благородство своего рода, хотя не состояли на службе российской империи.

* Ага Гаджи Керим бек Гаджи Мелик-Мухаммед бек оглы (1694-1768)

Ага Гаджи Керим бек был одним из уважаемых людей того времени и являлся одним из потомков состоятельных бакинских беков. Он родился 28-го числа месяца зуль-хиджа в 1110 г. (1694 г.).
Ага Гаджи Керим бек был землевладельцем, его хлебопахотные земли, фруктовые сады находились в Мардакянах и Шувелянах, имел несколько нефтяных колодцев в Балаханы и Биби-Эйбате, большое количество крупно - и мелкорогатого скота, а также табуны лошадей и верблюдов. На Каспии его суда перевозили различные грузы.
Правитель Баку – Мирза Мухаммед хан I, подарил ему, как близкому родственнику, в потомственное владение село Туркян.

Ага Гаджи Керим бек был женат на Бикя ханум из богатого и известного в Ширване рода. От этого брака родились 4 сына и 2 дочери. Старшего сына звали Ага Гаджи Мансур бек, других – Ага Гаджи Искендер бек, Ага Гаджи Гусейн бек, Ага Гаджи Мухаммед бек.

На Ага Гаджи Керим бека работало несколько семей ранджбаров. В переводе с фарси ранджбарами называли трудящихся, составлявших особую категорию зависимых крестьян. Крестьяне, получавшие от хозяина землю, воду для орошения, семена и рабочий скот, отдавали ему за это часть урожая. Ранджбары были прикреплены не к земле, а к личности своего владельца, притом потомственно. По приказу хана в ранджбары мог быть обращен любой раийят - простолюдин. Ряды ранджбаров пополнялись также беглецами из других ханств и пленниками.
Умер Ага Гаджи Керим бек 5-го числа месяца джумада-сани в 1184 г. (1768 г.), в возрасте 74 лет.

* Ага Гаджи Мансур бек Ага Гаджи Керим бек оглы (1731-1796)

К Ага Гаджи Мансур беку – одному из достойнейших и почтенных горожан Бакинского ханства, относились с глубоким уважением.
Он родился 26 –го числа месяца джумада - авваль в 1147 г. (1731 г.).

Его корни восходят к древнему роду, отсюда и благородство, равное отношение к людям всех без исключения сословий.

Высоко оценивая гуманное отношение к людям, благородство души, его потомки – в знак уважения, решили увековечить имя Ага Гаджи Мансур бека в нашей фамилии. Так и появилась фамилия рода – Мансурбековы, позднее в некоторых ветвях рода выпало слово «бек» и фамилия приобрела форму Мансуровы.
В некоторых источниках - в частности, в книге Аббасгулу ага Бакиханова «Гюлистан-и-Ирем», имя Гаджи Мансур бека отмечается как Гаджи Мансур-хан бек.

Ага Гаджи Мансур бек успешно управлял огромным хозяйством, доставшимся ему в наследство от отца, – Ага Гаджи Керим бека: земельными участками, нефтяными колодцами, крупным поголовьем скота, судами, недвижимостью и деревней Туркян.
Ага Гаджи Мансур бек умер 12-го числа месяца зуль-каада в 1212 г. (1796 г.), в возрасте 65 лет.

* Ага Гаджи Гасым бек Гаджи Мансур-хан бек оглы Мансурбеков (1768 - 1835)

Ага Гаджи Гасым бек - четвертый сын Ага Гаджи Мансур-хан бека и брат Ага Гусейн бека, Мешади Мелик бека, Мешади Сулейман бека и Ага Гасан бека.

В его биографии есть интересные факты, доказывающие причастность рода Мансуровых к ханскому роду и роль этого рода в истории Бакинского ханства.
Гаджи Гасым-бек приходился зятем последнему бакинскому правителю Гусейн Гулу хану, который во многом благодаря усилиям Гаджи Гасым-бека и других беков - представителей местной знати, был провозглашен бакинским ханом. Кстати, этот факт подтверждает Аббас-Гулу-ага Бакиханов в своей книге «Гюлистан-и Ирам».

Именно Ага Гаджи Гасым бек впервые в мире начал добычу нефти со дна моря.
Согласно документам и научным публикациям, именно он в 1803 г. (по другим сведениям - в 1798 г.) соорудил два нефтяных колодца в Каспийском море на расстоянии 18 и 30 м от берега на Биби-Эйбатской бухте. Колодцы были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок. Нефть добывали из них на протяжении многих лет.
Существование первого морского промысла прекратилось в 1825 г., когда сильный шторм на Каспии разрушил колодцы, в результате они были разбиты и затоплены.
В реферате российских ученых «Зарождение науки о разработке нефтяных месторождений», авторы отмечают, что в 1847-1848 гг., когда в том же Биби-Эйбате, на берегу Каспийского моря, бурилась первая в мире нефтяная скважина, там уже были 25 колодцев, которые давали нефть. Разумеется, они также принадлежали Гаджи Гасым беку Мансурбекову.

По природе своей Ага Гаджи Гасым бек унаследовал от отца Гаджи Мансур-хан бека такие черты характера, как щедрость, благородство, добродетель, оказание помощи бедным. До сих пор в Баку сохранились построенные им здания. Одно из них известно в народе как «Гасым бей хамамы» (Баня Гасым бека) в Крепости – Ичери шэхере.

Еще один яркий пример, подтверждающий добродетельность Ага Гаджи Гасым бека, описан Аббас-Гулу-ага Бакихановым в книге «Гюлистан-и Ирам».
Так, на территории нынешней мечети Таза-пир раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского), проживавшего в XIV в.
Это место больше известно в народе под названием «Халифе дамы». Народ почитал это место священным и называл его пиром. Абу-Саид Абдул Бакуйи - дервиш известный благотворительством и гостеприимством, жил возле Баку. Он не отказывал в гостеприимстве и помощи бедным. Из грамот многих государей видно, что доходы с нефтяного колодца, хлебопахотных мест Шубаны и после его смерти тратились на гостеприимство и содержание служителей при его гробнице. С течением времени - по разным обстоятельствам, мечеть и приемные кельи были разрушены, а могила и его келья засыпаны землей.
По словам историка, в 1213 (1817) г. Гаджи Гасым-бек, сын Мансур-хана - бакинского бека, открыл могилу и келью дервиша, полностью восстановил мечеть Абу-Саида.

Гаджи Гасым бек, как истинный мусульманин и человек состоятельный, восстановил мечеть на собственные средства. Это говорит о гуманности Гаджи Гасым бека, спустя столетия вернувшего народу древнее культовое сооружение.

Однако, внимательно читая «Гюлистан-и Ирам», один факт вызвал сомнения среди историков и других читателей.
Так, составляя комментарии к книге «Гюлистан-и Ирам» при участии и помощи профессора В. Г. Гаджиева, академик Зия Буниятов допустил неточность. В комментариях к этому изданию, ученый, ссылаясь на монографию «Государство ширваншахов» профессора Сары Ашурбейли, утверждает, что якобы «в 1817 г. гробница дервиша Абу-Саида и его завия были восстановлены бакинкой Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой - теткой Сары Ашурбейли».
Попытаемся расставить все точки над «i».

Мы точно знаем дату смерти Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой – 1912 г. Но есть несколько версий относительно ее возраста.
По одной из них, Набат-ханум прожила 90 лет - т. е. родилась в 1822 г. Однако мечеть и келья Абу-Саида отреставрированы в 1817 г. - т. е. за 5 лет до ее рождения. Здесь даты не сходятся по хронологии.
Согласно другой версии, она умерла в возрасте 117 лет. При таком раскладе выходит так, что Набат-ханум родилась в 1795 г. и в возрасте 110 лет начала строить мечеть Таза-пир.

Напрашивается резонный вопрос, на каких правах 22-летняя девушка в 1817 г. изъявила желание сделать такое богоугодное дело –реставрацию святой гробницы и кельи. Не надо забывать, что, не только в начале XIX века, но даже спустя и 100 лет, это считалось сугубо мужским делом. В то время женщины на Востоке, даже жены богатых людей, не обладали такими правами.

23 июля 1905 г. по проекту архитектора Зивербека Ахмедбекова Таза-пир начали строить на месте мечети Абу-Саида, находившейся в то время среди одно - и двухэтажных домов.
В таком преклонном возрасте Набат-ханум никак не могла бы самостоятельно принимать решения. Скорее всего, родня – вероятнее, сын, решили увековечить ее имя, построив Таза-пир.

Но насколько верно решение о сносе древнего пира и постройке на этом святом месте собственной соборной мечети?
Фактически после строительства Таза-пира, автоматически из истории выпадает имя самого Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского). Разумеется, исчезают его гробница, келья и мечеть, их след простыл навечно.
На их месте появляются новые имена – мечеть Таза-пир и Набат-ханум Ашурбейли-Рзаева. К сожалению, даже сегодня служители Таза-пира не знают, что здесь раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского); не знают, что, это место несколько столетий было священным – пиром, народ называл его «Халифе дамы».

Напрашивается логический вопрос: зачем Ашурбековым надо было связать имя Набат-ханум с реставрацией мечети, кельи и гробницы Абу-Саида в 1817 г., если они заранее знали, что она в то время еще даже и не родилась и когда-нибудь этот факт обязательно раскроется. Не кажется ли все это фальсификацией истории…
Скорее всего, построив на этом участке мечеть Таза пир, семья Ашурбейли хотела привязать свой род к святой земле и как бы приравнять себя к лику святых. К счастью, в истории сохранилось имя человека, который еще в XIV веке основал на этом месте пир и мечеть. Это - дервиш Абу-Саид Абдул Бакуйи (Бакинский).

Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как человек обеспеченный, вполне мог бы снести пир Абу-Саида и построить на его месте собственную мечеть, назвав ее своим именем и увековечив себя в истории. Но он этого не сделал!
Как человек порядочный и глубоко верующий, он даже и не задумывался об этом. Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как истинный, правоверный мусульманин, как дворянин, принадлежащий к древнему роду, не мог себе этого позволить.
Несмотря на утверждения З. Буньятова и С. Ашурбейли по фальсификации действительности, имя Гаджи Гасым бека Мансурбекова и его доброе дело запечатлены в книге «Гюлистан-и-Ирем» Аббасгулу ага Бакиханова

* Ага Гусейн бек Ага Гаджи Мансур-хан бек оглы Мансурбеков (1767-1829)

Ага Гусейн бек Ага Гаджи Мансур-хан бек оглы - один из богатых граждан Баку, родился 22–го числа месяца шавваль в 1183 г. (1767 г.) По меркам того времени, он был купцом 1-й гильдии.
В камеральном списке беков Баку от 22 декабря 1816 г. имя Ага Гусейна встречается в списках купцов.
В числе его имуществ - 2-ухэтажный дом на Большой Крепостной улице в Ичери шехер, несколько лавок (магазинов) в разных частях города.

Ага Гусейн бек владел деревней Туркян, а также несколькими хлебопахотными землями в селениях Кешлы, Хиля, и в других селах Апшерона, фруктовыми садами в Мардакянах и Шувелянах, огромным количеством скота – 300 голов баранов, лошадьми и т.д.
Ему от отца Ага Гаджи Мансур-хан бека достались в наследство несколько нефтяных колодцев.
Ага Гусейн бек имел несколько семей ранджбаров. Сравнивая его состояние с другими купцами и богачами того времени, Ага Гусейн бек превосходил многих.

Семья Ага Гусейн бека состояла из двух жен, двух дочерей и трех сыновей.
От первой жены - Товры ханум Кербелайи Дадаш гызы, родились сын Али Мурад бек (1788-1838) и дочь Шахрабану (1792-1847). От второй жены - Анаханум Гаджи Ибрагим гызы, родились два сына: Ага Салах (1800-1848), Ага Гаджи Али (1810-1879) и дочь Кюбра ханум (1804 - 1866).
У Ага Гусейн бека были также 4 брата и 3 сестры.
Средний брат – купец Гаджи Гасым бек Мансурбеков, впервые в мире начал добычу нефти со дна моря.
Старшие братья – Мешади Мелик и Мешади Сулейман, были судовладельцами. Корабельное дело они унаследовали от деда – Ага Гаджи Керим бека, который также на своих судах перевозил товары из Бакинской гавани в Россию и Иран.

Каждый из братьев имел несколько киржимов и шкоутов. Киржим – это высокобортное, плоскодонное парусно-гребное судно прибрежного плавания с прямым парусом для перевозки грузов и рыбной ловли в южной части Каспия. Обычно его длина равнялась 4,5 - 8,5 метра, а экипаж состоял из 3 - 4 человек.

Младший брат - Ага Гасан бек, как и старший, тоже был купцом. Он с Ага Гусейном владел несколькими лавками (магазинами) – в частности, в Караван-сарайе и Ичери шехере.
Ага Гасан бек жил в Крепости в собственном двухэтажном доме. В Шувелянах у него был большой фруктовый сад.

Семья его состояла из одной жены, четырех сыновей и двух дочерей.

Ага Гусейн бек умер 6-го числа месяца раджаб в 1245 г. (1829 г.), в возрасте 62 года и похоронен на Биби-Эйбатском кладбище.

******
По ссылке внизу можно выйти на семейное древо рода Мансуровых.

Source: Эльдар Мансуров. "Мансуровы. История рода." Баку, 2006
 
Сайт: http://www.bakupages.com/city/parapet/images/foto_vstavka2168182.jpg

loading загрузка

Журналы
Приснилась мне сегодня одноклассница (песня хул...
© Leshinski