Энциклопедия / Баку. Культура и образование: кинематография
Изменить категорию | Все статьи категории
Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых фотографом и прозаиком А.М.Мишоном ("Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гуляние в городском саду", "Кавказский танец" и др.) и одного художественного киносюжета ("Попался"). Он организует первый публичный кинопоказ. Зрители сами того не подозревая, стали свидетелями исторического события – рождения кинематографа в Азербайджане.
В 1915-ом году в городах Баку, Тифлисе и Иреване были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе акционерным обществом (торговым домом) братьев Пироне.
Фотографами-операторами сюжеты снимаются уже систематически на самые разные темы.
А уже в 1916 году предпринимателями братьями Пироне кинематограф ставится на производственную основу. Они создают в Баку акционерное общество «Фильма», где начинают производить художественные фильмы. Один из первых фильмов, снятый на этой студии, "In the realm of oil and millions" - "В царстве нефти и миллионов" (режиссер – Б.Светлов, в главной роли – Г. Араблинский) по одноименному роману азербайджанского писателя И. Мусабекова.
Съемку этого фильма финансировали нефтяные промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б.Н.Светлов из Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены, связанные с павильонами, - в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме сыграл Г. Араблинский.
В 1916- м году была снята первая азербайджанская кинокомедия на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан", а 1919- м году был продемонстрирован полнометражный фильм "Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана".
В 1923 году была создано АФКУ – Азербайджанское фотокино управление. В том же году Государственная кинофабрика приступила к съемкам фильма "Maiden tower" (режиссер – В.Баллюзек).
Наиболее интересные художественные ленты за период с 1920 по 1930 годы, снятые на Государственной фабрике, это фильмы «Во имя Бога» («Бисмиллах») и «Гаджи Гара», где режиссер правдиво рассказал о трагических судьбах людей, оказавшихся во власти религиозного фанатизма.
АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то время при АФКУ существовали кинотеатры "Тейяре", "Эдисон", "Миллион",
"Ладья", Меденчи" ("Промысловик") и др.
В 1924-ом году вышел на экраны двухсерийный художественный фильм "Легенда о Девичьей Башне" (режиссер В.В.Балльюзек). Авторам этого, весьма интересного с этнографической точки зрения, фильма не удалось пренебрегать восточной экзотикой.
В 1925-ом году по инициативе Ш. Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров в Азербайджане.
Здесь обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов, А.Таиров и др. С целью оказания помощи по повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены известные кинорежиссеры В.И.Пудовкин, И.А.Шевченко, Н.М.Шенгелая, М.Э.Чиаурели, а также кинооператоры Г.М.Лемдег, В.Р.Лемке, А.В.Гальперин, И.С.Фролов, Я.М.Фельдман, Л.Л.Косматов, В.М.Шнейдер и др., были привлечены к кино творчеству Дж.Джаббарлы, А.М.Шарифзаде и др.
В последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано на "Азгоскино" (1926-1930), "Азеркино" (1930-1933), "Азфильм" (1933), "Азгоскинопром" (1934), "Азерфильм" (1935-1940), "Бакинская киностудия" (1941-1959), а с 1961-го года это учреждение называется "Киностудия "Азербайджанфильм" имени Дж.Джаббарлы".
В 20-е годы прошлого столетия основную тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин.
Наиболее удачными образцами созданных в те годы фильмов являются "Бисмиллах" (1925, режиссеры А.М.Шарифзаде, А.Валовой), "Дом на вулкане" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров, совместно с "Арменкино"), "Гаджи Гара" (1929, режиссер А.М.Шарифзаде), а также фильм "Севиль" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.
В начале 30-х годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а также фильмы на историко-революционные темы: "Лятиф", "Исмет" (1930, 1934, режиссер М.Микаилов), "Алмаз" и "Новый горизонт" (1936, 1940, режиссеры А.Гулиев, Г.М.Брагинский), "Бакылылар" ("Бакинцы") (1938, режиссер В.В.Турин), "Кяндлиляр" ("Крестьяне") (1940, режиссер С.Марданов) и др.
В 1936 году, Самед Марданов, первый азербайджанский режиссер, получивший профессиональное образование в Москве, вместе с Борисом Барнетом снимает первый звуковой фильм «У самого синего моря». В главных ролях были сняты выдающиеся советские киноактеры Л.Н.Свердлин, Н.А.Крючков, В.А.Кучмина и др.
В 1936-1941 гг. на экраны вышли более 10 звуковых фильмов.
В годы Второй Мировой войны были сняты киноновеллы "Сын Отечества" и "Бахтияр" (1941, 1942, режиссер А.Гулиев), посвященные воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову, фильмы - "Сабухи", посвященный жизни и творчеству М.Ф.Ахундова (1942, режиссеры А.И.Бек-Назаров, Р.Тахмасиб), "Семья единая", состоящая из трех киноновелл, связанных единой сюжетной линией (1943, режиссеры Г.В.Александров, Р.Тахмасиб, М.Микаилов), а также "Подводная лодка Т-9", посвященная героизму моряков, проявленному в годы войны (1943, режиссер А.Иванов).
1945 году увидел свет поистине легендарный фильм «Аршин мал алан». Режиссеры Рза Техмасиб и Николай Лещенко экранизировали музыкальную комедию Узеира Гаджибекова. Что интересно, фильм был принят с резкой критикой. А между тем, жизнерадостность, юмор и национальный колорит сделали его очень популярным не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Фильм был удостоен самой высокой награды того времени – Государственной премии СССР, которую получили в 1946-ом году режиссеры Р.Тахмасиб и Н. Лещенко, композитор У. Гаджибеков, актеры Р.Бейбутов, Л.Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л. Абдуллаев.
В конце 40-х - начале 50-х годов основная деятельность "Бакинской киностудии" была направлена на снятие художественно-документальных и публицистических фильмов. В этот период было снято только два художественных фильма - "Фатали хан" (1947, режиссер В.И.Дзиган, фильм был выпущен на экраны лишь в 1959-ом году) и "Огни Баку" (1950, режиссеры И.В.Хейфиц, А.Г.Зархи и Р.Тахмасиб.
50–60-е годы ушедшего века можно назвать расцветом азербайджанского кинематографа.
К этому времени были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссеров, операторов и художников, большинство из которых получили образование во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж.Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.).
Фильмы «Бахтияр», «Не та, так эта», «Непокоренный батальон», «На дальних берегах», «Мачеха», «Волшебный халат» – все эти шедевры появились именно в 60-е годы.
60-70-ые годы XX столетия были примечательны приходом в кинематографию большой группы молодежи (сценаристы братья Р. и М.Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссеры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмаилов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмаилов, актеры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.). Их сотрудничество с деятелями кино, принадлежащими среднему и старшему поколениям, привело к повышению профессионального уровня азербайджанского кино, появлению фильмов, отличающихся национальным колоритом и идейной глубиной.
В начале 70-х. в азербайджанском кино появляются новые имена режиссеров: Эльдар Гулиев, Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Тофик Исмайлов, Теймур Бекир-заде и другие.
В эти годы начинают сниматься фильмы, где режиссеры пытаются раскрыть социальные пласты общества, его противоречия. При этом не остаются за бортом и нравственные проблемы. Это фильмы: «Последняя ночь детства», «День прошел», «Я помню тебя, учитель», «День рождения», «Хлеб поровну» и другие.
В 80-е годы было снято рекордное количество игровых фильмов. В них были охвачены все жанры кинематографа. Отличались они и разнообразием тематики. Наиболее интересные из них – детские: «Только остров не возьмешь с собой», «Асиф, Васиф, Агасиф»; комедийные: «Дорожное происшествие», «Хочу жениться», «Украли жениха»; музыкальные: «Не бойся, я с тобой», «Семь красавиц».
Фильмы этого периода «Диссонанс», «День рождения», «Допрос», «Только остров не возьмешь с собой», «Чертик под лобовым стеклом» были удостоены самых высоких призов на Всесоюзных кинофестивалях.
В 1990-1995 гг. практически все фильмы снимались на средства предпринимателей. За этот период сняты более 40 художественных фильмов и свыше 125 документальных картин.
На 1990 и 1991 годы попадает самый пик рекордного количества фильмов – около 10 художественных и более а документальных.
В 90-е годы заявили о себе режиссеры Аяз Салаев, Вагиф Мустафаев, Гусейн Мехтиев, Явер Рзаев, Джамил Гулиев, Шахмар Алекперов, Рамиз Азизбейли, сценаристы Рамиз Ровшан, Орхан Фикретоглу, Натик Расулзаде, Айдын Дадашев
Значительные фильмы этого периода: «Убийство в ночном поезде», «День казни» и «Свидетельница».
Фильм «Кольцо счастья» режиссера Рамиза Азизбейли и продюсера Садраддина Дашдамирова был первым фильмом независимого Азербайджана, отвечающий всем канонам коммерческого фильма. Картина собрала такое количество зрителей, которое позволило окупить затраты на фильм и получить прибыль. И второй фильм режиссера Аяза Салаева и продюсера Садая Ахмедова «Яраса» стал первой ласточкой, выведшей Азербайджанское кино на мировую арену. Картина получила «Гран При» Анжейского фестиваля (Франция) и приняла участие в более чем 20 Международных кинофестивалях.
В 1997 году фильм режиссера Вагифа Мустафаева и продюссера Рафига Кулиева «Все к лучшему» получает сразу четыре приза Оберхаузенского МКФ.
В 1998 году фильм «Сары Гялин» – режиссера Яваря Рзаева получает американский приз «Свободы» в Карловых Варах и за «Лучший сценарий» в МКФ «Киношок».
© Jonka
Киностудия "Азербайджанфильм". Баку
История азербайджанского киноискусства начинается со 2 августа 1898-го года.Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых фотографом и прозаиком А.М.Мишоном ("Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гуляние в городском саду", "Кавказский танец" и др.) и одного художественного киносюжета ("Попался"). Он организует первый публичный кинопоказ. Зрители сами того не подозревая, стали свидетелями исторического события – рождения кинематографа в Азербайджане.
В 1915-ом году в городах Баку, Тифлисе и Иреване были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе акционерным обществом (торговым домом) братьев Пироне.
Фотографами-операторами сюжеты снимаются уже систематически на самые разные темы.
А уже в 1916 году предпринимателями братьями Пироне кинематограф ставится на производственную основу. Они создают в Баку акционерное общество «Фильма», где начинают производить художественные фильмы. Один из первых фильмов, снятый на этой студии, "In the realm of oil and millions" - "В царстве нефти и миллионов" (режиссер – Б.Светлов, в главной роли – Г. Араблинский) по одноименному роману азербайджанского писателя И. Мусабекова.
Съемку этого фильма финансировали нефтяные промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б.Н.Светлов из Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены, связанные с павильонами, - в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме сыграл Г. Араблинский.
В 1916- м году была снята первая азербайджанская кинокомедия на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан", а 1919- м году был продемонстрирован полнометражный фильм "Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана".
В 1923 году была создано АФКУ – Азербайджанское фотокино управление. В том же году Государственная кинофабрика приступила к съемкам фильма "Maiden tower" (режиссер – В.Баллюзек).
Наиболее интересные художественные ленты за период с 1920 по 1930 годы, снятые на Государственной фабрике, это фильмы «Во имя Бога» («Бисмиллах») и «Гаджи Гара», где режиссер правдиво рассказал о трагических судьбах людей, оказавшихся во власти религиозного фанатизма.
АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то время при АФКУ существовали кинотеатры "Тейяре", "Эдисон", "Миллион",
"Ладья", Меденчи" ("Промысловик") и др.
В 1924-ом году вышел на экраны двухсерийный художественный фильм "Легенда о Девичьей Башне" (режиссер В.В.Балльюзек). Авторам этого, весьма интересного с этнографической точки зрения, фильма не удалось пренебрегать восточной экзотикой.
В 1925-ом году по инициативе Ш. Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров в Азербайджане.
Здесь обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов, А.Таиров и др. С целью оказания помощи по повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены известные кинорежиссеры В.И.Пудовкин, И.А.Шевченко, Н.М.Шенгелая, М.Э.Чиаурели, а также кинооператоры Г.М.Лемдег, В.Р.Лемке, А.В.Гальперин, И.С.Фролов, Я.М.Фельдман, Л.Л.Косматов, В.М.Шнейдер и др., были привлечены к кино творчеству Дж.Джаббарлы, А.М.Шарифзаде и др.
В последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано на "Азгоскино" (1926-1930), "Азеркино" (1930-1933), "Азфильм" (1933), "Азгоскинопром" (1934), "Азерфильм" (1935-1940), "Бакинская киностудия" (1941-1959), а с 1961-го года это учреждение называется "Киностудия "Азербайджанфильм" имени Дж.Джаббарлы".
В 20-е годы прошлого столетия основную тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин.
Наиболее удачными образцами созданных в те годы фильмов являются "Бисмиллах" (1925, режиссеры А.М.Шарифзаде, А.Валовой), "Дом на вулкане" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров, совместно с "Арменкино"), "Гаджи Гара" (1929, режиссер А.М.Шарифзаде), а также фильм "Севиль" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.
В начале 30-х годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а также фильмы на историко-революционные темы: "Лятиф", "Исмет" (1930, 1934, режиссер М.Микаилов), "Алмаз" и "Новый горизонт" (1936, 1940, режиссеры А.Гулиев, Г.М.Брагинский), "Бакылылар" ("Бакинцы") (1938, режиссер В.В.Турин), "Кяндлиляр" ("Крестьяне") (1940, режиссер С.Марданов) и др.
В 1936 году, Самед Марданов, первый азербайджанский режиссер, получивший профессиональное образование в Москве, вместе с Борисом Барнетом снимает первый звуковой фильм «У самого синего моря». В главных ролях были сняты выдающиеся советские киноактеры Л.Н.Свердлин, Н.А.Крючков, В.А.Кучмина и др.
В 1936-1941 гг. на экраны вышли более 10 звуковых фильмов.
В годы Второй Мировой войны были сняты киноновеллы "Сын Отечества" и "Бахтияр" (1941, 1942, режиссер А.Гулиев), посвященные воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову, фильмы - "Сабухи", посвященный жизни и творчеству М.Ф.Ахундова (1942, режиссеры А.И.Бек-Назаров, Р.Тахмасиб), "Семья единая", состоящая из трех киноновелл, связанных единой сюжетной линией (1943, режиссеры Г.В.Александров, Р.Тахмасиб, М.Микаилов), а также "Подводная лодка Т-9", посвященная героизму моряков, проявленному в годы войны (1943, режиссер А.Иванов).
1945 году увидел свет поистине легендарный фильм «Аршин мал алан». Режиссеры Рза Техмасиб и Николай Лещенко экранизировали музыкальную комедию Узеира Гаджибекова. Что интересно, фильм был принят с резкой критикой. А между тем, жизнерадостность, юмор и национальный колорит сделали его очень популярным не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Фильм был удостоен самой высокой награды того времени – Государственной премии СССР, которую получили в 1946-ом году режиссеры Р.Тахмасиб и Н. Лещенко, композитор У. Гаджибеков, актеры Р.Бейбутов, Л.Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л. Абдуллаев.
В конце 40-х - начале 50-х годов основная деятельность "Бакинской киностудии" была направлена на снятие художественно-документальных и публицистических фильмов. В этот период было снято только два художественных фильма - "Фатали хан" (1947, режиссер В.И.Дзиган, фильм был выпущен на экраны лишь в 1959-ом году) и "Огни Баку" (1950, режиссеры И.В.Хейфиц, А.Г.Зархи и Р.Тахмасиб.
50–60-е годы ушедшего века можно назвать расцветом азербайджанского кинематографа.
К этому времени были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссеров, операторов и художников, большинство из которых получили образование во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж.Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.).
Фильмы «Бахтияр», «Не та, так эта», «Непокоренный батальон», «На дальних берегах», «Мачеха», «Волшебный халат» – все эти шедевры появились именно в 60-е годы.
60-70-ые годы XX столетия были примечательны приходом в кинематографию большой группы молодежи (сценаристы братья Р. и М.Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссеры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмаилов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмаилов, актеры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.). Их сотрудничество с деятелями кино, принадлежащими среднему и старшему поколениям, привело к повышению профессионального уровня азербайджанского кино, появлению фильмов, отличающихся национальным колоритом и идейной глубиной.
В начале 70-х. в азербайджанском кино появляются новые имена режиссеров: Эльдар Гулиев, Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Тофик Исмайлов, Теймур Бекир-заде и другие.
В эти годы начинают сниматься фильмы, где режиссеры пытаются раскрыть социальные пласты общества, его противоречия. При этом не остаются за бортом и нравственные проблемы. Это фильмы: «Последняя ночь детства», «День прошел», «Я помню тебя, учитель», «День рождения», «Хлеб поровну» и другие.
В 80-е годы было снято рекордное количество игровых фильмов. В них были охвачены все жанры кинематографа. Отличались они и разнообразием тематики. Наиболее интересные из них – детские: «Только остров не возьмешь с собой», «Асиф, Васиф, Агасиф»; комедийные: «Дорожное происшествие», «Хочу жениться», «Украли жениха»; музыкальные: «Не бойся, я с тобой», «Семь красавиц».
Фильмы этого периода «Диссонанс», «День рождения», «Допрос», «Только остров не возьмешь с собой», «Чертик под лобовым стеклом» были удостоены самых высоких призов на Всесоюзных кинофестивалях.
В 1990-1995 гг. практически все фильмы снимались на средства предпринимателей. За этот период сняты более 40 художественных фильмов и свыше 125 документальных картин.
На 1990 и 1991 годы попадает самый пик рекордного количества фильмов – около 10 художественных и более а документальных.
В 90-е годы заявили о себе режиссеры Аяз Салаев, Вагиф Мустафаев, Гусейн Мехтиев, Явер Рзаев, Джамил Гулиев, Шахмар Алекперов, Рамиз Азизбейли, сценаристы Рамиз Ровшан, Орхан Фикретоглу, Натик Расулзаде, Айдын Дадашев
Значительные фильмы этого периода: «Убийство в ночном поезде», «День казни» и «Свидетельница».
Фильм «Кольцо счастья» режиссера Рамиза Азизбейли и продюсера Садраддина Дашдамирова был первым фильмом независимого Азербайджана, отвечающий всем канонам коммерческого фильма. Картина собрала такое количество зрителей, которое позволило окупить затраты на фильм и получить прибыль. И второй фильм режиссера Аяза Салаева и продюсера Садая Ахмедова «Яраса» стал первой ласточкой, выведшей Азербайджанское кино на мировую арену. Картина получила «Гран При» Анжейского фестиваля (Франция) и приняла участие в более чем 20 Международных кинофестивалях.
В 1997 году фильм режиссера Вагифа Мустафаева и продюссера Рафига Кулиева «Все к лучшему» получает сразу четыре приза Оберхаузенского МКФ.
В 1998 году фильм «Сары Гялин» – режиссера Яваря Рзаева получает американский приз «Свободы» в Карловых Варах и за «Лучший сценарий» в МКФ «Киношок».
© Jonka
Сайт: | http://www.ksam.org/index.php?stype=azerb&slevel=2&sid=9 |