руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
23 нояб.
17:26
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / Баку. Культура и образование: высшее и специальное образование

Изменить категорию | Все статьи категории

Бакинское хореографическое училище

Когда-то, в далекие 20-е годы XX века, училище только-только делало первые шаги. На эти годы приходится создание азербайджанской хореографической школы.
Первые сведения о существовании балетной студии в Баку относятся к 1922 году. Согласно постановлению коллегии Комиссариата народного просвещения Азербайджанской ССР от 29 апреля 1922 года при центральном клубе им. Али Байрамова должна была открыться балетная студия. 18 августа 1923 года согласно постановлению коллегии Комиссариата народного просвещения Азербайджанской ССР в Баку была открыта студия ритма и танца. К слову, это была инициатива основоположников азербайджанской профессиональной музыки Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева.
В справочной брошюрке «Весь Баку», относящейся к 1923 году, среди художественно-образовательных учреждений в нашем городе упоминается также и Балетная студия. Именно с этого дня и ведется отчет создания Бакинской хореографической школы. В 1929 году, согласно постановлению коллегии Комиссариата народного просвещения, эта студия вновь была реорганизована и при Оперном театре превратилась в государственную балетную студию.
В 1933 году Балетная студия перешла в подчинение комиссариата народного просвещения и, подвергшись новой реорганизации, превратилась в балетную школу. Балетмейстер театра оперы и балета В.А.Кононович был назначен первым директором этой школы, имевшей тогда 157 учеников, а Н.К.Сапарова – заместителем директора.
Сам педагогический коллектив школы состоял из бывшего солиста Ленинградского театра оперы и балета Н.В.Соболева, Т.Павлова-Амираго, солистов Бакинского театра В.М. Ермолаева и И.Г.Костина, педагогов и из таких квалифицированных кадров, как Н.Довгелли, Т. Гласса, Г.Заровски. Именно в этот период срок обучения в школе продлили от 4 до 9 лет.
В 1934 году на суд зрителей было представлено первое произведение учеников этой школы – балет Л.Делибина «Коппелия». Режиссером-постановщиком представления был В.Кононович.
Дебют первой азербайджанской выпускницы Балетной школы Гемер ханым Алмасзаде связан именно с этим балетом. Окончив студию, она вступила в труппу балетного театра, а в 1932 году для усовершенствования своего творчества продолжила образование в Москве в Большом театре; с 1934 по 1936 годы – в классе М. Х. Романова в Ленинградской хореографической школе. В 1936 году после возвращения в Баку, будучи ведущей солисткой Бакинского театра, она также преподавала и в хореографической школе.
В конце 1934-36 годов выпускники Балетной школы подготовили одну из композиций из балета Дж. Пунина «Конек-горбунок», а спустя год под руководством В.Ермолаева поставили балет П.Герлеля «Лесная фея».
В 1935 году, согласно постановлению Совета народных комиссаров Азербайджанской ССР, Балетная школа Государственного театра оперы и балета была переименована в хореографическую школу.
В учебные годы 1936–37 годов В.Ермолаев вместе со своим коллегой Г.Язвинским подготовили одну из композиций балета П.Чайковского «Спящая красавица».
Композитор Афрасияб Бадалбейли специально для этой молодой труппы написал партитуру балета–сказки «Тарлан». Работая именно над этим балетом, первая азербайджанская балерина Гемер ханым Алмасзаде впервые выступила в роли хореографа.
В прямом смысле слова это было новаторство. Впитав в классическую хореографию многочисленные элементы азербайджанского танца, она позже стала основательницей многочисленных азербайджанских балетов. Нужно отметить, что Г.Алмасзаде оставила яркий след в творчестве азербайджанского балета, посвятив большую часть жизни развитию азербайджанского балета, и за годы преподавания в хореографической школе (1939-1989 гг.) подарила азербайджанской балетной сцене таких видных деятелей, как Лейла Векилова, Рафига Ахундова, Чимназ Бабаева, Тамилла Ширалиева и др.
За неоценимые заслуги в развитии азербайджанского балета Г.Алмасзаде была удостоена звания народной артистки Азербайджанской ССР, народной артистки СССР, государственных премий и звания профессора хореографии.
Хореографическая школа продолжала свою творческую деятельность и в годы Великой Отечественной войны. В этот период можно отметить немалые заслуги работников руководства, как например, заведующего школой Беюкханым Мехтиевой.
Наиболее активные и деятельные выпускники школы – С. Миралиева, А. Тахирова, И. Когарлицкая, Э. Бутунина, К. Баташов – оставшись в школе, начинают свою преподавательскую деятельность. А. Тахирова на протяжении многих лет (1948-1978 гг.) была директором хореографической школы, а Когарлицкая заместителем заведующей.
Видная азербайджанская балерина Лейла Мехед гызы Векилова в 1943 году с отличием закончила школу.
Наряду с созданием великолепных образов на сцене азербайджанского театра она усовершенствовала свое мастерство в московской балетной школе. Начиная с 1953, Лейла Векилова, имея уже достаточно большой профессиональный опыт, делится им со студентами Бакинской хореографической школы, и ее студенты начинают выступать не только на сцене азербайджанского театра, но и в театрах балета других стран. Имя Лейлы ханым Векиловой – представительницы балетного искусства, народной артистки Азербайджана, народной артистки СССР, всю жизнь посвятившей Бакинской хореографической школе, с большим уважением и любовью вспоминается среди поклонников балетного искусства.
До сегодняшнего дня эта школа взрастила для азербайджанского балетного и танцевального искусства видных деятелей. Среди них: народные артисты Азербайджана Х. Зульфугарова, М. Мамедов,
Р. Ахундова, Т. Ширалиева, Ч. Бабаева, В. Плетнев, А. Меликова,
М. Алиева, Т. Мамедова, С. Гасымова, Р. Искендерова, Г. Мирзоев и др.
Народные артисты талантливого учительского коллектива
Т. Ширалиева, Х. Зульфугарова, заслуженные артисы Т. Мамедова, О. Арифулина, Р. Арифулин,
С. Гасымова, заслуженные учителя республики Г. Гаджиева,
Л. Гасымова, Э. Гаджиева, Э. Алиева,
А. Исакадзе, Р. Мамедова и др., сохранив традиции классического и азербайджанского народного танца, передают их будущим поколениям. С этом отношении немаловажна роль и выпускницы этой школы Риммы ханум Мамедовой. С 1978 года по 1995 года она руководила Бакинской хореографической школой.
В учительский коллектив школы каждый год принимаются новые студенты.
В настоящее время студенты получают образование в двух отделениях: по классическому и народному танцам. Период обучения – 12 лет. До 2005 года школу окончили свыше 900 студентов. И ряды тех, кто славит нашу страну далеко за ее пределами, непрестанно растут.

(В этом году Хореографическому училищу – 84. МИЛЛИОН ИЗЯЩНЫХ «ПА» Туту Тарвердиева, Неля Аскерова)



© Jonka

Source: http://www.kaspiy.az/rubrics.php?code=5287
loading загрузка

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski