Энциклопедия / Баку. Культура и образование: Театры
Изменить категорию | Все статьи категории
Начиная с 70-ых годов 19 века театральные спектакли с каждым годом все больше и больше завоевывали популярность у населения Баку и особенно после того, когда в 1873 году образовался азербайджанский национальный профессиональный театр. В этой обстановке у известного бакинского миллионера Гаджи Зейналабдин Тагиева возникла идея дать Баку "настоящее театральное здание". В 1882 году он представил на утверждение управы проект здания для постройки на собственном участке - на углу Горчаковской и Меркурьевской улиц. В конце 1883 года театр был выстроен под наблюдением инженера-технолога Ф. Лемкуля. Автором проекта был архитектор Когновицкий.
Это был первый городской театр, который за период своего существования неоднократно подвергался реконструкциям, горел и восстанавливался.
Партер и ложи занимали мужчины в папахах, женщины в театр не ходили.
Лишь двадцать три года спустя, в 1906-м году, в театре были созданы специальные ложи для мусульманок. Газета «Баку» 30 ноября 1906-го года поместила специальное объявление по «тому поводу: «Вскоре ложи тагиевского театра смогут посещать женщины-мусульманки. Мусульманская драматическая труппа стремится создать в театре Тагиева благоприятные условия для посещения мусульманками спектаклей на татарском (азербайджанском - М.С.) языке. С «той целью ложи по бокам и спереди драпируются занавесями».
Следует заметить, что в большинстве случаев представления и концерты в театре давались на русском языке. Вот, к примеру, какие злоключения претерпела постановка произведения Нариманова «Надир-шах», которое драматург создал еще в 1899-м году. Пьесу семь лет запрещала цензура, и лишь в 1905-м году, под воздействием революционных событий, бакинский губернатор разрешил поставить произведение Наримана Нариманова на родном языке. Кружок любителей с увлечением принялся репетировать, но сыграть пьесу на азербайджанском языке тогда так и не удалось. Наступил траурный месяц магеррам. Все представления и зрелищные мероприятия пришлось отложить. Чтобы не упустить возможности увидеть свое детище на сцене (цензура могла передумать), Нариманов в кратчайший срок переводит пьесу на русский язык, а режиссер-любитель ставит «Надир-шаха» на сцене театра в феврале 1906 года. Эта постановка имела большой успех.
В тагиевском театре часто давали концерты заезжие знаменитости. Однажды местные энтузиасты решили устроить «восточный концерт», для чего из Шуши были приглашены ашуги, музыканты. Концерт удался на славу. В нем приняли участие известные шушинскне ашуги-импровизаторы Наджафкули и Аббаскули, певцы из Баку - Сейид, Алескер, Касум, а все деньги, вырученные от концерта, были перечислены на нужды учащихся технических и реальных школ.
В этом здании 25 января 1908-го года была осуществлена постановка оперы Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» - события для Баку чрезвычайной значимости. Произведение Узеира Гаджибекова явилось первой оперой не только в Азербайджане, но и во всем мусульманском мире. Так что эта дата вписана золотыми буквами в историю нашей национальной культуры.
Режиссером постановки «Лейли и Меджнун» был Гусейн Араблинский, роль Мед-жнуна исполнял прославленный мастер сцены, певец Гусейнкули Сарабский.
Кстати, в здании мусульманского театра раз в неделю выступала армянская труппа, давала представление на родном языке. Тагиев дал артистам специальное разрешение и приказал не брать с них никакой арендной платы.
Спустя 10 лет Тагиев значительно расширяет помещение театра. Но, как и сегодня, так и тогда, в 1909 году нашлись «радетели менталитета». Театр был подожжен и сгорел дотла. В 1910 году в Баку было освящено вновь отстроенное после пожара здание театра Тагиева,
В этом же, 1910 году, праздновалось тридцатилетие первой театральной постановки в Баку. В связи с этим событием Узеир Гаджибеков сочинил даже торжественный марш. Когда Гаджи Зейналабдин появился в театре, его приветствовали весьма почтительно: оркестр заиграл марш, артисты с уважением расступились, а весь зал, стоя, аплодировал щедрому меценату.
В советское время после того, как для театра Азербайджанской драмы построили новое здание, здесь «устроился» театр музкомедии.
Автор: © Jonka
Source: Сулейманов. Дни минувшие. Фатуллаев. Градостраительство Баку Статьи из разл. газет
Баку. Театр Тагиева
1883Начиная с 70-ых годов 19 века театральные спектакли с каждым годом все больше и больше завоевывали популярность у населения Баку и особенно после того, когда в 1873 году образовался азербайджанский национальный профессиональный театр. В этой обстановке у известного бакинского миллионера Гаджи Зейналабдин Тагиева возникла идея дать Баку "настоящее театральное здание". В 1882 году он представил на утверждение управы проект здания для постройки на собственном участке - на углу Горчаковской и Меркурьевской улиц. В конце 1883 года театр был выстроен под наблюдением инженера-технолога Ф. Лемкуля. Автором проекта был архитектор Когновицкий.
Это был первый городской театр, который за период своего существования неоднократно подвергался реконструкциям, горел и восстанавливался.
Партер и ложи занимали мужчины в папахах, женщины в театр не ходили.
Лишь двадцать три года спустя, в 1906-м году, в театре были созданы специальные ложи для мусульманок. Газета «Баку» 30 ноября 1906-го года поместила специальное объявление по «тому поводу: «Вскоре ложи тагиевского театра смогут посещать женщины-мусульманки. Мусульманская драматическая труппа стремится создать в театре Тагиева благоприятные условия для посещения мусульманками спектаклей на татарском (азербайджанском - М.С.) языке. С «той целью ложи по бокам и спереди драпируются занавесями».
Следует заметить, что в большинстве случаев представления и концерты в театре давались на русском языке. Вот, к примеру, какие злоключения претерпела постановка произведения Нариманова «Надир-шах», которое драматург создал еще в 1899-м году. Пьесу семь лет запрещала цензура, и лишь в 1905-м году, под воздействием революционных событий, бакинский губернатор разрешил поставить произведение Наримана Нариманова на родном языке. Кружок любителей с увлечением принялся репетировать, но сыграть пьесу на азербайджанском языке тогда так и не удалось. Наступил траурный месяц магеррам. Все представления и зрелищные мероприятия пришлось отложить. Чтобы не упустить возможности увидеть свое детище на сцене (цензура могла передумать), Нариманов в кратчайший срок переводит пьесу на русский язык, а режиссер-любитель ставит «Надир-шаха» на сцене театра в феврале 1906 года. Эта постановка имела большой успех.
В тагиевском театре часто давали концерты заезжие знаменитости. Однажды местные энтузиасты решили устроить «восточный концерт», для чего из Шуши были приглашены ашуги, музыканты. Концерт удался на славу. В нем приняли участие известные шушинскне ашуги-импровизаторы Наджафкули и Аббаскули, певцы из Баку - Сейид, Алескер, Касум, а все деньги, вырученные от концерта, были перечислены на нужды учащихся технических и реальных школ.
В этом здании 25 января 1908-го года была осуществлена постановка оперы Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» - события для Баку чрезвычайной значимости. Произведение Узеира Гаджибекова явилось первой оперой не только в Азербайджане, но и во всем мусульманском мире. Так что эта дата вписана золотыми буквами в историю нашей национальной культуры.
Режиссером постановки «Лейли и Меджнун» был Гусейн Араблинский, роль Мед-жнуна исполнял прославленный мастер сцены, певец Гусейнкули Сарабский.
Кстати, в здании мусульманского театра раз в неделю выступала армянская труппа, давала представление на родном языке. Тагиев дал артистам специальное разрешение и приказал не брать с них никакой арендной платы.
Спустя 10 лет Тагиев значительно расширяет помещение театра. Но, как и сегодня, так и тогда, в 1909 году нашлись «радетели менталитета». Театр был подожжен и сгорел дотла. В 1910 году в Баку было освящено вновь отстроенное после пожара здание театра Тагиева,
В этом же, 1910 году, праздновалось тридцатилетие первой театральной постановки в Баку. В связи с этим событием Узеир Гаджибеков сочинил даже торжественный марш. Когда Гаджи Зейналабдин появился в театре, его приветствовали весьма почтительно: оркестр заиграл марш, артисты с уважением расступились, а весь зал, стоя, аплодировал щедрому меценату.
В советское время после того, как для театра Азербайджанской драмы построили новое здание, здесь «устроился» театр музкомедии.
Автор: © Jonka
Source: Сулейманов. Дни минувшие. Фатуллаев. Градостраительство Баку Статьи из разл. газет
загрузка