Энциклопедия / Религия и культовые сооружения: Православные храмы и церкви
Изменить категорию | Все статьи категории
1896 г. апреля 28 – 1925 г.
Во второй половине XIX века местность Кани-Тапа – отдаленная часть города Баку, прежде пустынная, – с проведением в 1883 году Закавказской железной дороги и устройством близ нее разных заводов и мастерских, оживилась. С приростом православного населения стала являться насущная потребность в устройстве дома Божия, но православные кани-тапинцы не могли построить храм на свои средства. Святое желание кани-тапинцев встретило деятельное сочувствие со стороны протоиерея собора г. Баку А. И. Юницкого. У него явилась мысль создать для них "церковь со школою", которая бы служила рассадником веры и христианского благочестия… Не имея в наличности ровно никаких средств, с упованием на Бога, о. Александр возбудил в марте 1893 года ходатайство перед надлежащей властью об отводе участка земли под предполагаемую церковь со школой возле воскресного солдатского базара, и в 1895 г. был отведен участок земли, в количестве 1000 квадратных саженей.[1]
Первоначально протоиерей А. И. Юницкий вошел в управу с просьбой об отводе земли под часовню в количестве 100 кв. саж.; затем, когда средства увеличились, явилась возможность соорудить не только часовню, а церковь со школою, со всеми необходимыми надворными постройками и квартирами для служащих, а также садом. Городская управа вполне сочувственно отнеслась к этому проекту и разрешила отвести для этой цели участок земли в 1000 кв. саж. около вокзала, после того, как интендантское ведомство окончательно выберет место для интендантского склада («провиантского магазина»).[10]
В ответе на отношение Бакинского губернатора от 18 января 1894 года за № 729 приводится план городским площадям в указываемой местности и пояснение:
На плане голубым цветом показано старое зачумленное кладбище, розовым - спорные участки
квартал под литерой С пространством в 1944 кв. саж. согласно проектному плану под сквер, утвержденному городской Управою 21 июня 1893 года, разрешено огородить каменным забором мусульманскому Обществу. В этом участке 862,5 кв. саж. из зачумленного старинного кладбища и 1081,5 кв. саж. из свободных городских земель, восточная часть коего была под садом. Акта отчуждения всей этой площади в пользу мусульман не было.
Квартал под литерой В имеет площадь в 1512 кв. саж., свободный от построек.
Квартал под литерой А имеет площадь в 2145 кв. саж. и тоже свободный. Оба квартала ранее предназначались под солдатский воскресный базар. Имеется предположение квартал под А занять городской постройкой ремесленного училища.
Показанные на сем плане участки по плану межевания под №№ 150 и 80 имеют следующий характер по судебному производству: № 150 оспаривал Гусейн Кули Абдурахман оглы. Решением Бакинского окружного суда присужден в собственность и владение города, вошедшем в законную силу за неподачей в срок апелляции. № 80-й решениями 1-ой и 2 инстанциями суда присужден в собственность и владение города, но спорщик Кербалай Ага Гусе[...] Кербалай Ме[...] оглы подал в срок кассацию.
Место под литерой а занято старой постройкой Мешади Салима Молла Кярим оглы. Иск города начат с 1893 года.[3]
В связи с имеющимися ограничениями был испрошен участок в квартале под литерой В, на углу Балаханской улицы, напротив старого мусульманского кладбища. При этом часть квартала В планировалось выделить под провиантский магазин интендантского ведомства.
На заседании думы, состоявшемся 3 октября 1894 года, обсуждался вопрос об отводе участка земли под школу-церковь. Всю полезность школы-церкви красноречиво доказывал присутствующий на заседании протоиерей А. И. Юницкий. Его поддерживал гласный Дойников. На этом заседании был решен в принципе вопрос об отводе участка земли в просимом количестве (1000 кв. саж.) под сооружение школы-церкви, с оговоркой в том смысле, что земля будет отведена после того, как интендантское ведомство окончательно остановится на выборе места для постройки склада.[10]
В том же 1894 года протоиерей Юницкий представил проект. В пояснительной записке к проекту на постройку церкви-школы в г. Баку, около железнодорожного вокзала, подписанной Д.Д. Буйновым, говорилось:
"Здание проектировано по типу бакинских жилых строений. Фундамент из местного камня на известковом растворе, закапывается на глубине 0,66 саж. в плотно-глинистом грунте. Стены тоже каменные на известковом растворе, толщина 0,38 саж. Пол асфальтовый, по каменной со строительным щебнем забутке. Потолок на деревянных балках, снизу отштукатуренный алебастром и сверху с черной настилкою и смазкою. Стропила простые деревянные. По стропилам назначены деревянная обрешетка и покрытие 10-ти фунтовым кровельным железом. Над алтарем назначен деревянный шпиль, крытый 10-ти фунтовым кровельным железом. Над входом в церковь простая деревянная звонница на трех столбах."[2]
22 августа 1895 года проект был утвержден. [11]
Господь послал и жертвователей на святое дело. Первым таким благодетелем явился нижегородский купец И. А. Лодочников, пожертвовавший 3 тысячи рублей.
8 сентября 1895 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, прошло освящение места и закладка церкви и школы. Вскоре после закладки здания явились на помощь и другие благодетели: бакинский купец Н. А. Терентьев, пожертвовавший 3500 рублей, московские купцы П. Степанов и В. Васильев Найденовы – 3000 рублей, фирма завода Шибаева – 1000 рублей и многие другие.[1]
Оранжевым цветом показан участок, выделенный под постройку церкви-школы, участок с синей границей - бывший спорный, отошедший в собственность города по решению суда
2 мая 1896 года был составлен акт отвода земли: «Согласно предписанию Управы … в присутствии протоиерея Александра Юницкого, был отведен участок земли, уступленный Думой под постройку церкви-школы в следующих мерах и границах: с северо-западной стороны 32 саж. – Балаханская улица; с северо-восточной стороны 31,25 саж. – городская земля, отведенная под постройку провиантского магазина; с юго-восточной стороны 32 саж. – пустопорожняя городская бесспорная земля и с юго-запада 31,25 саж. – улица; площадь отведенного участка равна 1000 кв. саж.»[11]
На приведенном «Чертеже участка городской земли, под литерой а, находящегося против старого мусульманского кладбища, что у вокзала, имеющего в площади: одну тысячу кв. саж. и предположенного к отводу по приговору Думы – Бакинскому отделению Грузинского Училищного Совета – под постройку школы и церкви» [4] показан отведенный участок.
3 февраля 1896 года на Кани-тапинской церкви (как ее называли в народе) был установлен вызолоченный крест.[5]
27 апреля 1896 года, в субботу вечером, в новой церкви-школе, около вокзала (на этом месте сейчас часть Сабунчинского вокзала, от угла Басина/Физули и Ленина/Азадлыг и часть площади Дж. Джабарлы, до памятника), было совершено всенощное богослужение благочинным протоиереем А. И. Юницким, в сослужении со священником Петром Поташевым и хором соборных певчих.
На другой день, 28 апреля 1896 года, состоялось освящение здания церкви-школы (второй двухклассной церковно-приходской) в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения молитвы с коленопреклонением провозглашено было многолетие их императорским величествам, наследнику цесаревичу и всему царствующему дому. Затем А. И. Юницкий обратился к молящимся с речью, в которой объяснил, что церковь-школа построена в память рождения ее императорского высочества, великой княжны Ольги Николаевны, и что на докладе обер-прокурора святейшего синода о разрешении постройки церкви, государю императору угодно было собственноручно начертать: «прочел с удовольствием». В заключение своей речи А. И. Юницкий сказал: «Бог сотворил чудо, и храм появился на том месте, где угодно было Ему. Мы не имели средств, Бог дал, не имели земли, где бы построить церковь и нам Бог послал, молю Бога о всех благотворителях и строителях сего храма». После освящения церкви была отслужена литургия; на богослужении присутствовали: исправляющий должность начальника губернии статский советник П. А. Лилеев, исправляющий должность городского головы А. Н. Сапаров и масса молящихся.[8]
Церковь имела один престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы и по виду напоминала Трапезную церковь в Троице-Сергиевой Лавре Москвы.[5]
Все это было сооружено на благотворительные средства и обошлось в 20 тысяч рублей.[9]
3 ноября 1896 года во вторую Бакинскую церковно-приходскую школу капитаном 1 ранга Бартошевичем и его супругой принесена была в дар фамильная их икона "Рождества Пресвятой Богородицы". Икона большой ценности, но особенно замечательна она в историческом отношении. Прабабушка Бартошевич, именитая помещица Ивашкина, в 1814 г. прибыла в Санкт-Петербург, для определения своей дочери в Смольный институт. В то время, когда Ивашкина везла в карете свою дочь в самый институт, она увидела из кареты, что по реке Неве плывет икона. Ивашкина попросила лодочника поймать икону. Желание ее было исполнено. Икона была поймана и передана в руки Ивашкиной. Последняя тотчас же в карете благословила свою дочь этой иконой. И с тех пор пойманная в реке Неве икона "Рождества Богоматери" сохранялась в роде Ивашкиных по женской линии и передавалась, как благословение Божье, из поколения в поколение. У супругов Бартошевич не было детей женского пола, поэтому они свою фамильную икону решили принести в дар церкви-школе, что близ Бакинского вокзала. Надпись на иконе гласит: "Сия икона Рождества Пресвятой Богородицы приплыла по реке Неве в 1814 г. и пожертвована в 1896 году в храм Рождества Пресвятой Богородицы, в городе Баку, Гавриилом и Варварою Бартошевич".[6]
В 1898 году была построена в виде придела вторая церковь, престол которой был освящен во имя Николая Чудотворца. Колокольня стала арочной, с одной перекладиной для колокола.[5]
В 1903 году был утвержден проект расширения школы-церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и переноса звонницы. К 1907 в ограде церкви работало две школы, 2-я двухклассная и 4-я одноклассная. Вход был со стороны Станиславской (Ленина/Азадлыг) улицы.
Как видно из письма уполномоченного Совета Кирилло-Мефодиевского братства К. Реутова в Бакинскую городскую думу от 2 декабря 1908 года на все строительные работы за эти годы было истрачено 72 692 рубля пожертвованных денежных средств.[11]
Первоначально церковь с церковно-приходской школой являлась приписной к Бакинскому собору.
В 1912 году настоятелем Рождество-Богородицкой церкви был священник Дмитрий Федорович Ярош.[7]
В 1918-20 гг. настоятелем Рождество-Богородицкой церкви был священник Федор Петрович Кольцов.
В связи со строительством Сабунчинского вокзала в 1925 году церковь была снесена. Вместо нее в 1926 году была выстроена неподалеку, на Верхней Приютской улице, новая церковь. Ныне это – действующий Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на ул. Ш.Азизбекова, 205.
↑ Сведения, выделенные курсивом - из источника [5]- из книги "Т. Ф. Гумбатова. Баку и немцы", в которой содержится большое количество неточностей и ошибок. Поэтому нуждаются в проверке.
Использованы материалы:
1. Церковные ведомости. 1896 г. № 29
2. Пояснительная записка к проекту на постройку церкви-школы в г. Баку, около ж.д. вокзала.
3. Ответ на отношение г. Бакинского губернатора с планом городским площадям от 18 января 1894 года за № 729.
4. Чертеж участка городской земли, предположенного к отводу под постройку школы и церкви.
5. Т. Ф. Гумбатова. Баку и немцы. 2008
6. Церковные ведомости. 1897 г. № 4
7. Газета «Каспий». 1912 г. №5
8. Газета «Каспий». 1896 г. №92
9. Юницкий А.И. История церквей и приходов Бакинской губернии (1815-1905 гг.). – 1906
10. Газета «Каспий». 1894 г. №212
11. История одного храма. Автор-составитель иерей Дионисий Свечников. 2006 г.
Составил С. Колтунов.
Баку. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Кани-тапинская)
1896 - 19251896 г. апреля 28 – 1925 г.
Во второй половине XIX века местность Кани-Тапа – отдаленная часть города Баку, прежде пустынная, – с проведением в 1883 году Закавказской железной дороги и устройством близ нее разных заводов и мастерских, оживилась. С приростом православного населения стала являться насущная потребность в устройстве дома Божия, но православные кани-тапинцы не могли построить храм на свои средства. Святое желание кани-тапинцев встретило деятельное сочувствие со стороны протоиерея собора г. Баку А. И. Юницкого. У него явилась мысль создать для них "церковь со школою", которая бы служила рассадником веры и христианского благочестия… Не имея в наличности ровно никаких средств, с упованием на Бога, о. Александр возбудил в марте 1893 года ходатайство перед надлежащей властью об отводе участка земли под предполагаемую церковь со школой возле воскресного солдатского базара, и в 1895 г. был отведен участок земли, в количестве 1000 квадратных саженей.[1]
Первоначально протоиерей А. И. Юницкий вошел в управу с просьбой об отводе земли под часовню в количестве 100 кв. саж.; затем, когда средства увеличились, явилась возможность соорудить не только часовню, а церковь со школою, со всеми необходимыми надворными постройками и квартирами для служащих, а также садом. Городская управа вполне сочувственно отнеслась к этому проекту и разрешила отвести для этой цели участок земли в 1000 кв. саж. около вокзала, после того, как интендантское ведомство окончательно выберет место для интендантского склада («провиантского магазина»).[10]
В ответе на отношение Бакинского губернатора от 18 января 1894 года за № 729 приводится план городским площадям в указываемой местности и пояснение:
На плане голубым цветом показано старое зачумленное кладбище, розовым - спорные участки
квартал под литерой С пространством в 1944 кв. саж. согласно проектному плану под сквер, утвержденному городской Управою 21 июня 1893 года, разрешено огородить каменным забором мусульманскому Обществу. В этом участке 862,5 кв. саж. из зачумленного старинного кладбища и 1081,5 кв. саж. из свободных городских земель, восточная часть коего была под садом. Акта отчуждения всей этой площади в пользу мусульман не было.
Квартал под литерой В имеет площадь в 1512 кв. саж., свободный от построек.
Квартал под литерой А имеет площадь в 2145 кв. саж. и тоже свободный. Оба квартала ранее предназначались под солдатский воскресный базар. Имеется предположение квартал под А занять городской постройкой ремесленного училища.
Показанные на сем плане участки по плану межевания под №№ 150 и 80 имеют следующий характер по судебному производству: № 150 оспаривал Гусейн Кули Абдурахман оглы. Решением Бакинского окружного суда присужден в собственность и владение города, вошедшем в законную силу за неподачей в срок апелляции. № 80-й решениями 1-ой и 2 инстанциями суда присужден в собственность и владение города, но спорщик Кербалай Ага Гусе[...] Кербалай Ме[...] оглы подал в срок кассацию.
Место под литерой а занято старой постройкой Мешади Салима Молла Кярим оглы. Иск города начат с 1893 года.[3]
В связи с имеющимися ограничениями был испрошен участок в квартале под литерой В, на углу Балаханской улицы, напротив старого мусульманского кладбища. При этом часть квартала В планировалось выделить под провиантский магазин интендантского ведомства.
На заседании думы, состоявшемся 3 октября 1894 года, обсуждался вопрос об отводе участка земли под школу-церковь. Всю полезность школы-церкви красноречиво доказывал присутствующий на заседании протоиерей А. И. Юницкий. Его поддерживал гласный Дойников. На этом заседании был решен в принципе вопрос об отводе участка земли в просимом количестве (1000 кв. саж.) под сооружение школы-церкви, с оговоркой в том смысле, что земля будет отведена после того, как интендантское ведомство окончательно остановится на выборе места для постройки склада.[10]
В том же 1894 года протоиерей Юницкий представил проект. В пояснительной записке к проекту на постройку церкви-школы в г. Баку, около железнодорожного вокзала, подписанной Д.Д. Буйновым, говорилось:
"Здание проектировано по типу бакинских жилых строений. Фундамент из местного камня на известковом растворе, закапывается на глубине 0,66 саж. в плотно-глинистом грунте. Стены тоже каменные на известковом растворе, толщина 0,38 саж. Пол асфальтовый, по каменной со строительным щебнем забутке. Потолок на деревянных балках, снизу отштукатуренный алебастром и сверху с черной настилкою и смазкою. Стропила простые деревянные. По стропилам назначены деревянная обрешетка и покрытие 10-ти фунтовым кровельным железом. Над алтарем назначен деревянный шпиль, крытый 10-ти фунтовым кровельным железом. Над входом в церковь простая деревянная звонница на трех столбах."[2]
22 августа 1895 года проект был утвержден. [11]
Господь послал и жертвователей на святое дело. Первым таким благодетелем явился нижегородский купец И. А. Лодочников, пожертвовавший 3 тысячи рублей.
8 сентября 1895 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, прошло освящение места и закладка церкви и школы. Вскоре после закладки здания явились на помощь и другие благодетели: бакинский купец Н. А. Терентьев, пожертвовавший 3500 рублей, московские купцы П. Степанов и В. Васильев Найденовы – 3000 рублей, фирма завода Шибаева – 1000 рублей и многие другие.[1]
Оранжевым цветом показан участок, выделенный под постройку церкви-школы, участок с синей границей - бывший спорный, отошедший в собственность города по решению суда
2 мая 1896 года был составлен акт отвода земли: «Согласно предписанию Управы … в присутствии протоиерея Александра Юницкого, был отведен участок земли, уступленный Думой под постройку церкви-школы в следующих мерах и границах: с северо-западной стороны 32 саж. – Балаханская улица; с северо-восточной стороны 31,25 саж. – городская земля, отведенная под постройку провиантского магазина; с юго-восточной стороны 32 саж. – пустопорожняя городская бесспорная земля и с юго-запада 31,25 саж. – улица; площадь отведенного участка равна 1000 кв. саж.»[11]
На приведенном «Чертеже участка городской земли, под литерой а, находящегося против старого мусульманского кладбища, что у вокзала, имеющего в площади: одну тысячу кв. саж. и предположенного к отводу по приговору Думы – Бакинскому отделению Грузинского Училищного Совета – под постройку школы и церкви» [4] показан отведенный участок.
3 февраля 1896 года на Кани-тапинской церкви (как ее называли в народе) был установлен вызолоченный крест.[5]
27 апреля 1896 года, в субботу вечером, в новой церкви-школе, около вокзала (на этом месте сейчас часть Сабунчинского вокзала, от угла Басина/Физули и Ленина/Азадлыг и часть площади Дж. Джабарлы, до памятника), было совершено всенощное богослужение благочинным протоиереем А. И. Юницким, в сослужении со священником Петром Поташевым и хором соборных певчих.
На другой день, 28 апреля 1896 года, состоялось освящение здания церкви-школы (второй двухклассной церковно-приходской) в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения молитвы с коленопреклонением провозглашено было многолетие их императорским величествам, наследнику цесаревичу и всему царствующему дому. Затем А. И. Юницкий обратился к молящимся с речью, в которой объяснил, что церковь-школа построена в память рождения ее императорского высочества, великой княжны Ольги Николаевны, и что на докладе обер-прокурора святейшего синода о разрешении постройки церкви, государю императору угодно было собственноручно начертать: «прочел с удовольствием». В заключение своей речи А. И. Юницкий сказал: «Бог сотворил чудо, и храм появился на том месте, где угодно было Ему. Мы не имели средств, Бог дал, не имели земли, где бы построить церковь и нам Бог послал, молю Бога о всех благотворителях и строителях сего храма». После освящения церкви была отслужена литургия; на богослужении присутствовали: исправляющий должность начальника губернии статский советник П. А. Лилеев, исправляющий должность городского головы А. Н. Сапаров и масса молящихся.[8]
Церковь имела один престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы и по виду напоминала Трапезную церковь в Троице-Сергиевой Лавре Москвы.[5]
Все это было сооружено на благотворительные средства и обошлось в 20 тысяч рублей.[9]
3 ноября 1896 года во вторую Бакинскую церковно-приходскую школу капитаном 1 ранга Бартошевичем и его супругой принесена была в дар фамильная их икона "Рождества Пресвятой Богородицы". Икона большой ценности, но особенно замечательна она в историческом отношении. Прабабушка Бартошевич, именитая помещица Ивашкина, в 1814 г. прибыла в Санкт-Петербург, для определения своей дочери в Смольный институт. В то время, когда Ивашкина везла в карете свою дочь в самый институт, она увидела из кареты, что по реке Неве плывет икона. Ивашкина попросила лодочника поймать икону. Желание ее было исполнено. Икона была поймана и передана в руки Ивашкиной. Последняя тотчас же в карете благословила свою дочь этой иконой. И с тех пор пойманная в реке Неве икона "Рождества Богоматери" сохранялась в роде Ивашкиных по женской линии и передавалась, как благословение Божье, из поколения в поколение. У супругов Бартошевич не было детей женского пола, поэтому они свою фамильную икону решили принести в дар церкви-школе, что близ Бакинского вокзала. Надпись на иконе гласит: "Сия икона Рождества Пресвятой Богородицы приплыла по реке Неве в 1814 г. и пожертвована в 1896 году в храм Рождества Пресвятой Богородицы, в городе Баку, Гавриилом и Варварою Бартошевич".[6]
В 1898 году была построена в виде придела вторая церковь, престол которой был освящен во имя Николая Чудотворца. Колокольня стала арочной, с одной перекладиной для колокола.[5]
В 1903 году был утвержден проект расширения школы-церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и переноса звонницы. К 1907 в ограде церкви работало две школы, 2-я двухклассная и 4-я одноклассная. Вход был со стороны Станиславской (Ленина/Азадлыг) улицы.
Как видно из письма уполномоченного Совета Кирилло-Мефодиевского братства К. Реутова в Бакинскую городскую думу от 2 декабря 1908 года на все строительные работы за эти годы было истрачено 72 692 рубля пожертвованных денежных средств.[11]
Первоначально церковь с церковно-приходской школой являлась приписной к Бакинскому собору.
В 1912 году настоятелем Рождество-Богородицкой церкви был священник Дмитрий Федорович Ярош.[7]
В 1918-20 гг. настоятелем Рождество-Богородицкой церкви был священник Федор Петрович Кольцов.
В связи со строительством Сабунчинского вокзала в 1925 году церковь была снесена. Вместо нее в 1926 году была выстроена неподалеку, на Верхней Приютской улице, новая церковь. Ныне это – действующий Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на ул. Ш.Азизбекова, 205.
↑ Сведения, выделенные курсивом - из источника [5]- из книги "Т. Ф. Гумбатова. Баку и немцы", в которой содержится большое количество неточностей и ошибок. Поэтому нуждаются в проверке.
Использованы материалы:
1. Церковные ведомости. 1896 г. № 29
2. Пояснительная записка к проекту на постройку церкви-школы в г. Баку, около ж.д. вокзала.
3. Ответ на отношение г. Бакинского губернатора с планом городским площадям от 18 января 1894 года за № 729.
4. Чертеж участка городской земли, предположенного к отводу под постройку школы и церкви.
5. Т. Ф. Гумбатова. Баку и немцы. 2008
6. Церковные ведомости. 1897 г. № 4
7. Газета «Каспий». 1912 г. №5
8. Газета «Каспий». 1896 г. №92
9. Юницкий А.И. История церквей и приходов Бакинской губернии (1815-1905 гг.). – 1906
10. Газета «Каспий». 1894 г. №212
11. История одного храма. Автор-составитель иерей Дионисий Свечников. 2006 г.
Составил С. Колтунов.
Сайт: | http://goo.gl/6gFjh |
загрузка