руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 нояб.
02:29
Спорт
Евро 2024
© Jarreau

Энциклопедия / Биографический справочник Новой и Новейшей истории

Изменить категорию | Все статьи категории

Ольга Александровна Романова - последняя Великая Княгиня

3.7.2007

Ольга Александровна Романова (13 июня 1882 - 24 ноября 1960) - последняя Великая княгиня ( Её Императорское Высочество ) Российской Империи, родилась в Петергофе, о чём радостный звон всех колоколов, и гром салюта из 101 залпа пушек Петропавловской крепости, оглашали счастливую весть на весь Санкт-Петербург.
Ольга Александровна являлась последней порфирородным (''багрянородным'' ребенком) членом династии Романовых (1613-1917). "Определение "порфирородный" относилось лишь к детям, родившимся у уже царствующего монарха.
Царская семья в быту ни в чем себе не отказывала, но великолепие императорских гостиных не относилось к детским покоям. Княжна Ольга была единственным ребенком в Гатчине. Она рано привыкла к дисциплине и размеренному порядку в простых условиях проживания.
Еще бабушкой, супругой императора Александра II, в семье были введены английские обычаи: по утрам обязательные холодные ванны, овсяная каша на завтрак и неизменная прогулка на свежем воздухе
Царские дети спали на жестких кроватях с твердой плоской подушкой и очень тонким матрасом. Обстановку составляли скромный ковер на полу, стулья с прямыми спинками и плетеными сиденьями, самые обычные столы и этажерки для книг и игрушек. Единственной богатой деталью была икона Пресвятой Богородицы в серебряном окладе, усыпанном драгоценными камнями и жемчугом.
В юности княжна Ольга добросовестно изучала историю своей страны, и испытывала к ней неизбывную любовь.
В галереях дворца хранились замечательные коллекции произведений искусств со всего мира: бесценные образцы пекинского фарфора, собрание самоцветов, гобелены и картины, изображающие различные эпизоды битв.
Очень рано у княжны Ольги начал проявляться талант художницы - в возрасте 4-5 лет.
«Даже во время уроков географии и арифметики – вспоминает она - мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы».
Увлечение царских детей искусством приветствовалось и поддерживалось Александром III. Император приглашал к детям лучших преподавателей живописи: Карл Лемох, В.Е.Маковский, С.Ю.Жуковский, С.А.Виноградов.
«Отец был для меня всем. Даже совершенно поглощенный делами Он всегда утром уделял мне полчаса внимания. При этом я была совершенно поражена количеством работы, которую Отец выполнял каждый день».
Комнаты царевны Ольги Александровны располагались рядом с его рабочим кабинетом. Часто после завтрака она приходила в отцовый кабинет. И однажды он позволил дочери запечатать письмо хрустальной государевой печатью, что было ее особой детской гордостью.
В 1894 году, когда Ольге было всего 12 лет, умер Александр III. Это был первый удар судьбы, которых в ее жизни будет еще много.
Ольга Александровна оказалась одаренным художником. Устраивала во дворце вернисажи, выставляя свои работы и картины других молодых художников. Деньги, вырученные от продажи полотен, акварельных листов и многочисленных почтовых открыток, созданных ее рукой, шли на благотворительность. В 1912 году она основала «Общество помощи нуждающимся художникам».
Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий человек, Великая княгиня увлекалась иконописью. Образами своего письма она благословляла своих близких.

Очень рано сложился ее жизненный девиз, которому она была верна до конца своих дней: ''Быть, а не казаться!''.

В своем имении Ольгино, княжна видела в близи жизнь народа. Там Ольга Александровна поддерживала деньгами и прочими вкладами сельскую школу и часто навещала созданный ею деревенский госпиталь. У местного доктора она училась врачеванию и приемам опеки над больными.
В последующем Великая княгиня Ольга рассказывала сыну:
“У меня было около семидесяти человек прислуги в Санкт-Петербурге. Конечно, это считалось довольно-таки скромно для сестры Императора. Но у каждого из них было много детей, и все они хотели, чтобы их сыновья учились на докторов или инженеров. Можете представить, какие были на это затраты! Но я не возражала против такого расходования моего личного бюджета. По крайней мере, это приносило пользу”.
Однажды, после окончания срока службы, один моряк перед возвращением домой на Каспийское море попросил княгиню Ольгу помочь ему в покупке рыболовной сети: «Я дала ему денег, и он потом вернул мне все до копейки. …Такие "нижние чины" были для меня самыми благородными людьми России. Их душевное благородство проистекало из сердца. Они относились ко мне не только как к Великой Княгине и любили меня не ради моего кошелька».
27 июня 1901г. в Гатчине состоялось венчание Ольги Александровны с принцем Петром Александровичем Ольденбургским. Но брак не повлек за собою рождения семьи с радостями материнства и домашнего уюта.
В том же, 1901 году, Великая Княгиня стала Шефом 12-го гусарского Ахтырского полка, единственного в Российской Армии, получившего от Императора Александра I, победителя Наполеона, на знаменитом параде союзников под Парижем в 1814 году право на вечные времена носить свои коричневые доломаны (гусарские мундиры), в которых они прославились в кампании 1813 года.
Вскоре, будучи на торжественном параде в Павловске, Великая Княгиня повстречалась с Николаем Александровичем Куликовским, офицером, служившим в Лейб-гвардии "гатчинских" кирасиров. Эта встреча оказалась "любовью с первого взгляда".Ольга Александровна, будучи очень прямолинейным человеком, сразу попросила развод с намерением выйти замуж за офицера. Её старший брат, Николай II решил, что она еще молода, и это лишь временное увлечение, и предложил ей подождать. Княжна подчинилась его решению, и терпеливо ждала разрешения семь долгих лет.
А в августе 1914 года грянула Первая мировая война. Великая княгиня ушла на фронт сестрой милосердия.
Только после того, как Ольга приобрела опыт, она стала начальницей госпиталя Ахтырского полка, который она оборудовала на свои личные средства.
Раненых Ее Высочество собственноручно обмывала, перевязывала раны, а «ушедшим» закрывала глаза и клала им на грудь медальон с образом Божией Матери и надписью «Отъ Шефа Ахтырскому гусару».
Скромность Ольги Александровны была просто невероятна для женщины её положения. Вот один из фронтовых эпизодов. Как-то Великая княгиня посетила свой полк и, обходя окопы, оказалась под австрийским артобстрелом. В те времена от сестер милосердия не требовалось находиться на передовых рубежах. За проявленную храбрость Ольгу Александровну наградили Георгиевской медалью, которую ей вручил начальник 12-й кавалерийской дивизии, генерал барон Карл Густав Маннергейм (впоследствии президент Финляндии). Великая Княгиня считала, что ничего героического она не совершила и, смутившись прямо на вручении, положила медаль в карман своей куртки. Лишь по просьбе офицеров, уверявших её, что, награждая шефа полка, награждается весь полк, она надела медаль на грудь.
Наконец в 1916 году пришло извещение об аннулировании ее брака с принцем Ольденбургским. И вот, Ольга Александровна 4 ноября 1916 года в Киеве венчается с любимым. На свадьбе присутствовали члены Императорской семьи, а также офицеры и сестры милосердия из госпиталя Великой Княгини.
В истории русской императорской армии это был единственный случай, когда Августейший Шеф полка являлся бы и супругой офицера полка (полковой дамой).
В августе 1917 года, в Крыму, у молодой семьи родился первенец — сын Тихон. Императрица Мария Федоровна так написала об этом: «Временами, когда кажется, что уже невозможно все это выносить, Господь посылает нам нечто вроде лучика света. Моя милая Ольга родила baby, маленького сына, который, конечно же, принес в мое сердце такую неожиданную радость…»
А в ноябре 1918 года, после выхода Германии из войны, английский король Георг V прислал за своей тетей, Императрицей Марией Федоровной военный корабль «Marlboro», и она согласилась эвакуироваться из Крыма при условии, что англичане заберут всех российских граждан желающих уехать за границу. Но… Ольга Александровна и ее супруг, потеряв после революции практически всех родных, отказались покинуть Россию, подвергая свою семью большой опасности. Переехали на Кубань, тогда еще свободную от большевиков и поселились в станице Новоминской, где весной 1919 года у них родился второй сын - Гурий, названного так в честь одного из героев Ахтырского полка – Гурия Панаева, погибшего в 1914 году.
Когда части «красных» дивизий подступали к ст. Новоминской, Великая Княгиня с семьей отправилась в скитание по России. В Ростове их приютил датский консул, затем они эвакуировались с начала в Константинополь, и далее - в Югославию. В Белграде Ольгу Александровну посетил регент Александр Карагеоргиевич (в последствии король Александр I) и предложил остаться в Сербии на постоянное жительство. Но Великая княгиня, узнав, что ее мать, вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна находится в Дании, в 1920г. перебралась туда вместе с семьей. В этот период они располагались в датском дворце Амалиенборг.
После смерти Марии Федоровны в 1928 году семья княгини приобрела ферму в Кнудс-минде, в 17-ти километрах от Копенгагена с уютным домом, ставшим центром русской монархической колонии в Дании. В эмиграции Ольга Александровна вела обширную переписку со старыми друзьями.
Мирная жизнь прекратилась в 1940 году после захвата Дании фашистской Германией. В течение пяти лет оккупации Ольга Александровна продолжала помогать своим соотечественникам, попавшим в беду в зарубежном изгнании. Несмотря на ограничения рационных карточек и опасность столкновения с оккупантами, с ее помощью через лагерную проволоку были переданы разные продукты голодающим узникам. 5 мая 1945 года немецкие вооруженные силы сдались союзникам в Голландии, Дании и Северной Германии. Но русским изгнанникам легче не стало. Охота началась с другого конца. И опять Великая княгиня делает все, что в ее силах, чтобы помочь несчастным. Получив письмо от казачьего атамана генерала Петра Краснова, которого Великая Княгиня знала лично, она поехала к своему двоюродному брату Датскому Принцу Акселю. Он обещал помочь, чем сможет, людям, оказавшимся меж двух огней. Но судьба казаков и других русских, выдаваемых советам, была уже давно решена. Беглецы же, являвшиеся к Великой княгине в единоличном порядке, скрывались в ее доме, откуда их забирал знакомый датский полицейский и сажал на датские корабли, шедшие в Южную Америку.
Эти дела милосердия и стали причиной переезда семьи Великой княгини за океан. Советский Союз предъявил датскому правительству ноту, где Великая Княгиня Ольга Александровна и католический датский епископ обвинялись как главные сообщники, помогающие "врагам народа" бежать от "праведного" отмщения.
Переехав в 1948 году в Канаду, её семья приобретает небольшую ферму в сельской местности Куксвил (Cooksville), в настоящее время — г.Мисисага (Mississauga), близ г. Торонто. Скрывалась она под именем Ольга Александровна Куликовски (Olga Alexandrovna Kulikovsky), оставаясь человеком, в душе которого была жива память о родном Отечестве. Она свято соблюдала традиции и обычаи своего народа. Постепенно, по мере того, как расширялся круг канадских знакомых Ольги Александровны, рос ее авторитет как художника в глазах окружающих. Она много рисовала и успешно продавала свои картины, что служило источником существования семьи. Не забывали ее и датчане. Оттуда приходили письма с заказами на новые картины. Это давало княгине дополнительный стимул для творчества.
На канадской земле, как прежде на русской и на датской, она продолжала творить, радуя своими произведениями ценителей искусства по обе стороны океана.
“Оказывается, я продала 10 картин… Как я рада, мы считаем все, что это весьма удачно и хорошо. Кроме того, я получила много писем, любезных писем от неизвестных лиц, хвалящие мои картины, и даже приезжают знакомиться со мною (и кофе пьют у нас!) разные дамы средних лет…”, - вспоминала с добрым юмором об этих визитах Великая княгиня.
Но по своему характеру Ольга Александровна не очень жаловала светские приемы и была вынуждена очень редко бывать на них - больше из вежливости. И когда такое случалось, она говорила, что эти приемы “что-то из другого мира”.
Дома у Ольги Александровны в 1951 году отмечалось 300-летие основания её полка. Старые офицеры съехались со всех концов Канады и Соединенных Штатов. По этому случаю была выпущена памятная медаль. В этот же период Великая Княгиня стала покровительницей Объединения кадет в городе Торонто.
За два года до своей смерти Ольга Александровна решилась оставить потомкам собственные воспоминания, записанные канадским журналистом Йеном Ворресом: «Столь жестокая в отношении к членам моей семьи судьба, возможно, намеренно щадила меня столько лет, чтобы дать мне возможность нарушить обет молчания и защитить мою семью от стольких клевет и кривотолков, направленных против них».
Умерла Великая княжна в возрасте 78 лет, через два года после своего мужа. Была отпета в православном храме Торонто, где в карауле у гроба стояли офицеры 12 Ахтырского Её Императорского Величества Великой Княгини Ольги Александровны полка, шефом которых она стала в далеком 1901 году.
Похоронена Великая княгиня Ольга Александровна Романова на русском кладбище Норт Йорк (North York) недалеко от Торонто рядом с мужем, Николаем Александровичем Куликовским.


Source: Йен Воррес. «Последняя Великая Княгиня»; «Википедия» – свободная энциклопедия
 
Сайт: http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=154310&cid=54 «Википедия» – свободная энциклопедия

loading загрузка

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine