руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
04 дек.
23:08
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / Доска Почета

Изменить категорию | Все статьи категории

Искендер Джавадов

4.5.2007

В это верится с трудом, но Искендеру Джавадову 20 сентября исполняется 50 лет. Для тех, кто любил азербайджанский футбол и болел за него в 80-х годах, Джавадов был одним из кумиров. Хотя он и не смог завоевать больших титулов, выступая за "Нефтчи" , и не попал в сборную СССР, до сих пор Джавадова знают и помнят на всей территории СНГ. Те же украинские СМИ перед товарищеским матчем сборных Азербайджана и Украины писали так: "При желании в истории азербайджанского футбола можно отыскать немало интересных личностей. Алекпера Мамедова, выступавшего за московское "Динамо" в эпоху Льва Яшина, Анатолия Банишевского, Искендера Джавадова, Игоря Пономарева, Машаллаха Ахмедова - последних выдающихся игроков союзной эпохи".

СТАНОВЛЕНИЕ
Лидер атаки бакинского клуба занялся футболом довольно поздно, в 14 лет. Первые же шаги Искендера Джавадова в спорте относились к спортивной гимнастике. Затем он увлекся борьбой, и только спустя год по примеру братьев юный Искендер перешел в футбол.

НАЧАЛО
В "Нефтчи" Джавадов попал в 18-летнем возрасте. Однако наставник команды Валентин Хлыстов, просмотрев его, не был в восторге от новичка. Как затем оказалось, главной причиной оказался рост Джавадова - 172 см. Старший брат, Физули Джавадов, посоветовал младшему поискать себя в другой команде. "Нам вместе не дадут играть, - признался мне Физули, - вспоминает Искендер Джавадов. - И я ушел в сумгайытский "Хазар", который выступал во второй лиге. Год провел там, немало мячей забил. Еще один сезон провел за бакинский "Автомобилист", и лишь после этого меня вернули в "Нефтчи" .

ПЕРВЫЙ СЕЗОН
В 1977 году "Нефтчи" вернулся в высшую лигу. Командой тогда руководил Геннадий Бондаренко. Он и взял Джавадова, Игоря Пономарева, Самедага Шихларова, Асима Худиева и других в команду. Не прошло и года, как Джавадов стал ведущим футболистом клуба, а в 1979-м - капитаном "Нефтчи" и оставался им вплоть до 1986 года.

КУМИР
"Моим кумиром был Казбек Туаев, - признается юбиляр. - Увы, я не успел сыграть с ним, но зато выступал с Анатолием Банишевским. Я, как и представители старшего поколения, тоже стремился быть лучшим на поле. Мне было досадно, что лучшими игроками республики были футболисты других национальностей. И я всегда думал об этом. Помню слова первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, сказанные им футболистам "Нефтчи" во время встречи в 1979 году: "Каждый представитель "Нефтчи" должен играть так, чтобы слава об Азербайджане распространялась далеко за его пределы".

РЕЗУЛЬТАТ
"В те годы лучшим нашим результатом было девятое место на чемпионате 1986 года, - отмечает Джавадов. - Как бы мы ни старались, подняться выше в турнирной таблице не могли. Главная причина, на мой взгляд, связана с тренерской чехардой. Почти каждый сезон у нас был новый тренер, зачастую они были из Москвы, Ленинграда и других городов. И если кто-то из тренеров проработал бы два-три сезона, то, может быть, "Нефтчи" добился бы другого результата".

ЛЮБИМЫЙ ТРЕНЕР
Среди "гастролеров-тренеров" Джавадов вспоминает Ахмеда Алескерова. И хотя он был азербайджанцем, в "Нефтчи" он прибыл после десятилетнего отсутствия на родине. "Запомнился дисциплиной, был хорошим психологом", - отмечает юбиляр.

ПАРТНЕРЫ
Из партнеров Джавадов вспоминает пятерых: Самеда Гурбанова, Игоря Пономарева, Машаллаха Ахмедова, Самедагу Шихларова и Абдулгани Нурмамедова. Но самым идеальным среди них считает Ахмедова. "Во время игры мы настолько хорошо понимали друг друга, что даже не нуждались в жестах", - отмечает юбиляр.

ГОЛЫ
За "Нефтчи" Джавадов забил 56 голов. Среди них три - особо запоминающиеся. В 1987 году бакинцы обыграли дома "Черноморец" со счетом 3:1. Один из голов в ворота одесситов забил Джавадов. "Это действительно был гол-красавец, - без ложной скромности говорит ветеран. - Пономарев подал угловой, а я через себя отправил мяч в ворота гостей". "Кроме этого я помню также два гола-близнеца, забитых в ворота тбилисского "Динамо" в 1981 году. Мы выиграли 2:0 в Баку и 2:1 в Тбилиси. И в каждом матче мне удалось пройти через защитников и огорчить динамовцев", - добавляет Джавадов.

ПЕНАЛЬТИ
Говоря о результативности в 80-е годы, юбиляр отметил, что мог забить еще больше, если бы сам исполнял пенальти за свой же снос внутри штрафной соперников. "Это я понял через несколько лет после выступления, - замечает Джавадов. - Смотрю, как другие форварды той эпохи забивают голы с пенальти, и думаю, в чем я отстаю от них. Столько меня сносили в штрафной, но каждый раз пенальти я доверял бить Пономареву. Его удар с 11-метровой был шедевром, поэтому я решил не мешать ему в этом. Помню лишь однажды пробил пенальти, "Спартаку" в Москве. Тогда Пономарев не играл. А пенальти я реализовал, обманув Дасаева".

АРМЯНЕ
Армяне уважали и одновременно боялись Джавадова. В играх против "Арарата" Искендер немало забивал. Зная грозную силу форварда, армянские защитники очень грубо играли против него. До сих пор Джавадов вспоминает, как однажды в 1979 году ему сломали ногу в Ереване. "Выходил один на один с вратарем, и в этот момент Самвел Петросян буквально прыгнул мне на бедро. Хотя мог бы сыграть в подкате, - вспоминает юбиляр. - А однажды я не выдержал и ударил одного игрока "Арарата". Всю игру он грубо играл против меня, я держался, а когда он начал плеваться, то пришлось применить силу. Хорошо что арбитр смотрел в другую сторону и не заметил моего удара".

СУДЬИ
Как считает Джавадов, арбитры уважали его за то, что он не апеллировал к ним после каждой грубости. "Меня сбивали, а я вставал и шел играть, - припоминает юбиляр. - Но один раз меня неожиданно удалили, притом на восьмой минуте игры матча против "Торпедо". Как я потом узнал, не обошлось без указаний сверху.

ЛЕГИОНЕР
Начиная с 1979 года в надежде заполучить форварда в свои составы в очередь выстроились клубы страны. Особенно усердствовали московские "Торпедо", "Динамо" и "Спартак", а также "Днепр", "Шахтер", "Черноморец". Лишь киевское "Динамо", имеющее в своем составе бесчисленное количество форвардов, молчало. Через три года Джавадов, поняв, что в сборную он сможет попасть через Москву, в 1982-м отправился в "Динамо". Первое время бакинцу было сложно адаптироваться в столице. "В "Динамо" чужих не любили, особенно с Кавказа, - удивляется Джавадов. - Как там задержался столько времени Газзаев, одному Богу известно! Он тоже меня предупреждал: держись. Не поверите, четыре месяца со мной никто в столовой рядом не садился. Но я избегал мыслей о возвращении. Потом все нормализовалось. Даже гол в еврокубках забил. И в сборной начали интересоваться мной. Лобановский обещал взять меня на сборы. Но затем я вернулся в "Нефтчи" .

ВОЗВРАЩЕНИЕ
В 1983 году "Нефтчи" взял Казбек Туаев и сразу же захотел вернуть Джавадова. В дело вмешался Фуад Мусаев, курировавший футбол в нашей республике. "Они приехали в Москву с твердой целью вернуть меня в Баку, - вспоминает ветеран. - Но за мной стояло руководство МВД СССР, которое долгое время не отпускало меня. Тот же Щелоков сказал мне, что я второй Алекпер Мамедов и должен играть за "Динамо". А когда узнали о том, что руководство республики намерено-таки вернуть меня в "Нефтчи" , начали пугать тем, что отправят в Сибирь... сварщиком. Но я вернулся, оставив в Москве неплохие условия. Узнав о моем возвращении, Лобановский отговаривал меня, давая понять, что из "Нефтчи" меня на сборы не будет вызывать. Через несколько лет я понял, что он был прав".

СБОРНЫЕ
Некоторое время Джавадов привлекался в олимпийскую сборную. Он даже в 1986-м успел поиграть против сборной Чехословакии. Говорят, что Александр Чивадзе один раз поднял вопрос о важности приглашения Джавадова в сборную перед главным тренером сборной СССР Константином Бесковым, но последний отклонил просьбу грузинского защитника.

КОНЕЦ КАРЬЕРЫ
Последним сезоном Джавадова в "Нефтчи" стал 1988 год. "В новом сезоне в команду пришел Юрий Кузнецов, хотя ожидалось, что клуб доверят мне, - отмечает юбиляр. - Но Кузнецов на собрании культурно выпроводил меня, даже не организовав прощального матча. А потом отчислили и других ветеранов команды - Ахмедова и Пономарева. Это было очень сложное время, когда поменялось руководство республики и спорта".

ФИНИШ
В 33 года Джавадов уехал в Кишинев поиграть за "Нистру". Отыграл полсезона в первой лиге, затем там тоже все пошло наперекосяк из-за войны. Он вернулся в Баку, закончил юридический факультет АГУ и до сих пор работает в органах прокуратуры.
P.S. Идеальный подарок ждет юбиляра на будущей неделе. 15 сентября в 18.00, на Республиканском стадионе имени Тофика Бахрамова пройдет игра между ветеранами "Нефтчи" и сборной СССР. В Баку для поздравления к Джавадову приедут такие игроки, как Игорь Беланов, Александр Чивадзе, Рамаз Шенгелия, Отар Габелия, Геннадий Литовченко, Алексей Михайличенко, Игорь Яремчук, Юрий Раменский, Виктор Лосев и другие ветераны футбола России, Украины и Грузии.

Журналы
Грек из Итаки
© nasha canada