Энциклопедия / Вокруг Баку - виллы и дачи
Изменить категорию | Все статьи категории
К числу известных относилась и вилла Гаджинского, построенная в 1912 году. В отличие от предыдущих примеров здесь характер планировки более цельный и классически строгий - доминировала одна композиционно-планировочная ось.
Значительный уклон местности предопределил устройство нескольких террас на территории виллы. На верхней отметке расположился дворец псевдороманской архитектуры со значительным налетом модерна. От дворца - основного объемно-пространственного акцента - шла главная аллея, пересекая всю территорию в западном направлении. Перпендикулярная аллея завершала планировочную композицию, а в точке пересечения аллей находился низкий круглый бассейн. С нижней террасы раскрывалась великолепная перспектива на сосновую аллею. Пластичный фасад дворца на фоне зелени парка создает особую выразительность, усиливаемую эффектным расположением виллы на высоком рельефе.
Согласованность общего и частного при разработке архитектурной и планировочной композиции виллы Гаджинского, несомненно, дала интересное решение и явилась определенной вехой в архитектуре Азербайджана на рубеже XIX-XX веков. Крестообразная схема плана отличается ясностью архитектурной логики и имеет явное преимущество при раскрытии эстетических сторон зеленой архитектуры перед планировкой других вилл.
Со временем обширные виллы уступили место сравнительно небольшим владениям с камерной трактовкой планировки, без особых, поражающих масштабом, перспектив, без просторных водных поверхностей. Если ранее рассмотренные виллы и отмечены огромными размерами своих площадей, то разработка их планировочной структуры не отличалась единством художественного замысла, не способствовала раскрытию всех архитектурных возможностей задуманной темы.
Автор: © Jonka
Source: Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку
Вилла Гаджинского (Мардакяны, Баку)
1912К числу известных относилась и вилла Гаджинского, построенная в 1912 году. В отличие от предыдущих примеров здесь характер планировки более цельный и классически строгий - доминировала одна композиционно-планировочная ось.
Значительный уклон местности предопределил устройство нескольких террас на территории виллы. На верхней отметке расположился дворец псевдороманской архитектуры со значительным налетом модерна. От дворца - основного объемно-пространственного акцента - шла главная аллея, пересекая всю территорию в западном направлении. Перпендикулярная аллея завершала планировочную композицию, а в точке пересечения аллей находился низкий круглый бассейн. С нижней террасы раскрывалась великолепная перспектива на сосновую аллею. Пластичный фасад дворца на фоне зелени парка создает особую выразительность, усиливаемую эффектным расположением виллы на высоком рельефе.
Согласованность общего и частного при разработке архитектурной и планировочной композиции виллы Гаджинского, несомненно, дала интересное решение и явилась определенной вехой в архитектуре Азербайджана на рубеже XIX-XX веков. Крестообразная схема плана отличается ясностью архитектурной логики и имеет явное преимущество при раскрытии эстетических сторон зеленой архитектуры перед планировкой других вилл.
Со временем обширные виллы уступили место сравнительно небольшим владениям с камерной трактовкой планировки, без особых, поражающих масштабом, перспектив, без просторных водных поверхностей. Если ранее рассмотренные виллы и отмечены огромными размерами своих площадей, то разработка их планировочной структуры не отличалась единством художественного замысла, не способствовала раскрытию всех архитектурных возможностей задуманной темы.
Автор: © Jonka
Source: Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку