Энциклопедия / Религия и культовые сооружения
Изменить категорию | Все статьи категории
Лютеранство за Кавказом получило распространение в начале 20-х годов XIX века, после переселения и образования немецких колоний на земле Азербайджана в Еленендорфе (Ханлар) и Анненфельде (Шамхор). Их жизнь вращалась вокруг веры. Посещение богослужения для колонистов было праздником. Не посещали его только больные.
Колонисты во все годы своего существования на Кавказе стремились сохранить свою независимость и самостоятельно определять внутреннее устройство своей общины. Что касается религиозной жизни, то это им удалось. Уже с того периода они непосредственно подчинялись не Евангелическо-Лютеранской Генеральной консистории, а образованному в 1810 году Главному управлению иностранных исповеданий, которое в 1817 году вошло в состав в Министерства духовных дел и народного просвещения России, а после реорганизации в 1824 году - в состав Министерства народного просвещения. До конца своего существования - 1937 года они были объединены в единый Закавказский евангелическо-лютеранских округ немецких колоний.
В 1864 году из Москвы в Баку прибыли братья Эйхлер, Дебуры, Отто Ленд и другие. Немцы-лютеране и стали организаторами в 1870 году евангелическо-лютеранской общины в нашем городе. В 1873 году вместе с Робертом Нобелем появились шведы, исповедующие лютеранство.
Лютеранская община г. Баку подчинялась Евангелическо-Лютеранской церкви России (ЕЛЦР) и ее единому уставу, который был утвержден Российским императором Николаем I в 1832 году (он одновременно являлся главой лютеранской церкви). Основной единицей внутреннего устройства церковной организации был лютеранский приход или община. во главе общины стояло светское лицо – председатель (президент), а не пастор, который был обязательным членом церковного совета. Президент и коллегиум избирался собранием прихода.
В 1870-71 гг. лютеране собирались в переулке, который и получил название Лютеранского (пер. Лермонтова).
В 1877 г. в Бакинской губернии проживало уже 3430 немца. И уже в том же 1877 году бакинский губернатор генерал-майор Позень разрешил выборы председателя и членов церковного совета для устройства кирхи и начальной школы. В состав совета вошли председатель инженер Толь, инженер Фердинанд Лемкуль, аптекарь Карл Эйхлер, владелец механического завода и изобретатель Отто Ленд, Рихард Зорге (отец будущего разведчика), Готлиб Цине и швед Сунгрен.
2 мая 1878 года Лютеранское общество Баку начало длинный путь к строительству своего храма, Члены Бакинского Евангелическо-Лютеранского Совета Лемкуль, Мейер, Эйхлер, Ленц, Цинне и др. обратились в Городское управление с прошением: "На Бакинском Евангелическо-Лютеранском Совете лежит обязанность ходатайствовать о приобретении участка земли в г. Баку под постройку молитвенного дома вместе со школой, в чем Бакинское Лютеранское общество встречает крайнюю нужду...» В данном прошении шла речь об участке, где в настоящее время расположена Городская исполнительная власть. (Баксовет).
В феврале 1879 года Церковный Совет лютеранской общины повторно обращается с прошением выделить участок на том же месте, либо, в случае невозможности, отвести место на Восточной части Татарского кладбища, напротив тюремного помещения (район дома «Монолит» и выше). Уже в 1859 году там прекратилось захоронение мертвых, но многие семьи еще посещали родственные могилы. Согласно генеральному плану развития Баку, составленному в 1878 году, на этом месте, вдоль крепостной стены, предполагалось построить ремесленные ряды, а площадь напротив тюремного помещения использовалась для торговых операций по сбыту подвозимых в город продуктов. В связи с этим, городская управа предлагает Церковному Совету выбрать другое место.
28 июня 1879г. и.д. председателя Ф. Лемкуль и члены Церковного совета К.Эйхлер и О.Ленц. опять посылает прошение: "Так как лютеранское общество увеличивается и потребность в молитвенном доме и школе становится ежедневно ощутимее, то пусть выделенный участок будет в другой местности, но не слишком далеком от центра города пространстве...»
Вопрос с выделением места для лютеранской церкви все не решался. 14 января 1884г. Городская дума должна была заслушать доклад Управы по жалобе нефтезаводчика Мамед Селим Микаил-оглы об отводе будто-бы его земли лютеранскому обществу. Этот вопрос в 1884 году так и не был рассмотрен.
25 апреля 1885 года председатель Церковного Совета Бакинской Евангелическо-Лютеранской общины, помощник прокурора Карл Людвигович Лиммерман, в своем очередном прошении пишет, что "участок в Карантине, имея 600 кв. сажень, оказывается слишком малым для школы и молитвенного дома, вместо которого потом будет возведена церковь" и просит выделить свободный участок городской земли на Телефонной улице.
30 ноября 1885 года Бакинская городская Дума постановила: "выделить Лютеранскому обществу, включая в него все нации этого вероисповедания, какие есть в городе, под постройку молитвенного дома и школы на Телефонной улице близ завода Масумовой и мельницы Вермишева участок земли в 1400 кв. саженей. При этом обязать, чтобы молитвенный дом был построен главным фасадом на улицу, а в случае отстранения здания от черты улицы – чтобы он отделялся от Бакинской железной дороги решеткой." Совершить акт укрепления на перевод этого участка в собственность Бакинского Лютеранского общества поручалось городской управе.
(Радость такого решения вопроса была столь велика, что забыли получить в городской управе акт укрепления на передачу этого участка в собственность общества и только через 24 года, когда возникла нужда в увеличении здания школы и других построек для нужд прихода, вспомнили об этом. 14 октября 1909 года Бакинская городская дума подтвердила свое постановление от 1885 года и уполномочила городскую управу на выдачу акта. 24 марта 1910 года бакинский градоначальник утвердил этот акт, и в марте 1910 года было получено удостоверение о безвозмездном отчуждении земли Бакинскому Евангелическо-Лютеранскому приходу. Эти документы были отправлены в Петербургскую Генеральную консисторию лютеранской церкви. 15 декабря 1910 года Государь Император Николай II Высочайше соизволил разрешить Церковному совету приобрести участок, безвозмездно уступаемый Городской Думой с тем, чтобы в случае изменения назначения "он должен быть возвращен в ведение города также безвозмездно").
2 января 1886 года землемер городской управы отвел лютеранскому обществу участок земли в 1400 кв.саженей в следующих границах и размерах: с севера Сураханской улицы (с 1939 - Первомайская, с 1992 - Диляры Алиевой) на протяжении 36,36 саженей, с востока - 38,5 саженей, с юга - на протяжении 36,36 саженей и с запада на протяжении 38,5 саженей. 15 августа 1886 года оценочная комиссия установила стоимость участка земли исходя из 4 рублей за квадратный сажень, т.е. 5600 рублей, и освободила навсегда от уплаты налогов как с церковной земли, так и поземельной платы в городской доход. Таким образом, на организацию лютеранского общества и получения земли ушло четырнадцать лет.
В 1886 году при участии Эйхлера в церковном дворе на Сураханской улице (ул.Д.Алиевой) была построена школа, которая стала одновременно и молитвенным домом армянской евангелическо-лютеранской общины.
И в том же году архитектором Эделем был разработан проект постройки молитвенного дома, но 13 февраля 1894 года на общем собрании решено было строить церковь. Эта работа была поручена 24-летнему архитектору, племяннику члена совета Карла Эйхлеру Адольфу. 6 марта 1894 года этим талантливым архитектором на утверждение собрания общины был представлен проект кирхи, и 14 марта 1896 года МВД Российской империи разрешил постройку. Забегая вперед, отметим, что строительство кирхи в Баку стало единственной крупной работой Адольфа Эйхлера; в 1911 году он покончил жизнь самоубийством. 21 марта 1896 года, в воскресенье, произошла торжественная закладка церкви. При закладке храма присутствовали бакинский губернатор Лилеев и городской голова Ирецкий. Для участия в этом событии официально приехал Эммануэль Нобель
Во время закладки было оглашено и название церкви - Спасителя.
Церковь была построена исключительно на пожертвования прихожан, в том числе и товарищества Братья Нобелъ, и обошлась в 70 000 рублей.
24 июня 1898 года при большом стечении публики на кирху был поднят очень изящный позолоченный крест, весом в 13 пудов и стоимостью 15 000 рублей, который был изготовлен на деньги Бруно Дебура, брата председателя лютеранской общины Льва Дебура. К началу 1899 года здесь были установлены колокол и орган. 4 февраля 1899 года желающие могли послушать звуки органа. 14 марта 1899 года состоялось освящение лютеранской церкви Спасителя Немецко-Шведского прихода. На освящении присутствовали более тысячи человек, в том числе и губернатор Владимир Рогге (православный немец). Осуществлял строительство инженер А.Лотер.
Большая эрудиция и высокий профессионализм позволили архитектору Эйхлеру разработать архитектуру кирхи в лучших традициях немецкой готики. Высокое качество строительных и отделочных работ выделяет здание кирхи из рядовых застроек. Шамиль Фатуллаев отмечает, что однобашенная вертикальная композиция кирхи очень выразительна благодаря стройным пропорциям, четким членениям основных частей сооружения, объемной пластичности без декоративных излишеств готических элементов, а также благодаря высокой культуре прорисовки деталей. Строгие, слегка выступающие характерные пилоны оттеняют значимость центрального портала, завершенного декоративным фронтоном, скаты которого украшены краббами и крестоцветом. Несомненно, в какой-то степени Эйхлера вдохновляла церковь св. Елизаветы в Марбурге, хотя при строительстве бакинской кирхи задачи ставились более скромные как в отношении масштаба сооружения, так и в решении объемно-пространственной композиции. Существует мнение, что за основу архитектором был взят проект евангелическо-лютеранской церкви св.Марии в Саратове.
23 апреля 1900 года в кирхе состоялся первый духовный органный концерт: исполнялись произведения Баха. Для Баку это явилось настоящим событием. Впоследствии подобные церковные концерты стали традиционными и продолжались вплоть до 1928 года.
Евангелическо-лютеранская община Азербайджана просуществовала до 1937 года. В 1934 году ее покинул последний пастор Пауль Гамберг. Борьбу за дальнейшую судьбу церкви и прихожан продолжил церковный совет. В 1936 году по инициативе Рудольфа Вагнера, члена совета, в Москву на собранные деньги верующих выехала Амалия Андреевна Карпенко. В письме на имя советского правительства и лично товарища Сталина верующие просили сохранить немецкую церковь в Баку и предоставить им возможность до конца своей недолгой жизни молиться за товарища Сталина! В определенном смысле он исполнил их просьбу. Кирха, в отличие от других крупных храмов нашей столицы, действительно была сохранена. Однако 1 ноября 1937 года активисты общины: пастор Пауль Леопольдович Гамберг и члены лютеранской общины - Рудольф Рудольфович Вагнер, Христиан Каспа-рович Дитцель, Джон Христианович Винтер, Ида Бернгардовна Темникова, Мария Августовна Фридрихзон, Амалия Андреевна Карпенко, Дитрих Корнельевич Тиссен были расстреляны... Памятником для них осталась евангелическо-лютеранская церковь Спасителя.
здании армянского евангелическо-лютеранского молитвенного дома, которое было построено в 1912 году на взятой в аренду земле, принадлежащей Евангелическо-Лютеранской церкви Спасителя Немецко-Шведского прихода.
Сейчас в здании Кирхи находится Органный концертный зал.
Немцы и Баку http://www.window2baku.com/Net/german1.htm
Джейла ханум ИБРАГИМОВА http://www.azerbaijan-irs.com/irs/viewer.php?id=000220
А вот дополнение к судьбе лютеранской (немецкой, как ее называли в Баку) кирхи:
Работая над фильмом о немецких колонистах в Азербайджане, я узнал, что в 30-х годах должны были снести и немецкую кирху. А сохранилась она лишь благодаря тому, что ...убили Кирова. Сразу же известному нашему скульптору Сабсаю заказали памятник Кирову. Сабсаю для работы нужно было помещение с очень высокими потолками, в котором могла бы разместиться скульптура вместе с постаментом. Он затребовал кирху. И хотя уже был приказ о ее ликвидации, Сабсай получил разрешение для работы в ней. После там трудились другие скульпторы. Вот таким образом немецкая кирха избежала печальной участи польского католического собора.
Зия Шихлинский, , кинодокументалист http://www.azerizv.az/article.php?id=5185
Автор: © Jonka
Баку. Кирха
Протестантизм - одно из трех крупнейших направлений христианства, второе по численности после католицизма. Одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в XVI в. – это лютеранство, названное так по имени немецкого монаха Мартина Лютера, сформулировшего основные принципы этого вероучения.Лютеранство за Кавказом получило распространение в начале 20-х годов XIX века, после переселения и образования немецких колоний на земле Азербайджана в Еленендорфе (Ханлар) и Анненфельде (Шамхор). Их жизнь вращалась вокруг веры. Посещение богослужения для колонистов было праздником. Не посещали его только больные.
Колонисты во все годы своего существования на Кавказе стремились сохранить свою независимость и самостоятельно определять внутреннее устройство своей общины. Что касается религиозной жизни, то это им удалось. Уже с того периода они непосредственно подчинялись не Евангелическо-Лютеранской Генеральной консистории, а образованному в 1810 году Главному управлению иностранных исповеданий, которое в 1817 году вошло в состав в Министерства духовных дел и народного просвещения России, а после реорганизации в 1824 году - в состав Министерства народного просвещения. До конца своего существования - 1937 года они были объединены в единый Закавказский евангелическо-лютеранских округ немецких колоний.
В 1864 году из Москвы в Баку прибыли братья Эйхлер, Дебуры, Отто Ленд и другие. Немцы-лютеране и стали организаторами в 1870 году евангелическо-лютеранской общины в нашем городе. В 1873 году вместе с Робертом Нобелем появились шведы, исповедующие лютеранство.
Лютеранская община г. Баку подчинялась Евангелическо-Лютеранской церкви России (ЕЛЦР) и ее единому уставу, который был утвержден Российским императором Николаем I в 1832 году (он одновременно являлся главой лютеранской церкви). Основной единицей внутреннего устройства церковной организации был лютеранский приход или община. во главе общины стояло светское лицо – председатель (президент), а не пастор, который был обязательным членом церковного совета. Президент и коллегиум избирался собранием прихода.
В 1870-71 гг. лютеране собирались в переулке, который и получил название Лютеранского (пер. Лермонтова).
В 1877 г. в Бакинской губернии проживало уже 3430 немца. И уже в том же 1877 году бакинский губернатор генерал-майор Позень разрешил выборы председателя и членов церковного совета для устройства кирхи и начальной школы. В состав совета вошли председатель инженер Толь, инженер Фердинанд Лемкуль, аптекарь Карл Эйхлер, владелец механического завода и изобретатель Отто Ленд, Рихард Зорге (отец будущего разведчика), Готлиб Цине и швед Сунгрен.
2 мая 1878 года Лютеранское общество Баку начало длинный путь к строительству своего храма, Члены Бакинского Евангелическо-Лютеранского Совета Лемкуль, Мейер, Эйхлер, Ленц, Цинне и др. обратились в Городское управление с прошением: "На Бакинском Евангелическо-Лютеранском Совете лежит обязанность ходатайствовать о приобретении участка земли в г. Баку под постройку молитвенного дома вместе со школой, в чем Бакинское Лютеранское общество встречает крайнюю нужду...» В данном прошении шла речь об участке, где в настоящее время расположена Городская исполнительная власть. (Баксовет).
В феврале 1879 года Церковный Совет лютеранской общины повторно обращается с прошением выделить участок на том же месте, либо, в случае невозможности, отвести место на Восточной части Татарского кладбища, напротив тюремного помещения (район дома «Монолит» и выше). Уже в 1859 году там прекратилось захоронение мертвых, но многие семьи еще посещали родственные могилы. Согласно генеральному плану развития Баку, составленному в 1878 году, на этом месте, вдоль крепостной стены, предполагалось построить ремесленные ряды, а площадь напротив тюремного помещения использовалась для торговых операций по сбыту подвозимых в город продуктов. В связи с этим, городская управа предлагает Церковному Совету выбрать другое место.
28 июня 1879г. и.д. председателя Ф. Лемкуль и члены Церковного совета К.Эйхлер и О.Ленц. опять посылает прошение: "Так как лютеранское общество увеличивается и потребность в молитвенном доме и школе становится ежедневно ощутимее, то пусть выделенный участок будет в другой местности, но не слишком далеком от центра города пространстве...»
Вопрос с выделением места для лютеранской церкви все не решался. 14 января 1884г. Городская дума должна была заслушать доклад Управы по жалобе нефтезаводчика Мамед Селим Микаил-оглы об отводе будто-бы его земли лютеранскому обществу. Этот вопрос в 1884 году так и не был рассмотрен.
25 апреля 1885 года председатель Церковного Совета Бакинской Евангелическо-Лютеранской общины, помощник прокурора Карл Людвигович Лиммерман, в своем очередном прошении пишет, что "участок в Карантине, имея 600 кв. сажень, оказывается слишком малым для школы и молитвенного дома, вместо которого потом будет возведена церковь" и просит выделить свободный участок городской земли на Телефонной улице.
30 ноября 1885 года Бакинская городская Дума постановила: "выделить Лютеранскому обществу, включая в него все нации этого вероисповедания, какие есть в городе, под постройку молитвенного дома и школы на Телефонной улице близ завода Масумовой и мельницы Вермишева участок земли в 1400 кв. саженей. При этом обязать, чтобы молитвенный дом был построен главным фасадом на улицу, а в случае отстранения здания от черты улицы – чтобы он отделялся от Бакинской железной дороги решеткой." Совершить акт укрепления на перевод этого участка в собственность Бакинского Лютеранского общества поручалось городской управе.
(Радость такого решения вопроса была столь велика, что забыли получить в городской управе акт укрепления на передачу этого участка в собственность общества и только через 24 года, когда возникла нужда в увеличении здания школы и других построек для нужд прихода, вспомнили об этом. 14 октября 1909 года Бакинская городская дума подтвердила свое постановление от 1885 года и уполномочила городскую управу на выдачу акта. 24 марта 1910 года бакинский градоначальник утвердил этот акт, и в марте 1910 года было получено удостоверение о безвозмездном отчуждении земли Бакинскому Евангелическо-Лютеранскому приходу. Эти документы были отправлены в Петербургскую Генеральную консисторию лютеранской церкви. 15 декабря 1910 года Государь Император Николай II Высочайше соизволил разрешить Церковному совету приобрести участок, безвозмездно уступаемый Городской Думой с тем, чтобы в случае изменения назначения "он должен быть возвращен в ведение города также безвозмездно").
2 января 1886 года землемер городской управы отвел лютеранскому обществу участок земли в 1400 кв.саженей в следующих границах и размерах: с севера Сураханской улицы (с 1939 - Первомайская, с 1992 - Диляры Алиевой) на протяжении 36,36 саженей, с востока - 38,5 саженей, с юга - на протяжении 36,36 саженей и с запада на протяжении 38,5 саженей. 15 августа 1886 года оценочная комиссия установила стоимость участка земли исходя из 4 рублей за квадратный сажень, т.е. 5600 рублей, и освободила навсегда от уплаты налогов как с церковной земли, так и поземельной платы в городской доход. Таким образом, на организацию лютеранского общества и получения земли ушло четырнадцать лет.
В 1886 году при участии Эйхлера в церковном дворе на Сураханской улице (ул.Д.Алиевой) была построена школа, которая стала одновременно и молитвенным домом армянской евангелическо-лютеранской общины.
И в том же году архитектором Эделем был разработан проект постройки молитвенного дома, но 13 февраля 1894 года на общем собрании решено было строить церковь. Эта работа была поручена 24-летнему архитектору, племяннику члена совета Карла Эйхлеру Адольфу. 6 марта 1894 года этим талантливым архитектором на утверждение собрания общины был представлен проект кирхи, и 14 марта 1896 года МВД Российской империи разрешил постройку. Забегая вперед, отметим, что строительство кирхи в Баку стало единственной крупной работой Адольфа Эйхлера; в 1911 году он покончил жизнь самоубийством. 21 марта 1896 года, в воскресенье, произошла торжественная закладка церкви. При закладке храма присутствовали бакинский губернатор Лилеев и городской голова Ирецкий. Для участия в этом событии официально приехал Эммануэль Нобель
Во время закладки было оглашено и название церкви - Спасителя.
Церковь была построена исключительно на пожертвования прихожан, в том числе и товарищества Братья Нобелъ, и обошлась в 70 000 рублей.
24 июня 1898 года при большом стечении публики на кирху был поднят очень изящный позолоченный крест, весом в 13 пудов и стоимостью 15 000 рублей, который был изготовлен на деньги Бруно Дебура, брата председателя лютеранской общины Льва Дебура. К началу 1899 года здесь были установлены колокол и орган. 4 февраля 1899 года желающие могли послушать звуки органа. 14 марта 1899 года состоялось освящение лютеранской церкви Спасителя Немецко-Шведского прихода. На освящении присутствовали более тысячи человек, в том числе и губернатор Владимир Рогге (православный немец). Осуществлял строительство инженер А.Лотер.
Большая эрудиция и высокий профессионализм позволили архитектору Эйхлеру разработать архитектуру кирхи в лучших традициях немецкой готики. Высокое качество строительных и отделочных работ выделяет здание кирхи из рядовых застроек. Шамиль Фатуллаев отмечает, что однобашенная вертикальная композиция кирхи очень выразительна благодаря стройным пропорциям, четким членениям основных частей сооружения, объемной пластичности без декоративных излишеств готических элементов, а также благодаря высокой культуре прорисовки деталей. Строгие, слегка выступающие характерные пилоны оттеняют значимость центрального портала, завершенного декоративным фронтоном, скаты которого украшены краббами и крестоцветом. Несомненно, в какой-то степени Эйхлера вдохновляла церковь св. Елизаветы в Марбурге, хотя при строительстве бакинской кирхи задачи ставились более скромные как в отношении масштаба сооружения, так и в решении объемно-пространственной композиции. Существует мнение, что за основу архитектором был взят проект евангелическо-лютеранской церкви св.Марии в Саратове.
23 апреля 1900 года в кирхе состоялся первый духовный органный концерт: исполнялись произведения Баха. Для Баку это явилось настоящим событием. Впоследствии подобные церковные концерты стали традиционными и продолжались вплоть до 1928 года.
Евангелическо-лютеранская община Азербайджана просуществовала до 1937 года. В 1934 году ее покинул последний пастор Пауль Гамберг. Борьбу за дальнейшую судьбу церкви и прихожан продолжил церковный совет. В 1936 году по инициативе Рудольфа Вагнера, члена совета, в Москву на собранные деньги верующих выехала Амалия Андреевна Карпенко. В письме на имя советского правительства и лично товарища Сталина верующие просили сохранить немецкую церковь в Баку и предоставить им возможность до конца своей недолгой жизни молиться за товарища Сталина! В определенном смысле он исполнил их просьбу. Кирха, в отличие от других крупных храмов нашей столицы, действительно была сохранена. Однако 1 ноября 1937 года активисты общины: пастор Пауль Леопольдович Гамберг и члены лютеранской общины - Рудольф Рудольфович Вагнер, Христиан Каспа-рович Дитцель, Джон Христианович Винтер, Ида Бернгардовна Темникова, Мария Августовна Фридрихзон, Амалия Андреевна Карпенко, Дитрих Корнельевич Тиссен были расстреляны... Памятником для них осталась евангелическо-лютеранская церковь Спасителя.
здании армянского евангелическо-лютеранского молитвенного дома, которое было построено в 1912 году на взятой в аренду земле, принадлежащей Евангелическо-Лютеранской церкви Спасителя Немецко-Шведского прихода.
Сейчас в здании Кирхи находится Органный концертный зал.
Немцы и Баку http://www.window2baku.com/Net/german1.htm
Джейла ханум ИБРАГИМОВА http://www.azerbaijan-irs.com/irs/viewer.php?id=000220
А вот дополнение к судьбе лютеранской (немецкой, как ее называли в Баку) кирхи:
Работая над фильмом о немецких колонистах в Азербайджане, я узнал, что в 30-х годах должны были снести и немецкую кирху. А сохранилась она лишь благодаря тому, что ...убили Кирова. Сразу же известному нашему скульптору Сабсаю заказали памятник Кирову. Сабсаю для работы нужно было помещение с очень высокими потолками, в котором могла бы разместиться скульптура вместе с постаментом. Он затребовал кирху. И хотя уже был приказ о ее ликвидации, Сабсай получил разрешение для работы в ней. После там трудились другие скульпторы. Вот таким образом немецкая кирха избежала печальной участи польского католического собора.
Зия Шихлинский, , кинодокументалист http://www.azerizv.az/article.php?id=5185
Автор: © Jonka
загрузка