Энциклопедия / Религия и культовые сооружения
Изменить категорию | Все статьи категории
История католического прихода в Баку (1880-1931)
Римско-католический приход в Баку образовался в результате ссылки на Кавказ царскими войсками военных католиков со всей империи.
В конце 50-х или начале 60-х гг. ХIХ в. в Баку при штабе полка появилась часовня, которая подчинялась большому римско-католическому военному приходу в Белом Ключе (ныне Тетри-Царко, Грузия).
В 1882 г. войсковой приход в Белом Ключе, кроме часовни в Баку, объединял также часовни в расположении полков Манглиси, Ханкиди, Лагодехи, Бечинаги, Закаталах и Ереване с общим количеством прихожан 10 500. Управляющим этого прихода тогда был ксендз Валентин Шамотульски.
С 1882 г. в Баку существует самостоятельный римско-католический приход, независимо от Белого Ключа и относящийся к "Округу Кавказского и Закавказского инспектирования" в приделах Тираспольской епархии (Россия).
Столицей Закавказского округа инспектирования был Тифлис (Тбилиси, Грузия).
С самого начала своего существования бакинский приход имел так называемый "приходской костел в частном доме", возведенный в 1882 г. Вероятнее всего, это была домашняя часовня (в источниках называемая также "приходским домом молитвы"), выполняющая роль приходского костела.
В 1895 г. появился новый приходской дом (каменный) с часовней в честь Непорочного Зачатия Благословенной Девы Марии.
Приход принял то же название. Приход был утвержден царским указом лишь в 1900 г., а в 1903 г. на кладбище в Баку была построена каменная римско-католическая часовня Святого Креста.
Костел, названный позднее в честь Непорочного Зачатия Девы Марии был спроектирован гражданским инженером И. Плошко.
Он был построен благодаря финансовой поддержке семьи нефтяных миллионеров Рыльских в 1900-1912 гг.
Священником этого костела стал о. Стефан Демуров.
Это здание было одним из архитектурных шедевров Баку, выполненных в готическом стиле. Здание было разрушено в советское время (в 1931 или по другим сведениям в 1934 гг.).
Позднее, на этом же месте было возведено монументальное сооружение, известное сейчас как культурный центр Шахрияра (раньше клуб Держинского). Костел располагался на пересечении Меркурьевской (ныне проспект Азербайджан) и Будаговской (ныне Рашида Бейбутова) улиц.
Количество прихожан в отдельные годы выглядело следующим образом:
1885 г - 2840
1886 г - 2126
1888 г - 2298
1900 г - 1401
1902 г - 1151
1907 г - 1694
1916 г - 2550
Какие-либо данные после Октябрьской революции отсутствуют.
Первым управляющим прихода в Баку был войсковой капеллан Бакинской и Елизоветпольской губерний о. Гжегож Майер. (Датой его рождения считают 1844г.). Он оставался в Баку до конца 70-х годов 19в.
В 1899 г. его место занял 34-летний о. Владислав Кубик. К этому времени он уже 9 лет служил капелланом.
Однако уже через год его заменил о. Василий Мутапов (56 лет от роду. 33 года службы капелланом до приезда в Баку).
В 1904 году должность управляющего принял Стефан Демуров (родился в 1871 г., посвящение в сан в 1885 г.), остававшийся на этом посту до прихода к власти большевиков в Азербайджане (1920 г.), вплоть до момента уничтожения прихода.
После разрушения католического храма он все равно крестил и венчал желающих прихожан. В ноябре 1937 года он был арестован. Ночью с 23 на 24 февраля 1938 года был расстрелян.
По последним епархиальным данным в 1917 году в состав 2550 прихожан входили также немногочисленные католики из поселков Балаханы и Биби-Эйбат, из портовых городов Дербент, Аджи-Кабул и Кюрдамир, с острова Челекен, а также из дальних городов Сальяны, Шемаха, Куба и Шуша.
Возрождение католического прихода
Первые попытки восстановить Римскую Католическую общину проводились уже в конце прошлого столетия отдельными лицами. Однако реальным переломом в деле восстановления костела и возрождения католической общины в Баку стал приезд молодого польского священника Ержия Пилюса летом 1997 года.
Он, с помощью старых прихожан, крещеных еще в старом костеле регистрирует в 1999 году католическую общину. Хотя нужно отметить, что первая община так никогда и не была распущена на официальном уровне.
Помимо местных прихожан иметь католического священника также желали и приезжие католики. Первые собрания проводились на квартирах у прихожан. На праздники собирались в ресторанах. А в 2000 году община приобрела приходской дом, где и по сей день совершаются богослужения и протекает повседневная жизнь общины.
Благодаря отцу Ержию стала развиваться социальная деятельность общины. Хотя немалую роль сыграла в этом процессе и взаимопомощь прихожан друг другу. В этом духе католическая община действует и по сей день.
Община регулярно помогает неимущим людям. Так, в поселке Ахмедлы действует благотворительная столовая, финансируемая на средства католической общины.
На сегодняшний день община насчитывает около 150 постоянных прихожан, включая иностранцев.
Адрес общины:
Станция метро "Гянджлик"
ул. Т. Алиева,
69/1 (двор напротив Магазина "Самсунг")
Богослужения совершаются на английском и русском языках.
Автор: © Jonka
История католического прихода в Баку
1880История католического прихода в Баку (1880-1931)
Римско-католический приход в Баку образовался в результате ссылки на Кавказ царскими войсками военных католиков со всей империи.
В конце 50-х или начале 60-х гг. ХIХ в. в Баку при штабе полка появилась часовня, которая подчинялась большому римско-католическому военному приходу в Белом Ключе (ныне Тетри-Царко, Грузия).
В 1882 г. войсковой приход в Белом Ключе, кроме часовни в Баку, объединял также часовни в расположении полков Манглиси, Ханкиди, Лагодехи, Бечинаги, Закаталах и Ереване с общим количеством прихожан 10 500. Управляющим этого прихода тогда был ксендз Валентин Шамотульски.
С 1882 г. в Баку существует самостоятельный римско-католический приход, независимо от Белого Ключа и относящийся к "Округу Кавказского и Закавказского инспектирования" в приделах Тираспольской епархии (Россия).
Столицей Закавказского округа инспектирования был Тифлис (Тбилиси, Грузия).
С самого начала своего существования бакинский приход имел так называемый "приходской костел в частном доме", возведенный в 1882 г. Вероятнее всего, это была домашняя часовня (в источниках называемая также "приходским домом молитвы"), выполняющая роль приходского костела.
В 1895 г. появился новый приходской дом (каменный) с часовней в честь Непорочного Зачатия Благословенной Девы Марии.
Приход принял то же название. Приход был утвержден царским указом лишь в 1900 г., а в 1903 г. на кладбище в Баку была построена каменная римско-католическая часовня Святого Креста.
Костел, названный позднее в честь Непорочного Зачатия Девы Марии был спроектирован гражданским инженером И. Плошко.
Он был построен благодаря финансовой поддержке семьи нефтяных миллионеров Рыльских в 1900-1912 гг.
Священником этого костела стал о. Стефан Демуров.
Это здание было одним из архитектурных шедевров Баку, выполненных в готическом стиле. Здание было разрушено в советское время (в 1931 или по другим сведениям в 1934 гг.).
Позднее, на этом же месте было возведено монументальное сооружение, известное сейчас как культурный центр Шахрияра (раньше клуб Держинского). Костел располагался на пересечении Меркурьевской (ныне проспект Азербайджан) и Будаговской (ныне Рашида Бейбутова) улиц.
Количество прихожан в отдельные годы выглядело следующим образом:
1885 г - 2840
1886 г - 2126
1888 г - 2298
1900 г - 1401
1902 г - 1151
1907 г - 1694
1916 г - 2550
Какие-либо данные после Октябрьской революции отсутствуют.
Первым управляющим прихода в Баку был войсковой капеллан Бакинской и Елизоветпольской губерний о. Гжегож Майер. (Датой его рождения считают 1844г.). Он оставался в Баку до конца 70-х годов 19в.
В 1899 г. его место занял 34-летний о. Владислав Кубик. К этому времени он уже 9 лет служил капелланом.
Однако уже через год его заменил о. Василий Мутапов (56 лет от роду. 33 года службы капелланом до приезда в Баку).
В 1904 году должность управляющего принял Стефан Демуров (родился в 1871 г., посвящение в сан в 1885 г.), остававшийся на этом посту до прихода к власти большевиков в Азербайджане (1920 г.), вплоть до момента уничтожения прихода.
После разрушения католического храма он все равно крестил и венчал желающих прихожан. В ноябре 1937 года он был арестован. Ночью с 23 на 24 февраля 1938 года был расстрелян.
По последним епархиальным данным в 1917 году в состав 2550 прихожан входили также немногочисленные католики из поселков Балаханы и Биби-Эйбат, из портовых городов Дербент, Аджи-Кабул и Кюрдамир, с острова Челекен, а также из дальних городов Сальяны, Шемаха, Куба и Шуша.
Возрождение католического прихода
Первые попытки восстановить Римскую Католическую общину проводились уже в конце прошлого столетия отдельными лицами. Однако реальным переломом в деле восстановления костела и возрождения католической общины в Баку стал приезд молодого польского священника Ержия Пилюса летом 1997 года.
Он, с помощью старых прихожан, крещеных еще в старом костеле регистрирует в 1999 году католическую общину. Хотя нужно отметить, что первая община так никогда и не была распущена на официальном уровне.
Помимо местных прихожан иметь католического священника также желали и приезжие католики. Первые собрания проводились на квартирах у прихожан. На праздники собирались в ресторанах. А в 2000 году община приобрела приходской дом, где и по сей день совершаются богослужения и протекает повседневная жизнь общины.
Благодаря отцу Ержию стала развиваться социальная деятельность общины. Хотя немалую роль сыграла в этом процессе и взаимопомощь прихожан друг другу. В этом духе католическая община действует и по сей день.
Община регулярно помогает неимущим людям. Так, в поселке Ахмедлы действует благотворительная столовая, финансируемая на средства католической общины.
На сегодняшний день община насчитывает около 150 постоянных прихожан, включая иностранцев.
Адрес общины:
Станция метро "Гянджлик"
ул. Т. Алиева,
69/1 (двор напротив Магазина "Самсунг")
Богослужения совершаются на английском и русском языках.
Автор: © Jonka
Сайт: | http://www.rc.net/azerbaijan/baku.html |