Энциклопедия / "Небакинские" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
ОН ПЕРВЫМ РАССКАЗАЛ МИРУ О НЕФТЯНИКАХ КАСПИЯ
100 лет со дня рождения выдающегося режиссера и кинооператора, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Романа Кармена, который являлся оператором, а в ряде случаев и художественным руководителем таких документальных фильмов, как «Суд народов» (1947), «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), «Вьетнам» (1954), «Покорители моря» (1959), «Великая Отечественная» (1965), «Сердце Корвалана» (1975), 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная» (1979), было торжественно отмечено 25 сентября в Государственном театре песни имени Рашида Бейбутова.
Роман Лазаревич Кармен родился в 1906 году в Одессе. Отец его был популярным писателем и журналистом, и именно он подарил Роману первый фотоаппарат Codac. Фотоаппарат не сохранился, а фотография отца, сделанная сыном, сохранилась...
Уже в советские годы Роман поступил на рабфак в Москве. Его мама работала в журнале «Огонек» и как-то привела сына к главному редактору журнала Михаилу Кольцову, который и вручил Роману корреспондентский билет. А чуть позже на страницах известнейшего журнала вышел снимок за подписью — Р.Кармен. Это был сентябрь 1923 года. С этого времени и началась репортерская деятельность Романа Лазаревича. А осенью 1929 года он поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии, по окончании которого стал работать на Центральной студии документальных фильмов.
Роман Кармен снимал строительство Магнитки, знойные пустыни Туркмении, первые тракторы на колхозных полях, участвовал в арктических экспедициях. Он со своей кинокамерой был на гражданской войне в Испании, о которой выпустил 22 кинохроники, в Китае, и, конечно же, на ВОВ 1941-1945 годов, на фронтовую линию которой Р.Кармен выехал уже 25 июня 1941 года в качестве руководителя киносъемочных групп Северо-Западного направления.
В начале пятидесятых годов в его жизнь ворвались бурные воды Каспия с качающимися на его волнах грузовыми баржами и героическими бакинскими нефтяниками, которых Роман Кармен полюбил всем сердцем и снял о них два имеющих громадное историческое значение документальных фильма.
В конце сороковых годов он начал работу над лентой «Повесть о нефтяниках Каспия» (Режиссер-оператор Роман Кармен. Сценарий И.Осипова, И.Касумова, Р.Кармена. Операторы Д.Мамедов, А.Зенякин, С.Медынский. Композитор К.Караев. Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов), главным героем которой стала бригада известного в стране бурового мастера Михаила Павловича Каверочкина. А главным фрагментом этого документального фильма стал бьющий в небо черный фонтан, счастливые лица буровиков и сам мастер, умывающий лицо первой морской нефтью.
Вторым фильмом был «Покорители моря» (Режиссер-оператор Роман Кармен. Сценарий И.Касумова, Р.Кармена. Операторы Д.Мамедов, С.Медынский. Композитор К.Караев. Киностудия «Азербайджанфильм» и Центральная студия документальных фильмов города Москвы). Оба фильма были удостоены высокой награды советского периода — Ленинской премии.
На мероприятии были показаны фрагменты этих кинолент, а также документальный фильм, посвященный памяти Романа Кармена, созданный совсем недавно по воспоминаниям его благодарных учеников, занимающих сегодня довольно важные позиции в кинематографе бывших советских республик.
Выступивший после просмотра фильмов министр культуры и туризма АР Абульфаз Гараев сказал:
— С именем Романа Кармена связана особая эпоха в кинематографе и в жизни трудящихся Азербайджана. Основа экономики нашей страны — это нефть. И человек, который впервые отразил титанический труд морских нефтяников на киноленте и донес эту информацию до широкой аудитории советских зрителей, навсегда вписал свое имя в историю нефтяной индустрии и азербайджанского государства.
Министр особо отметил, что в создании этих двух фильмов о морских нефтяниках проявилось истинное содружество профессионалов, представлявших московскую и бакинскую школы, и поблагодарил в завершение своего выступления приехавших из Москвы представителей Фонда Кармена — сына, Романа Романовича Кармен с супругой, кинооператора Сергея Медынского и других и приветствовал принимавших участие на вечере нефтяников.
Затем ведущая вечера отметила, что юбилей Романа Кармена совпал с празднованием в республике профессионального праздника нефтяников — 20 сентября. А ведь именно 20 сентября 1994 года по инициативе Президента Гейдара Алиева был подписан контракт с консорциумом мировых нефтяных компаний, получивший название Контракт века. В его подписании принимал участие и первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Хошбахт Юсиф-заде, которому и была предоставлено слово.
— Как известно, в 1949 году в Азербайджане впервые в мире нефть стала добываться в открытом море, началось освоение Нефтяных Камней, — сказал Хошбахт муаллим. — Это было невиданное и неслыханное доселе событие, о котором еще не знало человечество, так как тогда еще не существовало телевидение и не было таких оперативных источников информации, как интернет. Заслуга Романа Кармена не только в том, что он показал, как идет строительство, процесс добычи нефти, но и отразил в своих фильмах людей труда, их энтузиазм и веру в дело, которому они служили. Причем в самых сложнейших условиях: штормах, ураганах, невыносимую жару. Но Роман Кармен никогда не говорил о том, что при этих же условиях приходилось работать и киносъемочной группе. Зато однажды он сказал: «Знаете, Нефтяные Камни — это ворота морской нефти». И только теперь, по прошествии стольких лет, понимаешь всю глубину и смысл этих слов. Ведь и в самом деле, если бы не было Нефтяных Камней, то не были бы открыты и месторождения «Гюнешли», «Азери», «Чираг», «Кяпаз» и другие. И естественно, если бы не было громадного опыта работы, оставленного нам прошлыми поколениями нефтяников, не было бы и сегодняшних достижений.
Самыми светлыми воспоминаниями о своем первом учителе во ВГИКе поделился кинорежиссер, народный артист Азербайджана Эльдар Кулиев.
— Роман Кармен оказал такое громадное влияние на советскую школу кинодокументалистики, что человек, даже не общаясь непосредственно с ним, попадал под влияние мастера, — сказал он. — Мне очень повезло, я действительно единственный азербайджанец, который был непосредственно учеником Романа Лазаревича. Но после третьего семестра он сам лично рекомендовал на Ученом совете, чтобы меня перевели в мастерскую художественного кино. Это был элегантный, очень красивый человек, объездивший со своей любимой камерой, можно сказать, весь мир. Еще когда мы учились на первом курсе, он уехал на Кубу, а вернувшись оттуда, снял свой знаменитый фильм «Пылающий остров». Но однажды мы, дотошные студенты, поинтересовались у своего педагога: «А где же вы все-таки не были?». И он ответил: «На мысе Огненная Земля и на одном из островов Океании».
Кармен Роман - первым рассказал миру о нефтяниках Каспия
1906 - 1978ОН ПЕРВЫМ РАССКАЗАЛ МИРУ О НЕФТЯНИКАХ КАСПИЯ
100 лет со дня рождения выдающегося режиссера и кинооператора, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Романа Кармена, который являлся оператором, а в ряде случаев и художественным руководителем таких документальных фильмов, как «Суд народов» (1947), «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), «Вьетнам» (1954), «Покорители моря» (1959), «Великая Отечественная» (1965), «Сердце Корвалана» (1975), 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная» (1979), было торжественно отмечено 25 сентября в Государственном театре песни имени Рашида Бейбутова.
Роман Лазаревич Кармен родился в 1906 году в Одессе. Отец его был популярным писателем и журналистом, и именно он подарил Роману первый фотоаппарат Codac. Фотоаппарат не сохранился, а фотография отца, сделанная сыном, сохранилась...
Уже в советские годы Роман поступил на рабфак в Москве. Его мама работала в журнале «Огонек» и как-то привела сына к главному редактору журнала Михаилу Кольцову, который и вручил Роману корреспондентский билет. А чуть позже на страницах известнейшего журнала вышел снимок за подписью — Р.Кармен. Это был сентябрь 1923 года. С этого времени и началась репортерская деятельность Романа Лазаревича. А осенью 1929 года он поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии, по окончании которого стал работать на Центральной студии документальных фильмов.
Роман Кармен снимал строительство Магнитки, знойные пустыни Туркмении, первые тракторы на колхозных полях, участвовал в арктических экспедициях. Он со своей кинокамерой был на гражданской войне в Испании, о которой выпустил 22 кинохроники, в Китае, и, конечно же, на ВОВ 1941-1945 годов, на фронтовую линию которой Р.Кармен выехал уже 25 июня 1941 года в качестве руководителя киносъемочных групп Северо-Западного направления.
В начале пятидесятых годов в его жизнь ворвались бурные воды Каспия с качающимися на его волнах грузовыми баржами и героическими бакинскими нефтяниками, которых Роман Кармен полюбил всем сердцем и снял о них два имеющих громадное историческое значение документальных фильма.
В конце сороковых годов он начал работу над лентой «Повесть о нефтяниках Каспия» (Режиссер-оператор Роман Кармен. Сценарий И.Осипова, И.Касумова, Р.Кармена. Операторы Д.Мамедов, А.Зенякин, С.Медынский. Композитор К.Караев. Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов), главным героем которой стала бригада известного в стране бурового мастера Михаила Павловича Каверочкина. А главным фрагментом этого документального фильма стал бьющий в небо черный фонтан, счастливые лица буровиков и сам мастер, умывающий лицо первой морской нефтью.
Вторым фильмом был «Покорители моря» (Режиссер-оператор Роман Кармен. Сценарий И.Касумова, Р.Кармена. Операторы Д.Мамедов, С.Медынский. Композитор К.Караев. Киностудия «Азербайджанфильм» и Центральная студия документальных фильмов города Москвы). Оба фильма были удостоены высокой награды советского периода — Ленинской премии.
На мероприятии были показаны фрагменты этих кинолент, а также документальный фильм, посвященный памяти Романа Кармена, созданный совсем недавно по воспоминаниям его благодарных учеников, занимающих сегодня довольно важные позиции в кинематографе бывших советских республик.
Выступивший после просмотра фильмов министр культуры и туризма АР Абульфаз Гараев сказал:
— С именем Романа Кармена связана особая эпоха в кинематографе и в жизни трудящихся Азербайджана. Основа экономики нашей страны — это нефть. И человек, который впервые отразил титанический труд морских нефтяников на киноленте и донес эту информацию до широкой аудитории советских зрителей, навсегда вписал свое имя в историю нефтяной индустрии и азербайджанского государства.
Министр особо отметил, что в создании этих двух фильмов о морских нефтяниках проявилось истинное содружество профессионалов, представлявших московскую и бакинскую школы, и поблагодарил в завершение своего выступления приехавших из Москвы представителей Фонда Кармена — сына, Романа Романовича Кармен с супругой, кинооператора Сергея Медынского и других и приветствовал принимавших участие на вечере нефтяников.
Затем ведущая вечера отметила, что юбилей Романа Кармена совпал с празднованием в республике профессионального праздника нефтяников — 20 сентября. А ведь именно 20 сентября 1994 года по инициативе Президента Гейдара Алиева был подписан контракт с консорциумом мировых нефтяных компаний, получивший название Контракт века. В его подписании принимал участие и первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Хошбахт Юсиф-заде, которому и была предоставлено слово.
— Как известно, в 1949 году в Азербайджане впервые в мире нефть стала добываться в открытом море, началось освоение Нефтяных Камней, — сказал Хошбахт муаллим. — Это было невиданное и неслыханное доселе событие, о котором еще не знало человечество, так как тогда еще не существовало телевидение и не было таких оперативных источников информации, как интернет. Заслуга Романа Кармена не только в том, что он показал, как идет строительство, процесс добычи нефти, но и отразил в своих фильмах людей труда, их энтузиазм и веру в дело, которому они служили. Причем в самых сложнейших условиях: штормах, ураганах, невыносимую жару. Но Роман Кармен никогда не говорил о том, что при этих же условиях приходилось работать и киносъемочной группе. Зато однажды он сказал: «Знаете, Нефтяные Камни — это ворота морской нефти». И только теперь, по прошествии стольких лет, понимаешь всю глубину и смысл этих слов. Ведь и в самом деле, если бы не было Нефтяных Камней, то не были бы открыты и месторождения «Гюнешли», «Азери», «Чираг», «Кяпаз» и другие. И естественно, если бы не было громадного опыта работы, оставленного нам прошлыми поколениями нефтяников, не было бы и сегодняшних достижений.
Самыми светлыми воспоминаниями о своем первом учителе во ВГИКе поделился кинорежиссер, народный артист Азербайджана Эльдар Кулиев.
— Роман Кармен оказал такое громадное влияние на советскую школу кинодокументалистики, что человек, даже не общаясь непосредственно с ним, попадал под влияние мастера, — сказал он. — Мне очень повезло, я действительно единственный азербайджанец, который был непосредственно учеником Романа Лазаревича. Но после третьего семестра он сам лично рекомендовал на Ученом совете, чтобы меня перевели в мастерскую художественного кино. Это был элегантный, очень красивый человек, объездивший со своей любимой камерой, можно сказать, весь мир. Еще когда мы учились на первом курсе, он уехал на Кубу, а вернувшись оттуда, снял свой знаменитый фильм «Пылающий остров». Но однажды мы, дотошные студенты, поинтересовались у своего педагога: «А где же вы все-таки не были?». И он ответил: «На мысе Огненная Земля и на одном из островов Океании».
Сайт: | http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2006/39/3.htm |
загрузка