Энциклопедия / "Небакинские" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Баку имеет более чем тысячелетнюю историю. Свидетельства о нем встречаются и в сочинениях русских путешественников, паломников, купцов. Интерес к истории «города ветров» рос с каждым днем, азербайджанская тематика проникла в художественную литературу. Самые разные исторические эпохи рождали произведения об этой стране.
М.Горький: ''Я прибыл на родину, в давно любимый и желанный мой пролетарский Баку''
В 1892 году в Баку приезжает в поисках работы А. М. Горький. Первая встреча с городом произвела сильное впечатление на него, его удивила тяжелая жизнь бакинских нефтяников, невыносимые условия работы. Горький отказался от намерения избрать Баку местом работы. Летом этого же года он покинул город. Позднее воспоминания о Баку, о поразивших его нефтяных промыслах, легли в основу многих очерков, опубликованных на страницах «Одесских новостей», где Горький работал специальным корреспондентом на Всероссийской промышленной и художественной ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1896 году Горький написал статью «Павильон товарищества братьев Нобель». Это был рассказ о событиях, оставивших глубокий след в памяти молодого писателя.
«Нефтяная промышленность на выставке представлена т-вом Бр. Нобель и, нужно отдать справедливость т-ву, — его павильон один из интереснейших на выставке. Построенный в строго выдержанном мавританском плане, он внутри расписан арабесками, вмещает в себя прекрасно написанную Шильдером панораму «Черного городка» и еще несколько картин этого художника и всю технику добывания и обработки нефти, представленную… полной коллекцией орудий бурения, моделей складов, наливных судов, буровой вышки и т. д.», — писали «Одесские новости» 28 августа 1896 года.
В самом Баку внимательно следили за творчеством писателя. С 1900 года бакинские газеты и журналы систематически печатают работы Горького. Каждое новое произведение писателя вызывало на страницах бакинских газет живую реакцию, споры.
По просьбе редакции газеты «Баку» А. М. Горький пишет статью «О кавказских событиях», в которой говорит: «Я так люблю эту прекрасную страну, олицетворение грандиозной красоты и силы ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых, певучих рек, и ее красивых, гордых детей».
В 1897 году Горький вновь приезжает в Баку и посещает его нефтяные промыслы. Сопровождал его в этой поездке знаменитый ученый и публицист Гасанбек Зардаби. Его дочь Гариб Солтан Меликова в своих воспоминаниях писала: «Не помню, это было или в 1896-м, или 1897 году. Папа тогда работал в редакции газеты «Каспий». Он однажды, послав курьера, сообщил маме, что к нему в редакцию пришли дорогие гости из России, что их надо по-достойному встретить… Мы надели новые платья. Вечером гости с папой пришли к нам, мама их встретила на веранде… Мама готовила постель для гостей, но они не остались у нас и говорили, что имеют места в гостинице. Папа только утром нам сказал, что один из гостей был писатель Максим Горький, другой — певец Шаляпин…».
Уезжая из Баку, Горький увозит с собой большую любовь к азербайджанскому народу и его культуре и создает ряд художественных произведений, непосредственно связанных с Азербайджаном. Он публикует цикл очерков под названием «Разбойники на Кавказе», которые помогли внести ясность в один запутанный вопрос из области азербайджанской фольклористики: провести разграничительную черту между разбойничьей деятельностью Кара Наби, обыкновенного грабителя и бандита, и освободительной борьбой популярного в народе Гачага Наби, возглавившего в конце XIX века крестьянское движение в Азербайджане. Жизни азербайджанского народа писатель посвятил очерк «Праздник шиитов», который А. М. Горький написал в Метехской тюрьме, куда его посадили по обвинению в участии в Батумской социал-демократической организации. В окно тюрьмы писатель наблюдал сцену траурного кровопролитного обряда «магеррамлик», который верующие мусульмане исполняли 17–22 мая 1898 года в квартале Авлабар на Шейтан-базаре. Потрясенный зрелищем, Горький описал его во всех подробностях. Вернувшись после ареста на Волгу, он опубликовал очерк в «Нижегородском листке».
В следующих очерках, вынесенных из поездки по Азербайджану в 1927 году, писатель обобщил в очерках «По Союзу Советов».
В 1934 году в Москве Максим Горький познакомился с Самедом Вургуном, который был потрясен мудростью писателя: «В его груди билось сердце большого человека, человека, который шел трудными и сложными путями, который перелистал все страницы жизни. Беседы Горького были обычно кратки и просты, но всегда полны глубокого содержания. Всем своим обликом, характером движений он напоминал наших мудрых мудрецов, пытливым взором проникающих в глубины жизни».
Именем великого русского писателя в Баку была названа одна из центральных улиц города.
Горький Максим о Баку
1868 - 1936Баку имеет более чем тысячелетнюю историю. Свидетельства о нем встречаются и в сочинениях русских путешественников, паломников, купцов. Интерес к истории «города ветров» рос с каждым днем, азербайджанская тематика проникла в художественную литературу. Самые разные исторические эпохи рождали произведения об этой стране.
М.Горький: ''Я прибыл на родину, в давно любимый и желанный мой пролетарский Баку''
В 1892 году в Баку приезжает в поисках работы А. М. Горький. Первая встреча с городом произвела сильное впечатление на него, его удивила тяжелая жизнь бакинских нефтяников, невыносимые условия работы. Горький отказался от намерения избрать Баку местом работы. Летом этого же года он покинул город. Позднее воспоминания о Баку, о поразивших его нефтяных промыслах, легли в основу многих очерков, опубликованных на страницах «Одесских новостей», где Горький работал специальным корреспондентом на Всероссийской промышленной и художественной ярмарке в Нижнем Новгороде. В 1896 году Горький написал статью «Павильон товарищества братьев Нобель». Это был рассказ о событиях, оставивших глубокий след в памяти молодого писателя.
«Нефтяная промышленность на выставке представлена т-вом Бр. Нобель и, нужно отдать справедливость т-ву, — его павильон один из интереснейших на выставке. Построенный в строго выдержанном мавританском плане, он внутри расписан арабесками, вмещает в себя прекрасно написанную Шильдером панораму «Черного городка» и еще несколько картин этого художника и всю технику добывания и обработки нефти, представленную… полной коллекцией орудий бурения, моделей складов, наливных судов, буровой вышки и т. д.», — писали «Одесские новости» 28 августа 1896 года.
В самом Баку внимательно следили за творчеством писателя. С 1900 года бакинские газеты и журналы систематически печатают работы Горького. Каждое новое произведение писателя вызывало на страницах бакинских газет живую реакцию, споры.
По просьбе редакции газеты «Баку» А. М. Горький пишет статью «О кавказских событиях», в которой говорит: «Я так люблю эту прекрасную страну, олицетворение грандиозной красоты и силы ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых, певучих рек, и ее красивых, гордых детей».
В 1897 году Горький вновь приезжает в Баку и посещает его нефтяные промыслы. Сопровождал его в этой поездке знаменитый ученый и публицист Гасанбек Зардаби. Его дочь Гариб Солтан Меликова в своих воспоминаниях писала: «Не помню, это было или в 1896-м, или 1897 году. Папа тогда работал в редакции газеты «Каспий». Он однажды, послав курьера, сообщил маме, что к нему в редакцию пришли дорогие гости из России, что их надо по-достойному встретить… Мы надели новые платья. Вечером гости с папой пришли к нам, мама их встретила на веранде… Мама готовила постель для гостей, но они не остались у нас и говорили, что имеют места в гостинице. Папа только утром нам сказал, что один из гостей был писатель Максим Горький, другой — певец Шаляпин…».
Уезжая из Баку, Горький увозит с собой большую любовь к азербайджанскому народу и его культуре и создает ряд художественных произведений, непосредственно связанных с Азербайджаном. Он публикует цикл очерков под названием «Разбойники на Кавказе», которые помогли внести ясность в один запутанный вопрос из области азербайджанской фольклористики: провести разграничительную черту между разбойничьей деятельностью Кара Наби, обыкновенного грабителя и бандита, и освободительной борьбой популярного в народе Гачага Наби, возглавившего в конце XIX века крестьянское движение в Азербайджане. Жизни азербайджанского народа писатель посвятил очерк «Праздник шиитов», который А. М. Горький написал в Метехской тюрьме, куда его посадили по обвинению в участии в Батумской социал-демократической организации. В окно тюрьмы писатель наблюдал сцену траурного кровопролитного обряда «магеррамлик», который верующие мусульмане исполняли 17–22 мая 1898 года в квартале Авлабар на Шейтан-базаре. Потрясенный зрелищем, Горький описал его во всех подробностях. Вернувшись после ареста на Волгу, он опубликовал очерк в «Нижегородском листке».
В следующих очерках, вынесенных из поездки по Азербайджану в 1927 году, писатель обобщил в очерках «По Союзу Советов».
В 1934 году в Москве Максим Горький познакомился с Самедом Вургуном, который был потрясен мудростью писателя: «В его груди билось сердце большого человека, человека, который шел трудными и сложными путями, который перелистал все страницы жизни. Беседы Горького были обычно кратки и просты, но всегда полны глубокого содержания. Всем своим обликом, характером движений он напоминал наших мудрых мудрецов, пытливым взором проникающих в глубины жизни».
Именем великого русского писателя в Баку была названа одна из центральных улиц города.
Сайт: | http://www.nizgar.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1721 |
загрузка