Энциклопедия / Биографический справочник Древности и Средневековья
Изменить категорию | Все статьи категории
Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) (2-я пол. 12 в. — 1220) — один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. Происходил из знатного (титул "her"), но обедневшего рода, вел жизнь служилого рыцаря и миннезингера, Вольфраму фон Эшенбах принадлежат: "Парсиваль" (Parzival, 1210), самый известный немецкий роман средних веков; "Титурель" (Titurel), дошедший до нас в отрывках, введенных Альбрехтом фон Шарфенберг в поэму "Младший Титурель" (Der jungere Titurel), развивающую вводный эпизод из цикла о Граале; роман "Виллегальм" (Willehalm), в центре которого стоит образ воина-святого. Впрочем своего полного развития образ Виллегальма достиг только у продолжателей романа (Ульрих фон ден Тюрлин, Ульрих фон Тюргейм). "Титурель" и "Виллегальм" отмечены (особенно "Титурель") высокими поэтическими достоинствами, однако величайшим созданием Вольфрама бесспорно является его "Парсиваль", в котором литература феодализма на его закате нашла свое наиболее яркое выражение. Как и у французского предшественника Вольфрама, Кретьена де Труа, в романе Вольфрама легенда о св. Граале сливается с историей Парсиваля, ищущего духовно-нравственного совершенства. Несмотря на довольно большую близость некоторых частей "Парсиваля" к его французскому прототипу, отразившийся в нем перелом в идеологии средневекового рыцарства — замена идеала чисто светской куртуазии мистическими устремлениями — и высокое поэтическое мастерство Вольфрама делают роман произведением вполне оригинальным, своими художественными достоинствами превосходящим создания предшественников. Жажда чуда, любование чудесным — основные мотивы творчества Вольфрама. Отсюда не только патетика Грааля и дивного замка Монсальвата, но и склонность ко всему редкому, легендарному (фантастическая флора и фауна: единорог, стерегущие золото грифы, крылатые драконы, птица феникс, обладающие скрытыми силами травы и пр.). В поисках чудесного Вольфрам набредает на странные образы, причудливость которых, усиливаемая ярким мистическим фоном, заставляет говорить о готических чертах его творчества. Для Вольфрама как для истинного представителя феодальной культуры все освещено двойным светом, за внешней формой явления он всегда видит его внутренний тайный смысл; поэтому он так склонен к аллегориям, к таинственным намекам. Но чрезмерное пристрастие к иносказательному, а также обилие богословского и схоластического материала, делающее роман энциклопедией знаний 13 в., отяжеляет стиль Вольфрама, делает его сложным, трудно понимаемым. На "темноту" Вольфрама жаловались некоторые из его современников (например, Готфрид Страсбургский), но именно эта "темнота", порожденная пафосом сверхчувственного, притягивала к Вольфраму многих средневековых поэтов, усваивавших его манеру, вошедших в историю литературы в качестве школы Вольфрама (Реймар фон Цветер, брат Вернгер, Конрад Марнер, Фрауенлоб и др.).
Менее значительны лирические произведения Вольфрама. Здесь он придерживается традиционных форм куртуазной лирики (например, альба), но вносит в нее отрицание традиционной куртуазной тематики, отвергая радости тайной "незаконной любви" как недостойные рыцаря — эволюция идеала любви, характерная для позднего средневековья. Эпический характер дарования Вольфрама выявляется в введении в лирические пьесы конкретной символики: так — забрезживший день — разлучник влюбленных — превращается у Вольфрама в страшное чудовище, которое взбирается по утренним облакам, разрывая их своими когтями. В произведениях Вольфрама отражается психо-идеология тех кругов средневекового рыцарства, из недр которого вышли духовные братства: тамплиеры и иоанниты. Сюжет "Парсиваля" был в 19 в. переработан Р. Вагнером для его одноименной музыкальной драмы.
Source: "Литературная энциклопедия" (Москва: Изд-во Ком. Акад., 1929-39), т. 2, стб. 301—302.
Эшенбах, Вольфрам фон
1220Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) (2-я пол. 12 в. — 1220) — один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. Происходил из знатного (титул "her"), но обедневшего рода, вел жизнь служилого рыцаря и миннезингера, Вольфраму фон Эшенбах принадлежат: "Парсиваль" (Parzival, 1210), самый известный немецкий роман средних веков; "Титурель" (Titurel), дошедший до нас в отрывках, введенных Альбрехтом фон Шарфенберг в поэму "Младший Титурель" (Der jungere Titurel), развивающую вводный эпизод из цикла о Граале; роман "Виллегальм" (Willehalm), в центре которого стоит образ воина-святого. Впрочем своего полного развития образ Виллегальма достиг только у продолжателей романа (Ульрих фон ден Тюрлин, Ульрих фон Тюргейм). "Титурель" и "Виллегальм" отмечены (особенно "Титурель") высокими поэтическими достоинствами, однако величайшим созданием Вольфрама бесспорно является его "Парсиваль", в котором литература феодализма на его закате нашла свое наиболее яркое выражение. Как и у французского предшественника Вольфрама, Кретьена де Труа, в романе Вольфрама легенда о св. Граале сливается с историей Парсиваля, ищущего духовно-нравственного совершенства. Несмотря на довольно большую близость некоторых частей "Парсиваля" к его французскому прототипу, отразившийся в нем перелом в идеологии средневекового рыцарства — замена идеала чисто светской куртуазии мистическими устремлениями — и высокое поэтическое мастерство Вольфрама делают роман произведением вполне оригинальным, своими художественными достоинствами превосходящим создания предшественников. Жажда чуда, любование чудесным — основные мотивы творчества Вольфрама. Отсюда не только патетика Грааля и дивного замка Монсальвата, но и склонность ко всему редкому, легендарному (фантастическая флора и фауна: единорог, стерегущие золото грифы, крылатые драконы, птица феникс, обладающие скрытыми силами травы и пр.). В поисках чудесного Вольфрам набредает на странные образы, причудливость которых, усиливаемая ярким мистическим фоном, заставляет говорить о готических чертах его творчества. Для Вольфрама как для истинного представителя феодальной культуры все освещено двойным светом, за внешней формой явления он всегда видит его внутренний тайный смысл; поэтому он так склонен к аллегориям, к таинственным намекам. Но чрезмерное пристрастие к иносказательному, а также обилие богословского и схоластического материала, делающее роман энциклопедией знаний 13 в., отяжеляет стиль Вольфрама, делает его сложным, трудно понимаемым. На "темноту" Вольфрама жаловались некоторые из его современников (например, Готфрид Страсбургский), но именно эта "темнота", порожденная пафосом сверхчувственного, притягивала к Вольфраму многих средневековых поэтов, усваивавших его манеру, вошедших в историю литературы в качестве школы Вольфрама (Реймар фон Цветер, брат Вернгер, Конрад Марнер, Фрауенлоб и др.).
Менее значительны лирические произведения Вольфрама. Здесь он придерживается традиционных форм куртуазной лирики (например, альба), но вносит в нее отрицание традиционной куртуазной тематики, отвергая радости тайной "незаконной любви" как недостойные рыцаря — эволюция идеала любви, характерная для позднего средневековья. Эпический характер дарования Вольфрама выявляется в введении в лирические пьесы конкретной символики: так — забрезживший день — разлучник влюбленных — превращается у Вольфрама в страшное чудовище, которое взбирается по утренним облакам, разрывая их своими когтями. В произведениях Вольфрама отражается психо-идеология тех кругов средневекового рыцарства, из недр которого вышли духовные братства: тамплиеры и иоанниты. Сюжет "Парсиваля" был в 19 в. переработан Р. Вагнером для его одноименной музыкальной драмы.
Source: "Литературная энциклопедия" (Москва: Изд-во Ком. Акад., 1929-39), т. 2, стб. 301—302.
Сайт: | http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3011.htm |