Даниил Заточник (12 или 13 вв.) - писатель, биографические данные о нем отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — "Слово", вторая — "Моление". Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды "с мешком зелия" и сосланном Юрием Долгоруким на оз. Лача (Олонецкой губ.), "идеже бе Данило Заточник". Само слово "Заточник", возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его "заточение" на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте "Моления") или человека "заложившегося" — согласившегося на подневольную работу. Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т.д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов), думцем князя (П.П. Миндалев), дворянином (И.У. Будовниц). М.Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремесел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н.Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с г. Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б.А. Романов писал, что Даниил Заточник — "кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая", "человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта", и создал даже термин "заточничество", подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращен. Д.С. Лихачев отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, "принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества".