Энциклопедия / Театры Баку
Изменить категорию | Все статьи категории
- ведущий драматический театр Азербайджанской ССР. Создан в 1920, в первые месяцы установления Сов.власти в Азербайджане, на базе объединения лучших творческих сил дореволюц. т-ра и новых молодых сценич. кадров, вначале - как азерб. труппа Объединенного гос. т-ра (включал также рус. и арм. труппы); в 1922 получил окончательное организационное оформление. Открылся 17 ноября 1922. премьерой \\"Гаджи Кара\\" (\\"Приключение скряги\\") М. Ф. Ахундова. До 1929 носил наименование Акаде-мич. драм. т-р, затем - Художественный т-р, с 1935 - Драматич. т-р, с 1950 - совр. наименование.
С первых же лет деятельность т-ра характеризуется собиранием лучших
творч. кадров, поисками нового репертуара. Отказываясь от идейно и
художественно порочных пьес - от искусственных мелодрам,
отвлеченно-романтич. трагедий, развлекательных комедий, т-р
ориентировался преимущественно на произведения азерб., рус. и мировой
классики, а также на лучшие пьесы совр. азерб. драматургов. В 1920-27
ведущее место в репертуаре т-ра занимали: \\"Гаджи Кара\\" Ахундова,
\\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде, \\"Соколиное гнездо\\" Сани, \\"Шейх Санан\\" Джавида, \\"Старое поколение\\" Ахвердова, \\"Айдын\\" и \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы, \\"Ревизор\\", \\"На дне\\", \\"Разбойники\\", \\"Отелло\\"; значительным событием в жизни т-ра была пост. спектакля \\"Гамлет\\" (1926, реж. Туганов, Гамлет - Шарифзаде). Борясь за повышение сценич. культуры, т-р укреплялся на позициях реализма, однако в эти годы коллектив не сумел полностью
преодолеть эклектизм, эстетские влияния.
Успехи сов. т-ра во 2-й пол. 20-х гг., а также подъем азерб. драматургии оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие т-ра, утверждение реапистич. тенденций. Пост. пьес Дж. Джабарлы в 1928 \\"Невеста огня\\" (реж. Туганов, Эльхан-Шарифзаде, Акшин-Ульви Раджаб) и \\"Севиль\\" (реж. Туганов, Севиль-Давудова) ознаменовали поворот в творч. жизни т-ра.
В 1929 были поставлены спектакли \\"Загмук\\" Глебова, \\"Любовь
Яровая\\" (Кошкин - Тахмасиб, Яровая - Давудова, Швандя - Идаятзаде),
\\"Человек, который смеется\\" по Гюго (Гуинплен - Ульви, Шарифзаде),
\\"Честь\\" (\\"Намус\\") Ширванзаде, \\"Князь\\" Джавида (1930, Князь - Дараблы,
Тахмасиб, Шарифзаде). В 1926 состав т-ра пополнился выпускниками театр.
уч-ща и молодыми актерами - Ф. Кадри, Р. Афганлы, И. Дагестанлы,
ставшими впоследствии ведущими мастерами т-ра. К режиссерской работе
привлечены Дж. Джабарлы, И. Идаятзаде, Р. Тахмасиб, Р. Дараблы, М. А.
Алиев, А. Рзаев.
В 1930 т-р гастролировал в Ленинграде и Казани, выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
В нач. 30-х гг. были созданы спектакли на совр. темы: \\"Алмас\\" (1931,
реж. Туганов и Джабарлы, Алмас - Гаджиева, Гаджи Ахмед - Тахмасиб,
Ша-риф - Идаятзаде, Мирза Семандар - Алиев), \\"В 1905 году\\" (1931),
\\"Яшар\\" (1932, Яшар - Ульви) Джабарлы, \\"Интервенция\\" Славина (1932).
Передовые деятели т-ра сопротивлялись проникновению форма-листич. и
вульгарно-социологич. тенденций, сказавшихся в таких спектаклях, как
\\"Кузнец Гяве\\" Ш. Сами, обработка С. Ахундова (1929\\\\ \\"Гаджи Кара\\" М. Ф.
Ахундова (1930), \\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде (1933). 2-я пол. 30-х гг.
явилась периодом творч. зрелости коллектива. В эти годы многогранно
раскрылись дарования многих актеров. Наряду с реалистич. спектаклями о
современности - \\"Гибель эскадры\\" (1934, реж. Юлдуз), \\"Платон Кречет\\"
(1935, реж. Искендеров), \\"Хаят\\" Ибрагимова (1937, реж. Искендеров,
Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова, Абас - Афганлы, Мешади Гусейн -
Герайбейли), \\"Свадьба\\" С. Рахмана (1939, реж. Ашумов, Керемов - Алиев) -
т-р осуществил монументальные народно-героич. спектакли \\"Сиявуш\\" Джавида (1934, реж. Идаятзаде, Сиявуш - Ульви, Шарифзаде), \\"Шах-наме\\" Джанана (1936), постановку пьес С. Вургуна - \\"Вагиф\\" (1938, реж. Искендеров, Вагиф - Алекперов, Хураман - Кадри, Эльдар - Афганлы, Санани, Каджар - Рухулла), \\"Ханлар\\" (1939, реж. Искендеров, Коба - Герайбейли, Ханлар - Алекперов, Гызыстер - Давудова), \\"Гачах Наби\\" Рустама (1940). В эти годы т-р добивается значит, успехов в освоении нац. и мировой классики: \\"Без вины виноватые\\" (1935, Кручинина - Давудова, Незнамов - Дагестанлы, Шмага-Идаятзаде), \\"Макбет\\" (1936, реж. Туганов, Макбет - Шарифзаде, леди Макбет - Давудова), \\"Король Лир\\" (1941, Лир - Рухулла, Алекперов), \\"Бесприданница\\" (1939), \\"Гроза\\" (1943, реж. Шарифов, Лариса и Катерина - Кадри).
Разнообразные по жанру, реалистич. народно-героич., романтически
приподнятые спектакли характеризуют дальнейший творческий путь т-ра. В
годы войны т-р создал патриотич. спектакли \\"Ожидание\\" Гусейна и
Эфендиева (1942), \\"Вэфа\\" Расула Рзы (1943), \\"Мухаббет\\" Ибрагимова (1942)
и др. В эти же годы т-р показал народно-героич. спектакли \\"Фархад и
Ширин\\" Вургуна (1941, реж. Искендеров, Фархад - Алекперов, Ширин -
Кадри), \\"Тавриз туманный\\" Ордубады (1945), \\"Низами\\" Гусейна (1942,
Низами - Афганлы).
Эти спектакли подготовили воплощение темы героики нашего времени,
трудовых подвигов советских людей в пост., осуществленных в 40 - 50-х
гг. В эти годы, руководствуясь историч. постановлениями партии по
вопросам литературы и иск-ва, т-р настойчиво разрабатывал важнейшие темы жизни народа. Среди лучших спектаклей 40-х гг.: \\"Утро Востока\\"
Мамедханлы (1947, Ст. пр. 1948) о героич. борьбе азерб. народа за
установление Сов. власти в Азербайджане (реж. Искендеров, худ.
Фатуллаев, Киров- Дагестанлы, Фархад - Афганлы, Агаларов - С. Рухулла,
Гюльзар - Давудова, Наджафбек - Алиев, Томсон - Кязим Зия). О
самоотверженном труде бакинских нефтяников и азерб. колхозников, их
жизни и быте рассказывали спектакли \\"Светлый путь\\" (1947) и \\"Вешние
воды\\" (1948) Эфендиева.
В 50-х гг. т-р, продолжая свою работу с драматургами, создал
спектакли: \\"Большая любовь\\" (1950), \\"Бухта Ильича\\" (1958), \\"Ильдрым\\"
(1955) Меджнунбекова, \\"В огне\\" (1951), \\"Ширванская красавица\\" (1957)
Мамедханлы, \\"Невеста\\" С. Рахмана (1954), \\"В семье Атаевых\\" Эфендиева
(1954), \\"Глазной врач\\" (1955), \\"Сердце матери\\" (1960) Сафарли, \\"На
дальних берегах\\" Сеидбейли и Касу-мова (1956) и др. Был возобновлен
\\"Поворот\\" Джабарлы. Верный своим традициям, т-р много внимания уделял
созданию народно-героич. (\\"Джаван-шир\\" Гусейна, 1957), романтич. (\\"Шейх
Санан\\" Джавида, 1956) спектаклей, а также пост. классики:
\\"Отелло\\" (1949, реж. Искендеров, Отелло - Алекперов, Дездемона -
Шекинская, Яго - Афганлы), \\"Зимняя сказка\\" Шекспира (1955), \\"Везир
ленкоранского ханства\\" М. Ф. Ахундова (1953), \\"Из-под дождя, да в
ливень\\" Везирова (1955), \\"Васса Железнова\\" (1954, реж. Кязимов, Васса
-Давудова), Образ В. И. Ленина был воссоздан в спектакле \\"Грозовой год\\"
Каплера и Златогоровой (1959, Ленин - Дагестанлы).
В 1949 (в связи с 75-летием азерб. т-ра) Т-р им. Азизбекова был
награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1959 театр принял
участие в декаде азерб. иск-ва и лит-ры в Москве.
Значительную роль в истории т-ра сыграли актеры А. М. Шарифзаде, Ульви
Раджаб, нар. арт. СССР М. А. Алиев, Сидги Рухулла, реж. А. А. Туганов. В
труппе т-ра (1960): нар. арт. СССР М. Давудова, нар. арт. Азерб. ССР А.
Алекперов, Р. Афганлы, М. Велиханлы, И. Дагестанлы, С. Гаджиева, А.
Герайбейли, А. Джавадов, Ф. Кадри, Кязим Зия, М. Марданов, Е.
Оленская, И. Османлы, А. Султанов, М. Санани, Б. Шекинская, Л.
Бадирбейли, гл. реж. т-ра с 1960 М. Мамедов, художники: Н. Фатуллаев, И.
Ахундов, Б. Афганлы-Джафарова. Дж. Д.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1922. \\"Гаджи Кара\\" (\\"Приключение скряги\\") Ахундова, \\"Верующие\\"
Ордубады (Шарифзаде), \\"Книга матери\\" Мамед-кулизаде (Шарифзаде), \\"Айдын\\" Джабарлы (Шарифзаде), \\"Ревизор\\" (Шарифзаде); \\"Лекарь поневоле\\" Мольера (Иванов).
1923. \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы (Шарифзаде), \\"Королевский брадобрей\\"
Луначарского (Табенский), \\"Разбойники\\" (Иванов); \\"Жорж Данден\\" Мольера
(Иванов).
1924. \\"Молла Ибрагим Халил, алхимик...\\" Ахундова (Кир-маншахлы),
\\"Волшебница пери\\" Ахвердова (Кирманшахлы), \\"Ревизор\\" (Туганов).
1925. \\"На дне\\" (Туганов), \\"Коварство и любовь\\" (Туганов);
\\"Вильгельм Телль\\" Шиллера (Туганов).
1926. \\"Гамлет\\" (Туганов), \\"Дон Жуан\\" Мольера (Туганов).
1927. \\"Старое поколение\\" Ахвердова (Юлдуз), \\"Свадьба Кречинского\\"
(Туганов).
1928. \\"Баба Юрдунда\\" Ахвердова (Юлдуз), \\"Севиль\\" Джабарлы (Туганов),
\\"Невеста огня\\" Джабарлы (Туганов).
1929. \\"Загмук\\" Глебова (Туганов), \\"Враги\\", \\"Любовь Яровая (Туганов);
\\"Человек, который сме„тся\\" по Гюго (Туганов, Дараблы).
1930. \\"Князь\\" Джавида (Туганов, Дараблы). \\"Намус\\" Ширванзаде (Рзаев),
\\"Бомбей\\" Вафы (Туганов, Алиев).
1931. \\"Алмас\\" Джабарлы (Туганов и Джабарлы), \\"Любовь Яровая\\" (Юлдуз);
\\"В 1905 году\\" Джабарлы (Люце), \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Туганов и
Алиев), \\"Победа\\" Абасова (Рзаев), \\"Севиль\\" Джабарлы.
1932. \\"Яшар\\" Джабарлы (Варшавский), \\"Интервенция\\" Славина
(Варшавский), \\"Страх\\" Афиногенова (Джабарлы), \\"Отелло\\" (Майоров).
1933. \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Майоров), \\"Гамлет\\" (Майоров).
1934. \\"Сиявуш\\" Джавида (Идаятзаде). \\"Дорога цветов\\" Катаева
(Гусейнов), \\"Гибель эскадры\\" (Юлдуз).
1935. \\"Разор„нное гнездо\\" Ахвердова (Шарифзаде),\\"Золотой источник\\"
Мусаева (Шарифов), \\"Платон Кречет\\" (Искендеров), Без вины виноватые\\"
(Дашковский).
1936. \\"Шах-наме\\" Джанана (Идаятзаде), \\"Алмас\\" Джабарлы (Дадашев),
\\"Чужой реб„нок\\" Шкваркина (Тахмасиб), \\"Макбет\\" (Туганов); \\"Синяя птица\\"
Метерлинка (Туганов), \\"Проделки Скапена\\" (Дараблы).
1937. \\"Хаят\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Гаджи Кара\\" Ахундова
(Тахмасиб), \\"В 1905 году\\" Джабарлы (Идаятзаде), \\"Волшебница пери\\"
Ахвердова (Шарифов), \\"Ромео и Джульетта\\" (Туганов).
1938. \\"Вагиф\\" Вургуна (Искендеров), \\"Стремление\\" Ка-сумова (Шарифов),
\\"Севиль\\" Джабарлы (Шарифов), \\"Честь\\" Мдивани (Дадашев), \\"Коварство и
любовь\\" (Сарян); \\"Мадрид\\" Ибрагимова (Тахмасиб).
1939. \\"Той\\" (\\"Свадьба\\") Рахмана (Ашумов), \\"Ханлар\\" Вургуна
(Искендеров), \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Идаят-ааде), \\"Бесприданница\\"
(Шарифов); \\"Мачеха\\" по Бальзаку (Туганов), \\"Шохрет\\" Гусейна (Зейналов),
\\"Горе Фахреддина\\" Везирова (Турабов).
1940. \\"Ленин\\" Каплера и Златогоровой (Шарифов), \\"Айдын\\" Джабарлы
(Искендеров), \\"Женитьба Фигаро\\" (Зейналов); \\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде
(Бадалбейли), \\"Бахар\\" Тах-масиба (Шарифов), \\"Гачах Наби\\" Рустама
(Идаятзаде), \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы (Шарифов).
1941. \\"Счастливцы\\" Рахмана (Искендеров и Бадалбейли), \\"Фархад и
Ширин\\" Вургуна (Искендеров), \\"Король Лир\\" (Гриппич); \\"Кто сме„тся
последним\\" Крапивы (Шарифов и Турабов), \\"Парень из нашего города\\"
(Турабов).
1942. \\"Мухаббет\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Низами\\" Гусейна
(Искендеров), \\"Ожидание\\" Гусейна и Эфендиева (Турабов).
1943. \\"Вэфа\\" Расула Рзы (Искендеров), \\"Гроза\\" (Шарифов).
1944. \\"Поединок\\" бр. Тур и Шейнина (Шарифов).
1945. \\"Тавриз туманный\\" Ордубады (Искендеров и Шарифов).
1946. \\"Двенадцатая ночь\\" (Мамедов).
1947. \\"Утро Востока\\" Мамедханлы (Искендеров), \\"Вагиф\\" Вургуна
(Искендеров), \\"Светлый путь\\" Эфендиева (Искендеров), \\"Победители\\"
Чирскова (Шарифов), \\"Яшар\\" Джабарлы (Мамедов).
1948. \\"Глубокие корни\\" Гоу и д'Юссо (Ашумов), \\"Молодая гвардия\\"
(Мамедов), \\"Без вины виноватые\\" (Шарифов); \\"Вешние воды\\" Эфендиева
(Искендеров).
1949. \\"Увядшие цветы\\" Джабарлы (Алекперов), \\"Ясность\\" (\\"Айдынлыг\\")
Рахмана (Мамедов), \\"Отелло\\" (Искендеров);
\\"Ханлар\\" Вургуна (Искендеров), \\"На той стороне\\" Боряна (Шарифов),
\\"Разоренное гнездо\\" Ахвердова (Мамедов), \\"Везир ленкоранского ханства\\"
Ахундова (Шарифов).
1950. \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Шарифов), \\"Большая любовь\\"
Меджнунбекова (Алекперов).
1951. \\"В огне\\" Мамедханлы (Искендеров), \\"Честь семьи\\" (\\"Семья
Аллана\\") Мухтарова (Кязимов), \\"Расцвет мечты\\" Тахмасиба (Мамедов).
1952. \\"Намус\\" Ширванзаде (Искендеров), \\"Ревизор\\" (Мамедов).
1953. \\"Везир ленкоранского ханства\\" Ахундова (Кязимов), \\"Рассказ о
Турции\\" Назыма Хикмета (Искендеров), \\"Звезда Севильи\\" Лопе де Вега
(Кязимов).
1954. \\"Невеста\\" Рахмана (Искендеров), \\"Фархад и Ширин\\" Вургуна
(Искендеров), \\"В семье Атаевых\\" Эфендиева (Кязимов), \\"Васса Железнова\\"
(Кязимов), \\"Двенадцатая ночь\\" (Мамедов).
1955. \\"В 1905 году\\" Джабарлы (Искендеров), \\"Глазной врач\\" Сафарли
(Алекперов), \\"Хаят\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Из-под дождя, да в ливень\\"
Везирова (Мамедов), \\"Зимняя сказка\\" Шекспира (Шарифов), \\"Ильдрым\\"
Меджнунбекова (Алекперов).
1956. \\"На дальних берегах\\" Касумова и Сеидбейли (Мамедов),
\\"Гардашлар\\" Расула Рзы (Кязимов), \\"Шейх Санан\\" Джавида (Искендеров,
Шарифов), \\"Невеста\\" Рахмана (Искендеров), \\"Чудак\\" Назыма Хикмета
(Кязимов).
1957. \\"Ширванская красавица\\" Мамедханлы (Кязимов), \\"Волшебница пери\\"
Ахвердова (Шарифов), \\"Алмас\\" Джабарлы (Алекперов), \\"Джаваншир\\" Гусейна
(Искендеров).
1958. \\"Гачах Наби\\" Рустама (Идаятзаде), \\"Бухта Ильича\\" Меджнунбекова
(Искендеров).
1959. \\"Грозовой год\\" Каплера и Златогоровой (Шарифов), \\"Отелло\\"
(Искендеров); \\"Индийская красавица\\" (\\"Белый лотос\\") Винникова и Осноса
(Кулиев), \\"Тайфун\\" (\\"Гроза\\") Цао Юя (Садыкзаде), \\"Дядя Ваня\\" (Шарифов).
1960. \\"Поворот\\" Джабарлы (Искендеров), \\"Сердце матери\\" Сафарли
(Искендеров), \\"Девушка с гор\\" Бабаева (Алекперов).
Лит.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Д ж а-ф а р о в Д ж.,
Театр им. Азизбекова, М., 1951; Б а б а е в А., Сафаров Дж., АГДТ им. М.
Азизбекова, М.- Баку, 1949; Касимов К., Театр. в кн.: Советский
Азербайджан, Баку, 1958, гл. 19; Азербайджанский драматический театр.
Баку, 1959 (на азерб. яз.); Джангиров И., Азербайджанский художественный
театр. Баку, 1932 (на азерб. яз.).
Азербайджанский Драматический театр им. М. Азизбекова
1920- ведущий драматический театр Азербайджанской ССР. Создан в 1920, в первые месяцы установления Сов.власти в Азербайджане, на базе объединения лучших творческих сил дореволюц. т-ра и новых молодых сценич. кадров, вначале - как азерб. труппа Объединенного гос. т-ра (включал также рус. и арм. труппы); в 1922 получил окончательное организационное оформление. Открылся 17 ноября 1922. премьерой \\"Гаджи Кара\\" (\\"Приключение скряги\\") М. Ф. Ахундова. До 1929 носил наименование Акаде-мич. драм. т-р, затем - Художественный т-р, с 1935 - Драматич. т-р, с 1950 - совр. наименование.
С первых же лет деятельность т-ра характеризуется собиранием лучших
творч. кадров, поисками нового репертуара. Отказываясь от идейно и
художественно порочных пьес - от искусственных мелодрам,
отвлеченно-романтич. трагедий, развлекательных комедий, т-р
ориентировался преимущественно на произведения азерб., рус. и мировой
классики, а также на лучшие пьесы совр. азерб. драматургов. В 1920-27
ведущее место в репертуаре т-ра занимали: \\"Гаджи Кара\\" Ахундова,
\\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде, \\"Соколиное гнездо\\" Сани, \\"Шейх Санан\\" Джавида, \\"Старое поколение\\" Ахвердова, \\"Айдын\\" и \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы, \\"Ревизор\\", \\"На дне\\", \\"Разбойники\\", \\"Отелло\\"; значительным событием в жизни т-ра была пост. спектакля \\"Гамлет\\" (1926, реж. Туганов, Гамлет - Шарифзаде). Борясь за повышение сценич. культуры, т-р укреплялся на позициях реализма, однако в эти годы коллектив не сумел полностью
преодолеть эклектизм, эстетские влияния.
Успехи сов. т-ра во 2-й пол. 20-х гг., а также подъем азерб. драматургии оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие т-ра, утверждение реапистич. тенденций. Пост. пьес Дж. Джабарлы в 1928 \\"Невеста огня\\" (реж. Туганов, Эльхан-Шарифзаде, Акшин-Ульви Раджаб) и \\"Севиль\\" (реж. Туганов, Севиль-Давудова) ознаменовали поворот в творч. жизни т-ра.
В 1929 были поставлены спектакли \\"Загмук\\" Глебова, \\"Любовь
Яровая\\" (Кошкин - Тахмасиб, Яровая - Давудова, Швандя - Идаятзаде),
\\"Человек, который смеется\\" по Гюго (Гуинплен - Ульви, Шарифзаде),
\\"Честь\\" (\\"Намус\\") Ширванзаде, \\"Князь\\" Джавида (1930, Князь - Дараблы,
Тахмасиб, Шарифзаде). В 1926 состав т-ра пополнился выпускниками театр.
уч-ща и молодыми актерами - Ф. Кадри, Р. Афганлы, И. Дагестанлы,
ставшими впоследствии ведущими мастерами т-ра. К режиссерской работе
привлечены Дж. Джабарлы, И. Идаятзаде, Р. Тахмасиб, Р. Дараблы, М. А.
Алиев, А. Рзаев.
В 1930 т-р гастролировал в Ленинграде и Казани, выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
В нач. 30-х гг. были созданы спектакли на совр. темы: \\"Алмас\\" (1931,
реж. Туганов и Джабарлы, Алмас - Гаджиева, Гаджи Ахмед - Тахмасиб,
Ша-риф - Идаятзаде, Мирза Семандар - Алиев), \\"В 1905 году\\" (1931),
\\"Яшар\\" (1932, Яшар - Ульви) Джабарлы, \\"Интервенция\\" Славина (1932).
Передовые деятели т-ра сопротивлялись проникновению форма-листич. и
вульгарно-социологич. тенденций, сказавшихся в таких спектаклях, как
\\"Кузнец Гяве\\" Ш. Сами, обработка С. Ахундова (1929\\\\ \\"Гаджи Кара\\" М. Ф.
Ахундова (1930), \\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде (1933). 2-я пол. 30-х гг.
явилась периодом творч. зрелости коллектива. В эти годы многогранно
раскрылись дарования многих актеров. Наряду с реалистич. спектаклями о
современности - \\"Гибель эскадры\\" (1934, реж. Юлдуз), \\"Платон Кречет\\"
(1935, реж. Искендеров), \\"Хаят\\" Ибрагимова (1937, реж. Искендеров,
Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова, Абас - Афганлы, Мешади Гусейн -
Герайбейли), \\"Свадьба\\" С. Рахмана (1939, реж. Ашумов, Керемов - Алиев) -
т-р осуществил монументальные народно-героич. спектакли \\"Сиявуш\\" Джавида (1934, реж. Идаятзаде, Сиявуш - Ульви, Шарифзаде), \\"Шах-наме\\" Джанана (1936), постановку пьес С. Вургуна - \\"Вагиф\\" (1938, реж. Искендеров, Вагиф - Алекперов, Хураман - Кадри, Эльдар - Афганлы, Санани, Каджар - Рухулла), \\"Ханлар\\" (1939, реж. Искендеров, Коба - Герайбейли, Ханлар - Алекперов, Гызыстер - Давудова), \\"Гачах Наби\\" Рустама (1940). В эти годы т-р добивается значит, успехов в освоении нац. и мировой классики: \\"Без вины виноватые\\" (1935, Кручинина - Давудова, Незнамов - Дагестанлы, Шмага-Идаятзаде), \\"Макбет\\" (1936, реж. Туганов, Макбет - Шарифзаде, леди Макбет - Давудова), \\"Король Лир\\" (1941, Лир - Рухулла, Алекперов), \\"Бесприданница\\" (1939), \\"Гроза\\" (1943, реж. Шарифов, Лариса и Катерина - Кадри).
Разнообразные по жанру, реалистич. народно-героич., романтически
приподнятые спектакли характеризуют дальнейший творческий путь т-ра. В
годы войны т-р создал патриотич. спектакли \\"Ожидание\\" Гусейна и
Эфендиева (1942), \\"Вэфа\\" Расула Рзы (1943), \\"Мухаббет\\" Ибрагимова (1942)
и др. В эти же годы т-р показал народно-героич. спектакли \\"Фархад и
Ширин\\" Вургуна (1941, реж. Искендеров, Фархад - Алекперов, Ширин -
Кадри), \\"Тавриз туманный\\" Ордубады (1945), \\"Низами\\" Гусейна (1942,
Низами - Афганлы).
Эти спектакли подготовили воплощение темы героики нашего времени,
трудовых подвигов советских людей в пост., осуществленных в 40 - 50-х
гг. В эти годы, руководствуясь историч. постановлениями партии по
вопросам литературы и иск-ва, т-р настойчиво разрабатывал важнейшие темы жизни народа. Среди лучших спектаклей 40-х гг.: \\"Утро Востока\\"
Мамедханлы (1947, Ст. пр. 1948) о героич. борьбе азерб. народа за
установление Сов. власти в Азербайджане (реж. Искендеров, худ.
Фатуллаев, Киров- Дагестанлы, Фархад - Афганлы, Агаларов - С. Рухулла,
Гюльзар - Давудова, Наджафбек - Алиев, Томсон - Кязим Зия). О
самоотверженном труде бакинских нефтяников и азерб. колхозников, их
жизни и быте рассказывали спектакли \\"Светлый путь\\" (1947) и \\"Вешние
воды\\" (1948) Эфендиева.
В 50-х гг. т-р, продолжая свою работу с драматургами, создал
спектакли: \\"Большая любовь\\" (1950), \\"Бухта Ильича\\" (1958), \\"Ильдрым\\"
(1955) Меджнунбекова, \\"В огне\\" (1951), \\"Ширванская красавица\\" (1957)
Мамедханлы, \\"Невеста\\" С. Рахмана (1954), \\"В семье Атаевых\\" Эфендиева
(1954), \\"Глазной врач\\" (1955), \\"Сердце матери\\" (1960) Сафарли, \\"На
дальних берегах\\" Сеидбейли и Касу-мова (1956) и др. Был возобновлен
\\"Поворот\\" Джабарлы. Верный своим традициям, т-р много внимания уделял
созданию народно-героич. (\\"Джаван-шир\\" Гусейна, 1957), романтич. (\\"Шейх
Санан\\" Джавида, 1956) спектаклей, а также пост. классики:
\\"Отелло\\" (1949, реж. Искендеров, Отелло - Алекперов, Дездемона -
Шекинская, Яго - Афганлы), \\"Зимняя сказка\\" Шекспира (1955), \\"Везир
ленкоранского ханства\\" М. Ф. Ахундова (1953), \\"Из-под дождя, да в
ливень\\" Везирова (1955), \\"Васса Железнова\\" (1954, реж. Кязимов, Васса
-Давудова), Образ В. И. Ленина был воссоздан в спектакле \\"Грозовой год\\"
Каплера и Златогоровой (1959, Ленин - Дагестанлы).
В 1949 (в связи с 75-летием азерб. т-ра) Т-р им. Азизбекова был
награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1959 театр принял
участие в декаде азерб. иск-ва и лит-ры в Москве.
Значительную роль в истории т-ра сыграли актеры А. М. Шарифзаде, Ульви
Раджаб, нар. арт. СССР М. А. Алиев, Сидги Рухулла, реж. А. А. Туганов. В
труппе т-ра (1960): нар. арт. СССР М. Давудова, нар. арт. Азерб. ССР А.
Алекперов, Р. Афганлы, М. Велиханлы, И. Дагестанлы, С. Гаджиева, А.
Герайбейли, А. Джавадов, Ф. Кадри, Кязим Зия, М. Марданов, Е.
Оленская, И. Османлы, А. Султанов, М. Санани, Б. Шекинская, Л.
Бадирбейли, гл. реж. т-ра с 1960 М. Мамедов, художники: Н. Фатуллаев, И.
Ахундов, Б. Афганлы-Джафарова. Дж. Д.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1922. \\"Гаджи Кара\\" (\\"Приключение скряги\\") Ахундова, \\"Верующие\\"
Ордубады (Шарифзаде), \\"Книга матери\\" Мамед-кулизаде (Шарифзаде), \\"Айдын\\" Джабарлы (Шарифзаде), \\"Ревизор\\" (Шарифзаде); \\"Лекарь поневоле\\" Мольера (Иванов).
1923. \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы (Шарифзаде), \\"Королевский брадобрей\\"
Луначарского (Табенский), \\"Разбойники\\" (Иванов); \\"Жорж Данден\\" Мольера
(Иванов).
1924. \\"Молла Ибрагим Халил, алхимик...\\" Ахундова (Кир-маншахлы),
\\"Волшебница пери\\" Ахвердова (Кирманшахлы), \\"Ревизор\\" (Туганов).
1925. \\"На дне\\" (Туганов), \\"Коварство и любовь\\" (Туганов);
\\"Вильгельм Телль\\" Шиллера (Туганов).
1926. \\"Гамлет\\" (Туганов), \\"Дон Жуан\\" Мольера (Туганов).
1927. \\"Старое поколение\\" Ахвердова (Юлдуз), \\"Свадьба Кречинского\\"
(Туганов).
1928. \\"Баба Юрдунда\\" Ахвердова (Юлдуз), \\"Севиль\\" Джабарлы (Туганов),
\\"Невеста огня\\" Джабарлы (Туганов).
1929. \\"Загмук\\" Глебова (Туганов), \\"Враги\\", \\"Любовь Яровая (Туганов);
\\"Человек, который сме„тся\\" по Гюго (Туганов, Дараблы).
1930. \\"Князь\\" Джавида (Туганов, Дараблы). \\"Намус\\" Ширванзаде (Рзаев),
\\"Бомбей\\" Вафы (Туганов, Алиев).
1931. \\"Алмас\\" Джабарлы (Туганов и Джабарлы), \\"Любовь Яровая\\" (Юлдуз);
\\"В 1905 году\\" Джабарлы (Люце), \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Туганов и
Алиев), \\"Победа\\" Абасова (Рзаев), \\"Севиль\\" Джабарлы.
1932. \\"Яшар\\" Джабарлы (Варшавский), \\"Интервенция\\" Славина
(Варшавский), \\"Страх\\" Афиногенова (Джабарлы), \\"Отелло\\" (Майоров).
1933. \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Майоров), \\"Гамлет\\" (Майоров).
1934. \\"Сиявуш\\" Джавида (Идаятзаде). \\"Дорога цветов\\" Катаева
(Гусейнов), \\"Гибель эскадры\\" (Юлдуз).
1935. \\"Разор„нное гнездо\\" Ахвердова (Шарифзаде),\\"Золотой источник\\"
Мусаева (Шарифов), \\"Платон Кречет\\" (Искендеров), Без вины виноватые\\"
(Дашковский).
1936. \\"Шах-наме\\" Джанана (Идаятзаде), \\"Алмас\\" Джабарлы (Дадашев),
\\"Чужой реб„нок\\" Шкваркина (Тахмасиб), \\"Макбет\\" (Туганов); \\"Синяя птица\\"
Метерлинка (Туганов), \\"Проделки Скапена\\" (Дараблы).
1937. \\"Хаят\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Гаджи Кара\\" Ахундова
(Тахмасиб), \\"В 1905 году\\" Джабарлы (Идаятзаде), \\"Волшебница пери\\"
Ахвердова (Шарифов), \\"Ромео и Джульетта\\" (Туганов).
1938. \\"Вагиф\\" Вургуна (Искендеров), \\"Стремление\\" Ка-сумова (Шарифов),
\\"Севиль\\" Джабарлы (Шарифов), \\"Честь\\" Мдивани (Дадашев), \\"Коварство и
любовь\\" (Сарян); \\"Мадрид\\" Ибрагимова (Тахмасиб).
1939. \\"Той\\" (\\"Свадьба\\") Рахмана (Ашумов), \\"Ханлар\\" Вургуна
(Искендеров), \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Идаят-ааде), \\"Бесприданница\\"
(Шарифов); \\"Мачеха\\" по Бальзаку (Туганов), \\"Шохрет\\" Гусейна (Зейналов),
\\"Горе Фахреддина\\" Везирова (Турабов).
1940. \\"Ленин\\" Каплера и Златогоровой (Шарифов), \\"Айдын\\" Джабарлы
(Искендеров), \\"Женитьба Фигаро\\" (Зейналов); \\"Мертвецы\\" Мамедкулизаде
(Бадалбейли), \\"Бахар\\" Тах-масиба (Шарифов), \\"Гачах Наби\\" Рустама
(Идаятзаде), \\"Октай эль оглы\\" Джабарлы (Шарифов).
1941. \\"Счастливцы\\" Рахмана (Искендеров и Бадалбейли), \\"Фархад и
Ширин\\" Вургуна (Искендеров), \\"Король Лир\\" (Гриппич); \\"Кто сме„тся
последним\\" Крапивы (Шарифов и Турабов), \\"Парень из нашего города\\"
(Турабов).
1942. \\"Мухаббет\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Низами\\" Гусейна
(Искендеров), \\"Ожидание\\" Гусейна и Эфендиева (Турабов).
1943. \\"Вэфа\\" Расула Рзы (Искендеров), \\"Гроза\\" (Шарифов).
1944. \\"Поединок\\" бр. Тур и Шейнина (Шарифов).
1945. \\"Тавриз туманный\\" Ордубады (Искендеров и Шарифов).
1946. \\"Двенадцатая ночь\\" (Мамедов).
1947. \\"Утро Востока\\" Мамедханлы (Искендеров), \\"Вагиф\\" Вургуна
(Искендеров), \\"Светлый путь\\" Эфендиева (Искендеров), \\"Победители\\"
Чирскова (Шарифов), \\"Яшар\\" Джабарлы (Мамедов).
1948. \\"Глубокие корни\\" Гоу и д'Юссо (Ашумов), \\"Молодая гвардия\\"
(Мамедов), \\"Без вины виноватые\\" (Шарифов); \\"Вешние воды\\" Эфендиева
(Искендеров).
1949. \\"Увядшие цветы\\" Джабарлы (Алекперов), \\"Ясность\\" (\\"Айдынлыг\\")
Рахмана (Мамедов), \\"Отелло\\" (Искендеров);
\\"Ханлар\\" Вургуна (Искендеров), \\"На той стороне\\" Боряна (Шарифов),
\\"Разоренное гнездо\\" Ахвердова (Мамедов), \\"Везир ленкоранского ханства\\"
Ахундова (Шарифов).
1950. \\"Невеста огня\\" Джабарлы (Шарифов), \\"Большая любовь\\"
Меджнунбекова (Алекперов).
1951. \\"В огне\\" Мамедханлы (Искендеров), \\"Честь семьи\\" (\\"Семья
Аллана\\") Мухтарова (Кязимов), \\"Расцвет мечты\\" Тахмасиба (Мамедов).
1952. \\"Намус\\" Ширванзаде (Искендеров), \\"Ревизор\\" (Мамедов).
1953. \\"Везир ленкоранского ханства\\" Ахундова (Кязимов), \\"Рассказ о
Турции\\" Назыма Хикмета (Искендеров), \\"Звезда Севильи\\" Лопе де Вега
(Кязимов).
1954. \\"Невеста\\" Рахмана (Искендеров), \\"Фархад и Ширин\\" Вургуна
(Искендеров), \\"В семье Атаевых\\" Эфендиева (Кязимов), \\"Васса Железнова\\"
(Кязимов), \\"Двенадцатая ночь\\" (Мамедов).
1955. \\"В 1905 году\\" Джабарлы (Искендеров), \\"Глазной врач\\" Сафарли
(Алекперов), \\"Хаят\\" Ибрагимова (Искендеров), \\"Из-под дождя, да в ливень\\"
Везирова (Мамедов), \\"Зимняя сказка\\" Шекспира (Шарифов), \\"Ильдрым\\"
Меджнунбекова (Алекперов).
1956. \\"На дальних берегах\\" Касумова и Сеидбейли (Мамедов),
\\"Гардашлар\\" Расула Рзы (Кязимов), \\"Шейх Санан\\" Джавида (Искендеров,
Шарифов), \\"Невеста\\" Рахмана (Искендеров), \\"Чудак\\" Назыма Хикмета
(Кязимов).
1957. \\"Ширванская красавица\\" Мамедханлы (Кязимов), \\"Волшебница пери\\"
Ахвердова (Шарифов), \\"Алмас\\" Джабарлы (Алекперов), \\"Джаваншир\\" Гусейна
(Искендеров).
1958. \\"Гачах Наби\\" Рустама (Идаятзаде), \\"Бухта Ильича\\" Меджнунбекова
(Искендеров).
1959. \\"Грозовой год\\" Каплера и Златогоровой (Шарифов), \\"Отелло\\"
(Искендеров); \\"Индийская красавица\\" (\\"Белый лотос\\") Винникова и Осноса
(Кулиев), \\"Тайфун\\" (\\"Гроза\\") Цао Юя (Садыкзаде), \\"Дядя Ваня\\" (Шарифов).
1960. \\"Поворот\\" Джабарлы (Искендеров), \\"Сердце матери\\" Сафарли
(Искендеров), \\"Девушка с гор\\" Бабаева (Алекперов).
Лит.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Д ж а-ф а р о в Д ж.,
Театр им. Азизбекова, М., 1951; Б а б а е в А., Сафаров Дж., АГДТ им. М.
Азизбекова, М.- Баку, 1949; Касимов К., Театр. в кн.: Советский
Азербайджан, Баку, 1958, гл. 19; Азербайджанский драматический театр.
Баку, 1959 (на азерб. яз.); Джангиров И., Азербайджанский художественный
театр. Баку, 1932 (на азерб. яз.).