руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
23:08
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / Азербайджанское кино

Изменить категорию | Все статьи категории

История Азербайджанского Кинематографа

Спустя два года после рождения кинематографа, показа в Париже "движущихся картин" братьями Люмьер, бакинский фотограф А.М.Мишон в 1898 году снимает киносюжеты о нефтяных промыслах и организует первый публичный кино показ. Он состоялся в Баку 2 августа 1898 года и Бакинцы впервые увидев на экране жизнь своего города, "Пожар на Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан на промысле Балаханы-Сабунчу", "Кавказский танец", "I stumbled" и др., сами того не подозревая, стали свидетелями исторического события - рождения кинематографа в Азербайджане.
С этого момента фотографами - операторами сюжеты снимаются уже систематически на самые разные темы. А уже в 1916 году предпринимателями, братьями Пироне, кинематограф ставится на производственную основу. Они создают в Баку акционерное общество "Фильма", где начинают производить художественные фильмы. Один из первых фильмов, снятый на этой студии - "In the realm of oil and millions" (режиссер - Б.Светлов, в главной роли - Г.Араблинский) по одноименному роману азербайджанского писателя И.Мусабекова.
После захвата Азербайджана XI Красной армией и установления в республике советской власти, с 1920 года, все кино и фото предприятия были национализированы. И в 1923 году была создано АФКУ - Азербайджанское Фото-кино Управление. В том же году Государственная Кинофабрика приступила к съемкам фильма "Maiden tower " (реж. В.Баллюзек). Фильм был ориентирован на экзотический показ Востока, подробности этнографического характера.
Наиболее интересные художественные ленты за период с 1920 по 30 годы, снятые на Государственной фабрике, это фильмы: режиссера Аббас-Мирза Щарифзаде "Во имя Бога" ("Бисмиллах"-1925) и "Гаджи Гара", (1928) где режиссер правдиво рассказывает о трагических судьбах людей, оказавшихся во власти религиозного фанатизма. В фильме по пьесе Дж.Джаббарлы "Севил" (1929 реж. А.Бекназаров) получил художественное воплощение образ азербайджанской женщины, борющейся за свое равноправие в обществе. Режиссер Микайыл Микайылов в фильмах "Летиф" (1930) и "Исмет" (1934) делает попытку освоения современной темы. Самед Марданов, первый азербайджанский режиссер, получивший профессиональное образование в Москве, вместе с Борисом Барнетом, в 1936 году снимает первый звуковой фильм "У самого синего море"(который в списках некоторых известных теоретиков кино иногда входит в список лучших фильмов всех времён и народов). В 1939 Самед Марданов приступает к съемкам фильма "Кендлилер" ("Крестьяне"). Но режиссер не увидел премьеру своего фильма. Жизнь его трагически оборвалась. Однако и в том, что он успел создать отчетливо прочитывался язык профессиональной кинематографической стилистики, стремление к поэтическому отображению действительности, реалистической трактовке характеров.
1945 году режиссеры Рза Техмасиб и Лев Лещенко экранизируют музыкальную комедию Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан". Что интересно, фильм был принят с резкой критикой. А между тем, жизнерадостность, юмор и национальный колорит сделали его очень популярным не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами. Фильм был удостоен самой высокой награды того времени Государственной премии СССР.
В конце 40-х гг. производство фильмов сократилась. Выпускались только документальные картины. Единственный художественный фильм снятый в этот период был "Фатали-хан" режиссера Е.Л.Дзигана
В 50-60-е годы в Азербайджанской кинематографии появляются такие режиссеры как, Тофик Тагизаде, Гасан Сейидбейли, Аждар Ибрагимов, Габиб Исмайылов, Гусейн Сейидзаде, Латиф Сафаров, Алисаттар Атакишиев, Шамил Махмудбеков и др. Увеличение числа фильмов привело к расширению тематики: "Бахтияр" - реж Латиф Сафаров (1956); "Не та, так эта" (1956) и "Непокаренный батальон"(1966)- реж. Гусейна Сейидзаде; "Двое с одного квартала" - реж И.Гурин и А.Ибрагимова (1957;, "На дальних берегах" - Тофик Тагизаде (1958; "Мачеха" - реж. Габиб Исмайылов (1958); "Телефонистка" (1962) и "Почему ты молчишь?" (1967) - реж. Гасана Сейидбейли;, "Тайна одной крепости"(1959) и "Волшебный халат" (1964) реж. Алисаттара Атакишиева.
Со второй половины 60-х и начале 70-е гг. в Азербайджанском кино появляются новые имена режиссеров: Елдар Гулиев, Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Октай Миргасымов, Ялчын Ефендиев, Тофик Исмайлов, Гюля Азимзаде, Теймур Бекирзаде, Юлий Гусман, Заур Магеррамов и другие. Сценаристов: Анар, Алла Ахундова, Рустам и Магсуд Ибрагимбековы, Иса Гусейнов, Юсиф Самедоглу, Рамиз Фаталиев и другие. В Азербайджанском кино в этот период все еще ведущее место по прежнему занимают фильмы о современности. Главной темой стало отображение человеческой личности, перед которой возникали проблемы, требующие художественного исследования. Фильм кинорежиссера Эльдара Гулиева "В этом южном городе" (1969 г.), отличающийся свежестью замысла и чертами национального своеобразия, ознаменовал начало нового этапа в Азербайджанской кинематографии. Фильм был встречен неоднозначно. Его показ, со стороны руководства страны, сперва был даже запрещен.
В эти годы начинают сниматься фильмы, где режиссеры пытаются раскрыть социальные пласт общества ее противоречия. При этом не остаются за бортом и нравственные проблемы. Это фильмы: "Последняя ночь детства" (1970) и "День прошел" (1971) - режиссера Арифа Бабаева; "Я помню тебя учитель" (1969) и "Цена счастья" (1976) режиссера Гасана Сейидбейли; "День рождения" (1977) и "Допрос" (1979) - режиссера Расима Оджагов; "Хлеб поровну" - режиссера Шамилья Махмудбекова (1970) и др.
В этот период создаются и наиболее удачные фильмы, посвященные историческому прошлому нашего народа. 1974 году режиссер Гасан Сейидбейли снимает фильм "Насими". Эта монументальная картина посвящена жизни, творчеству и трагической гибели великого Азербайджанского поэта и философа XIV века Имамеддина Насими. По мотивам азербайджанского эпоса Деде Коргуд снимает одноименный фильм кинорежиссер Тофик Тагизаде (1977). О легендарном вожде народно-освободительного движения IX в, снимает фильм "Бабек" режиссер Елдар Кулиев (1980). В фильмах "Кура неукратимая" - реж Гусейна Сейидзаде (1969), "Семеро сыновей моих" - режиссера Тофика Тагизаде (1970), "Последний перевал" - режиссера Камиля Рустамбекова (1972), являющихся "историко-революционными" жанрами того периода, четко прослеживается симпатия авторов фильма к "отрицательным героям", революционной эпохи. В некоторых случаях их образы даже превышают по значимости образы самих революционеров. В финальном эпизоде фильма "Кура неукротимая" герой Джахандар Ага, расстреливает солдат Царской России, нагло захвативших его земли. Москва, которая принимала тогда все фильмы, снятые у нас в стране, заставила режиссера фильма Гасана Сейидзаде переснять финал картины. И только после этого этот фильм был принят. И до сих пор не понятно по какой причине фильм "Огни Баку" - реж. И.Хейфиц, А.Зархи, Р.Тахмасиба, снятый в 1950 году, так и не был выпущен на экраны, хотя несколько раз были произведении изменения и сокращения фильма. Фильм "Фатали-хан", снятый 1949 году, был разрешен к показу десять лет спустя, да и то с большими сокращениями. Таких случаев в Азербайджанской кино было достаточно много, поскольку вся кинопродукция проходила цензуру коммунистов и в Баку и в Москве. Фильмы перекраивались, переделывались, переснимались.
В 80-е годы было снято рекордное количество игровых фильмов. В них были охвачены все жанры кинематографа. Отличались они и разнообразием тематики. Наиболее интересные из них - детские: "Только остров не возьмешь с собой"(1980) - реж. Гюли Азимзаде, "Асиф, Васиф, Агасиф" (1981) - реж. Расима Исмайлова, "Учитель музыки"(1983) - реж. Тофик Исмайлов; комедийные: "Дорожное проишествие"(1981) - реж. Теймур Бакирзаде, "Хочу жениться" (1983) - Джахангир Мехтиев, "Украли жениха" (1985) - реж. Джейхун Мирзоев, Вагиф Мустафаев; музыкальные: "Не бойся я с тобой" (1981) - реж. Юрий Гусьман, "Семь красавец" (1982-балет)- реж. Ф.Слидовкер; исторические: "Низами" (1982) - реж. Елдар Кулиев, "Золотая пропасть" (1981) - реж Фикрет Алиев, "Аккорды долгой жизни" (1981) - реж. Анар, "Пора седлать коней" (1983) - реж. Абдул Махмудов, Гасанага Турабов; психологическая драма: "Парк"(1983) и "Другая жизнь"(1987) - реж Расим Оджагов, "Очень скучная история" (1988) - реж. Джамил Кулиев; социальная драма: "Перед закрытой дверью" (1981) - реж. Расим Оджагов, "Ночь без края" (1989) - реж. Шахмар Алекперов, "Мерзавец" (1988) - реж. Вагиф Мустафаев, "Анекдот"(1989) - реж Ефим Абрамов, Низами Мусаев; детектив: "Послезавтра в полночь"(1981) - реж. Ариф Бабаев, "Дополнительный след"(1981) - реж. Теймур Бекирзаде, "В условиях неочевидности" (1986) - реж. Фархад Юсупов, "Чертик под лобовым стеклом" (1987) - реж. Октай Миркасимов; фильмы портреты: "Окно печали" (1986) - реж. Анар, "Я любил Вас больше жизни" (1985) - реж. Расим Исмайлов, "Сигнал с моря" (1986) - реж Джейхун Мирзоев; притча: "Дедушка, дедушки нашего дедушки" (1981) - Тофик Тагизаде, "Боль молочного зуба" (1988) - реж. Гусейн Мехтиев.
Фильмы этого периода "Диссонанс" -Теймур Бакирзаде, "День рождение" и "Допрос" - Расима Оджагова, "Только остров не вожмешь с собой" - Гюли Азимзаде, "Чертик под лобовым стеклом" - Октая Миркасимова и др. были удостоены самых высоких призов на Всесоюзных кинофестивалях.
Эпоха перестройки, 80-е годы, завершилась независимостью бывших Советских Республик. Также как и в других отраслях и в кинематографии начинают появляются, элементы частного сектора. Фильмы начинают сниматься на средства предпринимателей. Кинорежиссеры создают свои независимые студии. Расим Оджагов- студию "Оджаг", Елдар Кулиев -студию "Гая Фильм", Октай Миркасимов - "Ени Фильм", Заур Магеррамов- студию "Яддаш", Фира Курбанова- студию "Бирлик", Фирудин Гумбатов- студию "Метрополь" и др. 1991 году Акционерным Банком "Вахидбанк" была учреждена студия "Вахид", которая стала очень бурно развиваться. Было приобретено современное кинооборудование и запущены в производство несколько игровых картин. Но позднее, в связи с арестом руководителя этого Банка, студия развалился. Период 1990-1995 годов вливаний государственных денег (бюджетных) в кинематограф фактически отсутствовало и все фильмы снимались на деньги предпринимателей. За этот период сняты более 40 художественных фильмов и свыше 125 наименований документальных картин. На 1990 и 1991 годы попадает самый пик рекордного количества фильмов около 10-ти художественных и более 40-а документальных. Причем 90% финансового потока формировалось за счет частных инвестиций.
В 90-е годы заявили о себе режиссеры Аяз Салаев, Вагиф Мустафаев, Гусейн Мехтиев, Явер Рзаев, Джамил Гулиев, Шахмар Алекперов, Рамиз Азизбейли, сценаристы Рамиз Ровшан, Орхан Фикретоглу, Натик Расулзаде, Айдын Дадашев
Значительные фильмы этого периода: "Убийство в ночном поезде"(1990) - реж. Абдула Махмудова, "День казни" (1990) - реж. Гюли Азимзаде и "Свидетельница" (1990) - реж. Гусейна Мехтиева. ("Универсал Банка"). Фильм "Кольцо счастья"(1991) на студии "Гара Гая Фильм" реж. Рамиз Азизбейли, продюсер Садраддин Дашдамиров. На студии "Вахид" была снята картина "Газалхан" (1991) реж. Шахмар Алекперов, проюсер Гусейн Ага Гасымов. Фильм "Вне"(1991) - реж Вагиф Мустафаев, продюсер Вагиф Асадуллаев; "Фяряд" (1993)- студия "Ашкар фильм" -реж. Джейхун Мирзоев, продюсер Назим Абдуллаев; "Тахмина"(1993) и "Станбульская история" (1994), производство студии "Оджаг", реж. Расим Оджагов, продюсер Расул Кулиев; "Яраса" (1995) - производство студии "Интер Туран", режиссер Аяз Салаев, продюсер Садай Гасанов.
Из перечисленных фильмов стоит особо отметить две картины. Первая - "Кольцо счастья" режиссера Рамиза Азизбейли и продюсера Садраддина Дашдамирова. Это был первым фильмом независимого Азербайджана, отвечающий всем канонам коммерческого фильма. Картина собрала такое количество зрителей, которое позволило окупить затраты на фильм и получить прибыль. И второй фильм режиссера Аяза Салаева и продюсера Садая Ахмедова "Яраса", стал первой ласточкой, выведшей Азербайджанское кино на мировую арену. Картина получила "Гран При" Анжейского фестиваля (Франция) и приняла участие в более чем 20-ти Международных Кинофестивалях.
В 1996 году на экраны выходит фильм "Чужое время" - режиссера Гусейна Мехтиева. Картина получила приз за "Лучшую режиссуру" и "Лучшую молодую актрису" на I Мадридский МКФ и еще много призов во многих фестивалях. В 1997 году фильм режиссера Вагифа Мустафаева и продюссера Рафига Кулиева "Все к лучшему" получает сразу четыре приза Оберхаузенского МКФ. В 1998 году фильм "Сары Гялин" - режиссера Яваря Рзаева получает американский приз "Свободы" МКФ в Карлово Варах и за "Лучший сценарий" в МКФ "Киношок".
Приобретение независимости и переход на рыночную экономику, предполагающую демократические и правовые отношения, привело к созданию и появлению не только независимых-частных студий, но и потребовало создание новых отношений между авторами и производителями. Поэтому, 17 мая 1999 года, 32 кинорежиссера, собравшихся в фойе Государственного Фильмофонда, учреждают Гильдию Профессиональных Кинорежиссеров Азербайджана. Главная задача этой Организации - защита авторских, социальных и экономических прав аудиовизуальных авторов.

Source: Фильм Бюро Азербайджана
 
Сайт: http://www.afc.az/rus/az_films/tarix.shtml

loading загрузка

Журналы
Куплю остров
© Portu