Энциклопедия / Актеры и режиссеры бакинских театров
Изменить категорию | Все статьи категории
Русский советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).
Родился Михаил Иванович Жаров (15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва — 15 декабря 1981, там же)
С 1913 года — ученик наборщика в типографии, с 1915 года — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 году окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актёр Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда.
В 1926—1927 и в 1929 — артист Бакинского рабочего театра.
В 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актёр академического Малого театра.
Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933). Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малый театр, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет. В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Как режиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).
Награды
Народный артист СССР (1949)
Герой Социалистического труда (1974)
Лауреат Государственных премий СССР:
1941 — за участие в фильме «Пётр Первый»
1942 — за участие в фильме «Оборона Царицына»
1947 — за театральную работу
Фильмография
Актёрские работы
О.Андровская и М. Жаров в фильме «Медведь». Режиссёр И. Анненский.
1915 — Царь Иван Васильевич Грозный
1924 — Аэлита
1924 — Папиросница от Моссельпрома
1925 — Дорога к счастью
1925 — Его призыв («23 января»)
1925 — Шахматная горячка
1926 — Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)
1926 — Последний выстрел
1926 — Случай на мельнице («Убийство на мельнице»)
1927 — Аня («Тайна Ани Гай»)
1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой»)
1927 — Кто ты такой?
1927 — Человек из ресторана
1928 — Без ключа
1928 — Белый орел
1929 — Два-Бульди-Два
1931 — Манометр-2
1931 — Никита Иванович и социализм
1931 — Путевка в жизнь
1932 — Двадцать шесть комиссаров
1933 — Окраина
1934 — Гроза
1934 — Марионетки
1935 — Любовь и ненависть
1935 — Три товарища
1937 — Возвращение Максима
1937 — Пётр Первый
1938 — Выборгская сторона
1938 — Медведь
1939 — Ошибка инженера Кочина
1939 — Степан Разин
1939 — Человек в футляре
1941 — Богдан Хмельницкий
1942 — Ванька (новелла из БКС N 12)
1942 — Оборона Царицына
1942 — Секретарь Райкома
1943 — Актриса
1943 — Во имя Родины («Русские люди»)
1943 — Воздушный извозчик
1943 — Юный Фриц
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Близнецы
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
1946 — Беспокойное хозяйство
1947 — За тех, кто в море
1948 — Мичурин
1949 — Счастливый рейс («Машина 22-12»)
1953 — Васса Железнова
1954 — Анна на шее
1954 — Ревизоры поневоле
1957 — Сапоги
1958 — Девушка с гитарой
1958 — Красные листья
1959 — Млечный путь
1961 — Чужой бумажник
1963 — Внимание! В городе волшебник! («Кукольная комедия»)
1963 — Каин XVIII («Два друга»)
1966 — Старшая сестра
1968 — Деревенский детектив
1974 — Анискин и Фантомас
1978 — И снова Анискин
Режиссёрские работы
1946 — Беспокойное хозяйство
1974 — Анискин и Фантомас
1978 — И снова Анискин
Жаров Михаил Иванович - артист (ТРД)
15.10.1900 - 15.12.1981Русский советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).
Родился Михаил Иванович Жаров (15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва — 15 декабря 1981, там же)
С 1913 года — ученик наборщика в типографии, с 1915 года — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 году окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актёр Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда.
В 1926—1927 и в 1929 — артист Бакинского рабочего театра.
В 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актёр академического Малого театра.
Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933). Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малый театр, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет. В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Как режиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).
Награды
Народный артист СССР (1949)
Герой Социалистического труда (1974)
Лауреат Государственных премий СССР:
1941 — за участие в фильме «Пётр Первый»
1942 — за участие в фильме «Оборона Царицына»
1947 — за театральную работу
Фильмография
Актёрские работы
О.Андровская и М. Жаров в фильме «Медведь». Режиссёр И. Анненский.
1915 — Царь Иван Васильевич Грозный
1924 — Аэлита
1924 — Папиросница от Моссельпрома
1925 — Дорога к счастью
1925 — Его призыв («23 января»)
1925 — Шахматная горячка
1926 — Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)
1926 — Последний выстрел
1926 — Случай на мельнице («Убийство на мельнице»)
1927 — Аня («Тайна Ани Гай»)
1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой»)
1927 — Кто ты такой?
1927 — Человек из ресторана
1928 — Без ключа
1928 — Белый орел
1929 — Два-Бульди-Два
1931 — Манометр-2
1931 — Никита Иванович и социализм
1931 — Путевка в жизнь
1932 — Двадцать шесть комиссаров
1933 — Окраина
1934 — Гроза
1934 — Марионетки
1935 — Любовь и ненависть
1935 — Три товарища
1937 — Возвращение Максима
1937 — Пётр Первый
1938 — Выборгская сторона
1938 — Медведь
1939 — Ошибка инженера Кочина
1939 — Степан Разин
1939 — Человек в футляре
1941 — Богдан Хмельницкий
1942 — Ванька (новелла из БКС N 12)
1942 — Оборона Царицына
1942 — Секретарь Райкома
1943 — Актриса
1943 — Во имя Родины («Русские люди»)
1943 — Воздушный извозчик
1943 — Юный Фриц
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Близнецы
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
1946 — Беспокойное хозяйство
1947 — За тех, кто в море
1948 — Мичурин
1949 — Счастливый рейс («Машина 22-12»)
1953 — Васса Железнова
1954 — Анна на шее
1954 — Ревизоры поневоле
1957 — Сапоги
1958 — Девушка с гитарой
1958 — Красные листья
1959 — Млечный путь
1961 — Чужой бумажник
1963 — Внимание! В городе волшебник! («Кукольная комедия»)
1963 — Каин XVIII («Два друга»)
1966 — Старшая сестра
1968 — Деревенский детектив
1974 — Анискин и Фантомас
1978 — И снова Анискин
Режиссёрские работы
1946 — Беспокойное хозяйство
1974 — Анискин и Фантомас
1978 — И снова Анискин
Сайт: | http://ru.wikipedia.org/wiki/Жаров,_Михаил_Иванович |