Энциклопедия / ул. Джапаридзе (с 1929г.) - Ольгинская - Мамед Эмина Расулзаде
Изменить категорию | Все статьи категории
Ольгинская улиц, вместе с Михайловской, составляла основное звено трасс между кварталами центра и набережной. Эта улица была названа Ольгинской в честь жены Наместника на Кавказе - Ольги Федоровны (с 1929 года - Джапаридзе, с 1992 - Мамед Эмина Расулзаде).
Капитальная застройка этих улиц - следствие роста градостроительной роли набережной и превращения прилегающих к ней кварталов в новый общественный и торговый центр. Наиболее оживленный район Ольгинской улицы с 1880-х годов начал застраиваться крупными зданиями.
В головной части обеих улиц появилась обширная двухэтажная гостиница типа караван-сарая- «Гранд-отель». Для соседнего участка в 1883 году инженер-архитектор Н. П. Твердохлебов запроектировал пассаж, сооруженный в 1896 году архитектором Е. Я. Скибинским . Эти постройки задали «архитектурный тон» застройке прилегающих кварталов. Владельцы старались лучше использовать выгодное положение участков в центре города и придать зданиям репрезентативный вид. Они понимали, что респектабельные сооружения с зеркальными окнами, просторными помещениями магазинов с богатым выбором товаров всегда будут охотно посещаться состоятельной публикой.
На одном из этих участков по проекту гражданского инженера К. Б. Скуревича, который прибыл в Баку в 1895 году на должность участкового архитектора при Бакинской городской управе, был построен пассаж Тагиева (1896-1898 гг.). Пассаж был первой значительной постройкой Скуревича, решенной в монументальных формах ордерной архитектуры. Пластичная трактовка фасадов нисколько не заслонила содержание современного торгового заведения. Крупное членение фасадов с пилястрами и полуциркульными арками создало внушительное сооружение, ставшее архитектурным акцентом в этом районе буржуазных кварталов. Так же, как здание, построенное Скибинским, фасады этого пассажа ориентировались на три улицы. В обоих одновременно запроектированных зданиях по-разному решены художественные задачи. Рядом с постройкой Скибинского вырастало монументальное и цельное по архитектуре сооружение молодого зодчего Скуревича.
По Ольгинской улице, напротив пассажа Тагиева, располагались одноэтажные магазины, явно мешавшие своим неказистым видом двум капитальным торговым сооружениям.
Для этого участка в 1909 году гражданским инженером К. А. Борисоглебским был составлен проект трехэтажного здания с магазинами в первом этаже. Первоначально предполагалось в верхних этажах разместить зрелищные или общественные учреждения, но в дальнейшем дума нашла нужным целиком отвести здание под торговое и конторское помещения, более выгодные для городской казны.
При обсуждении проекта особое внимание было обращено на фасад: на организацию широких остекленных витрин, расположение парадных входов, облицовку фасада белым бадамдарским камнем и пр. Архитектура фасада, построенного в классических формах с некоторым налетом стилизации, - естественная дань эпохе. «Ольгинские ряды» с зеркальными витринами и конторами наверху наряду с двумя пассажами составили основное ядро торгового и делового центра Баку европейского характера .
(Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку Х1Х – ХХ веков. http://azeribook.com/history/shamil_fatullayev/gradostroitelstvo_baku/gradostroitelstvo_baku_xix_nachala_xx_vekov.htm)
****
На Ольгинской улице было несколько ювелирных магазинов. В специальных лавках продавали часы лучших мировых фирм и марок.
МАГАЗИН «ДЖАВАХИР» («ДРАГОЦЕННОСТИ»). На первом этаже дома Ашумова по Ольгинской улице размещался большой ювелирный магазин братьев Алиевых. Они продавали изделия из золота, серебра, платины: кольца, серьги, браслеты, медальоны, ожерелья, перевязи, пояса. Все это было украшено драгоценными камнями - рубинами, сапфирами, изумрудами, топазом, жемчугом, инкрустировано перламутром. Мужчин привлекали серебряные пояса, золотые табакерки, дорогие трости…
МАГАЗИН «ШЕ'ШЕ». Этот магазин, находящийся по соседству с «Джавахиром», тоже был весьма знаменит в городе. На длинных гранитных ступенях, ведущих в магазин, была выгравирована надпись: «Блестящий». Об этом же оповещала и нарядная вывеска над входом. Второго такого роскошного магазина не было во всем Баку. Всюду зеркала. бархат, мрамор… С потолка свешивалась вертящаяся хрустальная люстра из восьми светильников. Зеркальные витрины сверкали тысячами разноцветных огней. При этом красочном освещении изделия из фарфора выглядели еще живописнее. Они словно бросали вызов друг другу, соревнуясь в изысканности и красоте. В «Блестящем» магазине продавали фарфоровую посуду со всего света: был здесь русский, японский, французский, немецкий, китайский. английский, итальянский товар. Рисунки, узоры, орнамент поражали своим разнообразием. На блюдах часто, изображали портреты императоров, королей, шахов, полководцев или их жен, украшая края разноцветными узорами, полосами и бордюрами.
Здесь можно было купить роскошный обеденный сервиз на пятьдесят-шестьдесят персон, сервировку для чайного стола, блюда для фруктов и сладостей, кофейные чашечки тоньше луковичной чешуи… Порою было трудно поверить, что это создание человеческих рук.
В самом центре Ольгинской целый квартал занимал французский магазин «Обон Марше». Здесь продавался мужской и женский трикотаж, галантерея, парфюмерные изделия. Витрины магазина были настоящим произведением искусства.
С фирмой «Обон Марше» соперничал магазин братьев Агасиевых; он распахнул двери на противоположной стороне улицы. Предприимчивые владельцы нередко сами отправлялись в Москву, Петербург, Нижний Новгород. Тегеран, Стамбул, Измир, Варшаву, Париж, чтобы заключить торговые сделки, закупить товар. Братья Агасиевы продавали в своем магазине галстуки и сорочки, нижнее белье и ткани. Чтобы продемонстрировать клиентам качество товара, приказчики сворачивали ткань в виде воронки - широким концом вверх. Нижний, узкий конец перевязывали лентами и заполняли «воронку» водой, дабы покупатели убедились, какую отличную ткань им продают: легкая, тонкая и в то же время удивительно прочная - даже воду не пропускает.
На Ольгинской улице находился также и известный мануфактурный магазин Бендора. С ним соперничали братья Аслановы, разместившие свои товары по соседству.
В Тагиевском пассаже (старый универмаг) Дорожнов продавал верхнюю одежду: мужское и женское платье, одежду из шерсти, шелка, хлопка…
Почти на каждой улице города было увеселительное заведение. Локанта «Чанах гала» (ныне кинотеатр «Азербайджан») находился в трехэтажном здании по Ольгинской. Уютные, полукруглые балкончики на фасаде были огорожены ажурными металлическими решетками, украшенными цветами из нержавеющей стали. Вывеска у входа издалека зазывала посетителей. Кафе на первом этаже было излюбленным местом богатых промышленников, финансистов, дельцов. За чашкой кофе или чая они совершали сделки, договаривались о взаимных операциях, а то и попросту обменивались последними городскими новостями. В верхних этажах «Чанах гала» всю ночь напролет веселилась аристократическая публика.
Локанта начинала работать в десять часов вечера; здесь было несколько больших и малых залов. Звучала музыка, слышался кокетливый женский смех. Запахи аппетитных блюд щекотали ноздри. Музыка и песни не смолкали до утра. Был в локанте свой оркестр, свои танцовщица. Девушек подбирали тщательно, дабы те своей красотой и сладкими речами пленяли богатых клиентов. Многие миллионеры имели на содержании любовниц из локанты, а некоторые даже женились на понравившейся красотке.
Только за вход в локанту и прочие увеселительные заведения нужно было уплатить от пяти до двадцати пяти рублей золотом.
(из книги Манафа Сулейманова «Дни минувшие» http://azeribook.com/history/manaf_suleymanov/dni_minuvshie.html)
Автор: © Jonka
А. Джапаридзе - Ольгинская улица- Мамед Эмина Расулзаде
Ольгинская - Джапаридзе (с 1929г.) - Мамед Эмина РасулзадеОльгинская улиц, вместе с Михайловской, составляла основное звено трасс между кварталами центра и набережной. Эта улица была названа Ольгинской в честь жены Наместника на Кавказе - Ольги Федоровны (с 1929 года - Джапаридзе, с 1992 - Мамед Эмина Расулзаде).
Капитальная застройка этих улиц - следствие роста градостроительной роли набережной и превращения прилегающих к ней кварталов в новый общественный и торговый центр. Наиболее оживленный район Ольгинской улицы с 1880-х годов начал застраиваться крупными зданиями.
В головной части обеих улиц появилась обширная двухэтажная гостиница типа караван-сарая- «Гранд-отель». Для соседнего участка в 1883 году инженер-архитектор Н. П. Твердохлебов запроектировал пассаж, сооруженный в 1896 году архитектором Е. Я. Скибинским . Эти постройки задали «архитектурный тон» застройке прилегающих кварталов. Владельцы старались лучше использовать выгодное положение участков в центре города и придать зданиям репрезентативный вид. Они понимали, что респектабельные сооружения с зеркальными окнами, просторными помещениями магазинов с богатым выбором товаров всегда будут охотно посещаться состоятельной публикой.
На одном из этих участков по проекту гражданского инженера К. Б. Скуревича, который прибыл в Баку в 1895 году на должность участкового архитектора при Бакинской городской управе, был построен пассаж Тагиева (1896-1898 гг.). Пассаж был первой значительной постройкой Скуревича, решенной в монументальных формах ордерной архитектуры. Пластичная трактовка фасадов нисколько не заслонила содержание современного торгового заведения. Крупное членение фасадов с пилястрами и полуциркульными арками создало внушительное сооружение, ставшее архитектурным акцентом в этом районе буржуазных кварталов. Так же, как здание, построенное Скибинским, фасады этого пассажа ориентировались на три улицы. В обоих одновременно запроектированных зданиях по-разному решены художественные задачи. Рядом с постройкой Скибинского вырастало монументальное и цельное по архитектуре сооружение молодого зодчего Скуревича.
По Ольгинской улице, напротив пассажа Тагиева, располагались одноэтажные магазины, явно мешавшие своим неказистым видом двум капитальным торговым сооружениям.
Для этого участка в 1909 году гражданским инженером К. А. Борисоглебским был составлен проект трехэтажного здания с магазинами в первом этаже. Первоначально предполагалось в верхних этажах разместить зрелищные или общественные учреждения, но в дальнейшем дума нашла нужным целиком отвести здание под торговое и конторское помещения, более выгодные для городской казны.
При обсуждении проекта особое внимание было обращено на фасад: на организацию широких остекленных витрин, расположение парадных входов, облицовку фасада белым бадамдарским камнем и пр. Архитектура фасада, построенного в классических формах с некоторым налетом стилизации, - естественная дань эпохе. «Ольгинские ряды» с зеркальными витринами и конторами наверху наряду с двумя пассажами составили основное ядро торгового и делового центра Баку европейского характера .
(Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку Х1Х – ХХ веков. http://azeribook.com/history/shamil_fatullayev/gradostroitelstvo_baku/gradostroitelstvo_baku_xix_nachala_xx_vekov.htm)
****
На Ольгинской улице было несколько ювелирных магазинов. В специальных лавках продавали часы лучших мировых фирм и марок.
МАГАЗИН «ДЖАВАХИР» («ДРАГОЦЕННОСТИ»). На первом этаже дома Ашумова по Ольгинской улице размещался большой ювелирный магазин братьев Алиевых. Они продавали изделия из золота, серебра, платины: кольца, серьги, браслеты, медальоны, ожерелья, перевязи, пояса. Все это было украшено драгоценными камнями - рубинами, сапфирами, изумрудами, топазом, жемчугом, инкрустировано перламутром. Мужчин привлекали серебряные пояса, золотые табакерки, дорогие трости…
МАГАЗИН «ШЕ'ШЕ». Этот магазин, находящийся по соседству с «Джавахиром», тоже был весьма знаменит в городе. На длинных гранитных ступенях, ведущих в магазин, была выгравирована надпись: «Блестящий». Об этом же оповещала и нарядная вывеска над входом. Второго такого роскошного магазина не было во всем Баку. Всюду зеркала. бархат, мрамор… С потолка свешивалась вертящаяся хрустальная люстра из восьми светильников. Зеркальные витрины сверкали тысячами разноцветных огней. При этом красочном освещении изделия из фарфора выглядели еще живописнее. Они словно бросали вызов друг другу, соревнуясь в изысканности и красоте. В «Блестящем» магазине продавали фарфоровую посуду со всего света: был здесь русский, японский, французский, немецкий, китайский. английский, итальянский товар. Рисунки, узоры, орнамент поражали своим разнообразием. На блюдах часто, изображали портреты императоров, королей, шахов, полководцев или их жен, украшая края разноцветными узорами, полосами и бордюрами.
Здесь можно было купить роскошный обеденный сервиз на пятьдесят-шестьдесят персон, сервировку для чайного стола, блюда для фруктов и сладостей, кофейные чашечки тоньше луковичной чешуи… Порою было трудно поверить, что это создание человеческих рук.
В самом центре Ольгинской целый квартал занимал французский магазин «Обон Марше». Здесь продавался мужской и женский трикотаж, галантерея, парфюмерные изделия. Витрины магазина были настоящим произведением искусства.
С фирмой «Обон Марше» соперничал магазин братьев Агасиевых; он распахнул двери на противоположной стороне улицы. Предприимчивые владельцы нередко сами отправлялись в Москву, Петербург, Нижний Новгород. Тегеран, Стамбул, Измир, Варшаву, Париж, чтобы заключить торговые сделки, закупить товар. Братья Агасиевы продавали в своем магазине галстуки и сорочки, нижнее белье и ткани. Чтобы продемонстрировать клиентам качество товара, приказчики сворачивали ткань в виде воронки - широким концом вверх. Нижний, узкий конец перевязывали лентами и заполняли «воронку» водой, дабы покупатели убедились, какую отличную ткань им продают: легкая, тонкая и в то же время удивительно прочная - даже воду не пропускает.
На Ольгинской улице находился также и известный мануфактурный магазин Бендора. С ним соперничали братья Аслановы, разместившие свои товары по соседству.
В Тагиевском пассаже (старый универмаг) Дорожнов продавал верхнюю одежду: мужское и женское платье, одежду из шерсти, шелка, хлопка…
Почти на каждой улице города было увеселительное заведение. Локанта «Чанах гала» (ныне кинотеатр «Азербайджан») находился в трехэтажном здании по Ольгинской. Уютные, полукруглые балкончики на фасаде были огорожены ажурными металлическими решетками, украшенными цветами из нержавеющей стали. Вывеска у входа издалека зазывала посетителей. Кафе на первом этаже было излюбленным местом богатых промышленников, финансистов, дельцов. За чашкой кофе или чая они совершали сделки, договаривались о взаимных операциях, а то и попросту обменивались последними городскими новостями. В верхних этажах «Чанах гала» всю ночь напролет веселилась аристократическая публика.
Локанта начинала работать в десять часов вечера; здесь было несколько больших и малых залов. Звучала музыка, слышался кокетливый женский смех. Запахи аппетитных блюд щекотали ноздри. Музыка и песни не смолкали до утра. Был в локанте свой оркестр, свои танцовщица. Девушек подбирали тщательно, дабы те своей красотой и сладкими речами пленяли богатых клиентов. Многие миллионеры имели на содержании любовниц из локанты, а некоторые даже женились на понравившейся красотке.
Только за вход в локанту и прочие увеселительные заведения нужно было уплатить от пяти до двадцати пяти рублей золотом.
(из книги Манафа Сулейманова «Дни минувшие» http://azeribook.com/history/manaf_suleymanov/dni_minuvshie.html)
Автор: © Jonka