Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Этот человек не просто жил в эпоху, он оставил ее в наследство потомкам.
Историю, как правило, пишут люди. Пишут, как видят, как чувствуют, как осознают. Именно поэтому данная наука несет в себе столько противоречий, недомолвок и недосказанности. Кумиры прошлого низвергаются и появляются новые, рушатся старые памятники, сжигаются архивные документы, и потомки уже не знают, откуда черпать истину, и что из прочитанного, услышанного, пересказанного является таковой. И может ли быть историческая истина, или она подвержена влиянию современности и последним политическим требованиям так же как бывает, подвержена переменам моды юная кокетка?
Но есть и другая история. Которая хранится практически в каждой семье, доме, которую берегут фанатичные сотрудники старых музеев. Она спрятана в треугольники с фронта и выглядывает с пожелтевших снимков. В ту спорную эпоху фотографы фиксировали то, что часто нельзя было описать в газетных публикациях и о чем умалчивали за разговорами на общих кухнях. Сегодня по этим черно-белым фотокарточкам мы пытаемся рассудить для себя время, в котором жили поколения наших предков и которое нас пытаются заставить забыть...
Исаак Аронович Рубенчик... Этот человек не просто жил в то для кого-то нелегкое, а для кого-то и счастливое время. Он являлся непосредственным участником практически всех его основных событий. Более того, при помощи своего наивного по нашим меркам фотоаппарата он донес эту эпоху до нас. И возможно, что еще через несколько веков историки будущего будут изучать жизнь Баку и бакинцев в ХХ веке первого тысячелетия по снимкам Исаака Рубенчика.
Он родился в 1921 году в городе Баку. Его отец и дед приехали в столицу Азербайджана незадолго до этого из западной Белоруссии. Как и подобает еврейскому ребенку, маленького Исаака отдают учиться в школу для одаренных детей, в которую был большой конкурсный отбор (до войны в Баку была и такая школа). По ее окончании у Исаака Рубенчика - грандиозные планы, но их полностью перечеркнула война.
Вместе с друзьями он уходил на фронт в хорошем настроении, говоря родным, что вернется через пару недель с победой. Подобная эйфория была свойственна в первые дни Великой Отечественной многим. Забегая вперед, отметим, что Исаак Рубенчик вернулся домой только через семь лет. Его мама, Елизавета Семеновна, так и не дождалась своего сына.
Исай, а именно так его звали все друзья, был направлен в танковое училище и затем начал воевать танковым радистом. Он защищал Сталинград, освобождал Орел, был на Курской дуге, форсировал Днепр, где его ранило в первый раз, освобождал Варшаву и штурмовал Берлин. Об этом рассказывают его фронтовые ордена и медали, которые до сих пор бережно хранятся семьей.
Во второй раз его ранило на неприступных Зиеловских высотах под Берлином, где полегло около 200.000 солдат, выполнявших приказ Сталина взять Берлин к 1 мая. День Победы он встретил в госпитале.
Уже на фронте Исаак Рубенчик был многим известен как фотокорреспондент. Командование заметило у молодого радиста фотоаппарат, и с этого для него началась новая жизнь. Его снимки с фронта печатались во многих фронтовых газетах. После войны ему предложили стать корреспондентом ТАСС в Германии, благо, еще в школе он выучил немецкий язык. Исаак Рубенчик снимал Нюрнбергский процесс и жизнь послевоенной Германии, солдат, возвращающихся домой, ведущиеся восстановительные работы. Однако в 1948 году он вернулся в Баку.
Исай мечтает стать студентом ВГИКа и поступает на операторский факультет, но тут ему предлагают стать корреспондентом ТАСС по Закавказью, и он соглашается.
В 50-х И.Рубенчик работает для многих местных газет. Его имя известно уже всему Баку.
В начале 60-х начинается новый этап в его творчестве - он работает над фотокнигами, посвященными сначала Баку, а потом и Азербайджану. Выйдя на новый уровень мастерства, Исаака Рубенчика теперь знают как фотохудожника. Альбом "Баку", вышедший в 1964-м, альбом "Азербайджан, Азербайджан", издававшийся на протяжении 10 лет и ставший одним из главных его достижений, не имеют аналогов и по сей день.
Несколько лет заняла работа над великолепными альбомами о Низами и азербайджанских коврах. Почти все ведущие художники и скульпторы страны заказывали у Рубенчика репродукции своих произведений.
Он знал досконально свой родной Баку, знал с точностью до минуты, когда надо запечатлеть тот или иной объект. Он объездил весь Азербайджан, причем несколько раз, на легендарном "УАЗике". Каждое издание альбома "Азербайджан, Азербайджан" дополнялось новыми фотографиями, которые он снимал на все более совершенную технику, на которую он никогда не жалел денег, отказывая себе во многом. Как настоящий художник, он был бессребренником и безнадежным оптимистом.
В его доме гости были почти каждый день. Кара Караев, Фикрет Амиров, Тофик Кулиев, Вагиф Мустафазаде, Тогрул Нариманбеков, Таир Салахов, Рашид Бейбутов, Зейнаб Ханларова, Ниязи, Алиш Лемберанский и многие другие, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Азербайджана, были частыми гостями этого дома.
С 1969 по 1986 год его творчество также было связано с выдающимся деятелем нашего народа Гейдаром Алиевым и его семьей. Многочисленные фотографии ярко освещали огромную деятельность Гейдара Алиева, явились бесценной фотохроникой того времени. Впоследствии семья Исаака Рубенчика безвозмездно передала этот архив в президентский аппарат. Ни один из многочисленных музеев Гейдара Алиева не обходится без этих уникальных фотографий.
Исаак Рубенчик был членом Союза журналистов и обладателем премии "Золотое перо", заслуженным деятелем культуры Азербайджана. Он был отмечен многочисленными наградами и дипломами.
Еще одной его любовью, помимо родного Баку, был Париж. Он бывал там несколько раз и, кажется, запечатлел все. Его коллеги - французы - обнимали его со слезами на глазах, восхищаясь, как он, человек из другой страны, так смог прочувствовать этот город. Как итог этой работы стала выставка о Франции в Домах дружбы народов в Баку и Москве. Его мечтой было выпустить также альбом, но не успел..
Его не стало в 1989 году. Он был человеком той советской эпохи и вместе с этой эпохой он ушел. Он оставил после себя десятки учеников, тысячи фотографий и добрую память людей.
Человек-фотокамера, человек-живая легенда, человек-эпоха...
А.МЯСНИКОВА
сайт И.А.Рубенчика: по ссылке-линку
Source: http://zerkalo.az/rubric.php?id=7455
Рубенчик Исаак Аронович - бакинский легендарный фотолетописец
1921 - 1989Этот человек не просто жил в эпоху, он оставил ее в наследство потомкам.
Историю, как правило, пишут люди. Пишут, как видят, как чувствуют, как осознают. Именно поэтому данная наука несет в себе столько противоречий, недомолвок и недосказанности. Кумиры прошлого низвергаются и появляются новые, рушатся старые памятники, сжигаются архивные документы, и потомки уже не знают, откуда черпать истину, и что из прочитанного, услышанного, пересказанного является таковой. И может ли быть историческая истина, или она подвержена влиянию современности и последним политическим требованиям так же как бывает, подвержена переменам моды юная кокетка?
Но есть и другая история. Которая хранится практически в каждой семье, доме, которую берегут фанатичные сотрудники старых музеев. Она спрятана в треугольники с фронта и выглядывает с пожелтевших снимков. В ту спорную эпоху фотографы фиксировали то, что часто нельзя было описать в газетных публикациях и о чем умалчивали за разговорами на общих кухнях. Сегодня по этим черно-белым фотокарточкам мы пытаемся рассудить для себя время, в котором жили поколения наших предков и которое нас пытаются заставить забыть...
Исаак Аронович Рубенчик... Этот человек не просто жил в то для кого-то нелегкое, а для кого-то и счастливое время. Он являлся непосредственным участником практически всех его основных событий. Более того, при помощи своего наивного по нашим меркам фотоаппарата он донес эту эпоху до нас. И возможно, что еще через несколько веков историки будущего будут изучать жизнь Баку и бакинцев в ХХ веке первого тысячелетия по снимкам Исаака Рубенчика.
Он родился в 1921 году в городе Баку. Его отец и дед приехали в столицу Азербайджана незадолго до этого из западной Белоруссии. Как и подобает еврейскому ребенку, маленького Исаака отдают учиться в школу для одаренных детей, в которую был большой конкурсный отбор (до войны в Баку была и такая школа). По ее окончании у Исаака Рубенчика - грандиозные планы, но их полностью перечеркнула война.
Вместе с друзьями он уходил на фронт в хорошем настроении, говоря родным, что вернется через пару недель с победой. Подобная эйфория была свойственна в первые дни Великой Отечественной многим. Забегая вперед, отметим, что Исаак Рубенчик вернулся домой только через семь лет. Его мама, Елизавета Семеновна, так и не дождалась своего сына.
Исай, а именно так его звали все друзья, был направлен в танковое училище и затем начал воевать танковым радистом. Он защищал Сталинград, освобождал Орел, был на Курской дуге, форсировал Днепр, где его ранило в первый раз, освобождал Варшаву и штурмовал Берлин. Об этом рассказывают его фронтовые ордена и медали, которые до сих пор бережно хранятся семьей.
Во второй раз его ранило на неприступных Зиеловских высотах под Берлином, где полегло около 200.000 солдат, выполнявших приказ Сталина взять Берлин к 1 мая. День Победы он встретил в госпитале.
Уже на фронте Исаак Рубенчик был многим известен как фотокорреспондент. Командование заметило у молодого радиста фотоаппарат, и с этого для него началась новая жизнь. Его снимки с фронта печатались во многих фронтовых газетах. После войны ему предложили стать корреспондентом ТАСС в Германии, благо, еще в школе он выучил немецкий язык. Исаак Рубенчик снимал Нюрнбергский процесс и жизнь послевоенной Германии, солдат, возвращающихся домой, ведущиеся восстановительные работы. Однако в 1948 году он вернулся в Баку.
Исай мечтает стать студентом ВГИКа и поступает на операторский факультет, но тут ему предлагают стать корреспондентом ТАСС по Закавказью, и он соглашается.
В 50-х И.Рубенчик работает для многих местных газет. Его имя известно уже всему Баку.
В начале 60-х начинается новый этап в его творчестве - он работает над фотокнигами, посвященными сначала Баку, а потом и Азербайджану. Выйдя на новый уровень мастерства, Исаака Рубенчика теперь знают как фотохудожника. Альбом "Баку", вышедший в 1964-м, альбом "Азербайджан, Азербайджан", издававшийся на протяжении 10 лет и ставший одним из главных его достижений, не имеют аналогов и по сей день.
Несколько лет заняла работа над великолепными альбомами о Низами и азербайджанских коврах. Почти все ведущие художники и скульпторы страны заказывали у Рубенчика репродукции своих произведений.
Он знал досконально свой родной Баку, знал с точностью до минуты, когда надо запечатлеть тот или иной объект. Он объездил весь Азербайджан, причем несколько раз, на легендарном "УАЗике". Каждое издание альбома "Азербайджан, Азербайджан" дополнялось новыми фотографиями, которые он снимал на все более совершенную технику, на которую он никогда не жалел денег, отказывая себе во многом. Как настоящий художник, он был бессребренником и безнадежным оптимистом.
В его доме гости были почти каждый день. Кара Караев, Фикрет Амиров, Тофик Кулиев, Вагиф Мустафазаде, Тогрул Нариманбеков, Таир Салахов, Рашид Бейбутов, Зейнаб Ханларова, Ниязи, Алиш Лемберанский и многие другие, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Азербайджана, были частыми гостями этого дома.
С 1969 по 1986 год его творчество также было связано с выдающимся деятелем нашего народа Гейдаром Алиевым и его семьей. Многочисленные фотографии ярко освещали огромную деятельность Гейдара Алиева, явились бесценной фотохроникой того времени. Впоследствии семья Исаака Рубенчика безвозмездно передала этот архив в президентский аппарат. Ни один из многочисленных музеев Гейдара Алиева не обходится без этих уникальных фотографий.
Исаак Рубенчик был членом Союза журналистов и обладателем премии "Золотое перо", заслуженным деятелем культуры Азербайджана. Он был отмечен многочисленными наградами и дипломами.
Еще одной его любовью, помимо родного Баку, был Париж. Он бывал там несколько раз и, кажется, запечатлел все. Его коллеги - французы - обнимали его со слезами на глазах, восхищаясь, как он, человек из другой страны, так смог прочувствовать этот город. Как итог этой работы стала выставка о Франции в Домах дружбы народов в Баку и Москве. Его мечтой было выпустить также альбом, но не успел..
Его не стало в 1989 году. Он был человеком той советской эпохи и вместе с этой эпохой он ушел. Он оставил после себя десятки учеников, тысячи фотографий и добрую память людей.
Человек-фотокамера, человек-живая легенда, человек-эпоха...
А.МЯСНИКОВА
сайт И.А.Рубенчика: по ссылке-линку
Source: http://zerkalo.az/rubric.php?id=7455
Сайт: | http://www.isak-rubenchik.eu/ |
загрузка