руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
09:03
Журналы
У меня зазвонил телефон
© Serge-S

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы - Народный художник Азербайджана

2.12.1909 - 1974

Официальная справка

Родился в 1909 году в Амираджанах вблизи Баку. Живописец. Заслуженный деятель искусств и Народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии республики. В 1931 году окончил Азербайджанское художественное училище, а в 1940 году - Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. Был учеником В.А. Фаворского и Г.М.Шагаля.

Бахлулзаде С. Б. - автор больших лирических пейзажей-картин, воспевающих природу родного края. Оптимистическое восприятие природы - одна из главных особенностей его творчества. Лиричны, напевны, прозрачны, воздушны краски его пейзажей, воплощающие образы солнечного Апшерона, горного Карабаха, знойной Мугани и других уголков Азербайджана. Бахлулзаде С.А, всегда увлекали по-весеннему свежие, полные поэтического очарования образы южной природы; он не переставал восхищаться дыханием весны, красотой цветения и обновления родных полей и садов. Таков образный строй популярных его пейзажей: «Весна моей родины», «Мечта земли», «Пробуждение», «Слезинка Кяпаза», «Каспийская красавица», «Древние огни Сураханской земли», «Амираджаны», «Родные просторы», «Шемахинские виноградники», «Шахнабадские водопады». Нотки тонкой лирики сливаются в них с романтическим полетом фантазии, мечты. Живописный почерк Бахлулзаде С.Б. узнается с первого взгляда по колориту, нежным, воздушным цветовым сочетаниям, по свободной импровизационной манере письма. В его пейзажах и интимно-лирических натюрмортах ощущается органическая связь с традициями народного искусства, их декоративный строй напоминает чудесные орнаменты азербайджанских ковров и вышивок. Картины Бахлулзаде С.Б. находятся в музеях многих стран мира. Его персональные выставки проходили в Баку, Москве, Праге, Тбилиси и во многих других городах мира.

Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы награжден орденами и медалями, умер в 1974 году в Москве. Похоронен в Амираджанах. Здесь же ему установлен памятник.

*** *** ***
Длинные, очень длинные пальцы, по-детски тонкие руки, немыслимо большие, чуть раскосые глаза и волосы бурлящие, как пена, и коричневое, цвета орехового дерева, лицо. Лицо дервиша, который знает запредельные тайны.

Говорят, он мог складываться немыслимыми способами, как циркач, без специальных усилий. Так что невозможно было разобрать, где руки, где ноги. Этот человек был изделием Бога, который решил собрать в одно место все, что слишком. И полюбопытствовать, что из этого веселого эксперимента получилось. Получился Саттар Бахлулзаде.

Простые и правильные люди, озабоченные простыми и правильными проблемами, не любят тех, кого не понимают. Тех, кто выщелкивается из логики повседневной жизни, злятся на них, даже ненавидят. Вполне понятное, между прочим, чувство. Боятся люди странного, дикого искусства. Неизвестно, что от него ждать. А вот Саттар не вызывал неприязни даже у слишком строгих ценителей. Почему? Потому что, имея право претендовать на все, не претендовал ни на что. Саттар не кичился тем, что Бог создал его с любовью и страстью.

"Цвет и рисунок неотделимы, ведь в природе все окрашено", - говорил Саттар. У него нет темных, черных теней. Тени цветные, как жизнь. У него нет тишины - всегда музыка. У него не бывает рябящей пестроты, хотя картины сделаны из сотен и тысяч цветных штрихов, линий, запятых. Эти мазки общаются друг с другом, текут, втекают, вытекают так, что на душе хорошо и спокойно. Говорят, когда он рисовал, то двигался, слева - направо, справа - налево, вольно и мелко тыкая кисточкой в холст, словно пальцами клавиши перебирал. Похоже на трель соловья - так сказал один художник, его друг. Да, но Саттар не рисовал похоже. "Как в жизни" - этого он не мог, это было не для него. Он не отделял одно от другого, не расставлял по полочкам сознания, чтобы все всем было понятно. И то, что происходит на его картинах, - в общем-то абсолютно непонятно. Ни для кого. Поэтому-то можно смотреть на них так подолгу. Саттар ничего не делал для того, чтобы его поняли. Не упрощал. Не "вылизывал" детали. Не вырисовывал фигуры. Зачем? Ему хватало земли, цветов и неба - люди и звери были уже необязательны. Все и так ясно.

Художники обожали Саттара. Но уж это ни в какие ворота не лезет. Как можно обожать соперника, да еще всемирную знаменитость, да еще зная, что он - первый, а ты - как ни финти - уже потом, уже один из следующих? А ведь в смысле нормальной, скабрезной художнической зависти в Азербайджане все в порядке. На могиле Саттара стоит лучшая скульптура Омара Эльдарова. Попасть в двухэтажный дом Саттара, построенный его отцом, было редкой честью. Его боготворили собратья, соседи, министры, пастухи, чиновники, студенты, поэты. Хотя он не укладывался ни в какие рамки.

Однажды соседский юноша зашел к нему в мастерскую. Саттар как раз заканчивал картину. И тут же подарил ее. Он дарил картины всем, кого любил. Поэтому он дарил картины всем. Саттар ходил по Азербайджану, собирал цветы Азербайджана, пил воду из родников Азербайджана, дышал воздухом Азербайджана и дарил свой Азербайджан любому человеку. Человеку мира. Можно любить Азербайджан, потому что у тебя там друг. Можно любить Азербайджан, потому что там море, фрукты, вино, самые красивые девушки. Можно не любить Азербайджан, потому что тебя там обидели. Но нельзя не любить Азербайджан, когда смотришь на радостные картины Саттара Бахлулзаде.

"Матери плачут" - так называется картина Саттара, на которой свечи, мерцая, тонут в мареве цвета. И такая здесь, вопреки всему, неуемная радость жизни. Жизни, которая продолжается. Но это не цель его картин - радость жизни, - иначе они были бы пустяками, веселыми побрякушками. Это было состояние души Саттара, одинокого старика. Природа, легенду которой он создавал, забрала слишком много сил, на семью не осталось. Он радовался душой каждому капилляру природы. И открывал ее заново. Радовался ее непрерывности, считая, что нет в природе ничего, что было бы недостойно отражения на холсте. Художник, который так часто рисует природу, в конце концов начинает повторяться, копировать себя, становится графоманом натуры. Саттар им не стал. Саттар остался редкостным и прекрасным чудом.

Лев ЯКОВЛЕВ

Сайт, где можно увидеть картины С. Бахлулзаде:
http://www.azgallery.org/artgallery/artists/bahlulzade.sattar-23/bahlulzade.sattar/

Сайты, где можно почитать о нем:
http://azeripaint.aznet.org/azeripaint/site/ru/pub/sattar.htm
http://www.oilru.com/nr/128/2394/


© Frosya

Source: Журнал "Огонек", №21, 1996
 
Адрес: http://www.ogoniok.com/archive/1996/4450-2/99-82-83/ http://www.azerros.ru/pnhtml/100_bah.htm

loading загрузка

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine