Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Пантелеймон Крестович Жузе (Бандали ибн Салиба аль Джаузи) родился 20 июля 1870 г. в Иерусалиме. Сиро-араб по происхождению.
По данным, приведенным американской исследовательницей Тамарой Сонн, Жузе осиротел в раннем возрасте.
Закончил Назаретскую гимназию при Палестинском Обществе на Святой Земле. Вся дальнейшая жизнь историка была связана с Россией. Так, уже в 1889 г. Жузе поступил в Вифанскую духовную семинарию (распологалась в Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде), которую оставил по своему собственному желанию в 1892 г.
В том же году Жузе поступил в Московскую духовную академию, но, прослушав первые три курса общеобразовательных предметов, затем, поняв, что свои научные интересы — история и религиозные воззрения мусульманства — более полно он сможет реализовать в Казанской духовной академии, П. Жузе перевелся туда.
В Казани П.К. Жузе сформировался как исламовед и востоковед, став ярким представителем «казанской школы» востоковедения. Прожив в этом городе более двадцати лет, он оставил после себя ряд работ, посвященных проблемам христианства на Ближнем Востоке, изучением которых занимался, будучи связанным преподавательской и исследовательской деятельностью с Казанской духовной академией. В 1896 г. Жузе закончил академию со степенью кандидата богословия.
После этого с ходатайством о нем перед Советом академии выступил его наставник, общественный деятель, востоковед и профессор академии Михаил Александрович Машанов (1852-1924). Его просьба оставить недавнего выпускника на кафедре арабского языка и «обличения мухаммеданства» в качестве своего адъюнкта была удовлетворена. За все время службы в академии в обязанности Жузе входили практические занятия по арабскому, а также чтение лекций и практические занятия по французскому языку со студентами. В 1905 г. ему было удвоено жалованье, опять же благодаря стараниям М.А. Машанова.
В 1889 г. при Казанской духовной академии были организованы двухгодичные миссионерские курсы. Их основная цель – «доставлять научно-практическую подготовку для деятелей против магометанства и язычества». Курсы были организованы для лиц, которые не являлись студентами Казанской духовной академии. П.К. Жузе преподавал на них арабский язык.
В 1897 и 1909–1910 гг. Казанская духовная академия отправляла Жузе на Ближний Восток. где он надеялся «найти в церковных книгохранилищах древние источники» по истории ислама, еще не введенные в научный оборот.
В 1897 г. для переработки курсовой работы «Мутазилиты…» в магистерскую диссертацию Жузе необходимо было изучить некоторые арабские рукописи, находящиеся в каирской библиотеке. Поездка в Египет состоялась, необходимые материалы были собраны, и магистерская диссертация была успешно защищена.
Вторая поездка на Восток состоялась по прошествии десяти с небольшим лет. Просить Совет академии отправить его за границу Жузе заставило стремление ознакомиться с «судьбой христианства и христианской литературы среди арабов до и после Мухаммеда». Для этого Пантелеймону Крестовичу было необходимо просмотреть арабские, греческие и сирийские рукописи, находящиеся в Синайской, Иерусалимской, Бейрутской и др. библиотеках. Совет академии с разрешения Св. Синода отправил Жузе на Восток на 1909/10 учебный год.
Во время командировки ученому удалось поработать в библиотеках Иерусалима, Дамаска, Каира, Хайфы, Назарета. Так, в иерусалимской патриаршей библиотеке он изучил 32 сборника рукописей на арабском, арабо-греческом и арабо-сирийском языках. Три месяца провел Жузе в Иерусалиме. Там в библиотеке он изучал греческие рукописи, редкие синодики Иерусалимской церкви, по которым смог воссоздать список иерусалимских патриархов до 1099 г.
Кроме того, эти командировки имели вполне реальные учебные плоды — русско-арабский словарь и учебник русского языка для арабов, представлявшие собой заметное явление в российской арабистике.
Словарь получил особый почетный отзыв Св. Синода, и по ходатайству обер-прокурора К.П. Победоносцева на его издание было выделено 1000 рублей.
Высоко была оценена его магистерская диссертация «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама», которая была удостоена Макарьевской премии в 300 рублей.
В 1912-1914 гг. Жузе осуществил перевод с французского фрагментов работ, касающихся истории христианства на Ближнем Востоке: Echos d’Orient. T.II. (1898). p.166-179 и Vincenta. Canaan. Paris, 1907. Обе они являлись серьезными исследованиями с привлечением разнообразного круга исторических источников. В первом труде рассматривался вопрос о более точном определении границ аравийской провинции с опорой на данные епископских списков, подписи на соборных актах и другие источники, второй освещал древнейшую историю Палестины, Сирии, Финикии и Египта. Большая заслуга П.К. Жузе заключается в том, что благодаря его переводческой деятельности российский научный мир получил доступ к интересным работам зарубежной ориенталистики.
С ноября 1913 г. Жузе назначается штатным преподавателем французского языка в Казанскую духовную семинарию.
В 1915 г . Жузе, как лучший специалист по мусульманскому праву, был приглашен на юридический факультет Казанского университета для чтения этого учебного предмета.
20 апреля 1916 г. ученый был включен в число приват-доцентов университета. В 1916-17 гг. учебном году П.К. Жузе читал студентам 2 курса юридического факультета необязательный курс мусульманского права.
Затем Жузе, как специалист по мусульманскому праву, перешел на факультет общественных наук, где разрабатывал его по таким направлениям, как история институтов мусульманского права, обычное право мусульманских народов, история мусульманского халифата, современное мусульманское право в связи с исламоведением.
После революции жизнь и научная деятельность П.К. Жузе была связана с Азербайджаном, куда он был приглашен для организации Бакинского университета. В начале 1920-х он вместе с семьей (в семье историка насчитывалось семеро детей) переехал в Баку, где добился немалых карьерных и научных успехов.
В июле 1921 г. Жузе была присуждена степень доктора арабского языка и словесности. В 1922-26 гг. он декан восточного факультета Азербайджанского государственного университета, заведующий кафедры истории и этнографии народов Ближнего Востока.
До 1937 г. Жузе являлся профессором кафедры арабского языка и литературы Азербайджанского государственного университета. По его инициативе восточное отделение университета было преобразовано в Восточный факультет с двумя отделениями: историческим и словесности.
Связав свою жизнь с Баку, Жузе оградил свою жизнь и жизнь семьи от трагических событий, которые затронули многих из казанских ученых, которых он знал лично. Покинув Казань, Жузе избежал арестов 1920-х гг., которые коснулись около двадцати преподавателей Казанской духовной академии.
П.К Жузе прожил в Баку еще более 20 лет, завершив свой жизненный путь 20 января 1942 г. Область его научных интересов в бакинский период жизни – в первую очередь, история Азербайджана и Закавказья в средние века. К изучению христианства и ислама Жузе более не возвращается. Несомненно, эта смена интересов была в большей степени вызвана переменами в стране и в идеологии, чем в мировоззрении историка.
Другие труды Жузе: "Полный русско-арабский словарь" (2 части, Казань, 1903), "Мухаммед меккский и Мухаммед мединский" (Казань, 1906), "Грузия в XVII столетии, по описанию антиохийского патриарха Макария" (Казань, 1905), "Из истории иерусалимской церкви" (Казань, 1905), "Из истории иерусалимской церкви" (Казань, 1910), "Ислам и просвещение" (Казань, 1899) и ряд статей в "Православном Собеседнике" и "Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества".
Жена, Людмила Лаврентьевна (1880-1931,урожденная Зуева ), происходила из купеческой семьи
Дочь, Анастасия Пантелеймовна (1905-1981), доктор географических наук, гидробиолог, принадлежала к числу основателей советской школы морской микропалеонтологии.
В 1929 году окончила естественное отделение физико-математического факультета Бакинского университета по специальности "гидробиология". С 1951 г . работала в Институте океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР и возглавляла микропалеонтологическую группу в отделе геологии океана.
Сын, Жузе Владимир Пантелеймонович (1904-1993), известный физик, работал в Саратовском университете, Институте полупроводников АН СССР и в Ленинградском Физтехе (ФТИ) с Иоффе.
Арестован 2 марта 1935 за распространение "ложных слухов по поводу убийства С.М.Кирова". Осужден 26 марта 1935 как "социально опасный элемент'' к ссылке вместе с семьей на 5 лет в г. Саратов. Работал доцентом Саратовского университета. В 1944 вернулся в ФТИ, находившийся в это время в эвакуации в г. Казани. После войны возвращается с ФТИ в Ленинград. В июне 1952 вместе с А.Ф.Иоффе переходит во вновь созданный ИПАН, где становится заведующим лабораторией. Вскоре его лишают ленинградской прописки, и в августе 1952 он вынужден уехать в Махачкалу. В Ленинград смог вернуться лишь после смерти Сталина и ареста Берии.
Тамара - химик-нефтяник
Борис - геолог
Ольга - биолог-миколог
Александра - психолог
Георгий — геолог, погиб на фронте в 1941 году
© fran
Жузе Пантелеймон Крестович (Бандали ибн Салиба аль Джаузи) - историк, востоковед, религиовед
20.7.1870 - 19.1.1942Пантелеймон Крестович Жузе (Бандали ибн Салиба аль Джаузи) родился 20 июля 1870 г. в Иерусалиме. Сиро-араб по происхождению.
По данным, приведенным американской исследовательницей Тамарой Сонн, Жузе осиротел в раннем возрасте.
Закончил Назаретскую гимназию при Палестинском Обществе на Святой Земле. Вся дальнейшая жизнь историка была связана с Россией. Так, уже в 1889 г. Жузе поступил в Вифанскую духовную семинарию (распологалась в Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде), которую оставил по своему собственному желанию в 1892 г.
В том же году Жузе поступил в Московскую духовную академию, но, прослушав первые три курса общеобразовательных предметов, затем, поняв, что свои научные интересы — история и религиозные воззрения мусульманства — более полно он сможет реализовать в Казанской духовной академии, П. Жузе перевелся туда.
В Казани П.К. Жузе сформировался как исламовед и востоковед, став ярким представителем «казанской школы» востоковедения. Прожив в этом городе более двадцати лет, он оставил после себя ряд работ, посвященных проблемам христианства на Ближнем Востоке, изучением которых занимался, будучи связанным преподавательской и исследовательской деятельностью с Казанской духовной академией. В 1896 г. Жузе закончил академию со степенью кандидата богословия.
После этого с ходатайством о нем перед Советом академии выступил его наставник, общественный деятель, востоковед и профессор академии Михаил Александрович Машанов (1852-1924). Его просьба оставить недавнего выпускника на кафедре арабского языка и «обличения мухаммеданства» в качестве своего адъюнкта была удовлетворена. За все время службы в академии в обязанности Жузе входили практические занятия по арабскому, а также чтение лекций и практические занятия по французскому языку со студентами. В 1905 г. ему было удвоено жалованье, опять же благодаря стараниям М.А. Машанова.
В 1889 г. при Казанской духовной академии были организованы двухгодичные миссионерские курсы. Их основная цель – «доставлять научно-практическую подготовку для деятелей против магометанства и язычества». Курсы были организованы для лиц, которые не являлись студентами Казанской духовной академии. П.К. Жузе преподавал на них арабский язык.
В 1897 и 1909–1910 гг. Казанская духовная академия отправляла Жузе на Ближний Восток. где он надеялся «найти в церковных книгохранилищах древние источники» по истории ислама, еще не введенные в научный оборот.
В 1897 г. для переработки курсовой работы «Мутазилиты…» в магистерскую диссертацию Жузе необходимо было изучить некоторые арабские рукописи, находящиеся в каирской библиотеке. Поездка в Египет состоялась, необходимые материалы были собраны, и магистерская диссертация была успешно защищена.
Вторая поездка на Восток состоялась по прошествии десяти с небольшим лет. Просить Совет академии отправить его за границу Жузе заставило стремление ознакомиться с «судьбой христианства и христианской литературы среди арабов до и после Мухаммеда». Для этого Пантелеймону Крестовичу было необходимо просмотреть арабские, греческие и сирийские рукописи, находящиеся в Синайской, Иерусалимской, Бейрутской и др. библиотеках. Совет академии с разрешения Св. Синода отправил Жузе на Восток на 1909/10 учебный год.
Во время командировки ученому удалось поработать в библиотеках Иерусалима, Дамаска, Каира, Хайфы, Назарета. Так, в иерусалимской патриаршей библиотеке он изучил 32 сборника рукописей на арабском, арабо-греческом и арабо-сирийском языках. Три месяца провел Жузе в Иерусалиме. Там в библиотеке он изучал греческие рукописи, редкие синодики Иерусалимской церкви, по которым смог воссоздать список иерусалимских патриархов до 1099 г.
Кроме того, эти командировки имели вполне реальные учебные плоды — русско-арабский словарь и учебник русского языка для арабов, представлявшие собой заметное явление в российской арабистике.
Словарь получил особый почетный отзыв Св. Синода, и по ходатайству обер-прокурора К.П. Победоносцева на его издание было выделено 1000 рублей.
Высоко была оценена его магистерская диссертация «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама», которая была удостоена Макарьевской премии в 300 рублей.
В 1912-1914 гг. Жузе осуществил перевод с французского фрагментов работ, касающихся истории христианства на Ближнем Востоке: Echos d’Orient. T.II. (1898). p.166-179 и Vincenta. Canaan. Paris, 1907. Обе они являлись серьезными исследованиями с привлечением разнообразного круга исторических источников. В первом труде рассматривался вопрос о более точном определении границ аравийской провинции с опорой на данные епископских списков, подписи на соборных актах и другие источники, второй освещал древнейшую историю Палестины, Сирии, Финикии и Египта. Большая заслуга П.К. Жузе заключается в том, что благодаря его переводческой деятельности российский научный мир получил доступ к интересным работам зарубежной ориенталистики.
С ноября 1913 г. Жузе назначается штатным преподавателем французского языка в Казанскую духовную семинарию.
В 1915 г . Жузе, как лучший специалист по мусульманскому праву, был приглашен на юридический факультет Казанского университета для чтения этого учебного предмета.
20 апреля 1916 г. ученый был включен в число приват-доцентов университета. В 1916-17 гг. учебном году П.К. Жузе читал студентам 2 курса юридического факультета необязательный курс мусульманского права.
Затем Жузе, как специалист по мусульманскому праву, перешел на факультет общественных наук, где разрабатывал его по таким направлениям, как история институтов мусульманского права, обычное право мусульманских народов, история мусульманского халифата, современное мусульманское право в связи с исламоведением.
После революции жизнь и научная деятельность П.К. Жузе была связана с Азербайджаном, куда он был приглашен для организации Бакинского университета. В начале 1920-х он вместе с семьей (в семье историка насчитывалось семеро детей) переехал в Баку, где добился немалых карьерных и научных успехов.
В июле 1921 г. Жузе была присуждена степень доктора арабского языка и словесности. В 1922-26 гг. он декан восточного факультета Азербайджанского государственного университета, заведующий кафедры истории и этнографии народов Ближнего Востока.
До 1937 г. Жузе являлся профессором кафедры арабского языка и литературы Азербайджанского государственного университета. По его инициативе восточное отделение университета было преобразовано в Восточный факультет с двумя отделениями: историческим и словесности.
Связав свою жизнь с Баку, Жузе оградил свою жизнь и жизнь семьи от трагических событий, которые затронули многих из казанских ученых, которых он знал лично. Покинув Казань, Жузе избежал арестов 1920-х гг., которые коснулись около двадцати преподавателей Казанской духовной академии.
П.К Жузе прожил в Баку еще более 20 лет, завершив свой жизненный путь 20 января 1942 г. Область его научных интересов в бакинский период жизни – в первую очередь, история Азербайджана и Закавказья в средние века. К изучению христианства и ислама Жузе более не возвращается. Несомненно, эта смена интересов была в большей степени вызвана переменами в стране и в идеологии, чем в мировоззрении историка.
Другие труды Жузе: "Полный русско-арабский словарь" (2 части, Казань, 1903), "Мухаммед меккский и Мухаммед мединский" (Казань, 1906), "Грузия в XVII столетии, по описанию антиохийского патриарха Макария" (Казань, 1905), "Из истории иерусалимской церкви" (Казань, 1905), "Из истории иерусалимской церкви" (Казань, 1910), "Ислам и просвещение" (Казань, 1899) и ряд статей в "Православном Собеседнике" и "Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества".
Жена, Людмила Лаврентьевна (1880-1931,урожденная Зуева ), происходила из купеческой семьи
Дочь, Анастасия Пантелеймовна (1905-1981), доктор географических наук, гидробиолог, принадлежала к числу основателей советской школы морской микропалеонтологии.
В 1929 году окончила естественное отделение физико-математического факультета Бакинского университета по специальности "гидробиология". С 1951 г . работала в Институте океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР и возглавляла микропалеонтологическую группу в отделе геологии океана.
Сын, Жузе Владимир Пантелеймонович (1904-1993), известный физик, работал в Саратовском университете, Институте полупроводников АН СССР и в Ленинградском Физтехе (ФТИ) с Иоффе.
Арестован 2 марта 1935 за распространение "ложных слухов по поводу убийства С.М.Кирова". Осужден 26 марта 1935 как "социально опасный элемент'' к ссылке вместе с семьей на 5 лет в г. Саратов. Работал доцентом Саратовского университета. В 1944 вернулся в ФТИ, находившийся в это время в эвакуации в г. Казани. После войны возвращается с ФТИ в Ленинград. В июне 1952 вместе с А.Ф.Иоффе переходит во вновь созданный ИПАН, где становится заведующим лабораторией. Вскоре его лишают ленинградской прописки, и в августе 1952 он вынужден уехать в Махачкалу. В Ленинград смог вернуться лишь после смерти Сталина и ареста Берии.
Тамара - химик-нефтяник
Борис - геолог
Ольга - биолог-миколог
Александра - психолог
Георгий — геолог, погиб на фронте в 1941 году
© fran
загрузка