руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
01:32
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Зубаловы, семья - нефтепромышленники, меценаты, коллекционеры

Зубалов Константин Яковлевич

Константин Яковлевич Зубалов (настоящая фамилия Зубалашвили) был штабс-капитаном Нижегородского драгунского полка. Того самого, в который был отправлен в ссылку на Кавказ в 1837 г. М.Ю. Лермонтов.
У штабс-капитана имелся участок земли в городе Гори, где он проживал с супругой своей, урожденной княжной Елизаветой Тумановой, и с четырьмя сыновьями.
Жил он довольно скромно, пока в 1872 году не приобрел участок земли на Биби-Эйбате (Баку), где вскоре обнаружилась мощная нефтеносная жила.
С 1889 года фирма К.Я. Зубалова начала там добычу нефти, и богатство семьи Зубаловых стало стремительно расти.
26 марта 1901 г. К.Я.Зубалов умер.

После его смерти наследство в равных долях перешло к четырем его сыновьям – Степану, Якову, Петру и Льву.

Старший сын Степан скончался в 1904г. вскоре после отца. Яков обосновался в Париже, Петр - в Швейцарии, а Лев, живший в Москве, осуществлял руководство всем промыслом с помощью Зубаловских Контор в Баку, Тифлисе и Москве, переводя братьям и дяде, жившем во Флоренции, их долю прибыли.



Яков Константинович Зубалов (? – 1941)

В Лувре на стене одного из залов можно увидеть мраморную доску, на которой высечены имена знаменитых или щедрых дарителей сокровищ искусства, собранных в этом музее Франции и Мира. Есть там и имя Якова Зубалова.
В парижском Малом Дворце, находящемся у моста Александра Третьего,один из залов называется «Зубаловским залом».

"Собственные именные залы, которые он (Яков Зубалов) мог бы иметь не только в Лувре, но и в каждом из других национальных музеев Парижа, он не захотел создать, вполне справедливо считая, что это противоречит музеографическому методу. Ибо, как полагает господин Зубалов, музей – это не только собрание коллекций, но и учебное заведение.
Поэтому, если в музеях не хватало произведений из определенных серий картин, скульптур, золотых или серебряных изделий, которые музей не мог приобрести в силу финансовых ограничений, или даже если не хватало целой серии произведений, господин Зубалов щедро дарил их музеям, принося извинения за то, что не может сделать большего.
Вместе с тем, как это часто случается и, к сожалению считается нормальным, на карточках к произведениям искусства забывают указать имя дарителя. Так это произошло и в этом случае." (из франц. прессы 1940-ых г.г.)

(Каталог, о котором идет речь все же был создан издательством Альбера Моранса. Назывался он
« Дар Жака Зубалова французским музеям.» Предисловие к нему написал Гийом Жано.)

Последние годы жизни он провел в большой нужде, в связи с чем дирекции Лувра и Малого Дворца оказали ему единовременную небольшую материальную помощь.

Скончался Яков Константинович в 1941 году и похоронен на кладбище Неий сюр Сен. Цела ли его могила, узнать пока не удалось.




Петр Константинович Зубалов (? - ?)

В 1889г. окончил Горный институт в Петербурге.
В 1892г. возведен в чин титулярного советника.
В 1895г. состоял по Главному горному управлению с откомандированием в распоряжение нефтепромышленного торгового т-ва "С.И.Джакели и Ко". Затем он переезжает в Швейцарию.



Лев Константинович Зубалов (? – декабрь 1914)

Дворянин, проживал в Москве по Тверскому бульвару в доме Ланской.
Осуществлял общее руководство нефтедобывающей фирмой в Баку «Наследники К.Я.Зубалова».

В 1892г. вместе с отцом Константином Яковлевичем построил на западной окраине Калчуги, расположенной на берегах речки Медвенки, свою знаменитую усадьбу.

Л.К. Зубалов был человеком со странностями и страдал ярко выраженной манией преследования. Именно по этой причине первое, что он сделал – окружил свой участок высокой кирпичной стеной, а несколько кирпичных домов, которые он там возвел, своей архитектурой больше напоминали средневековые замки, способные выдержать многомесячную осаду.
Однако и забор из красного кирпича с крытыми черепицей башенками, и дома с островерхими крышами делали усадьбу-замок необычайно красивыми.

(Вскоре после революции, в 1919 году, Зубалово сделалось загородной резиденцией И.В. Сталина и А.И. Микояна. Сталин жил и работал здесь вплоть до 1932 года, когда перенес свой подмосковный кабинет на Ближнюю дачу в Кунцеве. Другой, побольше, заняли Микоян с Ворошиловым. Затем к ним присоединили и маршала Шапошникова.
Эта история усадьбы Зубалово подробно отражена в книге дочери вождя Светланы Аллилуевой "Двадцать писем к другу".)

Позаботился нефтепромышленник и о шоссе, соединившем Зубалово с железнодорожной станцией Одинцово.

Впрочем, современники на чудачества Зубалова смотрели более чем снисходительно хотя бы потому, что масштабы его благотворительной деятельности были весьма заметны даже по столичным масштабам.
Например, именно он финансово поддержал художника В.М. Васнецова, в период работы над знаменитой картиной «Богатыри», которую тот писал в Усово.

В Москве существует роскошный дом, приобретенный Зубаловыми у железнодорожных магнатов фон-Дервизов и превращенный ими некогда в "пещеру Али-Бабы" по множеству собранных там драгоценных коллекций. Это дом под № 6 по Садово-Черногрязской улице, близ Красных Ворот. Дом отгорожен от улицы массивной оградой, спроектированной в 1911 году тем же зодчим Н.Н. Чернецовым, который строил поместье над Медвенкой.

«В 1880-х годах Лев Константинович вошел в среду русских купцов-собирателей и скоро его коллекция стала соперничать со знаменитыми собраниями Щукиных, Рябушинских и Морозовых...
Приобретение Львом Константиновичем у Дервиза при покупке дома небольшой коллекции немецкого фарфора послужило толчком к его новому увлечению. Он страстно начал собирать фарфор и вскоре, кроме редкостных чашек с портретами греческих философов, статуэток и ваз, приобрел уникальную коллекцию немецких фарфоровых фигурок завода Франкенталь, а также сервиз в китайском стиле, расписанный фантастическими драконами и выполненный на заказ знаменитой фабрикой Майсене…
С конца 1890 годов Л.К.Зубалов, как и многие московские купцы, увлекся древнерусским искусством. Он приобрел часть собрания икон Н.М.Постникова.
Торговцы и собиратели икон направляли к дому Зубалова подводы, груженные русскими и византийскими иконами, церковными облачениями, крестами и утварью. По мнению художественных критиков коллекция Зубалова содержала «иконы первоклассного достоинства.»
За 30 лет дом Зубалова превратился в сказочную пещеру Али-бабы.
Но, пожалуй, самым необычным увлечением хозяина особняка, было коллекционирование карет, экипажей и кабриолетов. Им был отведен каретный сарай…»

(В 1918г. московский особняк Зубаловых был подарен Румянцевскому музею и стал его филиалом. Однако в качестве филиала Румянцевского музея просуществовал дом недолго.
В двадцатых годах Зубаловская коллекция, как и ряд других знаменитых коллекций, оказалась раскуроченной во исполнение ленинского девиза: «Искусство принадлежит народу." Комиссией Наркомпроса, распорядившейся зубаловским наследием, часть произведений искусств была отправлена в комиссионные магазины Москвы на продажу, другая часть распылена по стране в Дома культуры и районные музеи и кое-что сохранено в музеях Москвы.)

С началом Первой мировой войны Л.К. Зубалов организовал три частных благотворительных госпиталя за свой счет. Хлебобулочные и кондитерские изделия в зубаловские госпитали поставлял сам Филиппов. В одном из них, расположенном в усадьбе, работал врачом хозяин соседнего села Петрово-Дальнее князь А.В. Голицын, позже лечивший в США композитора С.В. Рахманинова.

Однако Льву Константиновичу недолго пришлось осуществлять попечительство. В декабре 1914 года его не стало.
Супруга Льва Константиновича Ольга Ивановна и их сын Лев Львович продолжили дело, начатое их мужем и отцом, не дав заглохнуть ни одному зубаловскому благотворительному начинанию.

Могила Льва Константиновича вместе с кладбищем Скорбященского монастыря уничтожена. Аналогичная участь постигла зубаловские могилы и в Грузии.



Лев Львович Зубалов

Наследовал и продолжал дело отца.
Стал еще и книгоиздателем. Издания Л.Л. Зубалова пользовались большой популярностью в обеих столицах.



Все поколения Зубаловых были католиками, людьми глубоко верующими.
Всю свою жизнь Зубаловы строили, ремонтировали, реставрировали и оснащали церкви, оказывали помощь монастырям, церковнослужителям и монашествующим на территории России и за ее пределами.

* В 1870 г. при содействии семьи Зубаловых в Тбилиси был построен костел Св. Апостолов Петра и Павла. Строительство шло под неустанной опекой К. Зубалашвили.

* В Лурде (Франция) в 1897г. на средства Зубаловых была построена «Часовня скорби», здание солидное, двухэтажное, с двумя колоннами по обе стороны от центрального входа. Второй этаж имеет шесть окон-витражей. Его венчает высокий купол с крестом, на котором укреплено рельефное распятие.
На обеих боковых стенах высечен текст.
Слева – на французском:
«В знак своей признательности Константин Зубалов и его сыновья Леон, Степан, Пьер и Жак, объединенные любовью к их покойной супруге и матери Елизавете, урожденной княжне Тумановой, возвели и оборудовали эту часовню. Тифлис,1 ноября 1897 год.»
Справа – на латыни:
« Господь хранил все и светильник Его над головой моею… Был Всемогущий со мной и скала источала для меня ручьи елея. Баку, 1 ноября 1897 г.»

* В 1898г. в Батуми при финансовой поддержке братьев Зубаловых, которые в тот период находились в Баку, был построен Кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Эту церковь они начали строить в честь своей матери Варвары Тумановой (Туманишвили).




© Jonka



Source: Статья составлена ©Jonka по материалам, найденным на различных сайтах интернета http://www.nukri.org/index.php?name=News&file=article&sid=280
loading загрузка

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine