Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Родилась в Одессе в 1932 году.
Начала работать в Азербайджанском государственном Русском драматическом театре им. С Вургуна в январе 1956 года.
Народная артистка Азербайджана.
Лауреат Государственной премии Азербайджана за роль Натальи Николаевны Пушкиной в спектакле «Шаги командора».
Награждена Почетной грамотой Министерства культуры СССР за лучшее исполнение женской роли в спектакле «Шире круг»
на театральном фестивале, посвященном 30-летию Победы.
Долгие годы Дина Тумаркина была одной из ведущих актрис театра.
Сыграла около 150 ролей, в том числе в спектаклях – «Мораль пани Дульской», «Униженные и оскорбленные»,, «Чужой ребенок», «День рожденья Терезы»,, «Лунная соната», «Антигона», «Человек и джентльмен», «Шестой этаж» , «Проводы белых ночей»,
«Коллеги», «Укрощение строптивой», «Требуется лжец», «Потерянный сын», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Назначение», «Шире круг», «Рассказ в телеграммах», «С легким паром!», «Шаги командора», «Валентин и Валентина», «Нечаянный свидетель», «Лето в городе» , «Мать Иисуса» и другие.
Уехала в Израиль 30 марта 1990 года.
«Театр во мне возвысил человека…»
(Интервью Дины Тумаркиной накануне ее юбилея)
- Театр для меня начался в Одессе. В школе, где я училась, открылся драмкружок. Не могла не ходить туда, потому что уже тогда тяга к театру была превыше всех желаний. И когда заняла первое место на конкурсе, проводившемся перед фестивалем молодежи, окончательно утвердилась : театр – это мое.
Однако так случилось, что в театральный институт я не пошла. Стала студенткой технического вуза, окончила его и получила диплом инженера-механика. Почему? Потому что мои родители хотели, чтобы у меня была настоящая профессия. Чтобы я крепко стояла на земле. Так они мне всегда говорили…
Но всё, что ни делается – всё к лучшему. Именно в это время я встретила своего будущего мужа Израиля Бухмана, мудрого, чуткого, терпеливого, тонкого человека, с которым мы вместе уже 53 года. У нас прекрасный сын и замечательные внуки.
А театр всё равно взял свое! На третьем курсе меня приняли в театр-студию Михаила Еремеевича Тилькера, проникновенного психолога и режиссера. Занятия в этой студии дали мне очень много – прежде всего азы профессии и понимание того, что театр – это колоссальный труд. Из этой студии я перешла в одесский Театр Советской Армии. И первой моей ролью стала Таня из одноименной знаменитой пьесы Алексея Арбузова, обошедшей многие сцены страны. Роль, в которой блистала выдающаяся Мария Бабанова. Роль труднейшая, притягательная, незабываемая. Вот так это начиналось.
Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь, останься мы в Одессе. История не знает ведь сослагательного наклонения, верно? Мужа отправили на работу в Баку, и я, конечно, поехала к нему. Так мы стали бакинцами. Несколько месяцев я работала в ТЮЗе у Зафара Нейматова. В один из вечеров пришел на спектакль режиссер Руфат Шабанов. Он и привел меня в БРТ.
Началась новая страница моей жизни. Дату помню – 13 января 1956 года.
В этом театре была целая плеяда великолепных актеров! И я продолжала учиться теперь у этих мастеров сцены .Вы только послушайте, какие имена! Сувирова, Анненская, Жариков, Мякишев, Юдин, Чинкин, Якушев, Отрадинский, Бабичева, Ширье, Ирмич, Колтунова! Настоящее созвездие талантов! А какое тактичное отношение было ко мне, совсем молодой актрисе! К примеру, Маргарита Матвеевна Анненская, если и давала мне профессиональные советы, говорила со мной за кулисами, деликатно. Я не забуду никогда, как в один из вечеров, когда мне показалось, что в зале не очень много зрителей, и я пожаловалась на это Петру Борисовичу Юдину, он мне сказал : - Диночка! Пусть их и не так много. Но среди них есть один, который пришел смотреть и слушать Тебя. Пришел в Театр. Вот ради него и надо играть.
И я училась этому. Например, не пропускала ни одного спектакля с Верой Карловной Ширье. Я и сегодня счастлива тем, что выходила на сцену с такими блистательными актерами, как Анатолий Фалькович, Константин Адамов, Лев Грубер, Рахиль Гинзбург, Михаил Лезгишвили, Маргарита Шамхорян… Они и многие другие были моими партнерами на сцене в течение долгих лет, людьми, близкими по духу. Нас объединяла любовь к театру и надежность партнерства.
Партнер – это самое главное на сцене, самое-самое дорогое! Общение с партнером – подлинно творческая работа. Взаимосвязь – если она расторгается, то может рухнуть всё в спектакле. А если существует нерв этого общения, если идет взаимная подпитка эмоциями, то и зритель это ощущает прекрасно. Я бесконечно благодарна своим партнерам! За школу, за поддержку, за истинную глубину и неповторимость сценического общения. Благодарю судьбу за то, что много лет выходила на одну сцену с артистами, которые были гордостью этого театра.
Радость творчества была и в работе с новым поколением театра – это Людмила Духовная, Мурад Ягизаров, Александр Шаровский, Татьяна Галакчиева , Юрий Митрофанов, Майя Данилян, Евгения Невмержицкая и другие. Молодежи я всегда старалась помогать и слышала немало благодарностей от молодых коллег.
А какие были режиссеры! Каждый со своим почерком, со своим вИдением пьесы и роли, со своей манерой вести репетицию. Но все по-настоящему талантливые Мастера.
Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов, Энвер Бейбутов, Марк Рехельс, Яков Ярославский, Петр Юдин. Работала и с Джаной Селимовой, и с другими постановщиками. Очень много сделал для меня мой первый режиссер в Одессе Иосиф Львович Беркович, на спектакли которого невозможно было прорваться. Именно он увидел во мне актрису.
И, конечно, совершенно особое место в моей жизни занимает Гюля-ханум Гюльахмедова-Мартынова, первая женщина-азербайджанка, ставшая театральным режиссером . Свои самые любимые роли я сыграла именно в ее спектаклях. Это «Коллеги», «Требуется лжец», «Сирано де Бержерак», «С легким паром!» ,«Шаги командора», «Нечаянный свидетель», «Валентин и Валентина», «Лето в городе» и другие. С благодарностью я вспоминаю годы прекрасной, истинно творческой работы с Гюлей, а верную, преданную, искреннюю дружбу мы с ней храним и поддерживаем до сих пор (об этом можно прочесть в статье «Храни меня, мой талисман»).
Театр подарил мне любимых драматургов. Неисчерпаемые Чехов и Шекспир, Ростан, Арбузов, Володин, Рощин, Имран Касумов, Наби Хазри, Анар, братья Ибрагимбековы… Благодаря их творчеству, я прожила на сцене не одну, а сотни ярких жизней.
Мои героини со сцены словно переходили в зрительный зал, становились близкими и понятными моим зрителям. Женя, Нюта, Бьянка, Роксана, Елена Андреевна, Наталья Николаевна, Любовь , мать Иисуса Мария и другие… Сколько перечитано книг и статей, какие горы материала переворошены и изучены, чтобы понять, прочувствовать, сыграть, донести до зрителя драматические судьбы этих женщин! И самой лучшей наградой мне было слышать от многих своих зрителей, что эти и другие, такие разные женские образы и характеры, остались в памяти не только сильным театральным впечатлением, но и помогали им жить.
Я очень рада, что мне довелось сыграть и женщин-азербайджанок в спектаклях «Шире круг», «Берега и судьбы», «Лето в городе» и других. Для театра, носящего имя Самеда Вургуна, творчество азербайджанских драматургов было важной частью жизни всего коллектива. Есть и мой скромный вклад в эти страницы Театра русской драмы.
…Я не знала, что одна из любимых моих ролей – Мария в спектакле «Мать Иисуса» по пьесе А.Володина станет для меня последней на бакинской сцене. Но так случилось. Вместе со своей семьей уехала в Израиль. Мне казалось – всё. Занавес закрылся навсегда.
Но в Израиле жизнь подарила мне новый виток творчества. Уже через два месяца меня пригласили в Беер-Шевский театр в спектакль «Старомодная комедия». Для роли нянечки в чеховских «Трех сестрах» я начала учить иврит. И вот в один из вечеров, произнеся на иврите фразу : -Эйн баолям адам меушар мимени ( нет на свете человека, счастливее меня), я вдруг почувствовала себя абсолютно счастливой! Подумала – как, неужели это я, актриса русского театра, играю своего любимого Чехова на иврите?! В Иерусалиме?! Да?!
Меня охватило чувство, которое невозможно передать словами. И за кулисами мне зааплодировали коллеги. Это был момент моего признания в Израиле. С тех пор сыграно 11 ролей – из них шесть на иврите.
Огромную радость доставляет мне работа на радио и телевидении, чем нередко занята и сегодня.
Я много езжу по стране с концертами, нередко волонтерскими. Это вечера поэзии – «О тебе, женщина», «И через всю жизнь – Пушкин», «И ты, моя жизнь, прекрасна в безжалостном беге своем…» и еще немало тем. Была серия концертов с Евгением Шендеровичем - прекрасным музыкантом, композитором, профессором . Человеком, стоящим для меня в одном ряду с Лихачевым, Сахаровым, Ростроповичем. Как правило, на таких встречах не бывает случайных людей. Вот на недавнем концерте в Цфате, в нынешнем августе, была такая публика – чуткая, интеллигентная, внимательная, - что для них хотелось читать и читать. А они просили еще и еще. Просили прочесть Беранже, Ахматову, Гумилева, Пастернака, Рождественского, Тушнову… И я с радостью отдавала всё, что знаю.
После этого концерта в Цфате одна из слушательниц подарила мне картину, сделанную из лепестков цветов, с надписью «С благодарностью за прекрасное выступление.» Это был такой трогательный подарок! Такие минуты окупают всё! И для таких зрителей я готова подниматься в любую рань и ехать хоть за тридевять земель. Кстати, и в Нью-Йорке, и в Хьюстоне был очень теплый прием, и множество слов искренней благодарности от зрителей.
Но знаете, что я хочу сказать? Где бы я ни была, я знаю, чувствую и помню моих самых любимых зрителей – бакинцев. Помню их любовь и поддержку, их цветы и улыбки, их желание придти снова и снова в Театр. Помню сокровенную, потрясающую тишину зрительного зала… И смех, и слезы, и аплодисменты. Помню всё. И сегодня, в день моего юбилея, я хочу высказать моим зрителям слова бесконечной своей благодарности и ответной любви.
Дорогие мои зрители-бакинцы! Вы всегда со мной! Именно вы помогали мне в творчестве своим подлинным со-участием. Спасибо вам за всё!
А закончить это интервью я хочу строчками из стихотворения моего одесского друга Эрика Гуревича, который написал эти стихи сразу после спектакля «Сирано де Бержерак» , ожидая нас за кулисами.
«…Я жизнь за этот вечер смог прожить.
Театр во мне возвысил человека,
И потому ему – навеки быть!»
Ваша Дина Тумаркина.
16 августа 2007 года.
Source: ©stamuha (З.Мухина)
Тумаркина Дина Иосифовна - Народная артистка Азербайджана
16.8.1932Родилась в Одессе в 1932 году.
Начала работать в Азербайджанском государственном Русском драматическом театре им. С Вургуна в январе 1956 года.
Народная артистка Азербайджана.
Лауреат Государственной премии Азербайджана за роль Натальи Николаевны Пушкиной в спектакле «Шаги командора».
Награждена Почетной грамотой Министерства культуры СССР за лучшее исполнение женской роли в спектакле «Шире круг»
на театральном фестивале, посвященном 30-летию Победы.
Долгие годы Дина Тумаркина была одной из ведущих актрис театра.
Сыграла около 150 ролей, в том числе в спектаклях – «Мораль пани Дульской», «Униженные и оскорбленные»,, «Чужой ребенок», «День рожденья Терезы»,, «Лунная соната», «Антигона», «Человек и джентльмен», «Шестой этаж» , «Проводы белых ночей»,
«Коллеги», «Укрощение строптивой», «Требуется лжец», «Потерянный сын», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Назначение», «Шире круг», «Рассказ в телеграммах», «С легким паром!», «Шаги командора», «Валентин и Валентина», «Нечаянный свидетель», «Лето в городе» , «Мать Иисуса» и другие.
Уехала в Израиль 30 марта 1990 года.
«Театр во мне возвысил человека…»
(Интервью Дины Тумаркиной накануне ее юбилея)
- Театр для меня начался в Одессе. В школе, где я училась, открылся драмкружок. Не могла не ходить туда, потому что уже тогда тяга к театру была превыше всех желаний. И когда заняла первое место на конкурсе, проводившемся перед фестивалем молодежи, окончательно утвердилась : театр – это мое.
Однако так случилось, что в театральный институт я не пошла. Стала студенткой технического вуза, окончила его и получила диплом инженера-механика. Почему? Потому что мои родители хотели, чтобы у меня была настоящая профессия. Чтобы я крепко стояла на земле. Так они мне всегда говорили…
Но всё, что ни делается – всё к лучшему. Именно в это время я встретила своего будущего мужа Израиля Бухмана, мудрого, чуткого, терпеливого, тонкого человека, с которым мы вместе уже 53 года. У нас прекрасный сын и замечательные внуки.
А театр всё равно взял свое! На третьем курсе меня приняли в театр-студию Михаила Еремеевича Тилькера, проникновенного психолога и режиссера. Занятия в этой студии дали мне очень много – прежде всего азы профессии и понимание того, что театр – это колоссальный труд. Из этой студии я перешла в одесский Театр Советской Армии. И первой моей ролью стала Таня из одноименной знаменитой пьесы Алексея Арбузова, обошедшей многие сцены страны. Роль, в которой блистала выдающаяся Мария Бабанова. Роль труднейшая, притягательная, незабываемая. Вот так это начиналось.
Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь, останься мы в Одессе. История не знает ведь сослагательного наклонения, верно? Мужа отправили на работу в Баку, и я, конечно, поехала к нему. Так мы стали бакинцами. Несколько месяцев я работала в ТЮЗе у Зафара Нейматова. В один из вечеров пришел на спектакль режиссер Руфат Шабанов. Он и привел меня в БРТ.
Началась новая страница моей жизни. Дату помню – 13 января 1956 года.
В этом театре была целая плеяда великолепных актеров! И я продолжала учиться теперь у этих мастеров сцены .Вы только послушайте, какие имена! Сувирова, Анненская, Жариков, Мякишев, Юдин, Чинкин, Якушев, Отрадинский, Бабичева, Ширье, Ирмич, Колтунова! Настоящее созвездие талантов! А какое тактичное отношение было ко мне, совсем молодой актрисе! К примеру, Маргарита Матвеевна Анненская, если и давала мне профессиональные советы, говорила со мной за кулисами, деликатно. Я не забуду никогда, как в один из вечеров, когда мне показалось, что в зале не очень много зрителей, и я пожаловалась на это Петру Борисовичу Юдину, он мне сказал : - Диночка! Пусть их и не так много. Но среди них есть один, который пришел смотреть и слушать Тебя. Пришел в Театр. Вот ради него и надо играть.
И я училась этому. Например, не пропускала ни одного спектакля с Верой Карловной Ширье. Я и сегодня счастлива тем, что выходила на сцену с такими блистательными актерами, как Анатолий Фалькович, Константин Адамов, Лев Грубер, Рахиль Гинзбург, Михаил Лезгишвили, Маргарита Шамхорян… Они и многие другие были моими партнерами на сцене в течение долгих лет, людьми, близкими по духу. Нас объединяла любовь к театру и надежность партнерства.
Партнер – это самое главное на сцене, самое-самое дорогое! Общение с партнером – подлинно творческая работа. Взаимосвязь – если она расторгается, то может рухнуть всё в спектакле. А если существует нерв этого общения, если идет взаимная подпитка эмоциями, то и зритель это ощущает прекрасно. Я бесконечно благодарна своим партнерам! За школу, за поддержку, за истинную глубину и неповторимость сценического общения. Благодарю судьбу за то, что много лет выходила на одну сцену с артистами, которые были гордостью этого театра.
Радость творчества была и в работе с новым поколением театра – это Людмила Духовная, Мурад Ягизаров, Александр Шаровский, Татьяна Галакчиева , Юрий Митрофанов, Майя Данилян, Евгения Невмержицкая и другие. Молодежи я всегда старалась помогать и слышала немало благодарностей от молодых коллег.
А какие были режиссеры! Каждый со своим почерком, со своим вИдением пьесы и роли, со своей манерой вести репетицию. Но все по-настоящему талантливые Мастера.
Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов, Энвер Бейбутов, Марк Рехельс, Яков Ярославский, Петр Юдин. Работала и с Джаной Селимовой, и с другими постановщиками. Очень много сделал для меня мой первый режиссер в Одессе Иосиф Львович Беркович, на спектакли которого невозможно было прорваться. Именно он увидел во мне актрису.
И, конечно, совершенно особое место в моей жизни занимает Гюля-ханум Гюльахмедова-Мартынова, первая женщина-азербайджанка, ставшая театральным режиссером . Свои самые любимые роли я сыграла именно в ее спектаклях. Это «Коллеги», «Требуется лжец», «Сирано де Бержерак», «С легким паром!» ,«Шаги командора», «Нечаянный свидетель», «Валентин и Валентина», «Лето в городе» и другие. С благодарностью я вспоминаю годы прекрасной, истинно творческой работы с Гюлей, а верную, преданную, искреннюю дружбу мы с ней храним и поддерживаем до сих пор (об этом можно прочесть в статье «Храни меня, мой талисман»).
Театр подарил мне любимых драматургов. Неисчерпаемые Чехов и Шекспир, Ростан, Арбузов, Володин, Рощин, Имран Касумов, Наби Хазри, Анар, братья Ибрагимбековы… Благодаря их творчеству, я прожила на сцене не одну, а сотни ярких жизней.
Мои героини со сцены словно переходили в зрительный зал, становились близкими и понятными моим зрителям. Женя, Нюта, Бьянка, Роксана, Елена Андреевна, Наталья Николаевна, Любовь , мать Иисуса Мария и другие… Сколько перечитано книг и статей, какие горы материала переворошены и изучены, чтобы понять, прочувствовать, сыграть, донести до зрителя драматические судьбы этих женщин! И самой лучшей наградой мне было слышать от многих своих зрителей, что эти и другие, такие разные женские образы и характеры, остались в памяти не только сильным театральным впечатлением, но и помогали им жить.
Я очень рада, что мне довелось сыграть и женщин-азербайджанок в спектаклях «Шире круг», «Берега и судьбы», «Лето в городе» и других. Для театра, носящего имя Самеда Вургуна, творчество азербайджанских драматургов было важной частью жизни всего коллектива. Есть и мой скромный вклад в эти страницы Театра русской драмы.
…Я не знала, что одна из любимых моих ролей – Мария в спектакле «Мать Иисуса» по пьесе А.Володина станет для меня последней на бакинской сцене. Но так случилось. Вместе со своей семьей уехала в Израиль. Мне казалось – всё. Занавес закрылся навсегда.
Но в Израиле жизнь подарила мне новый виток творчества. Уже через два месяца меня пригласили в Беер-Шевский театр в спектакль «Старомодная комедия». Для роли нянечки в чеховских «Трех сестрах» я начала учить иврит. И вот в один из вечеров, произнеся на иврите фразу : -Эйн баолям адам меушар мимени ( нет на свете человека, счастливее меня), я вдруг почувствовала себя абсолютно счастливой! Подумала – как, неужели это я, актриса русского театра, играю своего любимого Чехова на иврите?! В Иерусалиме?! Да?!
Меня охватило чувство, которое невозможно передать словами. И за кулисами мне зааплодировали коллеги. Это был момент моего признания в Израиле. С тех пор сыграно 11 ролей – из них шесть на иврите.
Огромную радость доставляет мне работа на радио и телевидении, чем нередко занята и сегодня.
Я много езжу по стране с концертами, нередко волонтерскими. Это вечера поэзии – «О тебе, женщина», «И через всю жизнь – Пушкин», «И ты, моя жизнь, прекрасна в безжалостном беге своем…» и еще немало тем. Была серия концертов с Евгением Шендеровичем - прекрасным музыкантом, композитором, профессором . Человеком, стоящим для меня в одном ряду с Лихачевым, Сахаровым, Ростроповичем. Как правило, на таких встречах не бывает случайных людей. Вот на недавнем концерте в Цфате, в нынешнем августе, была такая публика – чуткая, интеллигентная, внимательная, - что для них хотелось читать и читать. А они просили еще и еще. Просили прочесть Беранже, Ахматову, Гумилева, Пастернака, Рождественского, Тушнову… И я с радостью отдавала всё, что знаю.
После этого концерта в Цфате одна из слушательниц подарила мне картину, сделанную из лепестков цветов, с надписью «С благодарностью за прекрасное выступление.» Это был такой трогательный подарок! Такие минуты окупают всё! И для таких зрителей я готова подниматься в любую рань и ехать хоть за тридевять земель. Кстати, и в Нью-Йорке, и в Хьюстоне был очень теплый прием, и множество слов искренней благодарности от зрителей.
Но знаете, что я хочу сказать? Где бы я ни была, я знаю, чувствую и помню моих самых любимых зрителей – бакинцев. Помню их любовь и поддержку, их цветы и улыбки, их желание придти снова и снова в Театр. Помню сокровенную, потрясающую тишину зрительного зала… И смех, и слезы, и аплодисменты. Помню всё. И сегодня, в день моего юбилея, я хочу высказать моим зрителям слова бесконечной своей благодарности и ответной любви.
Дорогие мои зрители-бакинцы! Вы всегда со мной! Именно вы помогали мне в творчестве своим подлинным со-участием. Спасибо вам за всё!
А закончить это интервью я хочу строчками из стихотворения моего одесского друга Эрика Гуревича, который написал эти стихи сразу после спектакля «Сирано де Бержерак» , ожидая нас за кулисами.
«…Я жизнь за этот вечер смог прожить.
Театр во мне возвысил человека,
И потому ему – навеки быть!»
Ваша Дина Тумаркина.
16 августа 2007 года.
Source: ©stamuha (З.Мухина)