Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Среди россиян-азербайджанцев много интересных людей. Одним из них является Гумет Алиевич Алиев, проректор по административно-хозяйственной работе Российской Академии театрального искусства, более известной по своему прежнему названию как ГИТИС.
-Гумет Алиевич, ваша должность предполагает обширную административно-хозяйственную деятельность и в ней нет места для преподавания?
-Объем моей работы как проректора действительно очень большой и цель его - обеспечение учебного процесса, но и непосредственно со студентами я тоже занимаюсь. Преподаю классический танец и основы права.
-Как сопрягаются такие разные дисциплины?
-Мое второе образование юридическое, потому мне и предложили читать курс лекций по основам права. Дело это для меня новое и очень ответственное. Занятия должны начаться со второго семестра. Моя же основная специальность - классический танец.
-Вы сами ставите танцевальные номера для студентов?
-Я не балетмейстер, а хореограф. Это разные вещи. Балетмейстер ставит оригинальные танцевальные номера, а хореограф репетирует уже поставленные танцы. Он сохраняет творческое наследие балетмейстера. Когда я преподавал в Бакинском хореографическом училище, то ставил какие-то отдельные номера в рамках учебного процесса.
-А как вы попали в хореографическое училище?
-Я в нем учился, окончил в 1972 году. А попал туда случайно: мама по пути на дачу познакомилась с одной женщиной и та посоветовала отдать меня в хореографическое училище в целях ограждения от влияния улицы. В училище ребята заняты целый день, их утром принимают от родителей и только вечером отдают обратно. К тому же там учащиеся получают хорошее гуманитарное образование. Так что в воспитательных целях, чтобы у меня не было ни минуты свободного времени на улицу, мама и привела меня в хореографическое училище.
-Ваши родители к искусству танца никакого отношения не имели?
-Нет, они оба врачи. Мама работала в центральной городской СЭС, папа был врачом Республиканской больницы. Для хореографического училища я был уже переростком, но меня все равно взяли, потому что национальных кадров в азербайджанском балете не хватало. Азербайджанских мальчиков не часто отдают учиться хореографии.
-Вам в училище понравилось?
-Да, я втянулся. Мне нравился ежедневный труд, занятия. Я очень ответственно к этому относился. Может быть, в силу невысокого роста мне не сразу удалось войти в поле зрения больших балетмейстеров: рост в балете имеет немаловажное значение - балерина на пуантах не должна быть выше партнера, иначе неудобно будет танцевать.
-Если вам нравилось заниматься одним и тем же изо дня в день, значит вы хорошо переносите монотонную работу.
-Это не монотонная работа. Каждое занятие было шагом вперед в технике, в поиске и освоении новых движений с последующим анализом своих ошибок. Это - творческая работа, а не слепое повторение каких-то движений.
-Гумет Алиевич, довелось ли вам танцевать на сцене Азербайджанского Государственного театра оперы и балета?
-В кордебалете. В то время очень трудно было продвинуться - в труппе было много хороших танцовщиков и старшего поколения, и моих сверстников. Тем не менее мне поручали небольшие партии, танцевал в тройках, четверках, двойках.
-Сцена вас не пугала?
-Только в том случае, если я технически не мог с чем-то справиться. Тогда появлялось двойное волнение - обычное перед выходом на сцену и опасение, как справиться с техническими сложностями.
-У вас были любимые балеты?
-Да. "Легенда о любви". Спектакль очень тяжелый, сложный, но какая прекрасная музыка и какая интересная хореография Григоровича. Очень хорошо был поставлен и балет "Семь красавиц".
-Как долго вы танцевали в балете?
-Всего пять лет. У меня уже была тяга к педагогической деятельности, и я решил поступать в ГИТИС. На балетмейстерском факультете готовили педагогов классического танца. Я себя готовил в хореографы мужского танца, потому что в Баку не было педагогов по классическому танцу из национальных кадров. Все педагоги были практиками и высшего образования не имели.
-Вы учились, конечно, на заочном отделении?
-На очном. На три года я оставил работу, семью, двух маленьких детей и приехал в Москву. Другого выхода не было. ГИТИС был единственным учебным заведением, где готовили по избранной мною специальности, и заочного отделения там не было.
-По этому поводу в семье разногласий не было?
-Родители и жена с пониманием отнеслись к моему желанию учиться и всячески поддерживали меня. На четвертом году обучения стал заниматься по индивидуальному плану. Приезжал, сдавал экзамены, иногда досрочно, и снова уезжал. К тому времени я уже преподавал в Бакинском хореографическом училище, занимался с мальчиками. У меня было два выпуска. Многие из моих учеников потом танцевали в балете и не только в Баку. Эти годы многое мне дали и в творческом, и в чисто человеческом плане. Мне довелось работать и общаться с такими выдающимися людьми, как Рашид Бейбутов, Ниязи, Фикрет Амиров.
-Баку вы покинули…
-… В 90-м году. Время было тяжелое. В Баку у меня остались родственники, друзья. Мы общаемся. Последний раз я там был два года назад. Мне очень понравилось. Чисто, красиво, фонтаны работают, много детей. Город меняется, не все мне нравится, но дух его остался прежним.
-В Москве вам пришлось начинать все заново?
-В каком-то смысле да. Мне очень помог мой учитель, профессор Евгений Петрович Валукин. Он тогда был деканом балетмейстерского факультета ГИТИСа и предложил мне скромную должность лаборанта. Я согласился, хотя к тому времени уже закончил аспирантуру. Но надо было как-то обустраиваться на новом месте. Должность проректора мне предложили в 1994 году. Мне повезло - рядом со мной были такой мастер, как Евгений Петрович, и тогдашний ректор ГИТИСа Сергей Александрович Исаев. Постепенно все уладилось и с жильем, и с работой. Я защитил кандидатскую диссертацию, позже докторскую, получил второе высшее образование - юридическое.
-В этом была необходимость?
-Когда я поступил на должность проректора, то часто выходил из различных ситуаций лишь в силу своих природных организаторских способностей. Провалы в образовании давали о себе знать и я должен был их ликвидировать, если хотел работать на этой должности. Поэтому поступил на вечернее отделение Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Я не считаю себя профессиональным юристом, но меня научили грамотно работать с документацией.
© Jonka
Алиев Гумет Алиевич – проректор ГИТИСа, профессор, доктор культурологии;
Поэтика танца и проза ученияСреди россиян-азербайджанцев много интересных людей. Одним из них является Гумет Алиевич Алиев, проректор по административно-хозяйственной работе Российской Академии театрального искусства, более известной по своему прежнему названию как ГИТИС.
-Гумет Алиевич, ваша должность предполагает обширную административно-хозяйственную деятельность и в ней нет места для преподавания?
-Объем моей работы как проректора действительно очень большой и цель его - обеспечение учебного процесса, но и непосредственно со студентами я тоже занимаюсь. Преподаю классический танец и основы права.
-Как сопрягаются такие разные дисциплины?
-Мое второе образование юридическое, потому мне и предложили читать курс лекций по основам права. Дело это для меня новое и очень ответственное. Занятия должны начаться со второго семестра. Моя же основная специальность - классический танец.
-Вы сами ставите танцевальные номера для студентов?
-Я не балетмейстер, а хореограф. Это разные вещи. Балетмейстер ставит оригинальные танцевальные номера, а хореограф репетирует уже поставленные танцы. Он сохраняет творческое наследие балетмейстера. Когда я преподавал в Бакинском хореографическом училище, то ставил какие-то отдельные номера в рамках учебного процесса.
-А как вы попали в хореографическое училище?
-Я в нем учился, окончил в 1972 году. А попал туда случайно: мама по пути на дачу познакомилась с одной женщиной и та посоветовала отдать меня в хореографическое училище в целях ограждения от влияния улицы. В училище ребята заняты целый день, их утром принимают от родителей и только вечером отдают обратно. К тому же там учащиеся получают хорошее гуманитарное образование. Так что в воспитательных целях, чтобы у меня не было ни минуты свободного времени на улицу, мама и привела меня в хореографическое училище.
-Ваши родители к искусству танца никакого отношения не имели?
-Нет, они оба врачи. Мама работала в центральной городской СЭС, папа был врачом Республиканской больницы. Для хореографического училища я был уже переростком, но меня все равно взяли, потому что национальных кадров в азербайджанском балете не хватало. Азербайджанских мальчиков не часто отдают учиться хореографии.
-Вам в училище понравилось?
-Да, я втянулся. Мне нравился ежедневный труд, занятия. Я очень ответственно к этому относился. Может быть, в силу невысокого роста мне не сразу удалось войти в поле зрения больших балетмейстеров: рост в балете имеет немаловажное значение - балерина на пуантах не должна быть выше партнера, иначе неудобно будет танцевать.
-Если вам нравилось заниматься одним и тем же изо дня в день, значит вы хорошо переносите монотонную работу.
-Это не монотонная работа. Каждое занятие было шагом вперед в технике, в поиске и освоении новых движений с последующим анализом своих ошибок. Это - творческая работа, а не слепое повторение каких-то движений.
-Гумет Алиевич, довелось ли вам танцевать на сцене Азербайджанского Государственного театра оперы и балета?
-В кордебалете. В то время очень трудно было продвинуться - в труппе было много хороших танцовщиков и старшего поколения, и моих сверстников. Тем не менее мне поручали небольшие партии, танцевал в тройках, четверках, двойках.
-Сцена вас не пугала?
-Только в том случае, если я технически не мог с чем-то справиться. Тогда появлялось двойное волнение - обычное перед выходом на сцену и опасение, как справиться с техническими сложностями.
-У вас были любимые балеты?
-Да. "Легенда о любви". Спектакль очень тяжелый, сложный, но какая прекрасная музыка и какая интересная хореография Григоровича. Очень хорошо был поставлен и балет "Семь красавиц".
-Как долго вы танцевали в балете?
-Всего пять лет. У меня уже была тяга к педагогической деятельности, и я решил поступать в ГИТИС. На балетмейстерском факультете готовили педагогов классического танца. Я себя готовил в хореографы мужского танца, потому что в Баку не было педагогов по классическому танцу из национальных кадров. Все педагоги были практиками и высшего образования не имели.
-Вы учились, конечно, на заочном отделении?
-На очном. На три года я оставил работу, семью, двух маленьких детей и приехал в Москву. Другого выхода не было. ГИТИС был единственным учебным заведением, где готовили по избранной мною специальности, и заочного отделения там не было.
-По этому поводу в семье разногласий не было?
-Родители и жена с пониманием отнеслись к моему желанию учиться и всячески поддерживали меня. На четвертом году обучения стал заниматься по индивидуальному плану. Приезжал, сдавал экзамены, иногда досрочно, и снова уезжал. К тому времени я уже преподавал в Бакинском хореографическом училище, занимался с мальчиками. У меня было два выпуска. Многие из моих учеников потом танцевали в балете и не только в Баку. Эти годы многое мне дали и в творческом, и в чисто человеческом плане. Мне довелось работать и общаться с такими выдающимися людьми, как Рашид Бейбутов, Ниязи, Фикрет Амиров.
-Баку вы покинули…
-… В 90-м году. Время было тяжелое. В Баку у меня остались родственники, друзья. Мы общаемся. Последний раз я там был два года назад. Мне очень понравилось. Чисто, красиво, фонтаны работают, много детей. Город меняется, не все мне нравится, но дух его остался прежним.
-В Москве вам пришлось начинать все заново?
-В каком-то смысле да. Мне очень помог мой учитель, профессор Евгений Петрович Валукин. Он тогда был деканом балетмейстерского факультета ГИТИСа и предложил мне скромную должность лаборанта. Я согласился, хотя к тому времени уже закончил аспирантуру. Но надо было как-то обустраиваться на новом месте. Должность проректора мне предложили в 1994 году. Мне повезло - рядом со мной были такой мастер, как Евгений Петрович, и тогдашний ректор ГИТИСа Сергей Александрович Исаев. Постепенно все уладилось и с жильем, и с работой. Я защитил кандидатскую диссертацию, позже докторскую, получил второе высшее образование - юридическое.
-В этом была необходимость?
-Когда я поступил на должность проректора, то часто выходил из различных ситуаций лишь в силу своих природных организаторских способностей. Провалы в образовании давали о себе знать и я должен был их ликвидировать, если хотел работать на этой должности. Поэтому поступил на вечернее отделение Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Я не считаю себя профессиональным юристом, но меня научили грамотно работать с документацией.
© Jonka
Сайт: | http://www.azeri.ru/Diaspora/persons/gitis/gumetaliev.htm |