Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
В истории редко бывают случаи, когда один человек гармонично сочетает в себе религиозное и светское образование и традиции, использует их во имя прогресса и просвещения своей нации. К числу таких уникальных деятелей принадлежал Ахмед бек Агаев.
Ахмед бек Агаев родился в азербайджанском городе Шуша. Дата его рождения колеблется между 1865-м и 1869-м годом. Ахмед бек по традициям своего рода получил богословское образование, достойное ученого-улема, и прекрасное знание арабского и фарси. Однако новое время требовало овладения и светскими дисциплинами. Поэтому после получения русского среднего образования Ахмед бек продолжил обучение в Петербургском политехническом институте. Но образование в вузе, связанном с материалистическими позитивистскими традициями, и карьера инженера не прельщали его. Российское исламоведение, оторванное от казанских исламских корней, было слишком научным или, наоборот, слишком православно-миссионерским.
Ахмед бек выбрал Париж — культурную столицу Европы «либерального века», где он провел лучшие годы для своего интеллектуального роста (1888–1894). Здесь он учится в Школе восточных языков Колледж де Франс (Сорбонна), сотрудничает в исламоведческих и политических изданиях.
Агаев становится корреспондентом по Персии в знаменитом французском политическом издании «Журналь де Деба». В 1892 году Ахмед бек участвует в IX Востоковедческом конгрессе в Лондоне, где выступает с анализом религиозной жизни Ирана и рассказом об одном из первых соратников Пророка Мухаммада (с.а.в.) среди иранцев — Салмане Паке.
В Париже Агаев воспринимает идеи европейского либерализма, близко знакомится с тюркскими либералами. Ахмед бек призывает мусульманский мир вернуться к идеям прогресса и творческого духа первых веков хиджры, когда мусульманский мир отличало безграничное интеллектуальное соревнование. Агеев призывает ориентироваться на примеры таких выдающихся мусульман, как Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), аль-Джабари, Саади и Маснави (Джалалетдин Руми). При этом Агаев призывал находиться в рамках мусульманской доктрины, опираясь на идеи современных ему выдающихся улемов и модернизаторов Джамалетдина аль-Афгани и Мухаммада Абдо.
По возвращению на родину Агаев активно участвует в жизни мусульманской периодической печати в Баку, прежде всего в издании газеты «Каспий». Здесь начинается его многолетнее сотрудничество с Алимарданом Топчибашевым. С января 1904 года Агаев становится одним из редакторов газеты «Хаят».
С началом российской революции 1905–1907 годов Ахмед бек становится одним из лидеров общественного движения.
8 апреля 1905 года на квартире отца политического движения российских мусульман Габдеррашида Ибрагима в Петербурге собрались Гаяз Максудов, Ибниамин Ахтямов из Уфы, Ахмед Агаев, Али-Мардан Топчибашев, Али Хусаинзаде (все трое из Баку). Они приняли решение о создании единого Духовного управления для всех мусульман России. Этой проблемой должен был заняться единый политический центр.
8 апреля 1905 года на собрании мусульман Казани было постановлено «для объединения и учреждения всероссийского Мусульманского союза созвать всеобщий всероссийский съезд мусульман» на Нижегородской ярмарке. Агаев был одним из активных участников I Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в Нижнем Новгороде 15 августа 1905 года. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года в Петербурге проходит совещание с участием Г.-Р. Ибрагима, ;М. Топчибашева и А. Агаева. Оно принимает решение приступить к созданию программы мусульманской партии.
Однако к концу 1905 года между А.-М. Топчибашевым и А. Агаевым произошел конфликт. Если первый был прежде всего жестким политиком, то второй — мыслителем и идеалистом. Вскоре А. Агаев возглавил газету «Иршад» («Путеводитель»), выходившую под лозунгом «Адолат, Мушаверет, Хуррият», то есть «Справедливость, Равенство, Свобода». Она выходила на деньги азербайджанского аристократа Исы бея Ашурбекова. Среди авторов наряду с либералами оказались будущий лидер партии «Мусават», председатель национального Совета Азербайджана Мамед Эмин Расулзаде и лидер азербайджанских большевиков, президент советского Азербайджана Нариман Нариманов. «Иршад» быстро достиг тиража в 3 000 экземпляров и превратился в одну из самых популярных азербайджанских газет. Близость к идеям федералистов А. Агаева приводит к тому, что в 1906 году он примыкает к российским автономистам (сторонникам территориальной автономии).
Однако революция шла на спад, и в редколлегии возникли споры о будущей ориентации газеты. В итоге Агаев в 1908 году возглавил новую газету «Таракки» («Прогресс»). Газета быстро приобретает популярность и тираж в 3 500 экземпляров. Однако в условиях ужесточения цензуры Агаев в 1909 году принимает решение переехать в Стамбул, где в 1908 году победила младотурецкая революция. В Стамбуле он преподавал и активно участвовал в движении младотурков.
Татарский богослов и общественный деятель Муса Биги в 1914 году так оценивал роль деятелей революции 1905–1907 годов: «У нас, без сомнения, движение началось. В этом общем общественном движении проявились силы в участии многих людей, среди них усилия пяти-десяти человек были значительными и благословенными. Нация, без сомнения, выиграла. Утрата из-за эмиграции таких национальных лидеров, как Габдеррашид Ибрагим, Али-Мардан Топчибашев, Мухаммед Шахтахтинский и Ахмед Агаев, невозместима».
В Стамбуле Агаев активно сотрудничает с лидерами культурного и языкового единства тюркских народов в движении «Тюрк очагы («Тюркский очаг»). Он публикуется в журналах «Тюрк йорду» и «Тарджеман и-хакикат». В начале 1910-х годов его называют одним из влиятельнейших мусульманских зарубежных журналистов среди российских мусульман, наряду с татарами Габдеррашидом Ибрагимом и Юсуфом Акчурой.
Ахмед Агаев призывал тюркские народы к развитию просвещения, торговли, ремесел и промышленности как единственных способов обеспечить создание сильного государства. Эти мысли Агаев выражает во встречах с татарским журналистом из Оренбурга Фатихом Карими. Агаев встречается с ним в Стамбуле в 1912–1913 годы в дни турецких поражений в ходе I Бал-канской войны.
Вместе с тем Ахмед бек Агаев высоко оценивал достижения российских тюрок-мусульман в начале прошлого века. В 1911 году он выдвинул теорию об аналогичности процесса создания тюркской нации российских мусульман с созданием наций-государств в Европе. Важнейшими процессами, приведшими к единству мусульманских народов России, Ахмед бек считал культурное и языковое единство и создание классов внутри общества российских мусульман. В результате образовалась общность российских мусульман Кавказа, Крыма, Казани и Оренбурга, основными инструментами которой А. Агаев называет школы на тюркском языке, возглавляемые мусульманской интеллигенцией.
В дни I Мировой войны Агаев пытался облегчить судьбы соотечественников в объятом вооруженным конфликтом Старом свете. В 1915 году в Стамбуле был создан «Comite pour la Defense des Droits des Peuples Turco-Tatars musulmans de Russie» («Комитет по защите прав тюрко-татар мусульман России»). В его состав вошел и Ахмед Агаев. Вначале Комитет требовал восстановления представительства всех мусульман в Государственной думе, религиозной автономии, создания национальных светских школ и права для татар владеть недвижимостью в Туркестане. С мая 1916 года члены Комитета объединились с представителями других народов России в «Ligue des Nationalities Allogenes de Russie» («Лиге коренных народов России»). В мае 1916 года Ю. Акчура, А. Хусаин-заде, Г.-Р. Ибрагим, А. Агаев подписались под телеграммой Лиги президенту США Вудро Вильсону с просьбой о защите интересов нерусских народов России. Ахмед бек и его соратники тяжело переживали за судьбы российских мусульман, ведь с 1915 года начались кровавые столкновения в Закавказье, казахских степях и Туркестане.
В 1918г. после признания независимости Закавказья советским режимом Агаев приехал на родину в качестве советника турецкой армии. Был избран заместителем председателя парламента АДР. Он, как и Топчибашев, служил азербайджанскому государству в качестве члена делегации страны на Парижской мирной конференции.
Уже в молодые годы Агаев выступал против колониальных захватов европейских держав. Когда англичане заняли Стамбул, за свои патриотические убеждения он был сослан на Мальту. По возвращении в Турцию в 1921г. Агаев активно поддержал кемалистский режим, стал редактором официального органа анкарского правительства — газеты «Хакимиет-и-миллие», стал директором главного управления прессы, его статьи появлялись на страницах крупнейших общенациональных газет «Джумхуриет» и «Миллиет». Ахмед бек был избран депутатом «Бюек Миллет Меджлисе» (Великого национального собрания) Турции от Карса, входившего ранее в состав российского Закавказья. До конца жизни Агаев был верен либеральным идеалам юности. Поэтому в 1930-е годы он критиковал авторитарную политику правительства Исмета Иненю.
Ахмед бек скончался вдали от Родины в 1939 году. К сожалению, царский и советский режим не смогли по достоинству оценить заслуги этого выдающегося сына азербайджанской нации. Однако, несмотря на все преграды, он внес выдающийся вклад в дело развития тюркского либерализма и создания периодической печати.
(А. Ю. Хабутдинов, д. и. н., профессор)
© Jonka (публикация)
Агаев Ахмед бек - журналист, зам.пред. парламента АДР
1865 - 1939В истории редко бывают случаи, когда один человек гармонично сочетает в себе религиозное и светское образование и традиции, использует их во имя прогресса и просвещения своей нации. К числу таких уникальных деятелей принадлежал Ахмед бек Агаев.
Ахмед бек Агаев родился в азербайджанском городе Шуша. Дата его рождения колеблется между 1865-м и 1869-м годом. Ахмед бек по традициям своего рода получил богословское образование, достойное ученого-улема, и прекрасное знание арабского и фарси. Однако новое время требовало овладения и светскими дисциплинами. Поэтому после получения русского среднего образования Ахмед бек продолжил обучение в Петербургском политехническом институте. Но образование в вузе, связанном с материалистическими позитивистскими традициями, и карьера инженера не прельщали его. Российское исламоведение, оторванное от казанских исламских корней, было слишком научным или, наоборот, слишком православно-миссионерским.
Ахмед бек выбрал Париж — культурную столицу Европы «либерального века», где он провел лучшие годы для своего интеллектуального роста (1888–1894). Здесь он учится в Школе восточных языков Колледж де Франс (Сорбонна), сотрудничает в исламоведческих и политических изданиях.
Агаев становится корреспондентом по Персии в знаменитом французском политическом издании «Журналь де Деба». В 1892 году Ахмед бек участвует в IX Востоковедческом конгрессе в Лондоне, где выступает с анализом религиозной жизни Ирана и рассказом об одном из первых соратников Пророка Мухаммада (с.а.в.) среди иранцев — Салмане Паке.
В Париже Агаев воспринимает идеи европейского либерализма, близко знакомится с тюркскими либералами. Ахмед бек призывает мусульманский мир вернуться к идеям прогресса и творческого духа первых веков хиджры, когда мусульманский мир отличало безграничное интеллектуальное соревнование. Агеев призывает ориентироваться на примеры таких выдающихся мусульман, как Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), аль-Джабари, Саади и Маснави (Джалалетдин Руми). При этом Агаев призывал находиться в рамках мусульманской доктрины, опираясь на идеи современных ему выдающихся улемов и модернизаторов Джамалетдина аль-Афгани и Мухаммада Абдо.
По возвращению на родину Агаев активно участвует в жизни мусульманской периодической печати в Баку, прежде всего в издании газеты «Каспий». Здесь начинается его многолетнее сотрудничество с Алимарданом Топчибашевым. С января 1904 года Агаев становится одним из редакторов газеты «Хаят».
С началом российской революции 1905–1907 годов Ахмед бек становится одним из лидеров общественного движения.
8 апреля 1905 года на квартире отца политического движения российских мусульман Габдеррашида Ибрагима в Петербурге собрались Гаяз Максудов, Ибниамин Ахтямов из Уфы, Ахмед Агаев, Али-Мардан Топчибашев, Али Хусаинзаде (все трое из Баку). Они приняли решение о создании единого Духовного управления для всех мусульман России. Этой проблемой должен был заняться единый политический центр.
8 апреля 1905 года на собрании мусульман Казани было постановлено «для объединения и учреждения всероссийского Мусульманского союза созвать всеобщий всероссийский съезд мусульман» на Нижегородской ярмарке. Агаев был одним из активных участников I Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в Нижнем Новгороде 15 августа 1905 года. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года в Петербурге проходит совещание с участием Г.-Р. Ибрагима, ;М. Топчибашева и А. Агаева. Оно принимает решение приступить к созданию программы мусульманской партии.
Однако к концу 1905 года между А.-М. Топчибашевым и А. Агаевым произошел конфликт. Если первый был прежде всего жестким политиком, то второй — мыслителем и идеалистом. Вскоре А. Агаев возглавил газету «Иршад» («Путеводитель»), выходившую под лозунгом «Адолат, Мушаверет, Хуррият», то есть «Справедливость, Равенство, Свобода». Она выходила на деньги азербайджанского аристократа Исы бея Ашурбекова. Среди авторов наряду с либералами оказались будущий лидер партии «Мусават», председатель национального Совета Азербайджана Мамед Эмин Расулзаде и лидер азербайджанских большевиков, президент советского Азербайджана Нариман Нариманов. «Иршад» быстро достиг тиража в 3 000 экземпляров и превратился в одну из самых популярных азербайджанских газет. Близость к идеям федералистов А. Агаева приводит к тому, что в 1906 году он примыкает к российским автономистам (сторонникам территориальной автономии).
Однако революция шла на спад, и в редколлегии возникли споры о будущей ориентации газеты. В итоге Агаев в 1908 году возглавил новую газету «Таракки» («Прогресс»). Газета быстро приобретает популярность и тираж в 3 500 экземпляров. Однако в условиях ужесточения цензуры Агаев в 1909 году принимает решение переехать в Стамбул, где в 1908 году победила младотурецкая революция. В Стамбуле он преподавал и активно участвовал в движении младотурков.
Татарский богослов и общественный деятель Муса Биги в 1914 году так оценивал роль деятелей революции 1905–1907 годов: «У нас, без сомнения, движение началось. В этом общем общественном движении проявились силы в участии многих людей, среди них усилия пяти-десяти человек были значительными и благословенными. Нация, без сомнения, выиграла. Утрата из-за эмиграции таких национальных лидеров, как Габдеррашид Ибрагим, Али-Мардан Топчибашев, Мухаммед Шахтахтинский и Ахмед Агаев, невозместима».
В Стамбуле Агаев активно сотрудничает с лидерами культурного и языкового единства тюркских народов в движении «Тюрк очагы («Тюркский очаг»). Он публикуется в журналах «Тюрк йорду» и «Тарджеман и-хакикат». В начале 1910-х годов его называют одним из влиятельнейших мусульманских зарубежных журналистов среди российских мусульман, наряду с татарами Габдеррашидом Ибрагимом и Юсуфом Акчурой.
Ахмед Агаев призывал тюркские народы к развитию просвещения, торговли, ремесел и промышленности как единственных способов обеспечить создание сильного государства. Эти мысли Агаев выражает во встречах с татарским журналистом из Оренбурга Фатихом Карими. Агаев встречается с ним в Стамбуле в 1912–1913 годы в дни турецких поражений в ходе I Бал-канской войны.
Вместе с тем Ахмед бек Агаев высоко оценивал достижения российских тюрок-мусульман в начале прошлого века. В 1911 году он выдвинул теорию об аналогичности процесса создания тюркской нации российских мусульман с созданием наций-государств в Европе. Важнейшими процессами, приведшими к единству мусульманских народов России, Ахмед бек считал культурное и языковое единство и создание классов внутри общества российских мусульман. В результате образовалась общность российских мусульман Кавказа, Крыма, Казани и Оренбурга, основными инструментами которой А. Агаев называет школы на тюркском языке, возглавляемые мусульманской интеллигенцией.
В дни I Мировой войны Агаев пытался облегчить судьбы соотечественников в объятом вооруженным конфликтом Старом свете. В 1915 году в Стамбуле был создан «Comite pour la Defense des Droits des Peuples Turco-Tatars musulmans de Russie» («Комитет по защите прав тюрко-татар мусульман России»). В его состав вошел и Ахмед Агаев. Вначале Комитет требовал восстановления представительства всех мусульман в Государственной думе, религиозной автономии, создания национальных светских школ и права для татар владеть недвижимостью в Туркестане. С мая 1916 года члены Комитета объединились с представителями других народов России в «Ligue des Nationalities Allogenes de Russie» («Лиге коренных народов России»). В мае 1916 года Ю. Акчура, А. Хусаин-заде, Г.-Р. Ибрагим, А. Агаев подписались под телеграммой Лиги президенту США Вудро Вильсону с просьбой о защите интересов нерусских народов России. Ахмед бек и его соратники тяжело переживали за судьбы российских мусульман, ведь с 1915 года начались кровавые столкновения в Закавказье, казахских степях и Туркестане.
В 1918г. после признания независимости Закавказья советским режимом Агаев приехал на родину в качестве советника турецкой армии. Был избран заместителем председателя парламента АДР. Он, как и Топчибашев, служил азербайджанскому государству в качестве члена делегации страны на Парижской мирной конференции.
Уже в молодые годы Агаев выступал против колониальных захватов европейских держав. Когда англичане заняли Стамбул, за свои патриотические убеждения он был сослан на Мальту. По возвращении в Турцию в 1921г. Агаев активно поддержал кемалистский режим, стал редактором официального органа анкарского правительства — газеты «Хакимиет-и-миллие», стал директором главного управления прессы, его статьи появлялись на страницах крупнейших общенациональных газет «Джумхуриет» и «Миллиет». Ахмед бек был избран депутатом «Бюек Миллет Меджлисе» (Великого национального собрания) Турции от Карса, входившего ранее в состав российского Закавказья. До конца жизни Агаев был верен либеральным идеалам юности. Поэтому в 1930-е годы он критиковал авторитарную политику правительства Исмета Иненю.
Ахмед бек скончался вдали от Родины в 1939 году. К сожалению, царский и советский режим не смогли по достоинству оценить заслуги этого выдающегося сына азербайджанской нации. Однако, несмотря на все преграды, он внес выдающийся вклад в дело развития тюркского либерализма и создания периодической печати.
(А. Ю. Хабутдинов, д. и. н., профессор)
© Jonka (публикация)
Сайт: | http://www.nizgar.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1680 |