руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
20:47
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Дюнин Александр Григорьевич- лесовод, зоолог, орнитолог

5.4.1881 - 9.4.1969

Александр Григорьевич Дюнин родился в крестьянской семье в селе Солодники Астраханской губернии 5 апреля 1881 г. Учиться начал в приходской школе. В 1893 г. по направлению деревенского схода поступил в Астраханское реальное училище.
В 1901 г., окончив училище, Дюнин уехал в Петербург, поступил в Лесной институт, по завершении обучения в котором был направлен в г. Устюжну в качестве ученого–лесовода. Работал помощником лесничего в Самарской губернии, лесоустроителем в Вятской и Новгородской губерниях. В последней — еще лесничим и инспектором лесов.
В 1918 г. вместе с женой Варварой Ивановной Дюниной (Стромиловой), воспитанницей писателя Н. С. Лескова, он вернулся в Астраханскую губернию. Работал в селе Красный Яр инспектором лесов.
Помимо организационной работы в заповеднике Александр Григорьевич включился и в научные исследования. В 1927 г. он опубликовал в астраханском журнале «Наш край» очерк о заповеднике. В 1931 г. Астраханское кооперативное товарищество охотников выпустило тиражом в 2 тыс. экземпляров брошюру Дюнина «Что такое охотничье хозяйство и как следует его вести».
«Положения, излагаемые мною в настоящей работе, — писал Дюнин, — имеют в виду главным образом низовье Волги, территорию дельтовой части ее. Трудность построения хозяйства при необъятности наших угодий, при трудности доступа к ним ясна каждому охотнику, мало–мальски знакомому с жизнью дельты, поэтому на работу мою надо смотреть как на попытку пробудить самосознание охотников дельты, дать толчок к коллективному творчеству построения охотничьего хозяйства Прикаспийского края».
ВЦИК и СНК РСФСР 10 февраля 1930 г. утвердили республиканское положение об охотничьем хозяйстве, в котором предусматривались не только охрана и рациональное использование дичи, но и улучшение охотничьих угодий, воспроизводственные мероприятия. Дюнин считал, что издание такого положения свидетельствовало о том, что настали времена, когда необходимо коренным образом изменить отношение к охоте.
«При поверхностном взгляде как будто бы делать этого не надо, — писал он, — так как охотугодья наши по площади весьма солидны, кормовые запасы их довольно обильны, да и дичи на первый взгляд как будто достаточно. Но это только на первый взгляд; при более внимательном подходе оказывается, что положение далеко не так благополучно и по некоторым видам дичи дело обстоит настолько плохо, что регулированием охоты дела не поправить и приходится говорить о подсадках и дичеразведении».
В марте 1927 г. Дюнин уехал из Астрахани в Пятигорск, где работал заведующим лесным отделом. В 1929 г. он переехал в Майкоп. Там находилось тогда управление Кавказского заповедника, который он и возглавил. Причиной отъезда из Астрахани было состояние здоровья жены.
Горы он выдержал только до декабря 1929 г. И опять вернулся в Астрахань.
Вновь став директором Астраханского заповедника, Дюнин с семьей поселился в комнате при управлении. Время было трудное, голодное.
Научные интересы Александра Григорьевича не ограничивались охотничьим хозяйством. В 1934 г. он публикует (вместе с Ш. И. Эпштейном из астраханской малярийной станции) в журнале «Медицинская паразитология» небольшую заметку о заболевании самцов гамбузии. Эти рыбки, акклиматизируемые в то время в нашей стране для борьбы с малярийными комарами, были завезены и в Астрахань, содержались в аквариумах.
В 1926 г. ряд сел Володарского района охватила эпидемия туляремии. Хранителем и переносчиком этого заболевания является водяная крыса. Высокое половодье того года заставило зверьков, обитавших в низовьях, мигрировать вверх по течению, что и привело, очевидно, к более частым контактам их с людьми.
На одном из участков заповедника были проведены специальные исследования биологии этого зверька. Кроме Дюнина в них принимали участие сотрудники Астраханского противочумного пункта: Е. И. Новикова, Г. А. Лалазаров, Е. Г. Палажченко. Материалы по биологии водяной крысы были опубликованы в 1935 г. в «Вестнике микробиологии, эпидемиологии и паразитологии».
В 1936 г. в Москве вышел первый выпуск научных трудов госзаповедников Комитета по заповедникам при Президиуме ВЦИК. Тираж издания — всего 1 тыс. экземпляров. В книгу вошли всего две крупные работы: «Материалы к орнитологической фауне дельты Волги и прилежащих степей» К. А. Воробьева и «Бакланы в дельте Волги» А. Г. Дюнина.
Работа Дюнина о большом баклане в дельте Волги представляет собой монографическое описание этого вида.
Никому, наверное, не дано избежать влияния своего времени. В те годы на территории заповедника начиналось истребление не только ворон, но и бакланов, категорические суждения о вреде которых весьма сомнительны.
В эти же годы началось уничтожение и сотрудников заповедника, как и многих других представителей интеллигенции, не «вписавшихся» в программу «хозяйственной» перестройки страны…
В целом эта дюнинская работа смотрится отличным авторефератом кандидатской диссертации и свидетельствует о высоком уровне научной подготовки ее автора. И жаль, что она не стала диссертацией. В год выхода первого выпуска трудов заповедника Дюнина в Астрахани уже не было.
Голод и недоедание в начале 30–х годов, сказались на здоровье жены. Врачи настоятельно советовали переехать на юг, и Дюнин принимает предложение Азербайджанского филиала Академии наук СССР переехать в Кызыл–Агачский заповедник в качестве директора.
Переезд состоялся в мае 1935 г.
Он жил в заповеднике на острове Сара, а жена с дочерью — в Баку. С жильем были сложности, и их приютил профессор Елпатьевский, директор Института зоологии...
В южной части западного побережья Каспия, там, где протекали по Ленкоранской и Муганской низменностям речки Виляжчай, Акуша и Кумбашинка, был некогда обширный и глубокий залив. По его берегам росли ольховые леса. Поздней осенью, когда в эти благодатные места приходили наконец холода, расцвечивались деревья в желто–золотистые тона. Местные жители называют ольху золотым деревом — кызылагач (гызылагач). От этого и залив получил название Кызыл–Агачского. От моря залив отделялся Куринской косой. Там, где морской прибой сталкивался с водами впадающих в залив рек, образовалась цепь островов: Большой и Малый Кулагин, Солонец, Бакланий, Собачий Зуб, Сара. Со временем значительная часть залива обсохла, а маленькие острова слились в один большой, который стали называть Сара (с ударением на последнем слоге). В 1939 г. остров соединился с материком, стал полуостровом, разделив залив на два — Большой и Малый.
Испокон веков осенью и весной сюда на зимовку и на пролете собирались огромные стаи птиц, которые легко могли стать добычей человека. Даже сейчас, когда численность птиц повсеместно снижается, говорят, что браконьерам удается убить с двух выстрелов (дуплетом) до 60—70 лысух.
В 1926 г. Наркомзем Азербайджанской ССР объявил залив охотничьим заказником, а 3 июня 1929 г. Постановлением Совнаркома СССР здесь был создан заповедник.
Сюда и приехал в 1935 г. А. Г. Дюнин. Однако в 1937 г. он был переведен в Баку на должность директора Института зоологии, освободившуюся после отъезда Елпатьевского.
Он считал, что, не имея ученой степени, руководить академическим институтом ему не следует. Он неоднократно писал заявления с просьбой освободить его от обязанностей директора института. И где–то в начале 40–х годов перешел на должность начальника Управления по заповедникам при Совете Министров Азербайджана.
В должности начальника этого управления Дюнин проработал до конца своей трудовой деятельности. В Азербайджане кроме Кызыл–Агачского тогда было еще три заповедника: Гирканский, Гек–Гельский и Закатальский. В 1952 г. управление было ликвидировано, и он остался не у дел. Чехарда с передачей заповедников неблагоприятно сказалась на их состоянии. Кстати, и на его здоровье тоже. Какой–то период заповедники по существу были охотничьими угодьями… Дюнину назначена была персональная пенсия республиканского значения, но... Он до конца жизни «болел» заповедниками.
Умер А. Г. Дюнин 9 апреля 1969 г., через несколько дней после того, как ему исполнилось 88 лет.



© TBS

Source: http://www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/36-37/st04.html
loading загрузка

Спорт
Евро 2024
© Jarreau