руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
20:03
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Рзакулиев Алекпер - художник, график, Мастер

31.1.1903 - 31.1.1974

Может быть, действительно есть она - магия цифр. Иначе как объяснить неслучайные совпадения с датой рождения и смерти. Выдающийся мастер, неповторимый художник, титан национальной графики Алекпер Рзакулиев родился и ушел из жизни в один день - 31 января, с разницей всего в 70 лет. Это таинственное сходство цифр не просто законченный цикл прожитой, не всегда счастливой, скорее, безрадостной и трудной жизни. 25 лет сибирской ссылки, из них несколько лет в печально знаменитых Соловках. Художника нет с нами уже 32 года.
Про него писали: "Один их тех художников Азербайджана, которые стали разведчиками, первооткрывателями и в то же время, создателями нового искусства, всеми корнями связанного с жизнью страны".Творческий путь Алекпера Рзакулиева был далеко не обычен и не прост. Рзакулиев - представитель старшего поколения азербайджанских мастеров искусства, на долю которых выпало немало трудностей и в то же время вдохновенных пророков и дерзаний.
Исключительное трудолюбие, работоспособность этого человека стали залогом успешного осуществления его замыслов. "Я всегда считал, - говорил А. Рзакулиев, - что как во всяком деле, главное для художника - труд, работа. Мне надо успеть многое сделать, чтобы осуществить все задуманное, нужно время... Работать и еще раз работать, эта истина хорошо известна - талант шлифуется лишь в работе, в постоянном стремлении к отточенности художественной формы, в требовательном, критическом отношении к тому, что уже достигнуто, в большой творческой активности, в творческом беспокойстве..."
Алекпер Алескерович Рзакулиев родился 31 января 1903 года в Баку, в семье горожанина, занимавшегося мелкой торговлей. Детство прошло в большой семье, в доме, расположенном в старинной части города, с его узенькими кривыми улочками. Алекпера отдали, как и многих его сверстников, сначала в школу при мечети, где изучали Коран. Потом он учился в русско-татарской школе.

"Художественное образование мое, - при жизни вспоминал Рзакулиев, - началось с 1918 года, когда я начал ходить в художественную студию при реальном училище, где преподавали И.И.Эдель и М.Н.Герасимов."
В 1925 году А.Рзакулиев уезжает в Москву, во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался рисунку и живописи. Будучи студентом Вхутемаса, Алекпер Рзакулиев много сил отдавал живописи, его первые самостоятельные работы были приемущественно живописными. Они экспонировались на многих выставках в Москве и Баку. Большинство произведений этого периода, к сожалению, не сохранилось, но известно, что они пользовались большим успехом, как у нас в республике, так и в Москве. В музее им. Мустафаева сохранились лишь две живописные работы художника - "Азербайджанка" и "Борцы". Интересное же полотно "Моллахана" и другие работы, к сожалению исчезли.
Художники, искусствоведы знакомые с творчеством Рзакулиева, все как один утверждают, что у нас был свой оригинальный живописный язык. Выдающийся мексиканский художник Диего Равера, побывавший в гостях у вхутемасовцев, увидев картины Рзакулиева сказал: "Скажите этому молодому человеку, что он на правильном пути, пусть так и продолжает работать". Однако именно в эти годы расцвета сил художника, когда после долгих лет обучения, он должен был предстать перед общественностью в качестве сформировавшегося художника, удача жестоко отворачивается от Алекпера. Год окончания института и возвращения в родной Баку совпадает со временем сталинских репрессий. Вскоре по непепому обвинению в провозглашении так называемых "пан-тюркистских" идей, Алекпер Рзакулиев со своим другом арестовываются. Трудно представить отчаяние, которое переживал художник все 6 лет лишения свободы. "За что?" - восклицает он, испытывая беспомощность перед злым роком своей судьбы. Отсидев положенный срок, художник создает семью и становится отцом двух дочерей. Однако, иллюзия свободы длится недолго. В ноябре 1973 года, Алекпер вновь арестован. Художник Расим Бабаев пересказывает со слов А.Рзакулиева как это случилось: "Однажды, идя по улице "Комсомольская", я встретил Рухуллу Ахундова (одного из учредителей советской власти в Азербайджане). Раздраженно взглянув на меня Рухулла грубо бросил: "Ты опять здесь?" Не прошло и недели после этой встречи, как меня вновь упекли в тюрьму. На этот раз, меня отправили в Сибирь, а позже на Соловки (Соловецкие острова), жизнь на которых нашла отражение в серии работ "Изоляция".

Вспоминает сын А.Рзакулиева Айдын Рзакулиев: "В детстве я стал свидетелем сцены, которая запомнилась мне навсегда. Как-то мать, стряпая на кухне, обронила кастрюлю. От неожиданности и испуга отец, склонившийся в это время над работой, неестественно для своего возраста и грузности, подскочил в воздух. Позднее я узнал, что отец несколько раз попадал в список приговоренных к смертной казни. Только по счастливой случайности ему удавалось избежать растрела, но залп выстрелов врезался в его память навсегда."

Вот еще одно воспоминание Алекпера Рзакулиева из уст художника Р.Бабаева: "Меня держали в подвальном помещении вместе с белогвардейцами. Утром начальник тюрьмы пришел и зачитал список приговоренных к растрелу. Моего имени в списке не оказалось. Начальник тюрьмы удивительно спросил:
- Кто ты?
- Художник, - ответил я.
Вскоре я попал на Соловки, в месте, откуда нет дороги назад. Вначале я голодал, но затем понял, что необходимо выжить, находил гнезда и питался птичьими яйцами".

Во время ссылки Алекпер женился на немецкой девушке по имени Берта. Она была сослана в Сибирь из немецких поселений Автономной Саратовской области. У Алекпера и Берты родились два сына, Октай и Айдын, и дочь Севда. После смерти Сталина, десятки тысяч ссыльных были освобождены. Алекпер возвратился на Родину.

Айдын Рзакулиев, сын художника, вспоминает отца, как очень серьезную личность: "Ссылка изменила отца. Он стал слишком серьезным. Посмотрев его ранние фотографии, можно увидеть жизнерадостного человека, но после ссылки, отца можно было видеть улыбающимся".
В одном из интервью Айдына спросили, имел ли отец возможность рисовать во время заключения?
- Он даже карандаш не имел право с собой носить. - ответил Айдын. - Но втайне он все же рисовал. Оказывается, будучи в тюрьме, Алекпер Рзакулиев что-то нарисовал и каким-то чудом переправил в Москву. Когда начальство тюрьмы, спустя время, об этом узнало, отца посадили в карцер на длительный срок.

Айдын вспомнил еще одну любопытную деталь из периода отцовской ссылки:
- Ссыльных часто сгоняли на принудительный труд, - рассказывает Айдын. - Как-то в порту отец таскал мешки с углем, потеряв равновесие он припал на одно колено и выругался на своем языке. Оказывается, неподалеку стоял Назим Хикмет.
Услышав знакомую речь, он спросил Алекпера. Между ними завязалась дружеская беседа, в которой Алекпер поведал великому поэту о горестях своей жизни. В последствии, случайное знакомство переросло в долголетнюю дружбу. Очень много своих работ отец подарил Н.Хикмету. Отец любил дорогим людям дарить свои картины. Кроме частных коллекций, работы Алекпера Рзакулиева сегодня хранятся в Эрмитаже, музее А.С.Пушкина, музее "Народов Востока". Большая коллекция его работ хранится в запасниках Министерства культуры Азербайджана и художественном фонде Союза Художников Азербайджана.

- Время проведенное в тюрьме и ссылке сильно отразилось на творчестве отца, - продолжает Айдын Рзакулиев. - Отец стал реже использовать цвет. То, что получив диплом живописца, А.Рзакулиев предпочел кисти тушь и перо объясняется так же и тем, что после ссылки на Севере он потерял чувство цвета. Однажды друг и художник Расим Бабаев, посмотрев некоторые работы Алекпера, написанные карандашем, заметил, что рисунки его очень графичны. Он подарил ему инструменты для графики, а спустя время А.Рзакулиев понял, что графика это его призвание.

25 - 26 лет, проведенные в заключении, Алекпер восполнял неимоверным усилием и самозабвенным трудолюбием. С 6 часов утра он уже находился в мастерской и засиживался там допоздна. Когда в полдень приходили его коллеги, он встречал их шуткой: "Что, лентяи, только сейчас приходите?" Так, после большого перерыва в работе А.Рзакулиев целиком отдается любимому искусству. Не случайно он возвращается к задуманной еще в 20-е годы серии "Старый Баку". Он очень любил эту серию. И от начала своего творчества до самой смерти работал над этой темой, постоянно пополняя ее новыми композициями.
Серия "Старый Баку" привлекает ощущением лично пережитого, прочувственного. Когда смотришь эту серию, то невольно перемещаешься в Баку начала ХХ века, с его общественным укладом, традициями, неторопливым ритмом будничной жизни. Хочется внимательно, подолгу смотреть на гравюры, замечать в них забавные и трогательные детали и подробности. Художник переносит нас на улицы старого города: спокойно, деловито идет продавец яблок, словно жонглер с огромным блюдом на голове, наполненным плодами, спешит к покупателям, согнувшись под тяжестью жбана, керосинщик и т.д. Все это - словно ожившие картинки прошлого, которое знает и помнит художник.
Вот что написала о серии работ "Старый Баку" московский искусствовед Ирина Свиридова: "Художник умеет заинтересовать лирическим подтекстом изображения - то добродушным юмором, то лукавой усмешкой, то спокойным созерцательным настроением. Вся эта группа гравюр с многочисленными торговцами и разносчиками могла бы быть названа "типы старого Баку". Бережный и внимательный а костюмам и типажу Рзакулиев в этой серии ставит перед собой отнюдь не историко-этнографическую задачу. Главное для него - перенести зрителя в мир опоэтизированных образив прошлого."
После графической серии "Старый Баку", принесший ему заслуженную известность, художник с воодушевлением берется за другие темы, в которых воссоздает образ жизни народа уже своего времени. Алекпером Рзакулиевым создается ряд серий: "На эйлагах", "Будни рыбаков", "Портреты писателей" и художников Азербайджана и множество отдельных гравюр. С большим успехом работы А. Рзакулиева экспонировались на персональных выставках в Германии, Франции, Америки,
Бельгии, Голландии, Японии и во всех странах бывшего Союза. Однако, несмотря на то, что за заслуги художника в развитии изобразительного искусства в 1964 году ему было присвоено звание Заслуженного художника Азербайджана, а через три года вручен орден "Знак почета", власти относились к нему с оглядкой. Известие о том, что у него состоялось персональная в Югославии, Рзакулиев узнал в последний день из письма с приглашением. Спустя время, стало известно, что письмо было отправлено за месяц до открытия выставки, только его удерживали. Подобные случаи происходили не раз и, по словам сына художника, он сильно переживал из-за этого.
Есть произведения, значение и сила воздействия которых на зрителя со временем не уменьшаются, а возрастают. К таким произведениям относятся и работы А.Рзакулиева, творчество которого стало одной из ярких страниц национальной культуры. Заточение и пребывание в ссылке, которые он выстрадал в течении двух десятилетий, были его судьбой. Но в силу его характера, эти страдания не отняли у него веры в людей, любви к жизни. Напротив, они укрепили в нем эти чувства.
А.Рзакулиев считал, что художник должен быть истинно национальным. Таким было его убеждение, и таков был он сам до своего последнего дня – 31 января 1974 года.

Приятный случай вновь вернул его к друзьям, родным и близким. Это был бенефис Алекпера Рзакулиева, пусть и спустя десятилетия. Речь идет о презентации книги-альбома и открытии выставки, посвященной его 100-летнему юбилею (правда, с опозданием в 2 года). Председатель Союза художников Фархад Халилов отметил, что имя Алекпер - муаллима золотыми буквами вписано в историю художественного искусства Азербайджана.

Репрессии не сломили дух Мастера. Как истинный бакинец, он любил каждый уголок своего города, посвятил ему серию работ - “Старый Баку”. Алекпер Рзакулиев создал целый мир, его картины - летопись, история древнего и нового Баку. В экспозицию вошло более 140 картин художника. Все его работы - это поэзия, жизнь, радость общения с прошлым нашей столицы. Они подкупают своей искренностью, словно по велению волшебной палочки возвращают в дореволюционный Баку с его обыденной жизнью. Вот, например, галерея портретов продавцов керосина, воды, жареных каштанов; лавки мясника, а вот излюбленное место мужчин - чайхана; галантерейщик предлагает девушкам новые ткани. Место действия этой виртуальной пьесы - Ичери шэхэр. По узким улочкам торопятся, или вальяжно расхаживают бакинцы в костюмах тех лет. Национальный колорит сохранен и передан в каждом герое картин.
На выставке представлены и работы на фольклорные темы: подготовка к Новруз байрамы, зорхана, свадьба. Образ женщин передан с особой тщательностью. Молодые ковроткачихи, девушки, готовящиеся к Новруз байрамы и занимающиеся гаданием - кто же будет их суженым. Или благородные матроны в чадре, но все же сохранившие красоту. Да, что ни говорите, дама - загадка, а восточные женщины - тем более.




Source: www.nashyek.media-az.com www.alpha.azeri.com
loading загрузка

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski