Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Более полувека покров тайны окружал происхождение и судьбу трёх ярких и экстравагантных русских эмигранток. В 1951 г. в Южную Африку приехали Ольга Туманова и её дочери Евгения и Александра. Они заявили, что принадлежат к знаменитому княжескому роду, и на юге Африки не было никого, кто бы мог в этом усомниться. Сёстры рассказывали, что принадлежали к княжескому роду, что до революции они жили в Москве во дворце, имели поместье в Крыму, их отец был генералом. Иногда они даже добавляли, что он был губернатором. Тумановы не раскрывали имён своих родителей, упоминая только, что их мать была светской львицей, а отец близко знал царя. В провинциальной, буржуазной Южной Африке они сразу же стали знамениты. Пресса писала о княжнах царской крови, которым в Москве принадлежал дворец, а в Крыму - обширное поместье. Сначала о Тумановых заботилась армянская община, а потом они стали членами русского эмигрантского общества.Но это была сказка, еще одна сказка о Золушке. Так было легче жить, даже не жить, а выживать.
Их отец, Баграт Туманов, родился в Баку(1870г.) в крестьянской семье и имел звание капитана. Это означает, что его родители были крестьянами, а сам Баграт, став капитаном, получил личное дворянство, без права передачи по наследству. Соответственно, его дети именовались "почётными гражданами". Таким образом, будучи всего лишь "почётными гражданами", сёстры "произвели себя" в княжны, стали светскими львицами.
Долгое время на все вопросы о своем происхождении Тумановы отвечали уклончиво и предпочитали рассказывать о шикарных балах, на которых они, якобы присутствовали, о любовниках и безвозвратно ушедшей молодости.Они вообще не любили рассказывать о себе больше, чем хотели сказать.
Потом ,внезапно, они перестали давать интервью и заявили, что больше ничего не помнят, а особенно даты и имена, даже девичью фамилию своей матери. Теперь на все вопросы у них был один ответ: "Какая теперь разница?!... Это было так давно".
Но больше они не называли себя княжнами.
На самом же деле их судьба была трагична. Тумановы рассказали, что их мать родилась на юге России в простой семье. Их отца-военного, который, конечно не был ни губернатором, ни генералом, убили красные в начале 1920 года, и Тумановы-мать Ольга, дочери Елена, Евгения, Александра и сын Иосиф(покончивший в дальнейшем жизнь самоубийством) бежали в Константинополь после прихода к власти красных, а оттуда - в Европу. Они жили в Берлине, Марселе, Париже и, позднее, а Неаполе.
Они выросли в бедности, оказавшись в константинопольском лагере для беженцев, прожили жизнь, полную трудностей и испытаний, танцевали перед зрителями Северной Африки и Ближнего Востока.
Они демонстрировали десятки больших фотографий, на которых они были изображены в костюмах танцовщиц: они зарабатывали себе на жизнь танцами, а их мать была швеей. Их мать-беженка должна была прокормить трёх дочерей и сына и устроить их, как она могла - или умела. Приходилось много терпеть, стойко переносить все трудности, чтобы выжить. У этой семьи не было времени наслаждаться радостями жизни. В раннем детстве детям пришлось начать работать под руководством своей целеустремлённой матери, которая стала их первым менеджером.
Александра брала уроки балета у Преображенской, как и большинство девочек из русских эмигрантских семей. Старшая сестра, талантливая пианистка, которая брала уроки в Берлинской консерватории и мечтала о карьере профессионального музыканта, играла в кинотеатрах перед началом сеансов, а её младшие сестрёнки танцевали перед зрителями. Потом они работали в мюзик-холлах.
Когда они жили в Париже, их мать работала у армянского портного и сшила дочерям костюмы. В прессе появились статьи о том, что русские княжны вынуждены работать танцовщицами - так родился миф.
Елена Туманова вышла замуж и оставила своих двух сестёр, которым приходилось всё время гастролировать. Они выступали вместе с танцевальными труппами в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Испании, Италии, Египте, Сирии, Палестине, Турции. Конечно, особенно в 1920-30-х гг. девушкам из Европы было тяжело ездить с гастролями по Северной Африке и арабским странам. Тумановы рассказывали, что они даже танцевали перед Хайле Селассие, последеним императором Эфиопии, и это похоже на правду.
С возрастом их ноги стали уже не такими стройными, как в юности, и Тумановы теперь танцевали в длинных юбках. Так начался "испанский" этап в их карьере. Русские "княжны" стали дуэтом "Альба и Сандра". Во время второй мировой войны вместе с матерью сёстры перебрались в Италию, где скрывались в доме своего поклонника, который кормил их, несмотря на дефицит продуктов в итальянских городах в то время.
Александра вышла замуж за итальянца Мальоне, который, по её словам, приходился родственником одному из ватиканских кардиналов. После войны они переехали в Южную Африку. Хотя Тумановы приехали в ЮАС почти без средств, вскоре они достигли удивительных успехов в бизнесе. Сёстры стали торговать косметикой и средствами по уходу за кожей. На первых порах через свою старшую сестру Лолу (Елену), одно время содержавшую в Тунисе салон красоты, они импортировали французскую косметику. Но для южноафриканского рынка эти товары оказались слишком дорогими. Позднее, с помощью своего поклонника, Александра Туманова узнала "тайные" французские формулы, обучилась в Египте искуству приготовления косметических кремов и закупила необходимое оборудование. И сёстры занялись производством кремов на дому, сутками смешивая кремы на кухне в своей квартире. Их продукция хорошо раскупалась, и дела у Тумановых пошли в гору.
Кремы были названы "Александра де Туманофф", а товарный знак украшала царская корона. Разумеется, такая марка не могла понравиться фирме "Александра де Маркофф", основанной русской аристократкой и производящей роскошную, дорогую парижскую косметику, которая тогда также продавалась в Южной Африке. Местные дистрибьюторы "Александры де Маркофф" подали на предприимчивых сестёр в суд, требуя запретить продажу кремов Тумановых в магазинах. Стороны заключили мировое соглашение, причём сёстры Тумановы
получили 30 000 фунтов, огромную по тем временам сумму, и были вынуждены изъять свою продукцию из магазинов. Им также пришлось изменить свою марку. Теперь их кремы украшала надпись "Александра Туманова", чтобы их косметику нельзя было спутать с товарами от "Александры де Маркофф".
Поскольку Тумановы отныне не имели права реализовывать свою продукцию через магазины, они переключились на "прямые продажи": ходили по домам, предлагая свои товары, или устраивали специальные демонстрации кремов. Отступные, полученные от фирмы "Александра де Маркофф", позволили сёстрам сохранить финансовую незавиcимость, и в течение 20 лет, вплоть до 1980-х гг. их бизнес процветал. Затем они добровольно ушли с рынка после того, как Южноафриканское бюро стандартов потребовало от них раскрыть рецепт приготовления кремов. Тумановы предпочли закрыть свою фирму, чем выдать свой секрет.
В июле 2002 г. умерла последняя из сестёр, Александра Туманова. Она скончалась в больнице Ханс Стрейдом и ей было около 94 лет. Точный её возраст установить сложно, поскольку и у Александры, как и у Ольги и Евгении, в документах была исправлена дата рождения. Такая практика была весьма распространённой среди русских эмигрантов, оказавшихся в лагерях для беженцев после революции и гражданской войны. И как все женщины, Тумановы всегда скрывали свой истинный возраст.
Такова история еще одной бакинской семьи: они выросли в бедности, оказавшись в константинопольском лагере для беженцев, прожили жизнь, полную трудностей и испытаний, танцевали перед зрителями Северной Африки и Ближнего Востока, создали свою косметическую "империю", а уже в преклонном возрасте стали почётными покровителями южноафриканского Общества защиты животных. Сёстры завещали в пользу животных большую часть своих богатств, добытых в Южной Африке.
по статье В. Беляковой.
Source: www.southafrica.narod.ru
Тумановы - трудная судьба семьи.
ТАЙНА ЮЖНОАФРИКАНСКИХ КНЯЖОНБолее полувека покров тайны окружал происхождение и судьбу трёх ярких и экстравагантных русских эмигранток. В 1951 г. в Южную Африку приехали Ольга Туманова и её дочери Евгения и Александра. Они заявили, что принадлежат к знаменитому княжескому роду, и на юге Африки не было никого, кто бы мог в этом усомниться. Сёстры рассказывали, что принадлежали к княжескому роду, что до революции они жили в Москве во дворце, имели поместье в Крыму, их отец был генералом. Иногда они даже добавляли, что он был губернатором. Тумановы не раскрывали имён своих родителей, упоминая только, что их мать была светской львицей, а отец близко знал царя. В провинциальной, буржуазной Южной Африке они сразу же стали знамениты. Пресса писала о княжнах царской крови, которым в Москве принадлежал дворец, а в Крыму - обширное поместье. Сначала о Тумановых заботилась армянская община, а потом они стали членами русского эмигрантского общества.Но это была сказка, еще одна сказка о Золушке. Так было легче жить, даже не жить, а выживать.
Их отец, Баграт Туманов, родился в Баку(1870г.) в крестьянской семье и имел звание капитана. Это означает, что его родители были крестьянами, а сам Баграт, став капитаном, получил личное дворянство, без права передачи по наследству. Соответственно, его дети именовались "почётными гражданами". Таким образом, будучи всего лишь "почётными гражданами", сёстры "произвели себя" в княжны, стали светскими львицами.
Долгое время на все вопросы о своем происхождении Тумановы отвечали уклончиво и предпочитали рассказывать о шикарных балах, на которых они, якобы присутствовали, о любовниках и безвозвратно ушедшей молодости.Они вообще не любили рассказывать о себе больше, чем хотели сказать.
Потом ,внезапно, они перестали давать интервью и заявили, что больше ничего не помнят, а особенно даты и имена, даже девичью фамилию своей матери. Теперь на все вопросы у них был один ответ: "Какая теперь разница?!... Это было так давно".
Но больше они не называли себя княжнами.
На самом же деле их судьба была трагична. Тумановы рассказали, что их мать родилась на юге России в простой семье. Их отца-военного, который, конечно не был ни губернатором, ни генералом, убили красные в начале 1920 года, и Тумановы-мать Ольга, дочери Елена, Евгения, Александра и сын Иосиф(покончивший в дальнейшем жизнь самоубийством) бежали в Константинополь после прихода к власти красных, а оттуда - в Европу. Они жили в Берлине, Марселе, Париже и, позднее, а Неаполе.
Они выросли в бедности, оказавшись в константинопольском лагере для беженцев, прожили жизнь, полную трудностей и испытаний, танцевали перед зрителями Северной Африки и Ближнего Востока.
Они демонстрировали десятки больших фотографий, на которых они были изображены в костюмах танцовщиц: они зарабатывали себе на жизнь танцами, а их мать была швеей. Их мать-беженка должна была прокормить трёх дочерей и сына и устроить их, как она могла - или умела. Приходилось много терпеть, стойко переносить все трудности, чтобы выжить. У этой семьи не было времени наслаждаться радостями жизни. В раннем детстве детям пришлось начать работать под руководством своей целеустремлённой матери, которая стала их первым менеджером.
Александра брала уроки балета у Преображенской, как и большинство девочек из русских эмигрантских семей. Старшая сестра, талантливая пианистка, которая брала уроки в Берлинской консерватории и мечтала о карьере профессионального музыканта, играла в кинотеатрах перед началом сеансов, а её младшие сестрёнки танцевали перед зрителями. Потом они работали в мюзик-холлах.
Когда они жили в Париже, их мать работала у армянского портного и сшила дочерям костюмы. В прессе появились статьи о том, что русские княжны вынуждены работать танцовщицами - так родился миф.
Елена Туманова вышла замуж и оставила своих двух сестёр, которым приходилось всё время гастролировать. Они выступали вместе с танцевальными труппами в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Испании, Италии, Египте, Сирии, Палестине, Турции. Конечно, особенно в 1920-30-х гг. девушкам из Европы было тяжело ездить с гастролями по Северной Африке и арабским странам. Тумановы рассказывали, что они даже танцевали перед Хайле Селассие, последеним императором Эфиопии, и это похоже на правду.
С возрастом их ноги стали уже не такими стройными, как в юности, и Тумановы теперь танцевали в длинных юбках. Так начался "испанский" этап в их карьере. Русские "княжны" стали дуэтом "Альба и Сандра". Во время второй мировой войны вместе с матерью сёстры перебрались в Италию, где скрывались в доме своего поклонника, который кормил их, несмотря на дефицит продуктов в итальянских городах в то время.
Александра вышла замуж за итальянца Мальоне, который, по её словам, приходился родственником одному из ватиканских кардиналов. После войны они переехали в Южную Африку. Хотя Тумановы приехали в ЮАС почти без средств, вскоре они достигли удивительных успехов в бизнесе. Сёстры стали торговать косметикой и средствами по уходу за кожей. На первых порах через свою старшую сестру Лолу (Елену), одно время содержавшую в Тунисе салон красоты, они импортировали французскую косметику. Но для южноафриканского рынка эти товары оказались слишком дорогими. Позднее, с помощью своего поклонника, Александра Туманова узнала "тайные" французские формулы, обучилась в Египте искуству приготовления косметических кремов и закупила необходимое оборудование. И сёстры занялись производством кремов на дому, сутками смешивая кремы на кухне в своей квартире. Их продукция хорошо раскупалась, и дела у Тумановых пошли в гору.
Кремы были названы "Александра де Туманофф", а товарный знак украшала царская корона. Разумеется, такая марка не могла понравиться фирме "Александра де Маркофф", основанной русской аристократкой и производящей роскошную, дорогую парижскую косметику, которая тогда также продавалась в Южной Африке. Местные дистрибьюторы "Александры де Маркофф" подали на предприимчивых сестёр в суд, требуя запретить продажу кремов Тумановых в магазинах. Стороны заключили мировое соглашение, причём сёстры Тумановы
получили 30 000 фунтов, огромную по тем временам сумму, и были вынуждены изъять свою продукцию из магазинов. Им также пришлось изменить свою марку. Теперь их кремы украшала надпись "Александра Туманова", чтобы их косметику нельзя было спутать с товарами от "Александры де Маркофф".
Поскольку Тумановы отныне не имели права реализовывать свою продукцию через магазины, они переключились на "прямые продажи": ходили по домам, предлагая свои товары, или устраивали специальные демонстрации кремов. Отступные, полученные от фирмы "Александра де Маркофф", позволили сёстрам сохранить финансовую незавиcимость, и в течение 20 лет, вплоть до 1980-х гг. их бизнес процветал. Затем они добровольно ушли с рынка после того, как Южноафриканское бюро стандартов потребовало от них раскрыть рецепт приготовления кремов. Тумановы предпочли закрыть свою фирму, чем выдать свой секрет.
В июле 2002 г. умерла последняя из сестёр, Александра Туманова. Она скончалась в больнице Ханс Стрейдом и ей было около 94 лет. Точный её возраст установить сложно, поскольку и у Александры, как и у Ольги и Евгении, в документах была исправлена дата рождения. Такая практика была весьма распространённой среди русских эмигрантов, оказавшихся в лагерях для беженцев после революции и гражданской войны. И как все женщины, Тумановы всегда скрывали свой истинный возраст.
Такова история еще одной бакинской семьи: они выросли в бедности, оказавшись в константинопольском лагере для беженцев, прожили жизнь, полную трудностей и испытаний, танцевали перед зрителями Северной Африки и Ближнего Востока, создали свою косметическую "империю", а уже в преклонном возрасте стали почётными покровителями южноафриканского Общества защиты животных. Сёстры завещали в пользу животных большую часть своих богатств, добытых в Южной Африке.
по статье В. Беляковой.
Source: www.southafrica.narod.ru