руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
21:00
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Деканозов Владимир Георгиевич - партийный и государственный деятель

Деканозов Владимир Георгиевич родился в 1898 году в Баку в семье контролера нефтяного управления. Окончил 1-ю Тифлисскую гимназию, учился на медицинском факультете Бакинского университета.
В 1918г. участвовал в подпольной работе в Баку, в 1919 работал в Министерстве здравоохранения Азербайджана, а затем в нефтяных компаниях. В 1920 - 1921 годах - начальник специального отряда 20-й дивизии 11-й армии РККА. В июне 1921 переведен в органы ВЧК уполномоченным отдела по борьбе с бандитизмом Азербайджанской ЧК. Здесь он сблизился с Л.П. Берией и впоследствии постоянно пользовался его покровительством.
С 1921г. занимал руководящие должности в Азербайджанской. Грузинской и Закавказской ЧК.
В 1931 - 1938 годах находился на ответственной партийной и государственной работе в ГрузССР.
После назначения Берии наркомом внутренних дел СССР в ноябре 1938 вызван им в Москву и 2.12.1938 назначен начальником 3-го (контрразведка) и 5-го (разведка) отделов Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, а 17.12.1938 стал также и зам. нач. ГУГБ, ближайшим пом. Берии по чистке аппарата НКВД от выдвиженцев Н.И. Ежова. Руководил чистками в армии, и так уже ослабленной арестами 1937-38гг.
4.5.1939г. Деканозов покинул органы и переведен зам. наркома в Наркомат иностранных дел СССР, где как раз изменился внешнеполитический курс в пользу союза с Германией и эскалации планов захвата Прибалтики.
С 1939 кандидат в члены, в 1941-52 член ЦК ВКП(б).
Комиссар госбезопасности 3-го ранга.
Летом 1940г. направлен в присоединенную к СССР Литву, где развернул кампанию арестов "антисоветских элементов".
В ноябре 1940г., оставаясь зам. наркома, назначен на важнейший пост полпреда в Германии.
Участник секретных переговоров Молотова с Риббентропом в Берлине в декабре 1940 г. Деканозов — один из свидетелей «измены века» .

Утром 21 июня 1941 г. Деканозов получил шифровку из Москвы. Ему предписывалось срочно добиться аудиенции у И. Риббентропа, чтобы представить германскому правительству устную ноту с выражением протеста против все растущего числа полетов немецкой авиации над советской территорией. Предполагалось, что Деканозову удастся вовлечь Риббентропа в разговор об общем состоянии советско-германских отношений, об очевидном их ухудшении, о слухах о войне, и о возможности избежать столкновения. Деканозов должен был заверить Риббентропа, что Москва готова на переговоры, чтобы улучшить ситуацию. Однако в тот день аудиенции у Риббентропа добиться не удалось. Судя по всему, Деканозов не очень переживал по этому поводу. Настроение в советском посольстве было безмятежным. Согласно показаниям сотрудника госбезопасности И. Ахмедова (остался на Западе. — Сост.), назначенного в посольство в мае, Деканозов в субботу получил донесение от агента, в котором говорилось, что в воскресенье начнется война. Но он сказал своим сотрудникам, что не нужно придавать этому значения и можно ехать в воскресенье на пикник (Даллин Д. Советский шпионаж. Нью-Хейвен, 1955. С. 134; Солсбери Г. 900 дней: осада Ленинграда. Нью-Йорк, 1973. С. 39).

22 июня 1941 г. в четыре часа утра Деканозов и первый советник посольства В. Бережков были вызваны в здание МИД на Вильгельм-штрассе, где Риббентроп официально заявил им, что «враждебная по отношению к Германии позиция Советского правительства и серьезная угроза, которую Германия видит на германской восточной границе в результате развертывания русской армии, вынудили империю принять контрмеры». Позиция Германии была обоснована в ноте, которую Риббентроп вручил Деканозову.
По возвращении в СССР из Германии он тем не менее сохранил свой пост, а 14.6.1943 получил даже ранг чрезвычайного и полномочного посла.
С октября 1941 г. Деканозов, являясь заместителем наркома иностранных дел Молотова, фактически возглавлял несколько отделов. В его ведении находились Иран, Турция, Афганистан, Монголия, Китай и Синьцзян, 3) а также страны-союзницы Германии. Кроме того, он курировал финансы, включая валютный бюджет Наркоминдела, кадры и консульские дела.
До 1947 года - заместитель министра иностранных дел. Падение Деканозова произошло после войны. Он соблазнил девушку, оказавшуюся дочерью высокопоставленного деятеля, вхожего к его шефу Молотову. Но на этот раз Сталин не вступился за своего протеже. Деканозов получил партийное взыскание и был уволен из Наркоминдела. Однако ему как «номенклатурщику» не дали упасть: он получил пост заместителя председателя Радиокомитета.
Сразу же после смерти Сталина Берия назначил его председателем КГБ Грузии. затем работал в Комитете по радиовещанию при СМ СССР. В 1953 году - министр внутренних дел ГрузССР.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Трудового Красного Знамени ГрузССР, медалями, нагрудным знаком "Почетный чекист".
После падения Берии 30.6.1953 арестован. Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР 23.12.1953 приговорен к смертной казни. Расстрелян.
Не реабилитирован.



© neighbour

Source: www.svr.gov/rubook/hrono/biograf/dekanozov.html
loading загрузка

Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu