Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Иосиф Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им.Николая Первого в 1891 году многообещающего молодого специалиста направляют в нефтяную столицу - город Баку - для возведения православного собора Александра Невского.
На важную стройку того времени ожидали приезда самого императора Александра III. Император приехал на церемонию закладки первого камня. Очевидцы рассказывают, что Александр III бросил на камень горсть золотых монет - "на счастье". Участвовали в этой церемонии и бакинские миллионеры, которые активно финансировали строительство первого в Баку православного святилища.
Молодой архитектор Иосиф Гославский работал не покладая рук, чтобы выполнить ответственное поручение по строительству монументального собора. Автором проекта был учитель Гославского академик Р.Марфельд. Впрочем, как считает азербайджанский архитектор, член-корр. Академии наук, президент Международной академии архитектуры стран Востока Шамиль Фигаров-Фатуллаев, творческий труд, вложенный в строительство собора Гославским, дает право и его считать автором проекта. Марфельд высылает из Петербурга лишь схему нового собора, без каких-либо чертежей. Все остальное возлагается на Гославского. Он фактически один сделает то, что сейчас у нас делает целый коллектив специалистов. Он не просто возглавляет стройку, но готовит рабочие и другие чертежи, проектируя по ходу, решает все вопросы - вплоть до настила полов и обстановки интерьера.
Гославский был не просто архитектором в своих творениях, но художником, и даже скульптором. В архивах, по словам Фигарова-Фатуллаева, сохранились чертежи, сделанные его рукой, которые напоминают блестяще выполненную графику. Строительство собора завершится, когда Александра III уже не будет в живых. Собор, как и заказывал император, получился величественным и грандиозным. Купола его были крыты чистым золотом, и весь он сиял и светился. Собор расположился в самом центре города. "Гызыл кился" можно было видеть из любой точки столицы. А звон колоколов был слышен во всех уголках Баку. Для большей величавости и в то же время мягкости и приятности для слуха в бронзу колоколов были добавлены серебро и золото. В связи с этим, как пишет в своих трудах Манаф Сулейманов, провели специальный сбор пожертвований в виде золотых и серебряных изделий. Женщины приносили браслеты, кольца и домашнюю утварь, мужчины - ножны кинжалов, сабель, тякбенд и т.д.
Cобор был главной достопримечательностью города, и ни одно здание не должно было строиться выше этого святилища. В книге Манафа Сулейманова "Дни минувшие" отмечается, что по куполам "Гызыл кился" капитаны подплывавших к Бакинскому порту кораблей сверяли свои курсы.
В 30-е годы прошлого века собор был разрушен. Разрушали его, как рассказывают старожилы, целый год. Высокопрочные стены собора поддавались с трудом. Величественное монументальное творение архитектора не хотело умирать...
Союз двоих: Тагиев и Гославский
Через год после столь многообещающего начала профессиональной деятельности, молодого архитектора Иосифа Гославского назначают главным архитектором города Баку. На этой должности он пробудет до конца своей жизни, т.е. в течение 12 лет.
Много своих замечательных замыслов воплотит он в жизнь за эти годы. Среди них - дворец Гаджи Зейналабдина Тагиева - ныне Музей истории Азербайджана, здание первой женской мусульманской школы - ныне Рукописный фонд Национальной академии наук, комплекс зданий Михайловской (Азизбековской) больницы, здания Технического училища (бывший пр. Ленина, д.20) и Технического общества (ул.Низами, д.115).
В эти годы нефтяного бума, можно сказать, создавался облик города Баку, который благодаря Гославскому и прекрасной школе архитекторов, создававших свои шедевры в Баку, соединял в себе европейскую архитектурную школу и элементы восточного зодчества. Через Гославского в те годы проходили все крупные проекты архитектурных домов, которые сегодня так украшают Баку.
Большая личная дружба Гославского с известным нефтяным магнатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым позволяла архитектору создавать смелые проекты, без страха за "цену" их реализации. Почти все его проекты были заказаны этим бакинским меценатом. Среди них следует назвать особняк Г.З.Тагиева на ул. Гоголя - одно из лучших его строительств, дачный комплекс в Мардакане, комплекс промышленных и административных зданий текстильной фабрики в Зыхе. По заказу Тагиева Гославский реконструировал также Тагиевский театр, построенный в 1883 году.
Старожил Баку Ариф Шахбазов назвал еще несколько домов, построенных по проектам Гославского: школа садоводства в Мардакане, здание из красного кирпича на ул. Воронцовской (Азизбекова), 13.
Шамиль Фигаров-Фатуллаев приводит и другие авторские здания Гославского, в том числе жилые: дом Теймурбека Ашурбекова на ул. Гоголя, 28 (1904), Меликовых на Азизбекова,19 (1895г.), дома на улицах Коммунистической (ныне Истиглалийят) N25 и 27 (1892 и 1893 гг), Корганова, 21 (1899), Мамедалиева, д.1 (1893), Малыгина, Островского.
Бакинские виллы начались с мардаканской виллы Муртузы Мухтарова. Но последующие бакинские виллы будут более "торжественными". На песках Абшерона строить большие дома было нелегко. И от Гославского требовалось мужество решиться на такое строительство. Для вилл стали на баржах привозить землю.
Необыкновенно талантливый И.Гославский был в то же время крайне болезненным и хрупким. Судьба была к нему неблагосклонна. У него развилась скоротечная чахотка, и он прекрасно понимал, что времени у него мало. Несмотря на болезнь, он продолжал напряженно работать. Тагиев его опекал, создавал возможность для лечения за границей. Гославский работал круглые сутки, чтобы успеть реализовать свои замыслы. Возможно, именно этим объясняются частые отсылки семьи в Польшу. Он опасался за их здоровье и одновременно освобождал себя от семейных пут, ведь для серьезной работы нужны были и большие жертвы. Старшие дети его так навсегда и остались в Польше. К слову, по инициативе посольства Польши в Азербайджане в их стране ведутся поиски родственников Иосифа Гославского, и небезрезультатно. Скорее всего о семье Гославских, которые внесли немалый вклад в развитие Азербайджана, нужно писать отдельно, поскольку это интересная и обширная тема, и в рамках одной статьи сложно реализуема.
Венцом творения Гославского становится здание Городской бакинской думы, известное позже как Баксовет, и где ныне располагается исполнительная власть города. Оно по праву считается лучшим административным зданием Баку. Неповторимая архитектура этого здания придает романтический шарм официальной части города. Закладка его началась в мае 1900 года на Николаевской улице, как она тогда называлась (позже Коммунистическая, а ныне проспект Истиглалийят). Здание строилось 4 года, и власти не скупились на его строительство, выделив 400 тысяч царских рублей. Но Гославскому не суждено было увидеть лучшее свое творение: в возрасте 38 лет он умирает от тяжелой болезни легких.
Кавказский Растрелли
Бакинского архитектора Гославского называли "кавказским Растрелли". Но не за сходство стилей с великим зодчим, а за большой авторитет в архитектуре, который Иосиф Гославский успел за короткий срок завоевать, что подтверждают старожилы города. В действительности с Растрелли у Гославского есть много общего, не ограничивающегося лишь известностью в архитектуре. Феноменальное творчество архитектора еще ждет своего исследователя. Впрочем, хотелось бы привести собственные соображения. Растрелли, всего себя без остатка отдававший своему делу, основывался в работе на принципах классицизма, как и Гославский. Он умело мог объединять много стилей, приемов и форм, что приводило к появлению новых направлений и развитию искусства в камне. Это было свойственно и Гославскому. Монументальность зданий Растрелли умело сочетал с романтизмом и пластичностью, что тоже свойственно архитектуре Гославского. Поиски нового стиля, несущего национальные оттенки, приводили к открытиям, например, известно "русское барокко" Растрелли (Санкт-Петербург, где он создал многие свои шедевры, кстати, обязан своим архитектурным обликом этому великому зодчему). Гославский, создавая свои монументы в восточной стране, также находил новые выражения своих идей, с применением восточных стилевых решений. Как и Растрелли, который все создавал сам: лепнину, орнаменты паркета, оконные решетки, вплоть до светильников и дверных ручек, Гославский, как было отмечено выше, тоже до мелочей брал на себя все решения в проектном здании.
Гославский - поэт в архитектуре, считает Фигаров-Фатуллаев. А здание Рукописного фонда архитектор назвал "поэмой". Этим зданием Гославского, по его мнению, знаменуется начало нового национально-романтического направления в истории архитектуры Баку. Оно построено сдержанно, с тактом, но с объемной пластикой, создающей эффект поющих камней. Кстати, многие эмигранты-бакинцы, приезжая в Баку, в первую очередь стремятся на улицу Истиглалийят, которая стала символом нашего города. Здесь и Баксовет, и Исмаиллия (здание президиума Академии наук), и монолит, и виден величественной скульптуры Музей им. Низами, и филармония.
Кинорежиссер Зия Шихлинский услышал в искусстве Гославского и музыку. В 1998 году на студии "Азанфильм" Шихлинский снял документальный фильм об архитектурных зданиях Иосифа Гославского под названием "Возвращение Шопена". Зоркий глаз кинорежиссера подметил, что архитектура Гославского своим торжественным романтизмом, возвышенной пластикой, в то же время непретенциозностью вызывает ассоциации с музыкой гениального польского композитора Фредерика Шопена. Фильм сопровождается музыкой 13-го этюда композитора.
Говорят, в творениях архитекторов живут их души. Если в этом есть доля правды, то душа Иосифа Гославского жива. Помнить Иосифа Гославского - одного из лучших представителей бакинской интеллигенции, отдавшего свою короткую, но достойную человека жизнь нашему городу, его красоте и благополучию, - долг каждого бакинца, любящего свой город, свою столицу.
С.ГЕЙДАРОВА "ПОЭМА В КАМНЕ" АРХИТЕКТОРА ГОСЛАВСКОГО
Нижеприведенный список наглядно демонстрирует, какие здания построил Иосиф (Юзеф) Викентьевич Гославский в Баку:
- Трехэтажный жилой дом Меликова на ул. Воронцовской (ныне Сафарли, 19), 1895-97 гг.;
- Дворец Тагиева на ул. Горчаковской (ныне Тагиева, 4), 1893-1902 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 5), 1894-95 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 7), 1893-95 гг.;
- Двухэтажный жилой дом Тагиева на ул. Почтовой (ныне Тагизаде, 70), 1893-95 гг.;
- Вилла Тагиева в селе Мардакяны на Апшероне, 1893-95гг.;
- Текстильная фабрика Тагиева в селении Зых на Апшероне, 1896-99 гг.;
- Здание Бакинского отделения Императорского технического общества на ул. Торговой (ныне Низами), 1898-99 гг.;
- Здание Бакинского технического училища на ул. Станиславского (ныне Азадлыг, 20), 1898-99 гг.;
- Здание женской Мусульманской школы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 8), 1898-1901 гг.;
- Здание театра Тагиева на ул. Меркурьевской (ныне пр. Азербайджана, 8), 1899-1900-1904 гг., совместно с Павлом Когновицким.
- Здание бакинской городской Думы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 4), 1900-1904 гг.;
Гославский Иосиф Викентьевич- архитектор
1865 - 1904Иосиф Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им.Николая Первого в 1891 году многообещающего молодого специалиста направляют в нефтяную столицу - город Баку - для возведения православного собора Александра Невского.
На важную стройку того времени ожидали приезда самого императора Александра III. Император приехал на церемонию закладки первого камня. Очевидцы рассказывают, что Александр III бросил на камень горсть золотых монет - "на счастье". Участвовали в этой церемонии и бакинские миллионеры, которые активно финансировали строительство первого в Баку православного святилища.
Молодой архитектор Иосиф Гославский работал не покладая рук, чтобы выполнить ответственное поручение по строительству монументального собора. Автором проекта был учитель Гославского академик Р.Марфельд. Впрочем, как считает азербайджанский архитектор, член-корр. Академии наук, президент Международной академии архитектуры стран Востока Шамиль Фигаров-Фатуллаев, творческий труд, вложенный в строительство собора Гославским, дает право и его считать автором проекта. Марфельд высылает из Петербурга лишь схему нового собора, без каких-либо чертежей. Все остальное возлагается на Гославского. Он фактически один сделает то, что сейчас у нас делает целый коллектив специалистов. Он не просто возглавляет стройку, но готовит рабочие и другие чертежи, проектируя по ходу, решает все вопросы - вплоть до настила полов и обстановки интерьера.
Гославский был не просто архитектором в своих творениях, но художником, и даже скульптором. В архивах, по словам Фигарова-Фатуллаева, сохранились чертежи, сделанные его рукой, которые напоминают блестяще выполненную графику. Строительство собора завершится, когда Александра III уже не будет в живых. Собор, как и заказывал император, получился величественным и грандиозным. Купола его были крыты чистым золотом, и весь он сиял и светился. Собор расположился в самом центре города. "Гызыл кился" можно было видеть из любой точки столицы. А звон колоколов был слышен во всех уголках Баку. Для большей величавости и в то же время мягкости и приятности для слуха в бронзу колоколов были добавлены серебро и золото. В связи с этим, как пишет в своих трудах Манаф Сулейманов, провели специальный сбор пожертвований в виде золотых и серебряных изделий. Женщины приносили браслеты, кольца и домашнюю утварь, мужчины - ножны кинжалов, сабель, тякбенд и т.д.
Cобор был главной достопримечательностью города, и ни одно здание не должно было строиться выше этого святилища. В книге Манафа Сулейманова "Дни минувшие" отмечается, что по куполам "Гызыл кился" капитаны подплывавших к Бакинскому порту кораблей сверяли свои курсы.
В 30-е годы прошлого века собор был разрушен. Разрушали его, как рассказывают старожилы, целый год. Высокопрочные стены собора поддавались с трудом. Величественное монументальное творение архитектора не хотело умирать...
Союз двоих: Тагиев и Гославский
Через год после столь многообещающего начала профессиональной деятельности, молодого архитектора Иосифа Гославского назначают главным архитектором города Баку. На этой должности он пробудет до конца своей жизни, т.е. в течение 12 лет.
Много своих замечательных замыслов воплотит он в жизнь за эти годы. Среди них - дворец Гаджи Зейналабдина Тагиева - ныне Музей истории Азербайджана, здание первой женской мусульманской школы - ныне Рукописный фонд Национальной академии наук, комплекс зданий Михайловской (Азизбековской) больницы, здания Технического училища (бывший пр. Ленина, д.20) и Технического общества (ул.Низами, д.115).
В эти годы нефтяного бума, можно сказать, создавался облик города Баку, который благодаря Гославскому и прекрасной школе архитекторов, создававших свои шедевры в Баку, соединял в себе европейскую архитектурную школу и элементы восточного зодчества. Через Гославского в те годы проходили все крупные проекты архитектурных домов, которые сегодня так украшают Баку.
Большая личная дружба Гославского с известным нефтяным магнатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым позволяла архитектору создавать смелые проекты, без страха за "цену" их реализации. Почти все его проекты были заказаны этим бакинским меценатом. Среди них следует назвать особняк Г.З.Тагиева на ул. Гоголя - одно из лучших его строительств, дачный комплекс в Мардакане, комплекс промышленных и административных зданий текстильной фабрики в Зыхе. По заказу Тагиева Гославский реконструировал также Тагиевский театр, построенный в 1883 году.
Старожил Баку Ариф Шахбазов назвал еще несколько домов, построенных по проектам Гославского: школа садоводства в Мардакане, здание из красного кирпича на ул. Воронцовской (Азизбекова), 13.
Шамиль Фигаров-Фатуллаев приводит и другие авторские здания Гославского, в том числе жилые: дом Теймурбека Ашурбекова на ул. Гоголя, 28 (1904), Меликовых на Азизбекова,19 (1895г.), дома на улицах Коммунистической (ныне Истиглалийят) N25 и 27 (1892 и 1893 гг), Корганова, 21 (1899), Мамедалиева, д.1 (1893), Малыгина, Островского.
Бакинские виллы начались с мардаканской виллы Муртузы Мухтарова. Но последующие бакинские виллы будут более "торжественными". На песках Абшерона строить большие дома было нелегко. И от Гославского требовалось мужество решиться на такое строительство. Для вилл стали на баржах привозить землю.
Необыкновенно талантливый И.Гославский был в то же время крайне болезненным и хрупким. Судьба была к нему неблагосклонна. У него развилась скоротечная чахотка, и он прекрасно понимал, что времени у него мало. Несмотря на болезнь, он продолжал напряженно работать. Тагиев его опекал, создавал возможность для лечения за границей. Гославский работал круглые сутки, чтобы успеть реализовать свои замыслы. Возможно, именно этим объясняются частые отсылки семьи в Польшу. Он опасался за их здоровье и одновременно освобождал себя от семейных пут, ведь для серьезной работы нужны были и большие жертвы. Старшие дети его так навсегда и остались в Польше. К слову, по инициативе посольства Польши в Азербайджане в их стране ведутся поиски родственников Иосифа Гославского, и небезрезультатно. Скорее всего о семье Гославских, которые внесли немалый вклад в развитие Азербайджана, нужно писать отдельно, поскольку это интересная и обширная тема, и в рамках одной статьи сложно реализуема.
Венцом творения Гославского становится здание Городской бакинской думы, известное позже как Баксовет, и где ныне располагается исполнительная власть города. Оно по праву считается лучшим административным зданием Баку. Неповторимая архитектура этого здания придает романтический шарм официальной части города. Закладка его началась в мае 1900 года на Николаевской улице, как она тогда называлась (позже Коммунистическая, а ныне проспект Истиглалийят). Здание строилось 4 года, и власти не скупились на его строительство, выделив 400 тысяч царских рублей. Но Гославскому не суждено было увидеть лучшее свое творение: в возрасте 38 лет он умирает от тяжелой болезни легких.
Кавказский Растрелли
Бакинского архитектора Гославского называли "кавказским Растрелли". Но не за сходство стилей с великим зодчим, а за большой авторитет в архитектуре, который Иосиф Гославский успел за короткий срок завоевать, что подтверждают старожилы города. В действительности с Растрелли у Гославского есть много общего, не ограничивающегося лишь известностью в архитектуре. Феноменальное творчество архитектора еще ждет своего исследователя. Впрочем, хотелось бы привести собственные соображения. Растрелли, всего себя без остатка отдававший своему делу, основывался в работе на принципах классицизма, как и Гославский. Он умело мог объединять много стилей, приемов и форм, что приводило к появлению новых направлений и развитию искусства в камне. Это было свойственно и Гославскому. Монументальность зданий Растрелли умело сочетал с романтизмом и пластичностью, что тоже свойственно архитектуре Гославского. Поиски нового стиля, несущего национальные оттенки, приводили к открытиям, например, известно "русское барокко" Растрелли (Санкт-Петербург, где он создал многие свои шедевры, кстати, обязан своим архитектурным обликом этому великому зодчему). Гославский, создавая свои монументы в восточной стране, также находил новые выражения своих идей, с применением восточных стилевых решений. Как и Растрелли, который все создавал сам: лепнину, орнаменты паркета, оконные решетки, вплоть до светильников и дверных ручек, Гославский, как было отмечено выше, тоже до мелочей брал на себя все решения в проектном здании.
Гославский - поэт в архитектуре, считает Фигаров-Фатуллаев. А здание Рукописного фонда архитектор назвал "поэмой". Этим зданием Гославского, по его мнению, знаменуется начало нового национально-романтического направления в истории архитектуры Баку. Оно построено сдержанно, с тактом, но с объемной пластикой, создающей эффект поющих камней. Кстати, многие эмигранты-бакинцы, приезжая в Баку, в первую очередь стремятся на улицу Истиглалийят, которая стала символом нашего города. Здесь и Баксовет, и Исмаиллия (здание президиума Академии наук), и монолит, и виден величественной скульптуры Музей им. Низами, и филармония.
Кинорежиссер Зия Шихлинский услышал в искусстве Гославского и музыку. В 1998 году на студии "Азанфильм" Шихлинский снял документальный фильм об архитектурных зданиях Иосифа Гославского под названием "Возвращение Шопена". Зоркий глаз кинорежиссера подметил, что архитектура Гославского своим торжественным романтизмом, возвышенной пластикой, в то же время непретенциозностью вызывает ассоциации с музыкой гениального польского композитора Фредерика Шопена. Фильм сопровождается музыкой 13-го этюда композитора.
Говорят, в творениях архитекторов живут их души. Если в этом есть доля правды, то душа Иосифа Гославского жива. Помнить Иосифа Гославского - одного из лучших представителей бакинской интеллигенции, отдавшего свою короткую, но достойную человека жизнь нашему городу, его красоте и благополучию, - долг каждого бакинца, любящего свой город, свою столицу.
С.ГЕЙДАРОВА "ПОЭМА В КАМНЕ" АРХИТЕКТОРА ГОСЛАВСКОГО
Нижеприведенный список наглядно демонстрирует, какие здания построил Иосиф (Юзеф) Викентьевич Гославский в Баку:
- Трехэтажный жилой дом Меликова на ул. Воронцовской (ныне Сафарли, 19), 1895-97 гг.;
- Дворец Тагиева на ул. Горчаковской (ныне Тагиева, 4), 1893-1902 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 5), 1894-95 гг.;
- Трехэтажный жилой дом на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 7), 1893-95 гг.;
- Двухэтажный жилой дом Тагиева на ул. Почтовой (ныне Тагизаде, 70), 1893-95 гг.;
- Вилла Тагиева в селе Мардакяны на Апшероне, 1893-95гг.;
- Текстильная фабрика Тагиева в селении Зых на Апшероне, 1896-99 гг.;
- Здание Бакинского отделения Императорского технического общества на ул. Торговой (ныне Низами), 1898-99 гг.;
- Здание Бакинского технического училища на ул. Станиславского (ныне Азадлыг, 20), 1898-99 гг.;
- Здание женской Мусульманской школы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 8), 1898-1901 гг.;
- Здание театра Тагиева на ул. Меркурьевской (ныне пр. Азербайджана, 8), 1899-1900-1904 гг., совместно с Павлом Когновицким.
- Здание бакинской городской Думы на ул. Николаевской (ныне Истиглалият, 4), 1900-1904 гг.;
Сайт: | http://www.echo-az.com/archive/2004_03/796/istoriya01.shtml |
загрузка