руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
20:53
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Деляков Яков Делякович (Каша Ягуб) - миссионер-баптист, создатель групп христиан-баптистов

1829 - 1898

Яков Делякович Деляков (его настоящее имя – Каша Ягуб) был по национальности ассириянином.
По сведениям Я. И. Жидкова, он родился в Урмии, Персия (современный Иран).
После окончания Библейской школы "Муди" Яков Деляков попал в Россию.

Он долгое время трудился книгоношей Библейского общества в Закавказье – Баку, Елизаветполе, Тифлисе и Владикавказе.

Миссия книгонош по сути была общехристианской, и они осознавали её таковой. Объективно они подготавливали почву для духовного оживления в различных Церквах и в обществе.
“Я думал и глубоко верил в то время, что если все люди будут с сознанием и верой читать Евангелие, то скоро всё человечество, весь мир и вся природа переродятся и не будет уже на свете ни рабов, ни господ, ни насильников, ни изуверов, ни суеверов; не будет ни скорби, ни страданий, ни слёз, а все люди станут братьями и детьми одного Отца Бога”, — писал книгоноша Иван Старинин.
Конечно, не все его сподвижники разделяли такой наивно-детский взгляд на будущее человечества, но, как бы то ни было, источником вдохновения для книгонош служили евангельские идеалы.

Среди русских книгонош было немало ярких личностей.

В начале 1880 г. к ним присоединился странствующий христианский проповедник из Сирии Георг Деляко, известный больше как Яков Деляков. Этот человек пришёл в Россию из Сирии пешком через Турцию и Кавказ.
На вопрос, что же подвигло его на такой марафон, Деляков отвечал, что слышал: в России много хлеба, много скота, много железных дорог, но мало Святого Духа.
У Якова была лишь холщовая сумка с Новым Заветом, и ни копейки денег. Хлеб ему давали добрые люди, воду он брал из водоёмов, спал в поле, в ночлежных домах, в полицейских участках.
Яков считал, что Бог призвал его к пророческому служению. И бедных, и богатых он призывал к справедливости и нестяжательству.
“Если бы сейчас Христос пошёл странником и говорил, что богатство — тлен, то изнеженные в роскоши, избалованные в богатстве и лени употребили бы весь свой ум и власть, чтобы упрятать Его подальше...” — проповедовал пришелец-книгоноша.
Так же, как и Форхгаммер, Деляков отдал жизнь России. Его хорошо знали в центральных губерниях, в Поволжье, Закавказье. Жители, оставляя спешные работы, вёрст за двадцать бежали навстречу, чтобы получить от него духовные наставления и христианские книги.


В 1867 году в Тифлисе Деляков вступил в контакт с верующими, вышедшими из православия.
Деляков познакомил бывшего молоканина Н. И. Воронина с баптистом М. К. Кальвейтом, который преподал ему крещение по вере.

Возникновение баптизма на Кавказе в молоканской среде началось в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. в Шемахинском и Ленкоранском уездах Закавказья. Весьма показательно, что евангельское (или баптистское) движение в Закавказье среди молокан и на юге Украины среди немцев-колонистов началось одновременно, и совершенно независимо друг от друга. При этом штундисты новопиетистского направления шли к полноте понимания евангельского учения о спасении от признания оправдания верою, необходимости покаяния, обращения и возрождения, к признанию необходимости водного крещения по вере. В среде, так называемых, "водных" молокан к пониманию вопроса крещения пришли раньше признания необходимости покаяния, обращения, возрождения и понимания вопроса оправдания верою независимо от дел.

Учением "водных" молокан был увлечен в 60-х гг. способный юноша молоканин из Тифлиса Никита Исаевич Воронин (1840-1905). Вскоре он заметил неполноту учения "водных" молокан. Изучая Библию, Н.И. Воронин пришел к сознанию своей греховности и пережил "покаяние" и "возрождение". После этого он стал искать, как и через кого он мог бы креститься в воде через погружение. В это время в Тифлисе был проездом на родину (в Персию) Яков Деляков, с которым Н.И. Воронину довелось встретиться. В беседе выяснилось сходство в понимании ими вопросов покаяния, обращения, возрождения, но вопрос крещения Я. Делякову длительное время не вполне был понятен: он был в то время по вероисповеданию пресвитерианином, признававшим детское крещение в младенчестве. Позже он поменяет свое понимание крещения и станет баптистом, но в тот момент он не смог по своим убеждениям свершить обряд крещения над Н.И. Ворониным.

Я. Деляков знал о жившем тогда в Тифлисе баптисте Мартине Карловиче Кальвейте (1833-1918), который родился в лютеранской семье. В 1858 г. Кальвейт пережил возрождение и принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губернии (Литва). С 1863 г. он жил с семьей в Тифлисе. Деляков просит баптиста Кальвейта крестить Воронина. М.К. Кальвейт входил в небольшую баптистскую общину в Тифлисе, которая состояла из 15 немцев. Они жили обособленно и никак не соприкасались с русскими. Русские на Кавказе даже не знали такое понятие, как "баптист", потому что маленькая немецкая община никакую агитационно-миссионерскую работу не вела.

20 августа 1867 г. ночью на реке Куре Мартин Кальвейт совершает обряд водного крещения над русским молоканином Никитой Исаевичем Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма.


Наряду с раздачей книг Священного Писания Я. Деляков распространял и свои убеждения; в то время он, будучи пресвитерианином, был убежден в необходимости крещения младенцев.
Во время поездок по Нижней Волге Я. Д. Деляков попал в деревню Дубовку, расположенную выше Царицына, где встретил вдову-христианку Анну Васильевну Жидкову и связал с ней свою судьбу.
У Анны Васильевны в то время уже был взрослый сын Иван Иванович Жидков, который стал помогать Я. Д. Делякову в его деле.
В начале восьмидесятых годов они вместе распространяли духовную литературу, издаваемую В. А. Пашковым в Петербурге.
Я. Д. Деляков являлся участником первого объединенного съезда представителей евангельских течений, проходившего в 1884 году в Петербурге.
Со временем Я. Д. Деляков изменил свои взгляды на крещение младенцев.
В 1886 году он принял святое водное крещение и принялся создавать группы христиан-баптистов во многих городах и селениях России.

Когда Я. Д. Деляков подвергся преследованию царского правительства, председатель Союза баптистов Д. И. Мазаев посоветовал ему изменить род деятельности.
В 1889 году Деляков поселился в Благовещенске.
Благословенным был труд Якова Делякова и Михаила Чечеткина, отправившихся в Амурскую область. Они проповедовали Евангелие среди молокан Благовещенска. К 1892 году образовалась община, появились группы и общины в окрестностях Благовещенска.

В 1895 году он руководил хорошо организованной общиной баптистов.

Брат Я. Д. Деляков закончил свой земной путь в Благовещенске, похоронен в селе Гильчине Амурской области.




© TBS

Source: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/Article/sin_osbapt.php http://oni-proshli.ru/?q=node/4 http://www.slavicbaptist.org/history1.html
loading загрузка

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski