Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Ага Гаджи Гасым бек - четвертый сын Ага Гаджи Мансур-хан бека и брат Ага Гусейн бека, Мешади Мелик бека, Мешади Сулейман бека и Ага Гасан бека.
В его биографии есть интересные факты, доказывающие причастность рода Мансуровых к ханскому роду и роль этого рода в истории Бакинского ханства.
Гаджи Гасым-бек приходился зятем последнему бакинскому правителю Гусейн Гулу хану, который во многом благодаря усилиям Гаджи Гасым-бека и других беков - представителей местной знати, был провозглашен бакинским ханом. Кстати, этот факт подтверждает Аббас-Гулу-ага Бакиханов в своей книге «Гюлистан-и Ирам».
Именно Ага Гаджи Гасым бек впервые в мире начал добычу нефти со дна моря.
Согласно документам и научным публикациям, именно он в 1803 г. (по другим сведениям - в 1798 г.) соорудил два нефтяных колодца в Каспийском море на расстоянии 18 и 30 м от берега на Биби-Эйбатской бухте. Колодцы были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок. Нефть добывали из них на протяжении многих лет.
Существование первого морского промысла прекратилось в 1825 г., когда сильный шторм на Каспии разрушил колодцы, в результате они были разбиты и затоплены.
В реферате российских ученых «Зарождение науки о разработке нефтяных месторождений», авторы отмечают, что в 1847-1848 гг., когда в том же Биби-Эйбате, на берегу Каспийского моря, бурилась первая в мире нефтяная скважина, там уже были 25 колодцев, которые давали нефть. Разумеется, они также принадлежали Гаджи Гасым беку Мансурбекову.
По природе своей Ага Гаджи Гасым бек унаследовал от отца Гаджи Мансур-хан бека такие черты характера, как щедрость, благородство, добродетель, оказание помощи бедным. До сих пор в Баку сохранились построенные им здания. Одно из них известно в народе как «Гасым бей хамамы» (Баня Гасым бека) в Крепости – Ичери шэхере.
Еще один яркий пример, подтверждающий добродетельность Ага Гаджи Гасым бека, описан Аббас-Гулу-ага Бакихановым в книге «Гюлистан-и Ирам».
Так, на территории нынешней мечети Таза-пир раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского), проживавшего в XIV в.
Это место больше известно в народе под названием «Халифе дамы». Народ почитал это место священным и называл его пиром. Абу-Саид Абдул Бакуйи - дервиш известный благотворительством и гостеприимством, жил возле Баку. Он не отказывал в гостеприимстве и помощи бедным. Из грамот многих государей видно, что доходы с нефтяного колодца, хлебопахотных мест Шубаны и после его смерти тратились на гостеприимство и содержание служителей при его гробнице. С течением времени - по разным обстоятельствам, мечеть и приемные кельи были разрушены, а могила и его келья засыпаны землей.
По словам историка, в 1213 (1817) г. Гаджи Гасым-бек, сын Мансур-хана - бакинского бека, открыл могилу и келью дервиша, полностью восстановил мечеть Абу-Саида.
Гаджи Гасым бек, как истинный мусульманин и человек состоятельный, восстановил мечеть на собственные средства. Это говорит о гуманности Гаджи Гасым бека, спустя столетия вернувшего народу древнее культовое сооружение.
Однако, внимательно читая «Гюлистан-и Ирам», один факт вызвал сомнения среди историков и других читателей.
Так, составляя комментарии к книге «Гюлистан-и Ирам» при участии и помощи профессора В. Г. Гаджиева, академик Зия Буниятов допустил неточность. В комментариях к этому изданию, ученый, ссылаясь на монографию «Государство ширваншахов» профессора Сары Ашурбейли, утверждает, что якобы «в 1817 г. гробница дервиша Абу-Саида и его завия были восстановлены бакинкой Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой - теткой Сары Ашурбейли».
Попытаемся расставить все точки над «i».
Мы точно знаем дату смерти Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой – 1912 г. Но есть несколько версий относительно ее возраста.
По одной из них, Набат-ханум прожила 90 лет - т. е. родилась в 1822 г. Однако мечеть и келья Абу-Саида отреставрированы в 1817 г. - т. е. за 5 лет до ее рождения. Здесь даты не сходятся по хронологии.
Согласно другой версии, она умерла в возрасте 117 лет. При таком раскладе выходит так, что Набат-ханум родилась в 1795 г. и в возрасте 110 лет начала строить мечеть Таза-пир.
Напрашивается резонный вопрос, на каких правах 22-летняя девушка в 1817 г. изъявила желание сделать такое богоугодное дело –реставрацию святой гробницы и кельи. Не надо забывать, что, не только в начале XIX века, но даже спустя и 100 лет, это считалось сугубо мужским делом. В то время женщины на Востоке, даже жены богатых людей, не обладали такими правами.
23 июля 1905 г. по проекту архитектора Зивербека Ахмедбекова Таза-пир начали строить на месте мечети Абу-Саида, находившейся в то время среди одно - и двухэтажных домов.
В таком преклонном возрасте Набат-ханум никак не могла бы самостоятельно принимать решения. Скорее всего, родня – вероятнее, сын, решили увековечить ее имя, построив Таза-пир.
Но насколько верно решение о сносе древнего пира и постройке на этом святом месте собственной соборной мечети?
Фактически после строительства Таза-пира, автоматически из истории выпадает имя самого Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского). Разумеется, исчезают его гробница, келья и мечеть, их след простыл навечно.
На их месте появляются новые имена – мечеть Таза-пир и Набат-ханум Ашурбейли-Рзаева. К сожалению, даже сегодня служители Таза-пира не знают, что здесь раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского); не знают, что, это место несколько столетий было священным – пиром, народ называл его «Халифе дамы».
Напрашивается логический вопрос: зачем Ашурбековым надо было связать имя Набат-ханум с реставрацией мечети, кельи и гробницы Абу-Саида в 1817 г., если они заранее знали, что она в то время еще даже и не родилась и когда-нибудь этот факт обязательно раскроется. Не кажется ли все это фальсификацией истории…
Скорее всего, построив на этом участке мечеть Таза пир, семья Ашурбейли хотела привязать свой род к святой земле и как бы приравнять себя к лику святых. К счастью, в истории сохранилось имя человека, который еще в XIV веке основал на этом месте пир и мечеть. Это - дервиш Абу-Саид Абдул Бакуйи (Бакинский).
Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как человек обеспеченный, вполне мог бы снести пир Абу-Саида и построить на его месте собственную мечеть, назвав ее своим именем и увековечив себя в истории. Но он этого не сделал!
Как человек порядочный и глубоко верующий, он даже и не задумывался об этом. Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как истинный, правоверный мусульманин, как дворянин, принадлежащий к древнему роду, не мог себе этого позволить.
Несмотря на утверждения З. Буньятова и С. Ашурбейли по фальсификации действительности, имя Гаджи Гасым бека Мансурбекова и его доброе дело запечатлены в книге «Гюлистан-и-Ирем» Аббасгулу ага Бакиханова
Source: Эльдар Мансуров. "Мансуровы. История рода." Баку, 2006
Мансурбеков Ага Гаджи Гасым бек Гаджи Мансур-хан бек оглы - владелец первых морских нефтяных скважин мира
1768 - 1835Ага Гаджи Гасым бек - четвертый сын Ага Гаджи Мансур-хан бека и брат Ага Гусейн бека, Мешади Мелик бека, Мешади Сулейман бека и Ага Гасан бека.
В его биографии есть интересные факты, доказывающие причастность рода Мансуровых к ханскому роду и роль этого рода в истории Бакинского ханства.
Гаджи Гасым-бек приходился зятем последнему бакинскому правителю Гусейн Гулу хану, который во многом благодаря усилиям Гаджи Гасым-бека и других беков - представителей местной знати, был провозглашен бакинским ханом. Кстати, этот факт подтверждает Аббас-Гулу-ага Бакиханов в своей книге «Гюлистан-и Ирам».
Именно Ага Гаджи Гасым бек впервые в мире начал добычу нефти со дна моря.
Согласно документам и научным публикациям, именно он в 1803 г. (по другим сведениям - в 1798 г.) соорудил два нефтяных колодца в Каспийском море на расстоянии 18 и 30 м от берега на Биби-Эйбатской бухте. Колодцы были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок. Нефть добывали из них на протяжении многих лет.
Существование первого морского промысла прекратилось в 1825 г., когда сильный шторм на Каспии разрушил колодцы, в результате они были разбиты и затоплены.
В реферате российских ученых «Зарождение науки о разработке нефтяных месторождений», авторы отмечают, что в 1847-1848 гг., когда в том же Биби-Эйбате, на берегу Каспийского моря, бурилась первая в мире нефтяная скважина, там уже были 25 колодцев, которые давали нефть. Разумеется, они также принадлежали Гаджи Гасым беку Мансурбекову.
По природе своей Ага Гаджи Гасым бек унаследовал от отца Гаджи Мансур-хан бека такие черты характера, как щедрость, благородство, добродетель, оказание помощи бедным. До сих пор в Баку сохранились построенные им здания. Одно из них известно в народе как «Гасым бей хамамы» (Баня Гасым бека) в Крепости – Ичери шэхере.
Еще один яркий пример, подтверждающий добродетельность Ага Гаджи Гасым бека, описан Аббас-Гулу-ага Бакихановым в книге «Гюлистан-и Ирам».
Так, на территории нынешней мечети Таза-пир раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского), проживавшего в XIV в.
Это место больше известно в народе под названием «Халифе дамы». Народ почитал это место священным и называл его пиром. Абу-Саид Абдул Бакуйи - дервиш известный благотворительством и гостеприимством, жил возле Баку. Он не отказывал в гостеприимстве и помощи бедным. Из грамот многих государей видно, что доходы с нефтяного колодца, хлебопахотных мест Шубаны и после его смерти тратились на гостеприимство и содержание служителей при его гробнице. С течением времени - по разным обстоятельствам, мечеть и приемные кельи были разрушены, а могила и его келья засыпаны землей.
По словам историка, в 1213 (1817) г. Гаджи Гасым-бек, сын Мансур-хана - бакинского бека, открыл могилу и келью дервиша, полностью восстановил мечеть Абу-Саида.
Гаджи Гасым бек, как истинный мусульманин и человек состоятельный, восстановил мечеть на собственные средства. Это говорит о гуманности Гаджи Гасым бека, спустя столетия вернувшего народу древнее культовое сооружение.
Однако, внимательно читая «Гюлистан-и Ирам», один факт вызвал сомнения среди историков и других читателей.
Так, составляя комментарии к книге «Гюлистан-и Ирам» при участии и помощи профессора В. Г. Гаджиева, академик Зия Буниятов допустил неточность. В комментариях к этому изданию, ученый, ссылаясь на монографию «Государство ширваншахов» профессора Сары Ашурбейли, утверждает, что якобы «в 1817 г. гробница дервиша Абу-Саида и его завия были восстановлены бакинкой Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой - теткой Сары Ашурбейли».
Попытаемся расставить все точки над «i».
Мы точно знаем дату смерти Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой – 1912 г. Но есть несколько версий относительно ее возраста.
По одной из них, Набат-ханум прожила 90 лет - т. е. родилась в 1822 г. Однако мечеть и келья Абу-Саида отреставрированы в 1817 г. - т. е. за 5 лет до ее рождения. Здесь даты не сходятся по хронологии.
Согласно другой версии, она умерла в возрасте 117 лет. При таком раскладе выходит так, что Набат-ханум родилась в 1795 г. и в возрасте 110 лет начала строить мечеть Таза-пир.
Напрашивается резонный вопрос, на каких правах 22-летняя девушка в 1817 г. изъявила желание сделать такое богоугодное дело –реставрацию святой гробницы и кельи. Не надо забывать, что, не только в начале XIX века, но даже спустя и 100 лет, это считалось сугубо мужским делом. В то время женщины на Востоке, даже жены богатых людей, не обладали такими правами.
23 июля 1905 г. по проекту архитектора Зивербека Ахмедбекова Таза-пир начали строить на месте мечети Абу-Саида, находившейся в то время среди одно - и двухэтажных домов.
В таком преклонном возрасте Набат-ханум никак не могла бы самостоятельно принимать решения. Скорее всего, родня – вероятнее, сын, решили увековечить ее имя, построив Таза-пир.
Но насколько верно решение о сносе древнего пира и постройке на этом святом месте собственной соборной мечети?
Фактически после строительства Таза-пира, автоматически из истории выпадает имя самого Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского). Разумеется, исчезают его гробница, келья и мечеть, их след простыл навечно.
На их месте появляются новые имена – мечеть Таза-пир и Набат-ханум Ашурбейли-Рзаева. К сожалению, даже сегодня служители Таза-пира не знают, что здесь раньше находились могила и келья дервиша Абу-Саида Абдула Бакуйи (Бакинского); не знают, что, это место несколько столетий было священным – пиром, народ называл его «Халифе дамы».
Напрашивается логический вопрос: зачем Ашурбековым надо было связать имя Набат-ханум с реставрацией мечети, кельи и гробницы Абу-Саида в 1817 г., если они заранее знали, что она в то время еще даже и не родилась и когда-нибудь этот факт обязательно раскроется. Не кажется ли все это фальсификацией истории…
Скорее всего, построив на этом участке мечеть Таза пир, семья Ашурбейли хотела привязать свой род к святой земле и как бы приравнять себя к лику святых. К счастью, в истории сохранилось имя человека, который еще в XIV веке основал на этом месте пир и мечеть. Это - дервиш Абу-Саид Абдул Бакуйи (Бакинский).
Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как человек обеспеченный, вполне мог бы снести пир Абу-Саида и построить на его месте собственную мечеть, назвав ее своим именем и увековечив себя в истории. Но он этого не сделал!
Как человек порядочный и глубоко верующий, он даже и не задумывался об этом. Гаджи Гасым бек Мансурбеков, как истинный, правоверный мусульманин, как дворянин, принадлежащий к древнему роду, не мог себе этого позволить.
Несмотря на утверждения З. Буньятова и С. Ашурбейли по фальсификации действительности, имя Гаджи Гасым бека Мансурбекова и его доброе дело запечатлены в книге «Гюлистан-и-Ирем» Аббасгулу ага Бакиханова
Source: Эльдар Мансуров. "Мансуровы. История рода." Баку, 2006