руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
20:44
Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Гурвич Евсей Аронович - журналист

1885 - 1971

Евсей Аронович Гурвич родился в в 1885 году в Бессарабии. Как сын кантониста имел право на свободное передвижение вне черты оседлости. Образование получил в хедере (4 класса).

Русский язык выучил в 1904 году, работая наборщиком в редакции, тогда же и прочитал немало книг, расширив свое образование. После учебы в хедере сошелся с большевиками и по их поручению оставался после работы в типографии, где ночами набирал и печатал листовки. Член партии большевиков с 1904 г.

После разгрома революции 1905 года бежал от еврейских погромов в Одессу. Добирался пешком, на поездах, всеми путями. Был пойман мужиками и едва не избит до смерти как возможный еврей, но отрицал, что еврей, перекрестился, выпил самогона и заел куском свиного сала, не дрогнув.

В Одессе Гурвич наладил контакт с большевиками и был проведен зайцем на корабль, отходивший в Грецию. В море его обнаружили и в наказание отправили работать в кочегарку. В Греции он был высажен на берег. Ходил на греческих судах матросом-кочегаром, выучил разговорный греческий. В одно из плаваний остался в Марселе. Связался с местными коммунистами и был устроен матросом на судно под французским флагом. Ходил в море на разных судах чернорабочим, выучил французский язык. В одно из плаваний остался в Александрии, чтобы оттуда пробраться в Палестину, бывшую в эти годы турецкой провинцией. Местный еврей в Александрии (или Каире) познакомил Гурвича с перешедшим в ислам евреем, скрывающим свое еврейство. Тот взял Гурвича в караван, идущий с паломниками в Мекку для совершения хаджа, а на обратном пути проходящим через Палестину. Мекка - закрытый для немусульман город, и иноверец, схваченный в Мекке, обычно подвергался казни. Караванщик научил Гурвича нескольким фразам на арабском: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его» и «Я дал обет молчания». По совету караванщика Гурвич не разговаривал, а сам караванщик объяснял, что Гурвич, совершивший какие-то страшные грехи, дал обет молчания до тех пор, пока не завершится его хадж в Мекку. Из Мекки караван шел назад уже с другими людьми, и Гурвич чувствовал себя увереннее.

С 1907 по 1914 г.г. Гурвич живет в Палестине. Он владеет русским, идишем, ивритом, французским, греческим, однако работает на стройках в Тель Авиве, Ришон-ле-Ционе, Петах Тикве, в кибуцах. По воспоминаниям Гурвича, жизнь в Палестине в те годы была суровой и особого восторга в нем не вызвала.
В 1914 году с началом 1-ой мировой войны турки изгоняют из Палестины всех, имеющих русское гражданство, и Гурвич возвращается в Россию.

В Павлодаре он женился на Анне Яковлевне Козловичер, работал наборщиком в типографии и, разумеется, выполнял партийные задания большевиков. Ближе к 1917 г перебирается в Москву. Там он познакомился со Шверником, встречался с Лениным. После Октябрьской революции работал в газете «Правда».

В 1918 был делегатом съезда, на котором решался вопрос о брестском мире. Гурвич поддержал Троцкого, о чем не рассказывал никому до самой смерти Сталина.
Работая в редакции "Правды", познакомился с Д. Бедным, с Б. Пильняком.
Пильняк, уловивший новые опасные веяния, посоветовал Гурвичу уехать из Москвы куда-нибудь в провинцию.

В1923 году Гурвич переехал в Баку с женой и детьми. После работы в "Правде" он легко устраивается в «Бакинский рабочий» корреспондентом. Пишет статьи, фельетоны о тюрчанках, сбрасывающих чадру, об интернационале нефтяников, книги о революции. Старательно скрывает свои «хождения по мукам» вне России.
С 1924 года руководит кружком рабочих писателей и поэтов при газете «Бакинский рабочий». Разумеется, дружит с редактором Чагиным, знакомится с Есениным.

ВОВ застает в Москве, где идет добровольцем в народное ополчение. Отряд разбит, Гурвич тяжело ранен, комиссован по состоянию здоровья и по возрасту.
Два его сына призваны в начале войны на фронт из Баку.
Гурвич возвращается в Баку и работает в "Бакинском рабочем".
1952 – два его сына, Арон и Владимир Гурвич, биологи, уволены с работы по «делу врачей». Обращение Гурвича к старому знакомому Швернику не помогает, но после смерти Сталина и оправдания врачей оба сына восстановлены на работе.
Гурвич работает в «Бакинском рабочем» до пенсии, пишет мемуары о революции.

Умер в 1971г. Похоронен в Аллее почетного захоронения в Баку.




© demokrat
loading загрузка

Спорт
Евро 2024
© Jarreau