руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
20:01
Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Сахновский Василий Григорьевич - русский режиссер, театровед, педагог

1.3.1886 - 26.2.1945

Народный артист РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939).

Родился 17 февраля (1 марта) 1886 на станции Дорогобуж Александровской (ныне Белорусской) дороги в семье инженера-путейца. В 1904 окончил гимназию в Москве, три года учился на философском факультете Фрейбургского университета (Германия), после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910).
В студенческие годы читал лекции по литературе для рабочих на Пречистенских курсах, в Пушкинской аудитории и других местах. После окончания университета вел специальные курсы по театру и русскому искусству в Дорогомиловском и Чистопрудном отделениях Общества Народных Университетов.
С 1914 по 1920 — педагог Университета А.Л.Шанявского (история русского театра, история драмы, задачи современного театра). Публиковал рецензии в газетах «Русские ведомости» и «Утро России» (с 1907), в журналах «Студия» (1911-1912) и «Маски» (1912-1914) на спектакли Художественного театра, театра Незлобина, статьи исторического и проблемного характера (о народных потехах в Москве 18 в., о приемах театральной критики). Выпустил книгу рассказов "Захолустье" (1915).

Знакомство в редакции журнала «Студия» с режиссером Ф.Ф.Комиссаржевским направило интересы молодого ученого-театроведа к режиссуре. В 1912 Сахновский начал работу в его студии (с 1914 — Театр им. В.Ф.Комиссаржевской) в качестве лектора, но вскоре перешел к постановочной практике.

В 1918, собрав актеров ряда московских театров, Сахновский сделал решительный шаг от камерности и студийности в сторону большой сцены.

В 1919 Сахновский создает Государственный показательный театр, где заведовал художественной частью и работал режиссером. В труппе состояли А.Кторов, В.Массалитинова, М.Блюменталь-Тамарина и другие.

В сезон 1919-1920 театр, продолжая поиск героического начала и синтетической зрелищности, выпускает спектакли, тяготеющие к экспрессионизму.

Во время гастролей Показательного театра летом 1920 на Кавказском фронте Сахновский задержался в Баку на сезон 1920-1921 годов, репетировал "Алхимика" Б.Джонсона и "Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому.

Показательный театр тем временем был ликвидирован 17 октября 1920г.

По возвращении в Москву Сахновский был назначен А.В.Луначарским главой Московского драматического театра, чья труппа была составлена преимущественно из актеров бывшего Показательного театра. Театр быстро распался. Сахновский начал режиссировать в театре Комедии (бывшем театре Корша) и во вновь возникшем в 1924 по его инициативе Театре им. В.Ф.Комиссаржевской.
Театру им. В.Ф.Комиссаржевской также не было суждено долгого существования (в сезон 1925-1926 он распался). Сахновский взялся ставить фильм в Госкино и спектакль "Шейлок" (по "Венецианскому купцу" Шекспира) в Государственном Еврейском Белорусском театре, продолжая одновременно репетировать "Вишневый сад" А.П.Чехова у себя на квартире с ядром труппы распавшегося театра им. В.Ф.Комиссаржевской.

Весною 1926 Сахновский принял приглашение вступить в труппу МХАТа в качестве режиссера. По мнению П.А.Маркова, «МХАТ стал его главной радостью и главным мучением».

В разные годы Сахновскому довелось работать с такими художниками, как И.М.Рабинович, В.В.Дмитриев, Н.П.Крымов, Г.Б.Якулов, П.В.Кузнецов, Ю.П.Анненков и др.

С 1932 Сахновский являлся заместителем директора МХАТа по художественной части, с 1937 — заведующим его художественной частью, с 1940 — заместителем художественного руководителя МХАТа, с 1943 — членом художественно-режиссерской коллегии театра и художественным руководителем созданной при нем Школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко.
Сосредоточенный на режиссерской и административной деятельности, он, однако, не оставлял трудов в области театроведения, воплотившихся в ряде монографий, посвященных Художественному театру, крепостным усадебным театрам, драматургии А.Н.Островского, теоретическим размышлениям о режиссуре.

Немало сил и времени Сахновский уделял преподаванию: в 1926 руководил группой молодых режиссеров и художников при ГАХН; с 1933 возглавлял режиссерский факультет ГИТИСа, где собрал и объединил ведущих московских режиссеров (среди них А.Д.Попов, Ю.А.Завадский, И.Н.Берсенев, И.Я.Судаков, Н.В.Петров, Б.Е.Захава, Горчаков); участвовал в создании Школы-студии МХАТ.

Творчество Сахновского было весьма разносторонне; в его архиве остались план написания истории русской и советской режиссуры, черновики книг по методике преподавания режиссуры и актерского мастерства, книги Эстетические основы искусства МХТ и монографии об актере Л.М.Леонидове.

В первый год войны Сахновский был арестован с мотивировкой, что его отказ от эвакуации в силу болезни связан с желанием дождаться гитлеровцев. Вызволил его Немирович-Данченко, написавший 18 декабря 1942 письмо И.В.Сталину, и Сахновский был незамедлительно освобожден.

Умер Сахновский в Москве 26 февраля 1945.
 
Сайт: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/6/1009185.htm


Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks