Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Народная артистка Азерб. ССР (1961).
С 1933г. занималась в студии при Бакинском русском театре, с того же года играла на сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского рус. театра.
Афет Ислам "Зеркало" № 144, суббота, 9 августа 2008
"Лица людей среднего и старшего поколения бакинцев при одном только упоминании имени этой женщины начинают светлеть, мысли их уносятся в далекое, столь желанное прошлое, улыбка не сходит с уст.
Вера Карловна Ширье... Эта великая актриса и человек огромной души излучала столько доброго света, сердечности и человеколюбия, что иного
к себе отношения, кроме как глубокой, восторженной любви и уважения, она не вызывала. А ее голос чарующей красоты тут же западал в душу,
стоило раз его услышать, и уже никогда не стирался из памяти...
Истоки
Вера Карловна Ширье, народная артистка Азербайджана, всенародная любимица и кумир многих поколений...
Ее отец, Карл Петрович Шире (так в действительности звучит эта французская фамилия), латыш по национальности, погиб в первой мировой войне так и не увидев свою дочь.
А воспитывалась она в азербайджанской семье своего отчима Мирзы Саттарова, который любил Веру как свою родную дочь. Потом у нее
появилась сестра Лейла. Девочки были неразлучны и пронесли через всю жизнь огромную любовь друг к другу.
Лейла ханум Тагизаде - первая в стране женщина - депутат Верховного Совета, заслуженный врач. Первым советчиком, другом, критиком и опорой в жизни Веры всегда была ее сестра Лейла.
Вера Карловна часто признавалась, что ее путь в театр был проложен отчимом, т.к. он участвовал в самодеятельном театре и всегда брал ее
с собой на репетиции.
Он обладал хорошим голосом, его знал сам Бюльбюль, семья часто посещала оперные спектакли. Вера Карловна совсем юной начала работать в Бакинском рабочем театре - так раньше назывался Русский драматический театр им. С Вургуна.
Она часто выступала на предприятиях, в воинских частях и это помогало в творчестве. Быть в гуще жизни, среди людей - этого жаждала ее неугомонная душа, а природная доброта и редчайшей красоты тембр голоса сразу же располагали к ней самых разных людей.
Война
Годы второй мировой войны Вера Карловна помнила очень хорошо, потому что исколесила всю Европу (за исключением столицы Германии -туда
она не успела попасть) и Союз в составе концертной фронтовой бригады артистов. Прошла шесть фронтов!..
Читала стихи солдатам, поднимая им дух и вселяя уверенность в победе, а после концерта солдаты садились писать письма домой и отдавали их Вере Карловне, чтобы она сама опустила заветные треугольники в почтовый ящик.
Письма бакинцев она собственноручно разносила по домам, каждое в отдельности. Для земляков она всегда читала на азербайджанском языке, которым владела отлично.
Был даже такой случай, когда она принесла письмо солдата, а в доме
уже справляли поминки, т.е. траурная весть дошла быстрее, чем письмо, написанное самим бойцом. Тем не менее, ей были очень рады...
Иосип Броз Тито, знавший ее во время войны, предлагал ей остаться в Югославии и возглавить дом офицеров в Белграде.
Вера Карловна участвовала в концерте победы в Москве от нашей республики. Все, что связано с войной, она помнила особенно четко: война отняла у нее любимого человека, после смерти которого она не смогла никого полюбить и предпочла преданное одиночество до конца жизни.
Но рядом всегда были родные по духу люди, семья ее сестры была ее семьей, дети и внуки сестры были детьми и внуками Веры Карловны, которая возилась с ними и занималась их развитием с не меньшим пылом и ответственностью.
Эта женщина была удивительно цельной и основательной во всем: как в
личной жизни, так и в работе, - малейший компромис был для нее недопустим."
Театр
На сцене она, по ее собственному признанию, мало играла кокеток, жеманных красавиц, всегда - решительных комсомолок, борцов за правду, обвинителей. собственный сильный характер требовал сильные образы и высокие горизонты, до котрых хотелось дотянуться.
Великим искусством перевоплощения Вера Карловна владела мастерски, однако, надо признать, что ее перевоплощение было настолько живым и неподдельным, настолько полным и эмоциональным, что для зрителей не оставалось никаких сомнений в том, что актриса не играет роль, а живет вместе с нею.
На сцене она всегда была искренней, не допускающей ни малейшей фальши, она была достоверно правдива, потому что минуты и часы, проведенные на сцене, были ее звездными минутами и часами. Только тогда на нее нисходило Божье озарение, и только так можно объяснить гигантскую силу воздействия ее искусства на людей.
За долгую сценическую жизнь Вера Ширье сыграла около двухсот ролей, создав множество ярких, разнообразных характеров. Но, несомненно, вершиной художественных достижений актрисы является роль Елизаветы в "Марии Стюарт" с ее мучительной, внутренней борьбой.
Когда театр повез этот спектакль на гастроли в Москву, в то время во МХАТе также играли этот спектакль с Ангелиной Степановой в главной роли. Это был своего рода дерзкий вызов столичным актерам и режиссерам.
Талант Веры Ширье произвел огромное впечатление на московскую публику, а сама А.Степанова, посмотрев спектакль, обронила: "Что ж, у вас теперь есть своя Елизавета".
В порядке творческих обменов А.Степанову пригласили в Баку играть этот спектакль. Она долго отказывалась, но потом согласилась.
Когда ее провожали, Вера Карловна подарила ей на память полный набор духов "Красная Москва", очень модных в то время. На коробке она написала: "Ее Величеству Королеве Английской от королевы Бакинской".
Вера Карловна была убеждена в том, что если есть в человеке человечность и доброта, значит, он состоялся. И именно такими она хочет видеть своих героинь. Особенность Ширье - актрисы в том, что она сама режиссирует свои роли, отрабатывая каждый штрих, каждый нюанс.
На сцене она полностью раскрепощается, удачно используя импровизацию, новшества, неожиданные для режиссера, - и все это делает образ ярче и содержательней. Ей было подвластно все! Это была не просто талантливая актриса, это была личность огромного масштаба.
"Ана вя почтальон"
Говоря о творчестве актрисы, нельзя не упомянуть об исполнении ею легендарного стихотворения С.Рустама. Вера Карловна рассказывала, как однажды на телевидении, когда она озвучивала текст за кадром, Сулейман Рустам, сидевший рядом пододвинул к ней листок, на котором было написано стихотворение "Ана вя почтальон". Она испугалась, но он строго посмотрел на нее, чтобы она прочитала его.
Как она тогда волновалась, это только один Бог знал! С тех пор она была единственной и непревзойденной чтицей этой проникновенной поэмы на азербайджанском языке.
Ее божественный голос невозможно было слушать без слез, без содрогания. На улице и в транспорте все узнавали ее и говорили: "А-а, ана вя почтальон?".
Это стихотворение принесло ей поистине всенародную любовь и добрую память. Очень многие были единодушны в том, что если бы Вера Ширье ничего в искусстве и не сделала бы, то один только образ Матери позволил бы ей оставаться в памяти народа навсегда.
"Здесь духа мощного господство"
У великой актрисы все стены и книжные полки в квартире были увешаны фотографиями родных и близких людей. Вера Карловна всегда признавалась, что не может хранить фотографии близких людей в альбомах, хочет видеть эти лица всегда - и утром, и вечером, а не от случая к случаю.
Она вела очень скромный образ жизни, не любила яркие наряды, новые платья.
Для нее было важным то, что было у нее внутри, то, чем жила ее душа и что давало ей силы.
Эта женщина жила не мирскими заботами, а духовно наполненной жизнью, это был человек возвышенный, человек, как говорят, от Бога.
Даже на свой юбилей актриса взяла костюм из театра: разве платье могло быть красивее того, что пылало у нее в груди и поднимало до небес!
Такой человек не мог не жить творчеством, у нее самой было много стихов и рассказов, которые она и не думала публиковать, потому что писала для души.
Это была глубоко порядочная и честная женщина с безупречной
репутацией и высочайшей внутренней культурой.
А сколько добра она делала для людей, будучи депутатом Верховного Совета!..
Встреча с президентом
Когда Вере Карловне исполнилось 85 лет, наш покойный президент Гейдар Алиев, бывший горячим поклонником ее творчества. позвонил и поздравил ее по телефону, а затем вручил ей орден "Истиглал" за заслуги в развитии театрального искусства, назвав ее величайшей актрисой всех времен.
Актриса ответила в благодарность своими стихами, которые до слез тронули Гейдара Алиева:
И когда умру я
И если исчезнет могила моя
Навсегда я в тебе и с тобою,
Азербайджан, земля и родина моя!
Веру Ширье приглашали московские и другие театры, но она считала себя коренной бакинкой и азербайджанкой, и никуда не хотела уезжать.
Душа
Рассказывают, что в тот день, когда Вера Ширье находилась между жизнью и смертью, в театре шла репетиция. И вдруг откуда ни возьмись, в зал влетел голубь. Никто так и не понял, каким образом он влетел в помещение.
Голубь то взлетал, то опускался, он бился то о сцену, то о стены, метался в поисках выхода, но никак не мог найти его.
В конце концов кому-то удалось поймать птицу и вынести на воздух. Не прошло и нескольких минут, как позвонили в театр и сообщили о смерти Веры Карловны... Ни у кого не оставалось сомнений, что то была ее душа, в последний раз взошедшая на алтарь искусства.
Чем я воздать смогу?
Земле и людям я должна.
У всех, у всех в долгу
Не изменю своих путей
И в нынешнем году.
Я караван судьбы моей
Все выше поведу!
Театр был ее жизнью и судьбою... Это был мощный, драматический талант огромной силы воздействия, общение с которым было столь же упоительным, сколь и незабываемым. В сердцах благодарных зрителей остались зерна добрых чувств, посеянных высоким искусством актрисы."
*******
Роли сыгранные Верой Карловной Ширье:
Мирандолина
Маша ("Живой труп"),
Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова),
Шура ("Русские люди").
Варвара Огарнова ("Счастье" Павленко),
Меланья ("Дети солнца"),
Анна Ильинична ("Семья" Попова),
Шахрабану ха-ум ("Мусье Журден" Ахундова),
Малютина ("Персональное дело" Штейна),
пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской),
тетушка Пери ("Зачем ты живешь?" Касумова и Сеидбейли),
Тереза ("День рождения Терезы" Мдивани),
королева Елизавета ("Мария Стюарт").
Одновременно с работой в театре Ширье (с 1934) выступает как чтец (произведения сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и телевидении.
Ширье Вера Карловна - актриса
18.1.1915Народная артистка Азерб. ССР (1961).
С 1933г. занималась в студии при Бакинском русском театре, с того же года играла на сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского рус. театра.
Афет Ислам "Зеркало" № 144, суббота, 9 августа 2008
"Лица людей среднего и старшего поколения бакинцев при одном только упоминании имени этой женщины начинают светлеть, мысли их уносятся в далекое, столь желанное прошлое, улыбка не сходит с уст.
Вера Карловна Ширье... Эта великая актриса и человек огромной души излучала столько доброго света, сердечности и человеколюбия, что иного
к себе отношения, кроме как глубокой, восторженной любви и уважения, она не вызывала. А ее голос чарующей красоты тут же западал в душу,
стоило раз его услышать, и уже никогда не стирался из памяти...
Истоки
Вера Карловна Ширье, народная артистка Азербайджана, всенародная любимица и кумир многих поколений...
Ее отец, Карл Петрович Шире (так в действительности звучит эта французская фамилия), латыш по национальности, погиб в первой мировой войне так и не увидев свою дочь.
А воспитывалась она в азербайджанской семье своего отчима Мирзы Саттарова, который любил Веру как свою родную дочь. Потом у нее
появилась сестра Лейла. Девочки были неразлучны и пронесли через всю жизнь огромную любовь друг к другу.
Лейла ханум Тагизаде - первая в стране женщина - депутат Верховного Совета, заслуженный врач. Первым советчиком, другом, критиком и опорой в жизни Веры всегда была ее сестра Лейла.
Вера Карловна часто признавалась, что ее путь в театр был проложен отчимом, т.к. он участвовал в самодеятельном театре и всегда брал ее
с собой на репетиции.
Он обладал хорошим голосом, его знал сам Бюльбюль, семья часто посещала оперные спектакли. Вера Карловна совсем юной начала работать в Бакинском рабочем театре - так раньше назывался Русский драматический театр им. С Вургуна.
Она часто выступала на предприятиях, в воинских частях и это помогало в творчестве. Быть в гуще жизни, среди людей - этого жаждала ее неугомонная душа, а природная доброта и редчайшей красоты тембр голоса сразу же располагали к ней самых разных людей.
Война
Годы второй мировой войны Вера Карловна помнила очень хорошо, потому что исколесила всю Европу (за исключением столицы Германии -туда
она не успела попасть) и Союз в составе концертной фронтовой бригады артистов. Прошла шесть фронтов!..
Читала стихи солдатам, поднимая им дух и вселяя уверенность в победе, а после концерта солдаты садились писать письма домой и отдавали их Вере Карловне, чтобы она сама опустила заветные треугольники в почтовый ящик.
Письма бакинцев она собственноручно разносила по домам, каждое в отдельности. Для земляков она всегда читала на азербайджанском языке, которым владела отлично.
Был даже такой случай, когда она принесла письмо солдата, а в доме
уже справляли поминки, т.е. траурная весть дошла быстрее, чем письмо, написанное самим бойцом. Тем не менее, ей были очень рады...
Иосип Броз Тито, знавший ее во время войны, предлагал ей остаться в Югославии и возглавить дом офицеров в Белграде.
Вера Карловна участвовала в концерте победы в Москве от нашей республики. Все, что связано с войной, она помнила особенно четко: война отняла у нее любимого человека, после смерти которого она не смогла никого полюбить и предпочла преданное одиночество до конца жизни.
Но рядом всегда были родные по духу люди, семья ее сестры была ее семьей, дети и внуки сестры были детьми и внуками Веры Карловны, которая возилась с ними и занималась их развитием с не меньшим пылом и ответственностью.
Эта женщина была удивительно цельной и основательной во всем: как в
личной жизни, так и в работе, - малейший компромис был для нее недопустим."
Театр
На сцене она, по ее собственному признанию, мало играла кокеток, жеманных красавиц, всегда - решительных комсомолок, борцов за правду, обвинителей. собственный сильный характер требовал сильные образы и высокие горизонты, до котрых хотелось дотянуться.
Великим искусством перевоплощения Вера Карловна владела мастерски, однако, надо признать, что ее перевоплощение было настолько живым и неподдельным, настолько полным и эмоциональным, что для зрителей не оставалось никаких сомнений в том, что актриса не играет роль, а живет вместе с нею.
На сцене она всегда была искренней, не допускающей ни малейшей фальши, она была достоверно правдива, потому что минуты и часы, проведенные на сцене, были ее звездными минутами и часами. Только тогда на нее нисходило Божье озарение, и только так можно объяснить гигантскую силу воздействия ее искусства на людей.
За долгую сценическую жизнь Вера Ширье сыграла около двухсот ролей, создав множество ярких, разнообразных характеров. Но, несомненно, вершиной художественных достижений актрисы является роль Елизаветы в "Марии Стюарт" с ее мучительной, внутренней борьбой.
Когда театр повез этот спектакль на гастроли в Москву, в то время во МХАТе также играли этот спектакль с Ангелиной Степановой в главной роли. Это был своего рода дерзкий вызов столичным актерам и режиссерам.
Талант Веры Ширье произвел огромное впечатление на московскую публику, а сама А.Степанова, посмотрев спектакль, обронила: "Что ж, у вас теперь есть своя Елизавета".
В порядке творческих обменов А.Степанову пригласили в Баку играть этот спектакль. Она долго отказывалась, но потом согласилась.
Когда ее провожали, Вера Карловна подарила ей на память полный набор духов "Красная Москва", очень модных в то время. На коробке она написала: "Ее Величеству Королеве Английской от королевы Бакинской".
Вера Карловна была убеждена в том, что если есть в человеке человечность и доброта, значит, он состоялся. И именно такими она хочет видеть своих героинь. Особенность Ширье - актрисы в том, что она сама режиссирует свои роли, отрабатывая каждый штрих, каждый нюанс.
На сцене она полностью раскрепощается, удачно используя импровизацию, новшества, неожиданные для режиссера, - и все это делает образ ярче и содержательней. Ей было подвластно все! Это была не просто талантливая актриса, это была личность огромного масштаба.
"Ана вя почтальон"
Говоря о творчестве актрисы, нельзя не упомянуть об исполнении ею легендарного стихотворения С.Рустама. Вера Карловна рассказывала, как однажды на телевидении, когда она озвучивала текст за кадром, Сулейман Рустам, сидевший рядом пододвинул к ней листок, на котором было написано стихотворение "Ана вя почтальон". Она испугалась, но он строго посмотрел на нее, чтобы она прочитала его.
Как она тогда волновалась, это только один Бог знал! С тех пор она была единственной и непревзойденной чтицей этой проникновенной поэмы на азербайджанском языке.
Ее божественный голос невозможно было слушать без слез, без содрогания. На улице и в транспорте все узнавали ее и говорили: "А-а, ана вя почтальон?".
Это стихотворение принесло ей поистине всенародную любовь и добрую память. Очень многие были единодушны в том, что если бы Вера Ширье ничего в искусстве и не сделала бы, то один только образ Матери позволил бы ей оставаться в памяти народа навсегда.
"Здесь духа мощного господство"
У великой актрисы все стены и книжные полки в квартире были увешаны фотографиями родных и близких людей. Вера Карловна всегда признавалась, что не может хранить фотографии близких людей в альбомах, хочет видеть эти лица всегда - и утром, и вечером, а не от случая к случаю.
Она вела очень скромный образ жизни, не любила яркие наряды, новые платья.
Для нее было важным то, что было у нее внутри, то, чем жила ее душа и что давало ей силы.
Эта женщина жила не мирскими заботами, а духовно наполненной жизнью, это был человек возвышенный, человек, как говорят, от Бога.
Даже на свой юбилей актриса взяла костюм из театра: разве платье могло быть красивее того, что пылало у нее в груди и поднимало до небес!
Такой человек не мог не жить творчеством, у нее самой было много стихов и рассказов, которые она и не думала публиковать, потому что писала для души.
Это была глубоко порядочная и честная женщина с безупречной
репутацией и высочайшей внутренней культурой.
А сколько добра она делала для людей, будучи депутатом Верховного Совета!..
Встреча с президентом
Когда Вере Карловне исполнилось 85 лет, наш покойный президент Гейдар Алиев, бывший горячим поклонником ее творчества. позвонил и поздравил ее по телефону, а затем вручил ей орден "Истиглал" за заслуги в развитии театрального искусства, назвав ее величайшей актрисой всех времен.
Актриса ответила в благодарность своими стихами, которые до слез тронули Гейдара Алиева:
И когда умру я
И если исчезнет могила моя
Навсегда я в тебе и с тобою,
Азербайджан, земля и родина моя!
Веру Ширье приглашали московские и другие театры, но она считала себя коренной бакинкой и азербайджанкой, и никуда не хотела уезжать.
Душа
Рассказывают, что в тот день, когда Вера Ширье находилась между жизнью и смертью, в театре шла репетиция. И вдруг откуда ни возьмись, в зал влетел голубь. Никто так и не понял, каким образом он влетел в помещение.
Голубь то взлетал, то опускался, он бился то о сцену, то о стены, метался в поисках выхода, но никак не мог найти его.
В конце концов кому-то удалось поймать птицу и вынести на воздух. Не прошло и нескольких минут, как позвонили в театр и сообщили о смерти Веры Карловны... Ни у кого не оставалось сомнений, что то была ее душа, в последний раз взошедшая на алтарь искусства.
Чем я воздать смогу?
Земле и людям я должна.
У всех, у всех в долгу
Не изменю своих путей
И в нынешнем году.
Я караван судьбы моей
Все выше поведу!
Театр был ее жизнью и судьбою... Это был мощный, драматический талант огромной силы воздействия, общение с которым было столь же упоительным, сколь и незабываемым. В сердцах благодарных зрителей остались зерна добрых чувств, посеянных высоким искусством актрисы."
*******
Роли сыгранные Верой Карловной Ширье:
Мирандолина
Маша ("Живой труп"),
Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова),
Шура ("Русские люди").
Варвара Огарнова ("Счастье" Павленко),
Меланья ("Дети солнца"),
Анна Ильинична ("Семья" Попова),
Шахрабану ха-ум ("Мусье Журден" Ахундова),
Малютина ("Персональное дело" Штейна),
пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской),
тетушка Пери ("Зачем ты живешь?" Касумова и Сеидбейли),
Тереза ("День рождения Терезы" Мдивани),
королева Елизавета ("Мария Стюарт").
Одновременно с работой в театре Ширье (с 1934) выступает как чтец (произведения сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и телевидении.
Сайт: | http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_262.php |
загрузка