Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Умер 16 декабря 1969 году в городе Баку.
Член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению истории и философии (история философии) с 4 декабря 1946 г., академик АН Азербайджанской ССР (1949 г).
Основные труды по истории античной философии, философии народов Ближнего Востока.
Александр Осипович Маковельский родился 22 июля 1884 году в городе Гродно. Здесь провела свою жизнь выдающаяся польская писательница Элиза Ожешко. Дом семьи Маковельских-Остроух находился по соседству с домом Э.Ожешко и будучи ещё ребёнком, маленький Александр часто был её гостем.
Мать Александра, Софья Остроух, скончалась от туберкулёза, когда ребёнку было всего три года. Отсутствие материнской заботы и слабое здоровье не стали помехой для гимназиста классической гимназии Маковельского. Он закончил гимназию с медалью, показав блестящие знания по всем предметам . Без сожалений он покинул отчий дом, где уже давно царила жёсткая и недоброжелательная мачеха.
Жажда знаний привела его в Казанский Университет, он поступил на историко-филологический факультет университета.
Круг научных интересов студента Маковельского был велик. Он пишет работы по психологии, педагогике, этике, логике, не говоря уже о наиболее близкой ему тематике по древнегреческой философии. Увлекает его также творчество современных ему русских писателей – А.П.Чехова и Льва Толстого. Он пищет работы, посвящённые творчеству не только этих великих писателей, но также изучает мировую литературу в подлинниках. Великолепное владение многими языками – древнегреческим, латинским, немецким, английским, французским, итальянским, польским, чешским – несомненно, во многом способствовало быстрому вхождению в суть изучаемого материала. Маковельский с присущей ему исключительной работоспособностью все время совершенствует свои познания не только в историко-филологических дисциплинах, но и в естественных и точных науках – это астрономия, биология, математические науки. Он прекрасно знал алгебру, геометрию, мог в любой момент объяснить любой сложный материал просто и доходчиво – это знали все его многочисленные ученики.
В 1904 году студент 3 курса А.Маковельский на торжественном юбилейном заседании, посвящённом 100-летию Казанского Университета был награждён золотой медалью за свой труд «Оценка новейших взглядов на драматический конфликт в трагедии Софокла «Антигона».
После окончания Университета в1907 году с дипломом первой степени решением Совета Университета Маковельский был оставлен при кафедре философии Университета для подготовки к профессорскому званию. С 1908 года Маковельский приглашается также преподавателем на Высшие женские курсы. В этом же году в его жизни происходит важное событие, которое во многом предопределяет дальнейшую судьбу начинающего учёного-философа. Александр находит свою избранницу - верного друга и спутника на всю жизнь.
Со своей будущей женой Александр знакомится в имении своего дяди - Ришарда Остроуха. Их связывает много общего, оба испытали горечь сиротства и нужды. Ванда Залевская тоже сирота, из милости взятая на попечение родственницей и, кроме того, и Ванда, и Александр - оба потомки польских повстанцев 1863 года.
Осенью 1908 года молодые люди тайно венчаются в маленькой деревенской церквушке. В 1909 году у молодой четы появляется на свет дочь Софья.
Александр продолжает работать в Университете, становится приват-доцентом, а его первая лекция на тему «Мораль Эпиктета», прошедшая с большим успехом при большом стечении слушателей, вскоре выходит в печать.
В 1913 году Маковельскому предоставляется двухгодичная научная командировка в Германию – для изучения первоисточников древнегреческой до сократовской философии те годы тоже было не так просто выехать надолго за границы государства. И здесь надо отметить, что за молодого учёного ходатайствовали уже заслужившие известность в России литераторы - это были Д. Мережковский и его супруга З.Гиппиус. В научных библиотеках Берлина и Мюнхена он изучает материалы для будущего капитального трёхтомного труда по до сократовской философии.
В Берлине Маковельский знакомится с известными философами (Оствальд, Кассирер, Эрдман, Зиммель), а также с известным математиком Динглером, автором «Основ натурфилософии». В журнале «Логос» в 1917 году А.Маковельский публикует статью об этом труде Динглера.
Внезапно начавшаяся первая мировая война застигает Маковельского в Берлине. Он становится свидетелем воинственной речи кайзера. «Я стоял в многотысячной толпе, собравшейся перед дворцом Кайзера в Берлине. Кайзер вышел на балкон, повесил свою саблю на стене дворца и заявил, что эта сабля будет висеть на этом месте до тех пор, пока немцы не истребят последнего русского. Положение моё было более чем угрожающее. Но на берлинском вокзале мне удалось узнать, что готовится обмен партии немецких граждан, находящихся на приграничной территории России на русских, находящихся на берлинском вокзале. Это была последняя мирная акция по обмену гражданами» – так рассказывал Маковельский. Ему посчастливилось попасть в эту последнюю партию обмена.
Внезапно прерванная научная работа требовала продолжения. Учёный трудится теперь в научных библиотеках Петрограда и Москвы. Уже в 1914 году выходит в свет первый том его фундаментального труда «Досократики», в 1915 году- второй том. Выход в свет этого труда стал явлением и для русской, и для всей западноевропейской науки. После выхода в печать двух томов «Досократиков» в печати появились многочисленные отзывы. Научная общественность, лучшие учёные-философы горячо приветствовали появление столь ценного труда. В своём исследовании автор выходит далеко за пределы критического обзора. Постановка вопроса и подход к характеристике философских учений А.Маковельского отличается оригинальностью и новизной». «В целом задача удалась А.Маковельскому превосходно…
В 1918 году выходит в свет его книга «Досократовская философия. Историко-критический обзор источников», а в 1919 году 3-й том «Досократиков». Надо учесть, что все это написано и опубликовано в Казани в самый разгар гражданской войны. Но учёный как и всегда, остаётся верен себе, раз и навсегда избранному пути – жизнь отдана науке.
Но это не значит, что происходящее вокруг не рождало у философа соответствующей реакции. В этом отношении примечательно, что в 1920 году в казанской газете, в расчёте на массового читателя, была опубликована статья Маковельского , где само название уже говорит о многом – «Мышление первобытного человека».
В 1920 году Маковельский получил приглашения от университетов разных городов, в том числе от Бакинского университета. Он выбрал Баку…
С 1920 по1960 годы он преподавал в Бакинском университете. Одновременно он читал лекции в Политехническом и Педагогическом институтах, Институте повышения квалификации учителей, Институте народного образования, работал в Азербайджанском Государственном научно-исследовательском институте педагогики.
В университете Маковельский читал лекции по многим предметам: по истории философии, истории социально-политических учений, по логике, психологии, истории логики, эстетике, этике, педагогике.
Большая дружба связывала Вячеслава Иванова и семью Маковельских. Уже позже он напишет из Италии ностальгическое письмо – что ему так не хватает этой семейной ауры дома Маковельских, философских бесед, блестящего остроумия и поэтического настроения…
Вячеслав Иванов писал Маковельским из Италии, надеялся на их приезд. Более того, в беседе с Максимом Горьким В.Иванов с увлечением рассказывал писателю о новых научных идеях А.Маковельского. Горький горячо поддержал эти идеи – но семья Маковельских уже была привязана незримыми духовными нитями к земле Азербайджана, здесь уже были многочисленные друзья и главное - ученики, жаждущие знаний. Маковельский остаётся в Баку.
Он очень много, как всегда, работает. Его научное наследие актуально и сегодня. Монография «Древнегреческие атомисты», «Авеста», «История логики», «Софисты», труды по психологии и педагогике – это далеко не полный перечень созданного учёным-тружеником.
Особенно нужно подчеркнуть неоценимый вклад А.Маковельского в изучение истории общественно-философской мысли в Азербайджане. Эта область оставалась ранее почти неизученной. Маковельский заложил основы новой научной дисциплины - истории азербайджанской философии. Затем это направление продолжили его ученики - академик Гейдар Гусейнов, профессор М.Касумов, профессор Ш.Мирзоева и многие другие.
Многие свои труды Маковельский посвятил изучению мировоззрения великого Низами Гянджеви. Глубокий интерес Маковельского к творчеству Низами, думается, не случаен - несомненно, ему была близка энциклопедичность знаний Низами. Маковельский пишет: «Низами был выдающимся философом своей эпохи. О всеобъемлющем характере его знаний можно судить по разнообразию затрагиваемых в его произведениях вопросов» (А.Маковельский «Низами как философ», 1946 год). Те, кто лично знал Маковельского, могли бы с полным правом адресовать эти слова самому автору.
Маковельский прожил долгую и плодотворную жизнь. Он был директором Института философии АН Азерб.ССР, академиком АН Азерб. ССР, членом-корреспондентом АН СССР, В Азербайджане было только двое учёных, имевших это всесоюзное научное звание - Маковельский и президент АН Азерб.ССР - ученый – химик с мировым именем - Юсиф Мамедалиев.
До последних дней своей жизни Маковельский много работал – несмотря на плохое зрение и пониженный слух. В Институте философии его всегда ставили в пример молодым бездеятельным сотрудникам.
Скончался учёный на 86 году жизни, в декабре 1969 года.
О. А. Южанина-Маковельская
(Внучка учёного. Ольга Алексеевна Южанина-Маковельская закончила Азербайджанскую Государственную Консерваторию в 1967 году. Работала в Азербайджанском Театре Оперы и Балета помощником концертмейстера первых скрипок.
В настоящее время работает преподавателем по классу скрипки в средней специальной школе имени Бюль-бюля. Член Польской Общины.)
Маковельский Александр Осипович - философ, член-корреспондент АН СССР
22.7.1884 - 16.12.1969Умер 16 декабря 1969 году в городе Баку.
Член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению истории и философии (история философии) с 4 декабря 1946 г., академик АН Азербайджанской ССР (1949 г).
Основные труды по истории античной философии, философии народов Ближнего Востока.
Александр Осипович Маковельский родился 22 июля 1884 году в городе Гродно. Здесь провела свою жизнь выдающаяся польская писательница Элиза Ожешко. Дом семьи Маковельских-Остроух находился по соседству с домом Э.Ожешко и будучи ещё ребёнком, маленький Александр часто был её гостем.
Мать Александра, Софья Остроух, скончалась от туберкулёза, когда ребёнку было всего три года. Отсутствие материнской заботы и слабое здоровье не стали помехой для гимназиста классической гимназии Маковельского. Он закончил гимназию с медалью, показав блестящие знания по всем предметам . Без сожалений он покинул отчий дом, где уже давно царила жёсткая и недоброжелательная мачеха.
Жажда знаний привела его в Казанский Университет, он поступил на историко-филологический факультет университета.
Круг научных интересов студента Маковельского был велик. Он пишет работы по психологии, педагогике, этике, логике, не говоря уже о наиболее близкой ему тематике по древнегреческой философии. Увлекает его также творчество современных ему русских писателей – А.П.Чехова и Льва Толстого. Он пищет работы, посвящённые творчеству не только этих великих писателей, но также изучает мировую литературу в подлинниках. Великолепное владение многими языками – древнегреческим, латинским, немецким, английским, французским, итальянским, польским, чешским – несомненно, во многом способствовало быстрому вхождению в суть изучаемого материала. Маковельский с присущей ему исключительной работоспособностью все время совершенствует свои познания не только в историко-филологических дисциплинах, но и в естественных и точных науках – это астрономия, биология, математические науки. Он прекрасно знал алгебру, геометрию, мог в любой момент объяснить любой сложный материал просто и доходчиво – это знали все его многочисленные ученики.
В 1904 году студент 3 курса А.Маковельский на торжественном юбилейном заседании, посвящённом 100-летию Казанского Университета был награждён золотой медалью за свой труд «Оценка новейших взглядов на драматический конфликт в трагедии Софокла «Антигона».
После окончания Университета в1907 году с дипломом первой степени решением Совета Университета Маковельский был оставлен при кафедре философии Университета для подготовки к профессорскому званию. С 1908 года Маковельский приглашается также преподавателем на Высшие женские курсы. В этом же году в его жизни происходит важное событие, которое во многом предопределяет дальнейшую судьбу начинающего учёного-философа. Александр находит свою избранницу - верного друга и спутника на всю жизнь.
Со своей будущей женой Александр знакомится в имении своего дяди - Ришарда Остроуха. Их связывает много общего, оба испытали горечь сиротства и нужды. Ванда Залевская тоже сирота, из милости взятая на попечение родственницей и, кроме того, и Ванда, и Александр - оба потомки польских повстанцев 1863 года.
Осенью 1908 года молодые люди тайно венчаются в маленькой деревенской церквушке. В 1909 году у молодой четы появляется на свет дочь Софья.
Александр продолжает работать в Университете, становится приват-доцентом, а его первая лекция на тему «Мораль Эпиктета», прошедшая с большим успехом при большом стечении слушателей, вскоре выходит в печать.
В 1913 году Маковельскому предоставляется двухгодичная научная командировка в Германию – для изучения первоисточников древнегреческой до сократовской философии те годы тоже было не так просто выехать надолго за границы государства. И здесь надо отметить, что за молодого учёного ходатайствовали уже заслужившие известность в России литераторы - это были Д. Мережковский и его супруга З.Гиппиус. В научных библиотеках Берлина и Мюнхена он изучает материалы для будущего капитального трёхтомного труда по до сократовской философии.
В Берлине Маковельский знакомится с известными философами (Оствальд, Кассирер, Эрдман, Зиммель), а также с известным математиком Динглером, автором «Основ натурфилософии». В журнале «Логос» в 1917 году А.Маковельский публикует статью об этом труде Динглера.
Внезапно начавшаяся первая мировая война застигает Маковельского в Берлине. Он становится свидетелем воинственной речи кайзера. «Я стоял в многотысячной толпе, собравшейся перед дворцом Кайзера в Берлине. Кайзер вышел на балкон, повесил свою саблю на стене дворца и заявил, что эта сабля будет висеть на этом месте до тех пор, пока немцы не истребят последнего русского. Положение моё было более чем угрожающее. Но на берлинском вокзале мне удалось узнать, что готовится обмен партии немецких граждан, находящихся на приграничной территории России на русских, находящихся на берлинском вокзале. Это была последняя мирная акция по обмену гражданами» – так рассказывал Маковельский. Ему посчастливилось попасть в эту последнюю партию обмена.
Внезапно прерванная научная работа требовала продолжения. Учёный трудится теперь в научных библиотеках Петрограда и Москвы. Уже в 1914 году выходит в свет первый том его фундаментального труда «Досократики», в 1915 году- второй том. Выход в свет этого труда стал явлением и для русской, и для всей западноевропейской науки. После выхода в печать двух томов «Досократиков» в печати появились многочисленные отзывы. Научная общественность, лучшие учёные-философы горячо приветствовали появление столь ценного труда. В своём исследовании автор выходит далеко за пределы критического обзора. Постановка вопроса и подход к характеристике философских учений А.Маковельского отличается оригинальностью и новизной». «В целом задача удалась А.Маковельскому превосходно…
В 1918 году выходит в свет его книга «Досократовская философия. Историко-критический обзор источников», а в 1919 году 3-й том «Досократиков». Надо учесть, что все это написано и опубликовано в Казани в самый разгар гражданской войны. Но учёный как и всегда, остаётся верен себе, раз и навсегда избранному пути – жизнь отдана науке.
Но это не значит, что происходящее вокруг не рождало у философа соответствующей реакции. В этом отношении примечательно, что в 1920 году в казанской газете, в расчёте на массового читателя, была опубликована статья Маковельского , где само название уже говорит о многом – «Мышление первобытного человека».
В 1920 году Маковельский получил приглашения от университетов разных городов, в том числе от Бакинского университета. Он выбрал Баку…
С 1920 по1960 годы он преподавал в Бакинском университете. Одновременно он читал лекции в Политехническом и Педагогическом институтах, Институте повышения квалификации учителей, Институте народного образования, работал в Азербайджанском Государственном научно-исследовательском институте педагогики.
В университете Маковельский читал лекции по многим предметам: по истории философии, истории социально-политических учений, по логике, психологии, истории логики, эстетике, этике, педагогике.
Большая дружба связывала Вячеслава Иванова и семью Маковельских. Уже позже он напишет из Италии ностальгическое письмо – что ему так не хватает этой семейной ауры дома Маковельских, философских бесед, блестящего остроумия и поэтического настроения…
Вячеслав Иванов писал Маковельским из Италии, надеялся на их приезд. Более того, в беседе с Максимом Горьким В.Иванов с увлечением рассказывал писателю о новых научных идеях А.Маковельского. Горький горячо поддержал эти идеи – но семья Маковельских уже была привязана незримыми духовными нитями к земле Азербайджана, здесь уже были многочисленные друзья и главное - ученики, жаждущие знаний. Маковельский остаётся в Баку.
Он очень много, как всегда, работает. Его научное наследие актуально и сегодня. Монография «Древнегреческие атомисты», «Авеста», «История логики», «Софисты», труды по психологии и педагогике – это далеко не полный перечень созданного учёным-тружеником.
Особенно нужно подчеркнуть неоценимый вклад А.Маковельского в изучение истории общественно-философской мысли в Азербайджане. Эта область оставалась ранее почти неизученной. Маковельский заложил основы новой научной дисциплины - истории азербайджанской философии. Затем это направление продолжили его ученики - академик Гейдар Гусейнов, профессор М.Касумов, профессор Ш.Мирзоева и многие другие.
Многие свои труды Маковельский посвятил изучению мировоззрения великого Низами Гянджеви. Глубокий интерес Маковельского к творчеству Низами, думается, не случаен - несомненно, ему была близка энциклопедичность знаний Низами. Маковельский пишет: «Низами был выдающимся философом своей эпохи. О всеобъемлющем характере его знаний можно судить по разнообразию затрагиваемых в его произведениях вопросов» (А.Маковельский «Низами как философ», 1946 год). Те, кто лично знал Маковельского, могли бы с полным правом адресовать эти слова самому автору.
Маковельский прожил долгую и плодотворную жизнь. Он был директором Института философии АН Азерб.ССР, академиком АН Азерб. ССР, членом-корреспондентом АН СССР, В Азербайджане было только двое учёных, имевших это всесоюзное научное звание - Маковельский и президент АН Азерб.ССР - ученый – химик с мировым именем - Юсиф Мамедалиев.
До последних дней своей жизни Маковельский много работал – несмотря на плохое зрение и пониженный слух. В Институте философии его всегда ставили в пример молодым бездеятельным сотрудникам.
Скончался учёный на 86 году жизни, в декабре 1969 года.
О. А. Южанина-Маковельская
(Внучка учёного. Ольга Алексеевна Южанина-Маковельская закончила Азербайджанскую Государственную Консерваторию в 1967 году. Работала в Азербайджанском Театре Оперы и Балета помощником концертмейстера первых скрипок.
В настоящее время работает преподавателем по классу скрипки в средней специальной школе имени Бюль-бюля. Член Польской Общины.)
Сайт: | http://www.panlog.ru/modules.php?name=vizitka&file=show_card&sid=27767 |
загрузка