руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
21:00
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Суджаддинов (Аскербейли) Горхмаз - скульптор.

1932

Горхмаз Суджаддинов — автор монументальных памятников в Азербайджане и Турции, его станковые произведения хранятся в музеях и личных коллекциях как на родине, так и за рубежом.

Родился в 1932г. в Гяндже.
В пятилетнем возрасте он остался без отца — его арестовали в 1937-м. С 14 лет юноша уже зарабатывал себе на жизнь, мечтая о карьере скульптора.
Получил профессиональное образование сначала в Баку (окончил в 1953 году Художественное училище им. А.Азимзаде), потом во Львове и, наконец, в Тбилиси, где завершил свою профессиональную подготовку выпускником Академии художеств.
С 1960 года — член Союза художников СССР, участник многих выставок в стране и за рубежом.

Одну из первых профессиональных его работ знают, без преувеличения, все в Азербайджане — это декоративный фонтан «Бахрам Гур» перед бакинским фуникулером. И одна из последних тоже довольно известна — это надгробный памятник и мемориальная доска лучшей в мире «гайнаны» — Насибы Зейналовой.
А между ними — целая жизнь, множество станковых работ, разошедшихся по миру, и монументальных, каждая из которых заняла свое почетное место в городе, в котором находится. Кажется, что они были всегда — портретный барельеф Самеда Вургуна на фасаде РДТ, декоративная композиция «Абшерон» у главного входа турбазы «Гянджлик», композиция «Хамсе» у мавзолея Низами в Гяндже, памятник Гатыру Мамеду в том же городе...


Фнтан со скульптурной композицией “Бахрам Гюр” - переплетение дня Сегодняшнего с днем Вчерашним, это сказка без слов и беззвучная мелодия Дней Минувших Дням Нынешним. Отличающийся от других памятников композиционной динамикой, это – один из первых памятников в Баку, отлитый из бронзы. Этот памятник, высотою в 4,6 м., созданный в 1959 г. скульптором Горхмазом Суджаддиновым – дань гению Алиша Лемберанского, оставившего свой след в культуре градостроительства.

Когда трое друзей-студентов – Аслан Рустамов, Альберт Мустафаев и Горхмаз Суджаддинов решили принять участие в конкурсе на оформительское улучшение Баку, они и думать не смели об успехе. Неожиданно их проект понравился. Трое друзей, из-за нехватки времени, списали облик сказочного героя с Альберта.

По существу эта работа, связанная с именем Горхмаза Суджаддинова, не является единственной, и он, как скульптор, вовсе не считает ее совершенным произведением искусства. В своей профессии, по праву считающейся “избранной”, он не бегал за славой и прожил ее как судьбу.
В выборе тем проявлялось очень важное для каждого художника единство внутренней свободы и гражданского фанатизма.

Горхмаз Суджаддинов, проживший жизнь, полную противоречий и внутренней борьбы с самим собой (продолжающейся, возможно, и ныне), устав от них - превратился в пример несгибаемой воли и любви к жизни. О противоречиях времени, эпохи, отразившихся на судьбах людей, “повествует” и его фамилия. Его отец Мамедтаги Аскербейли был не только заведующим кафедрой сельскохозяйственного института, но известным в Гяндже ученым-интеллигентом и вдруг...
Человеческое лицемерие – опасно, лицемерие времени – коварно. Чтобы уберечь малолетнего Горхмаза от отголосков идеологических репрессий, записали его не под отцовской фамилией Аскербейли, а под материнской – Суджаддиновым. Но стоит ли вдаваться в подробности?! Горхмаз, наверное, мог бы продолжить дело отца в науке, но стал первым скульптором – выходцем из Гянджи...

Памятник, вождю той идеологии, которая сделала Горхмаз Аскербейли Горхмазом Суджаддиновым, Ленину, установленный в Гяндже, стал его второй работой. Он же перенес Гатыр Мамеда из памяти слуховой – в память визуальную. Физули, Хагани, Вагиф, Видади, Самед Вургун, поставившие памятник Слову, Словом - народу, в бронзовой, мраморной, деревянной жизни своей, сделали автора скульптур Горхмаза Суджаддинова сотоварищем Памяти. Где, в каком городе – это не так важно. Искусство не подвластно пространству, а соизмеримо во времени.

В 1992 г., получив приглашение на работу в Эрзурумский университет Ататюрка(Турция), он начал свою педагогическую деятельность, не отходя, разумеется, и от творческой. Здесь им был создан памятник Мустафе Кемалу Ататюрку. Затем он принял предложение возглавить кафедру на факультете изящных искусств Кайсеровского университета. Результатом пятилетней педагогической и творческой деятельности Горхмаза Суджаддинова в Турции, стали памятники скульптору Синану, Физули, Юнису Эмре.

Работы Горхмаза экспонируются в музеях и выставочных залах многих стран мира, хранятся в частных коллекциях.
Но в творческой судьбе Горхмаза Суджаддинова есть одно произведение, которое можно назвать грандиозным. Его делают грандиозным и величественным не только замысел. Композиция из героев поэм “Хамсе” в Мавзолее Низами Гянджеви – это дань автора, гражданина, сына шейху Низами, бессмертному поэту Низами Гянджеви. Это сыновья любовь гражданина своей страны. Горхмаз об этой работе говорит так воодушевленно, как не говорит ни об одной другой. (Автором 22-х метрового гранитного гиганта является Ф.Имамгулиев).


Горхмаз Суджаддинов шел по жизни, как по грани, шел между Можно и Нельзя. Чтобы исполнить главное предначертание человеческой жизни: “посадить дерево, построить дом и воспитать ребенка”, он просил у судьбы времени.
После тенистых дворов Гянджи, он так и не сумел привыкнуть к красоте “обнаженных” садов Баку. Построить в Баку на берегу моря сад было его заветной мечтой. Горхмаз Суджаддинов (Аскербейли) и дом построил на берегу Каспия в полном соответствии своему вкусу художника и скульптора, и дерево посадил. Теперь этот дом превращен в своеобразную творческую мастерскую.


 
Сайт: http://www.irs-az.com/gen/n5/n5_13.htm


Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu