Энциклопедия / Театральные художники
Изменить категорию | Все статьи категории
Марк Шагал. История работы в Еврейском камерном театре
В 1920 году Марк Шагал стал главным художником государственного еврейского камерного театра, основанного в 1919 году в Петрограде и вскоре переехавшего в Москву.
Режиссером театра был Алексей Грановский (настоящее имя - Аврахам Азар), много лет мечтавший о создании еврейского театра, постановки которого соединяли бы современные театральные идеи и национальный колорит, при этом звучали бы как полифонические мистерии. Художника и режиссера познакомил Абрам Эфрос - известный критик и автор (совместно с Я.Тугенхольдом) первой монографии о Шагале.
Шагал с энтузиазмом воспринял приглашение работать в этом театре, считая, что это прекрасная "возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, - написал он в книге "Моя жизнь", - и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра". Безусловное новаторство Шагала проявилось не только в создании декораций и костюмов спектаклей, но, в первую очередь, в оформлении самого театра. Небольшое пространство (зал был рассчитан на 90 мест) художник декорировал полностью - расписал потолок, сделал занавес (не сохранились) и семь панно на холстах, в определенной последовательности разместив их на стенах. Таким образом, зритель еще до поднятия занавеса оказывался погруженным в народный быт и площадное действо с познанием тайны бытия и прорывом в метафизические сферы, любовь к цирку с тончайшей музыкальностью цветового и пластического ритма.
Все композиции написаны темперой и гуашью с добавлением белой глины (что способствовало свечению изображений), и действие на них разворачивается слева направо вопреки правилам чтения еврейских текстов.
В 1925 году труппа театра получила новое здание, в фойе которого были перевезены и росписи. После окончательного закрытия еврейского театра панно были накатаны на валы и хранились в музее театра, а в 1952 году по инициативе художника А.Тышлера помещены в фонды Третьяковской галереи.
Только в 1973 году в связи с приездом Марка Шагала в Советский Союз холсты были раскатаны, и художник подписал их по-русски. Через некоторое время началась реставрация живописи, и в 1991 году весь комплекс театральных росписей был показан зрителям.
© Записано Steinberg'ом по материалам с выставки в ГРМ
(Государственный Русский Музей)
Source: http://www.benzion.ru/main.php?topic=art&page=chagall_theatre
Шагал Марк
4.6.1887 - 28.3.1985Марк Шагал. История работы в Еврейском камерном театре
В 1920 году Марк Шагал стал главным художником государственного еврейского камерного театра, основанного в 1919 году в Петрограде и вскоре переехавшего в Москву.
Режиссером театра был Алексей Грановский (настоящее имя - Аврахам Азар), много лет мечтавший о создании еврейского театра, постановки которого соединяли бы современные театральные идеи и национальный колорит, при этом звучали бы как полифонические мистерии. Художника и режиссера познакомил Абрам Эфрос - известный критик и автор (совместно с Я.Тугенхольдом) первой монографии о Шагале.
Шагал с энтузиазмом воспринял приглашение работать в этом театре, считая, что это прекрасная "возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, - написал он в книге "Моя жизнь", - и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра". Безусловное новаторство Шагала проявилось не только в создании декораций и костюмов спектаклей, но, в первую очередь, в оформлении самого театра. Небольшое пространство (зал был рассчитан на 90 мест) художник декорировал полностью - расписал потолок, сделал занавес (не сохранились) и семь панно на холстах, в определенной последовательности разместив их на стенах. Таким образом, зритель еще до поднятия занавеса оказывался погруженным в народный быт и площадное действо с познанием тайны бытия и прорывом в метафизические сферы, любовь к цирку с тончайшей музыкальностью цветового и пластического ритма.
Все композиции написаны темперой и гуашью с добавлением белой глины (что способствовало свечению изображений), и действие на них разворачивается слева направо вопреки правилам чтения еврейских текстов.
В 1925 году труппа театра получила новое здание, в фойе которого были перевезены и росписи. После окончательного закрытия еврейского театра панно были накатаны на валы и хранились в музее театра, а в 1952 году по инициативе художника А.Тышлера помещены в фонды Третьяковской галереи.
Только в 1973 году в связи с приездом Марка Шагала в Советский Союз холсты были раскатаны, и художник подписал их по-русски. Через некоторое время началась реставрация живописи, и в 1991 году весь комплекс театральных росписей был показан зрителям.
© Записано Steinberg'ом по материалам с выставки в ГРМ
(Государственный Русский Музей)
Source: http://www.benzion.ru/main.php?topic=art&page=chagall_theatre
загрузка