руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 нояб.
06:55
Журналы
У меня зазвонил телефон
© Serge-S

Энциклопедия / Азербайджанские праздники

Изменить категорию | Все статьи категории

31 декабря – День Солидарности Азербайджанцев всего мира.

30.12.2004

31 декабря - это не только канун Нового года, - это еще День Солидарности Азербайджанцев всего мира. В новогоднюю ночь с 1989-го по 1990-й год тысячи азербайджанцев, живущих в Нахичеванской автономной республике, стихийно прорвались на территорию соседнего Ирана, чтобы отпраздновать встречу Нового года с этническими братьями, живущими в Иране. С тех пор повелось отмечать 31-го декабря День Солидарности Азербайджанцев всего мира, и это не просто символика: в самом Азербайджане живет всего 20% азербайджанцев, в мире их - 40 миллионов.
В 2000 году президент Азербайджана Гейдар Алиев выступил с призывом собрать в течение первых трех лет нового столетия Конгресс азербайджанцев мира. Этот проект включен в общий президентский план по празднованию нового XXI века и третьего тысячелетия нашей эры. Гейдар Алиев призвал азербайджанцев сплотиться вокруг независимого Азербайджана и предпринять все возможное для его стабильности и процветания.
31 декабря 1989-го года, когда начался стихийный демонтаж инженерных сооружений на азербайджанском участке советско-иранской границы, оппозиционная пресса того времени сравнила это событие с падением берлинской стены. И именно этот день братания азербайджанцев по ту и эту сторону реки Аракс, дал официальной Москве повод для силового вмешательства в Закавказье. В этот же день - 31 декабря 1989-го года - в Стамбуле открылся первый в истории Всемирный Конгресс азербайджанцев. Это событие в те дни практически не было замечено официальной пропагандой и освещалось лишь в оппозиционной печати. Однако, именно эти два события послужили причиной для объявления 31 декабря Днем международной солидарности азербайджанцев.

Проблема объединения азербайджанцев возникла буквально сразу после того, как в начале XIX века Азербайджан после двух русско-иранских войн и после Гюлистанского и Туркменчайского договоров был разделен на две части. Эти договоры были заключены в 1813-м и 1828-м годах. Соответственно, Азербайджан был разделен на две части - северную и южную. До этого Азербайджан существовал в виде ханств в составе Иранской империи. После русско-иранских войн фактически ханства распались. Соответственно, идея объединения азербайджанского народа актуальна с тех пор. Но особенно сильное национально-освободительное движение в Южном Азербайджане возникло в начале ХХ века, после того, как начали создаваться революционные организации в Северном Азербайджане, затем сформировалась социал-демократическая партия Южного Азербайджана, - тогда они приняли название моджахедов. С этого момента национально-освободительное движение Азербайджана активизировалось, и тенденции к объединению с Северным Азербайджаном получили новое развитие. Хотя тогда так вопрос не ставился. Ставился просто вопрос о принятии Конституции в Иране.
Более сильное развитие это движение получило в 1920-м году, когда в Иране в очередной раз поднялось национально-освободительное движение, которое возглавлялось шейхом Хиабани, а затем уже в 1945-м году, после окончания Второй Мировой Войны. Тогда северную часть Ирана занимали советские войска, а южную - английские, к которым затем присоединились американские. В Тебризе началось восстание, и тогда уже поднялись требования автономии Южного Азербайджана. Но поскольку в конце 1945-го года советские войска были выведены из Ирана, движение, которое возглавлял в то время Пешавари, пошло на спад. Фактически иранские войска захватили Тебриз и практически все участвовавшие в восстании были арестованы. То есть такая тенденция к воссоединению Северного и Южного Азербайджана периодически пробуждалась в течение ХХ века. В 1989-м году, при очередном всплеске национально-освободительного движения в Северном Азербайджане оно тоже получило какое-то реальное воплощение во время разрушения границ в Нахичевани.
Проведенные в Иране на продолжении ХХ века различные реформы по централизации государства все были направлены на то, чтобы в той или иной мере ослабить организационную структуру азербайджанского населения. И даже контакты на высшем уровне, официальные визиты, как правило, не обходятся без этой проблемы. Достаточно напомнить, что во время официальных визитов Гейдара Алиева в Иран, несмотря на все старания азербайджанской стороны внести в программу визита город Тебриз и Южный Азербайджан, сделать это так и не удалось. То есть, официальный Тегеран всячески препятствует таким контактам. И чувствуется, что это является для него очень серьезной проблемой.
В Азербайджане не проводится резкой грани между шиитами и суннитами. Есть даже соответствующие исторические традиции. С конца XIX - начала ХХ века в Азербайджане демократическое движение превалировало над мусульманским, и все выступления в Азербайджане, в основном, были связаны с тем, что должна быть преодолена грань между шиитами и суннитами. Даже первые национальные партии Азербайджана ставили своей целью устранение различий между суннитами и шиитами. И невозможно полагать, что в современной политической жизни Азербайджана шиизм воспринимается как отдельное течение и существуют какие-то особые связи между шиитами. Во всяком случае, в общей своей массе население Азербайджана, если к нему обратиться с вопросом о различиях между этими двумя течениями, вряд ли сможет дать вразумительный ответ.
Говоря об азербайджанской диаспоре: сегодня в мире около 10 миллионов граждан азербайджанской национальности проживает за пределами своей исторической родины. То есть, более 10 миллионов азербайджанцев проживают в Турции, в Европе, в Северной Америке, в Австралии - это огромный пласт азербайджанского народа, который не консолидирован. Азербайджанский президент, встречаясь с азербайджанской диаспорой в Германии, так и говорил: нас в мире около 40 миллионов, и мы, как никогда, нуждаемся в единстве, потому что огромное количество культурных обществ, общин разбросано по всему миру, но вот консолидации, интеграции, объединения вокруг единственного азербайджанского государства - небольшого северного Азербайджана - пока, к сожалению, не наблюдается.
Люди покидают родину –это не означает, что они покидают ее навсегда. Они уезжают на заработки, но они не прерывают связей со своей исторической родиной. Они приезжают на праздники, как говорится, "на побывку", потом опять уезжают, но это естественный процесс миграции. Не надо смотреть на него с такой большой долей подозрительности. Статистика, которую приводила азербайджанская оппозиция, о том, что из 8 миллионов населения Азербайджана осталось около 4 миллионов не соответствует действительности.
Когда говорят о сплочении, то имеется в виду, прежде всего, оказание помощи. Но в отношении сплоченности, конечно, не может быть никакого сравнения азербайджанской диаспоры с армянской, которая складывалась в течение двух веков. О какой-то сплоченной финансовой группировки в азербайджанской диаспоре говорить не приходится. Отдельные люди, которые пытаются оказать какую-то помощь чисто из благотворительных целей, приезжают в Азербайджан, но эта помощь не носит постоянного характера. Они пытаются создать какие-то культурные центры во всех странах, где проживают. Особенно сильные культурные центры создаются в Германии, они создаются также в Швеции и Норвегии. Создание тех самых культурных обществ и в Европе, и в Америке, и в Турции, и в России - в Москве - этот процесс сплочения идет. Он захватывает основы организационной структуры азербайджанской диаспоры. Особое внимание сейчас уделяется вопросам культурного родства - языка, музыки, культуры.



Source: Guliana
loading загрузка

Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks