Энциклопедия / Авторы
Изменить категорию | Все статьи категории
БРИК ОСИП МАКСИМОВИЧ (1888-1945) Писатель, теоретик литературы, драматург.
Окончил юридический факультет Московского университета, но по специальности не работал, писал стихи, потом стал теоретиком революционного искусства.
Литературные и филологические интересы Брика были связаны с кругом ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) и позднее — ЛЕФа (Левого фронта искусств).
Филологические исследования Брика 1910-20-х гг. "Звуковые повторы" (1919), "Ритм и синтаксис" (1927) наряду с работами В.Б. Шкловского, Л.П. Якубинского, Р.О. Якобсона, Б.М. Эйхенбаума этого времени представляют формальную школу в русском литературоведении, подвергшуюся резкой официальной критике на рубеже 20-30-х гг.
Брик и его жена Л.Ю. Брик многие годы были дружны с В.В. Маяковским. Этим в значительной степени определилась литературная среда Брика.
Он участвовал в редактировании газеты "Искусство коммуны" (1918), журнала "Леф", затем "Новый Леф" (1923-28).
Один из идеологов "литературы факта" и "социального заказа".
Работал в ЧК с июня 1920 года.
После смерти Маяковского опубликовал статью о его творчестве: "Ленин в стихах Маяковского" (1934) и др.
Автор киносценариев, пьесы "Радио-октябрь" (1926), оперного либретто: "Камаринский мужик" (1933), "Именины" (1935), исторической трагедии "Иван Грозный" (1942).
В свое время славу «Межрабпома» составили такие знаменитые имена, как Осип Брик, Владимир Маяковский, Яков Протазанов, Лев Кулешов, Игорь Ильинский, Александр Роу.
"Становится все яснее, что в знаменитом тройственном союзе главное — не центральное — место занимал не Маяковский, а Осип Брик. Он был намного умнее остальных, несравненно образованней и талантливей, а стихов не писал разве по лени, ставшей расхожим анекдотом. Впрочем, значительность Брика в отличие от специалистов по Маяковскому понимали особо проницательные люди — В. Шкловский, Р. Якобсон, Б. Слуцкий, чьи воспоминания включены в сборник. И резонно предположить: когда бы не лень, Брик бы создал очередного литературного гомункулуса, придав ему черты, требуемые временем, как создал “агитатора, горлана, главаря”, и наблюдал за последствиями эксперимента, попивая чай с вареньем, сваренным на деньги, заработанные созданием его интеллекта.
Анатолий ВАЛЮЖЕНИЧ. ОСИП МАКСИМОВИЧ БРИК. Материалы к биографии. Акмола, “Нива”, 1993. http://www.kazpravda.kz/archive/18_04_2002/k.html
Новейший этап развития русской литературной критики связан с так называемым ”формальным методом” и деятельностью Опояза (Общества изучения поэтического языка). Это движение направлено сразу против всех существующих критических методов — против подмены литературных вопросов и мерок политическими или метафизическими и против безответственного субъективизма критиков-импрессионистов. Формалисты Опояза во всеуслышание заявляют, что отказываются от всяких оценок: они анализируют и описывают — но не судят. Объект их изучения — литературные формы в самом широком смысле, включающем выбор темы и сюжет. (Харатерно название статьи Виктора Шкловского — Сюжет как явление стиля). ”Произведение искусства равно сумме использованных для его создания приемов” — таков главный принцип этой школы. По своему происхождению эта школа представляет пересечение формальных устремлений футуризма с современными идеями в лингвистике. Инициаторами движения была группа молодых лингвистов, более или менее связанных с поэтами-футуристами, — Виктор Шкловский, Осип Брик и Роман Якобсон. Первые их труды вышли еще до революции, но главным — и самым влиятельным — их манифестом стал сборник Поэтика, опубликованный в 1919 г. за счет Владимира Маяковского. Новая школа богата талантами, и ее приверженцы многочисленны и воинственны. Им удалось произвести впечатление, они запомнились и теперь мужественно борются против официальных марксистских доктрин. У них надежный союзник — футуристы, открывшие для них колонки своего журнала Леф. Внутри школы много оттенков. Экстремисты практически отождествляют изучение литературы и лингвистики: они занимаются в основном фонетическим аспектом поэзии и являются сторонниками ”заумного” поэтического языка. Один из них — Осип Брик — опубликовал интересный анализ фонетической структуры пушкинского стиха, а другой, Роман Якобсон, — замечательную работу о чешской просодии в сравнении с русской. О блестящих, непринужденных и лихих статьях Шкловского я уже говорил. .
http://www.opojaz.ru/main/aboutopojaz.html
Статьи О.М Брик:
http://www.ka2.ru/nauka/brick.html
Брик Осип Максимович
1888 - 1945БРИК ОСИП МАКСИМОВИЧ (1888-1945) Писатель, теоретик литературы, драматург.
Окончил юридический факультет Московского университета, но по специальности не работал, писал стихи, потом стал теоретиком революционного искусства.
Литературные и филологические интересы Брика были связаны с кругом ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка) и позднее — ЛЕФа (Левого фронта искусств).
Филологические исследования Брика 1910-20-х гг. "Звуковые повторы" (1919), "Ритм и синтаксис" (1927) наряду с работами В.Б. Шкловского, Л.П. Якубинского, Р.О. Якобсона, Б.М. Эйхенбаума этого времени представляют формальную школу в русском литературоведении, подвергшуюся резкой официальной критике на рубеже 20-30-х гг.
Брик и его жена Л.Ю. Брик многие годы были дружны с В.В. Маяковским. Этим в значительной степени определилась литературная среда Брика.
Он участвовал в редактировании газеты "Искусство коммуны" (1918), журнала "Леф", затем "Новый Леф" (1923-28).
Один из идеологов "литературы факта" и "социального заказа".
Работал в ЧК с июня 1920 года.
После смерти Маяковского опубликовал статью о его творчестве: "Ленин в стихах Маяковского" (1934) и др.
Автор киносценариев, пьесы "Радио-октябрь" (1926), оперного либретто: "Камаринский мужик" (1933), "Именины" (1935), исторической трагедии "Иван Грозный" (1942).
В свое время славу «Межрабпома» составили такие знаменитые имена, как Осип Брик, Владимир Маяковский, Яков Протазанов, Лев Кулешов, Игорь Ильинский, Александр Роу.
"Становится все яснее, что в знаменитом тройственном союзе главное — не центральное — место занимал не Маяковский, а Осип Брик. Он был намного умнее остальных, несравненно образованней и талантливей, а стихов не писал разве по лени, ставшей расхожим анекдотом. Впрочем, значительность Брика в отличие от специалистов по Маяковскому понимали особо проницательные люди — В. Шкловский, Р. Якобсон, Б. Слуцкий, чьи воспоминания включены в сборник. И резонно предположить: когда бы не лень, Брик бы создал очередного литературного гомункулуса, придав ему черты, требуемые временем, как создал “агитатора, горлана, главаря”, и наблюдал за последствиями эксперимента, попивая чай с вареньем, сваренным на деньги, заработанные созданием его интеллекта.
Анатолий ВАЛЮЖЕНИЧ. ОСИП МАКСИМОВИЧ БРИК. Материалы к биографии. Акмола, “Нива”, 1993. http://www.kazpravda.kz/archive/18_04_2002/k.html
Новейший этап развития русской литературной критики связан с так называемым ”формальным методом” и деятельностью Опояза (Общества изучения поэтического языка). Это движение направлено сразу против всех существующих критических методов — против подмены литературных вопросов и мерок политическими или метафизическими и против безответственного субъективизма критиков-импрессионистов. Формалисты Опояза во всеуслышание заявляют, что отказываются от всяких оценок: они анализируют и описывают — но не судят. Объект их изучения — литературные формы в самом широком смысле, включающем выбор темы и сюжет. (Харатерно название статьи Виктора Шкловского — Сюжет как явление стиля). ”Произведение искусства равно сумме использованных для его создания приемов” — таков главный принцип этой школы. По своему происхождению эта школа представляет пересечение формальных устремлений футуризма с современными идеями в лингвистике. Инициаторами движения была группа молодых лингвистов, более или менее связанных с поэтами-футуристами, — Виктор Шкловский, Осип Брик и Роман Якобсон. Первые их труды вышли еще до революции, но главным — и самым влиятельным — их манифестом стал сборник Поэтика, опубликованный в 1919 г. за счет Владимира Маяковского. Новая школа богата талантами, и ее приверженцы многочисленны и воинственны. Им удалось произвести впечатление, они запомнились и теперь мужественно борются против официальных марксистских доктрин. У них надежный союзник — футуристы, открывшие для них колонки своего журнала Леф. Внутри школы много оттенков. Экстремисты практически отождествляют изучение литературы и лингвистики: они занимаются в основном фонетическим аспектом поэзии и являются сторонниками ”заумного” поэтического языка. Один из них — Осип Брик — опубликовал интересный анализ фонетической структуры пушкинского стиха, а другой, Роман Якобсон, — замечательную работу о чешской просодии в сравнении с русской. О блестящих, непринужденных и лихих статьях Шкловского я уже говорил. .
http://www.opojaz.ru/main/aboutopojaz.html
Статьи О.М Брик:
http://www.ka2.ru/nauka/brick.html
загрузка