Энциклопедия / Авторы
Изменить категорию | Все статьи категории
русский поэт, писатель и актер, художник, автор сборников сказочных повестей "Приключения Жакони", "Типтик, или Необычайные приключения одного мальчика и говорящего ворона", "Жаконя, Котькин и другие", "Приключения генерала Картошкина".
Юрий Михайлович Магалиф родился в 1918 году в Петрограде. После окончания школы он поступил в театральный институт, но ему удалось закончить лишь три курса - по ложному доносу он был репрессирован. Суровые жизненные уроки будущий актер, писатель, гуманист постигал на нашей новосибирской земле, когда вместе с товарищами по несчастью строил аэродром завода имени Чкалова.
После освобождения Юрий Михайлович остался жить в Новосибирске, навсегда связав свою судьбу с нашим городом. Здесь он состоялся как актер, выступая мастером художественного чтения на радио, работая в филармонии. В больших престижных залах и на сценах скромных клубов в областной глубинке Юрий Михайлович всегда был одинаково предан своему зрителю, который платил ему взаимной любовью.
Первая же серьезная литературная работа Ю.М. Магалифа, сказка «Приключения Жакони», принесла ему небывалый успех. С тех пор сказка неоднократно издавалась, ставилась на сцене, звучала по радио. Перу Юрия Магалифа принадлежат еще несколько сказок для детей, повести и рассказы, пьесы. А в последние годы он раскрылся и как самобытный поэт, выпустив несколько прекрасных поэтических сборников.
Юрий Михайлович отмечен литературной премией имени Н.Г. Гарина-Михайловского.
Юрий Магалиф: А я улыбался доносчикам
Юрий Магалиф в представлении не нуждается: достаточно сказать, что он автор знаменитого «Жакони», который до сих пор есть почти в каждой детской библиотеке. Со стороны — счастливая судьба, но мало кто знает, что часто успех в его жизни приходил к нему не благодаря, а вопреки многим жизненным обстоятельствам
Разлом судьбы был заложен еще при рождении: мать Юрия Михайловича была дворянкой, дочерью польского графа и цыганской певицы. Она всей душой приветствовала революцию, но новая власть ее и погубила. В тридцать пятом году ее вместе с сыном выслали из Ленинграда в Казахстан. Не вынеся такого удара судьбы, молодая женщина вскрыла себе вены...
— Юрий Михайлович, дворянское происхождение стало темным пятном биографии?
— Уже по возвращении в Ленинград на меня постоянно смотрели как на бывшего ссыльного, я все время был начеку, боялся сказать лишнее слово. Нельзя было получить образование. Я тайно посещал лекции в театральном институте на Моховой — даже ректор не знал о моем существовании.
— И все же не спаслись от ареста?
— Да, у меня нашли стенограмму первого съезда Союза писателей, на котором выступал Бухарин, и приговорили к шести годам ссылки. Перед самым началом войны я был отправлен в новосибирский лагерь и с тех пор стал сибиряком.
— А что было потом, после лагеря?
— Мне было запрещено жить в 136 городах страны, в том числе и в Новосибирске. В местной филармонии я работал по великому блату и очень дорожил этим. Постоянно выступал: читал стихи, прозу, был конферансье, танцевал чечетку... Объездил с концертами полстраны, был знаком со многими знаменитыми артистами, а однажды, из-за своего дурацкого характера, отказался от турне с Ростроповичем. До сих пор жалею. Моя популярность даже вызывала сильнейшую зависть со стороны некоторых коллег, и они писали на меня доносы в НКВД. А я улыбался доносчикам и даже пил с ними, но прекрасно знал цену такому общению. Конечно, было жутко, но я старался не тратить сил на борьбу — что толку, пусть лучше будет «худой» мир.
— Для многих вы, прежде всего, — автор знаменитого «Жакони».
— Мое писательство началось в конце пятидесятых. Я вел тогда передачи на радио, и мне стали приходить детские письма. Так появилась идея сочинить что-нибудь для детей, и «Жаконя» стал первой сказкой, принесшей мне много радости. Потом были повести для взрослых, за которые меня сильно били и критиковали. К сожалению, человек очень часто не понимает, чем ему следует заниматься, — так случилось и со мной: я не стал утверждаться в амплуа детского писателя, хотя все эти годы меня постоянно просили написать продолжение «Жакони».
— И что же, оно никогда не появится?
— Скажу по секрету: сегодня я вновь возвращаюсь к детской литературе.
— Ваши книги выходят?
— Для меня это больной вопрос. Прежняя система книгоиздательства была намного удобнее, а теперь приходится бегать по типографиям, искать спонсоров. Но стихи — это особая литература, не кассовая... Недавно из областного бюджета мне выделили пять тысяч рублей на издание новой книги, но теперь, после кризиса, ее стоимость в два раза выше.
— Вам трудно сегодня живется?
— Я люблю зарабатывать деньги и люблю их тратить, но сегодня у меня очень мало возможностей. А последние события съели остатки моих сбережений.
— Что вы сегодня читаете?
— Как ни странно, но неожиданно для себя увлекся детективами — Марининой, Шелдоном. Я считаю их книги хорошим способом поговорить о жизни.
— Что для вас главное в жизни?
— Жить в ладу с самим собой. Ничто не оправдывает непорядочности: лучше быть бедным и ездить на трамвае, чем кататься на «Мерседесе» и поступать не по совести. Потому что, если у человека есть хоть капля рассудка, он все равно будет страдать оттого, что идет «по головам».
Татьяна ГАМАЛЕЙ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» (http://www.chslovo.com/old/arhiv/44/27.html#157)
Магалиф Юрий Михайлович
16.7.1918 - 30.1.2001русский поэт, писатель и актер, художник, автор сборников сказочных повестей "Приключения Жакони", "Типтик, или Необычайные приключения одного мальчика и говорящего ворона", "Жаконя, Котькин и другие", "Приключения генерала Картошкина".
Юрий Михайлович Магалиф родился в 1918 году в Петрограде. После окончания школы он поступил в театральный институт, но ему удалось закончить лишь три курса - по ложному доносу он был репрессирован. Суровые жизненные уроки будущий актер, писатель, гуманист постигал на нашей новосибирской земле, когда вместе с товарищами по несчастью строил аэродром завода имени Чкалова.
После освобождения Юрий Михайлович остался жить в Новосибирске, навсегда связав свою судьбу с нашим городом. Здесь он состоялся как актер, выступая мастером художественного чтения на радио, работая в филармонии. В больших престижных залах и на сценах скромных клубов в областной глубинке Юрий Михайлович всегда был одинаково предан своему зрителю, который платил ему взаимной любовью.
Первая же серьезная литературная работа Ю.М. Магалифа, сказка «Приключения Жакони», принесла ему небывалый успех. С тех пор сказка неоднократно издавалась, ставилась на сцене, звучала по радио. Перу Юрия Магалифа принадлежат еще несколько сказок для детей, повести и рассказы, пьесы. А в последние годы он раскрылся и как самобытный поэт, выпустив несколько прекрасных поэтических сборников.
Юрий Михайлович отмечен литературной премией имени Н.Г. Гарина-Михайловского.
Юрий Магалиф: А я улыбался доносчикам
Юрий Магалиф в представлении не нуждается: достаточно сказать, что он автор знаменитого «Жакони», который до сих пор есть почти в каждой детской библиотеке. Со стороны — счастливая судьба, но мало кто знает, что часто успех в его жизни приходил к нему не благодаря, а вопреки многим жизненным обстоятельствам
Разлом судьбы был заложен еще при рождении: мать Юрия Михайловича была дворянкой, дочерью польского графа и цыганской певицы. Она всей душой приветствовала революцию, но новая власть ее и погубила. В тридцать пятом году ее вместе с сыном выслали из Ленинграда в Казахстан. Не вынеся такого удара судьбы, молодая женщина вскрыла себе вены...
— Юрий Михайлович, дворянское происхождение стало темным пятном биографии?
— Уже по возвращении в Ленинград на меня постоянно смотрели как на бывшего ссыльного, я все время был начеку, боялся сказать лишнее слово. Нельзя было получить образование. Я тайно посещал лекции в театральном институте на Моховой — даже ректор не знал о моем существовании.
— И все же не спаслись от ареста?
— Да, у меня нашли стенограмму первого съезда Союза писателей, на котором выступал Бухарин, и приговорили к шести годам ссылки. Перед самым началом войны я был отправлен в новосибирский лагерь и с тех пор стал сибиряком.
— А что было потом, после лагеря?
— Мне было запрещено жить в 136 городах страны, в том числе и в Новосибирске. В местной филармонии я работал по великому блату и очень дорожил этим. Постоянно выступал: читал стихи, прозу, был конферансье, танцевал чечетку... Объездил с концертами полстраны, был знаком со многими знаменитыми артистами, а однажды, из-за своего дурацкого характера, отказался от турне с Ростроповичем. До сих пор жалею. Моя популярность даже вызывала сильнейшую зависть со стороны некоторых коллег, и они писали на меня доносы в НКВД. А я улыбался доносчикам и даже пил с ними, но прекрасно знал цену такому общению. Конечно, было жутко, но я старался не тратить сил на борьбу — что толку, пусть лучше будет «худой» мир.
— Для многих вы, прежде всего, — автор знаменитого «Жакони».
— Мое писательство началось в конце пятидесятых. Я вел тогда передачи на радио, и мне стали приходить детские письма. Так появилась идея сочинить что-нибудь для детей, и «Жаконя» стал первой сказкой, принесшей мне много радости. Потом были повести для взрослых, за которые меня сильно били и критиковали. К сожалению, человек очень часто не понимает, чем ему следует заниматься, — так случилось и со мной: я не стал утверждаться в амплуа детского писателя, хотя все эти годы меня постоянно просили написать продолжение «Жакони».
— И что же, оно никогда не появится?
— Скажу по секрету: сегодня я вновь возвращаюсь к детской литературе.
— Ваши книги выходят?
— Для меня это больной вопрос. Прежняя система книгоиздательства была намного удобнее, а теперь приходится бегать по типографиям, искать спонсоров. Но стихи — это особая литература, не кассовая... Недавно из областного бюджета мне выделили пять тысяч рублей на издание новой книги, но теперь, после кризиса, ее стоимость в два раза выше.
— Вам трудно сегодня живется?
— Я люблю зарабатывать деньги и люблю их тратить, но сегодня у меня очень мало возможностей. А последние события съели остатки моих сбережений.
— Что вы сегодня читаете?
— Как ни странно, но неожиданно для себя увлекся детективами — Марининой, Шелдоном. Я считаю их книги хорошим способом поговорить о жизни.
— Что для вас главное в жизни?
— Жить в ладу с самим собой. Ничто не оправдывает непорядочности: лучше быть бедным и ездить на трамвае, чем кататься на «Мерседесе» и поступать не по совести. Потому что, если у человека есть хоть капля рассудка, он все равно будет страдать оттого, что идет «по головам».
Татьяна ГАМАЛЕЙ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» (http://www.chslovo.com/old/arhiv/44/27.html#157)
Сайт: | http://old.vn.ru/010130/0130-17-03.html |