Энциклопедия / Авторы
Изменить категорию | Все статьи категории
Торнтон Найвен УАЙЛДЕР
(Thornton Niven WILDER)
(17.04.1897-7.12.1975)
американский писатель. Романист, драматург, эссеист. Классик мировой литературы XX в. В 1915, поступив в Оберлинский колледж (штат Огайо), начинает серьезно заниматься литературой (участвует в издании студенческого журнала, пишет мини-пьесы). С 1917 по 1920 (с перерывом на восемь месяцев армейской службы) учится в Йейльском университете. По окончании едет в Рим - результатом этой поездки впоследствии становится его первый роман "Каббала" (1926), роман-путешествие, герои которого - странники, пилигримы, люди, лишенные жизненного стержня, лишенные веры, - во многом предвосхищали персонажей его более поздних произведений. В романе поразительно точно - хотя и с несомненной остраненностью, словно сквозь призму времени - зафиксировано смятенное сознание обитателей "Старой Европы" в период между двумя мировыми войнами. Годом позже выходит повесть Уайлдера "Мост короля Людовика Святого", принесшая писателю и признание, и Пулитцеровскую премию (1928). Повесть, словно написанная под знаком Вечности, проникнутая ощущением Рока, фатальной предопределенности всего, что случается с человеком в его земной жизни. Эта сопричастность к таинству Бытия особенно ощутима в пьесе Уайлдера "Наш городок" (1938), без сомнения, самой знаменитой его работе для театра, и одном из самых значительных произведений драматургического жанра, написанных в XX веке. Через месяц после ее премьеры Уайлдер получает свою вторую Пулитцеровскую премию. Быт - и бытие, конкретность - и остраненность, сиюминутное - и вечное, прошлое, настоящее и будущее - Уайлдер объединяет все это в единый и неделимый поток жизни, с грандиозной, подспудно ощущающейся "за словами" текста мистической силой. Еще более мистическим и, несомненно, самым зашифрованным произведением Уайлдера стал его роман "Мартовские иды" (1948): "переписка" персонажей древнеримской истории (знаменитых и давно канувших в Лету), своеобразная стилизация-мистификация, полная блистательно-отточенных суждений, виртуозно закрученных сюжетных поворотов, насыщенная размышлениями на "вечные темы": о власти и поэзии; диктаторе и художнике; о Боге и вседозволенности; о морали и безнравственности. К мотиву судьбы Уайлдер возвращается в своем романе "День восьмой" (1967): эпическом полотне, в котором писатель вновь выстраивает "модель" человеческой жизни, только на этот раз "конструирует" ее на примере биографии своего соотечественника, без исторической и археологической "экзотики". Но из этой единичной судьбы Уайлдер создает свое понимание Истории, в которой отдельные судьбы и отдельные жизни сплетаются в единый "цельнотканный гобелен". "Лебединой песней" писателя стал роман "Теофил Норт" (1973), роман одновременно и "литературный", и философский, и авантюрный, и, в конечном итоге, несущий отчетливое автобиографическое начало. За свою долгую жизнь Уайлдер много путешествовал, в 1942-1945 гг. служил в армии, демобилизовался в чине подполковника (его "военная" пьеса "На волоске от гибели" (1942) принесла писателю третью Пулитцеровскую премию); выступал с лекциями во многих унив-ерситетах Соединенных Штатов; написал комедию "Сваха" (1955), ставшую основой для знаменитого бродвейского мюзикла "Хелло, Долли!" (1964). Был удостоен Медали Свободы, присуждаемой Президентом США (1963), французского ордена Почетного Легиона (1951) и многих иных наград.
Source: http://uajlder-tornton.viv.ru/index.htm http://moshkow.perm.ru/win/INPROZ/UAJLDER/
Уайлдер Торнтон
17.4.1897 - 7.12.1975Торнтон Найвен УАЙЛДЕР
(Thornton Niven WILDER)
(17.04.1897-7.12.1975)
американский писатель. Романист, драматург, эссеист. Классик мировой литературы XX в. В 1915, поступив в Оберлинский колледж (штат Огайо), начинает серьезно заниматься литературой (участвует в издании студенческого журнала, пишет мини-пьесы). С 1917 по 1920 (с перерывом на восемь месяцев армейской службы) учится в Йейльском университете. По окончании едет в Рим - результатом этой поездки впоследствии становится его первый роман "Каббала" (1926), роман-путешествие, герои которого - странники, пилигримы, люди, лишенные жизненного стержня, лишенные веры, - во многом предвосхищали персонажей его более поздних произведений. В романе поразительно точно - хотя и с несомненной остраненностью, словно сквозь призму времени - зафиксировано смятенное сознание обитателей "Старой Европы" в период между двумя мировыми войнами. Годом позже выходит повесть Уайлдера "Мост короля Людовика Святого", принесшая писателю и признание, и Пулитцеровскую премию (1928). Повесть, словно написанная под знаком Вечности, проникнутая ощущением Рока, фатальной предопределенности всего, что случается с человеком в его земной жизни. Эта сопричастность к таинству Бытия особенно ощутима в пьесе Уайлдера "Наш городок" (1938), без сомнения, самой знаменитой его работе для театра, и одном из самых значительных произведений драматургического жанра, написанных в XX веке. Через месяц после ее премьеры Уайлдер получает свою вторую Пулитцеровскую премию. Быт - и бытие, конкретность - и остраненность, сиюминутное - и вечное, прошлое, настоящее и будущее - Уайлдер объединяет все это в единый и неделимый поток жизни, с грандиозной, подспудно ощущающейся "за словами" текста мистической силой. Еще более мистическим и, несомненно, самым зашифрованным произведением Уайлдера стал его роман "Мартовские иды" (1948): "переписка" персонажей древнеримской истории (знаменитых и давно канувших в Лету), своеобразная стилизация-мистификация, полная блистательно-отточенных суждений, виртуозно закрученных сюжетных поворотов, насыщенная размышлениями на "вечные темы": о власти и поэзии; диктаторе и художнике; о Боге и вседозволенности; о морали и безнравственности. К мотиву судьбы Уайлдер возвращается в своем романе "День восьмой" (1967): эпическом полотне, в котором писатель вновь выстраивает "модель" человеческой жизни, только на этот раз "конструирует" ее на примере биографии своего соотечественника, без исторической и археологической "экзотики". Но из этой единичной судьбы Уайлдер создает свое понимание Истории, в которой отдельные судьбы и отдельные жизни сплетаются в единый "цельнотканный гобелен". "Лебединой песней" писателя стал роман "Теофил Норт" (1973), роман одновременно и "литературный", и философский, и авантюрный, и, в конечном итоге, несущий отчетливое автобиографическое начало. За свою долгую жизнь Уайлдер много путешествовал, в 1942-1945 гг. служил в армии, демобилизовался в чине подполковника (его "военная" пьеса "На волоске от гибели" (1942) принесла писателю третью Пулитцеровскую премию); выступал с лекциями во многих унив-ерситетах Соединенных Штатов; написал комедию "Сваха" (1955), ставшую основой для знаменитого бродвейского мюзикла "Хелло, Долли!" (1964). Был удостоен Медали Свободы, присуждаемой Президентом США (1963), французского ордена Почетного Легиона (1951) и многих иных наград.
Source: http://uajlder-tornton.viv.ru/index.htm http://moshkow.perm.ru/win/INPROZ/UAJLDER/
загрузка