Энциклопедия / Авторы
Изменить категорию | Все статьи категории
Тот, у кого душа светла, жить принужден среди невежд,-
Горит светильник тем ясней, чем больше мрак вокруг сгустится.
Надеждой тешусь, что вот-вот наступит черным дням конец,
Что перекрасятся они, ведь неба синь на них струится.
(Перевод Т. Спендиаровой)
Молла Панах Вагиф- Aзербайджанский поэт и государственный деятель, сторонник союза с Россией. Утвердил в Азербайджанской поэзии форму гошма (древнейшая форма азербайджанского силлабического стихосложения, одиннадцатисложник, применяемый главным образом в ашугской поэзии), являлся одним из последних выдающихся поэтов Азербайджана средневековой традиции. Поэт-лирик, воспевающий любовь и красоту.
Родился около 1717 года в деревне Салахлы (ныне Казахский район Азербаджана) в крестьянской семье. Существует мнение, что его дальние предки переселились сюда с Родины великого Физули- Байата. Сведений о его родителях известно очень немного. Дед Сулейман, отец - Мехти, мать - Аггыз.
Несмотря на крестьянское происхождение, Вагиф получил хорошее образование. Знал арабский и персидский языки, имел солидные знания в области математики, астрономии, архитектуре. Учился у известного педагога и ученого Шафи-эфенди, у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни.
Был учителем в медресе при мечети (приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью. В народе так же появляется поговорка: “Не каждый грамотей может стать Молла Панахом“), затем везирем (министром иностранных дел) карабахского правителя ( после того, как на границе с Грузией создается тревожная обстановка, и многие семьи из Казахской области решают переехать в районы Карабаха и Гянджи, семья Вагифа переехала в село Тертербасар Джаванширского уезда Карабаха). Перед тем, как стать везирем, Вагиф в Шуше, куда он переехал из села Тертербасар, открывает школу и завоевывает у шушинцев известность как прекрасный педагог и талантливый поэт. Слава поэта доходит до дворца Карабахского хана Ибрагима Халил-хана, и его приглашают во дворец. О том, как Вагиф попал во дворец, существует несколько легенд. Согласно одной из них Вагиф с большой точностью предсказывает лунное затмение и землетрясение. Узнав об этом, Ибрагим хан хочет познакомиться с удачливым астрологом, и Вагифа приглашают во дворец. Пораженный умом, сообразительностью и личным обаянием Вагифа ,Ибрагим хан предлагает ему переехать во дворец.
Во дворце Вагиф остается до конца своих дней, сначала на должности ешикагасы, то есть визира по внутренним делам, а затем первого визира.
У Вагифа богатая библиотека и он непрерывно занимается самообразованием. Он заметно выделяется своей ученостью среди дворцовой знати и интеллигенции Шуши и оправдывает свой поэтический псевдоним Вагиф ("Сведущий").
Вагиф проявил и незаурядные дипломатические способности . При его участии был заключен оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться ее поддержкой.
У Вагифа, по сведениям, было две жены. Одну из них звали Медина, другую Гызханум. Гызханум была дочерью Дурбанд-бека и вышла замуж в юном возрасте за уже пожилого Вагифа. В народе ходили легенды о ее необычайной красоте. У Вагифа были один сын и две дочери. Все они были детьми Медины-ханум. Сына звали Али-ага. Он писал стихи под псевдонимом Алим ("Ученый"). Вагиф дружил с поэтами: Видади, Гусейнханом Муштагом, Аггыз оглу Пири. Самым близким его другом, а по некоторым сведениям, и дальним родственником, был поэт Видади который тоже был родом из Казаха.
Дочери Вагифа были замужем за сыновьями Видади. Стихотворная переписка двух поэтов занимает видное место в творчестве обоих поэтов. Другой его друг ,Мухаммед Гусейн Муштаг, в течение 22 лет был шекинским ханом. Известна и их стихотворная переписка.
В 1795 году войска Ага Мухаммед шаха переходят Араз и направляются в сторону Шуши. Шушинцы под руководством Вагифа успевают хорошо подготовиться к обороне. Осада Шуши затягивается и Ага Мухаммед шах, решив запугать Ибрагим Халил-хана, просит придворного поэта написать ему письмо. Тот пишет следующий стих: "Безумец! Град камней летит с небес. А ты в стеклянных стенах ждешь чудес..." Здесь обыгрывается название осаждаемого города. Шуша - по-азербайджански обозначает стекло. Листок с этим двустишием был прикреплен к стреле, которую воины шаха запустили в крепость. Этим же путем они получили ответ, написанный Вагифом:
Меня стеклом создатель окружил,
Но крепкий камень он в стекло вложил.
Стих этот вызвал страшный гнев Ага Мухаммеда и он возобновляет пушечный обстрел Шуши. 33 дня длилась безуспешная осада крепости, после чего войска шаха снимают ее и направляются в Грузию. В обороне крепости принимает участие и прекрасно владеющий оружием Вагиф .
В 1796 году русские войска под начальством графа В. Зубова проходят через Шемаху до границ Карабаха. Ибрагим Халил-хан посылает к Зубову посольство во главе с сыном Абульфат-ханом, в которое входит Вагиф и сыновья некоторых Карабахских эмиров. При возвращении посольства Ибрагим Халил-хану и Вагифу от имени Екатерины II преподносят ценные подарки. Вагифу дарят посох, украшенный драгоценными камнями. Ибрагим Халил-хан все это время ведет переписку с Екатериной II. Тексты писем Ибрагим Халил-хана к Екатерине составляются Вагифом, и императрица сразу замечает незаурядные способности автора текстов. В письме к Г. А. Потемкину в 1784 году Екатерина II отмечает, что письма Ибрагим-хана выделяются галантностью из всех писем приходящих из Персии и Турции. Она просит своего фаворита выяснить подробности о личности автора писем.
В этом же году умирает императрица Екатерина II. Новый император Павел I отзывает русское войско с Кавказа. Этим хочет воспользоваться Ага Мухаммед шах, чтобы наказать непокорных ханов. Он начинает новый поход и опять начинает его с Шуши. На этот раз Ибрагим Халил-хан без сопротивления сдает крепость Шушу и в сопровождении небольшого отряда, с родственниками и приближенными, бежит на север Азербайджана. Однако среди приближенных нет Вагифа. Только через неделю, после прихода иранских войск в Шушу, его арестовывают и доставляют во дворец Мухаммед Гасанбека, брата Ибрагим Халил-хана, в котором разместился Ага Мухаммед шах. Сдача крепости без боя, прославившимся знаменитой обороной Шуши Ибрагим Халил-ханом, историками объясняется бедственным положением области, где в результате засухи был страшный голод. Отсутствие Вагифа в свите хана объясняется по-разному, и все объяснения вызывают многочисленные вопросы.
Но так или иначе, после ареста Вагиф и его сын были сначала заключены в темницу, а затем и убиты. Дом Вагифа был разгромлен.
Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов Вагифа был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (Буйнакск). Собиранием стихов Вагифа усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 году (русский перевод 1949 г.).
Чужими друг - другу мы стали давно
При встрече мы слов не нашли и расстались
Нам в тайне терпеть нашу боль суждено
Друг к другу на миг подошли и расстались.
Чужие, от встреч мы не ждем ничего
Давно не кружусь в круг лица твоего
Мы шли на огонь не достигнув его
Одежды лишь край подожгли и расстались.
Мы пробыли только мгновенье вдвоем
Не дрогнув, не вспыхнув любовным огнем
Сердец не согрев мы в упорстве своем
Обиды простить не смогли и расстались.
Прервали мы дружбу терзанья терпя
Не выдали горя сердцами скрепя,
Так птицу души отпугнув от себя
В молчанье глаза отвели и расстались.
Любовь обернулась Вагифу во зло
Напрасны старанья все прахом пошло
Сойдясь не открыли как нам тяжело
Век жить друг от друга вдали и расстались.
Source: http://peoples.ru http://www.azeri-info.com/panakh.htm
Молла Панах Вагиф
1717 - 1797Тот, у кого душа светла, жить принужден среди невежд,-
Горит светильник тем ясней, чем больше мрак вокруг сгустится.
Надеждой тешусь, что вот-вот наступит черным дням конец,
Что перекрасятся они, ведь неба синь на них струится.
(Перевод Т. Спендиаровой)
Молла Панах Вагиф- Aзербайджанский поэт и государственный деятель, сторонник союза с Россией. Утвердил в Азербайджанской поэзии форму гошма (древнейшая форма азербайджанского силлабического стихосложения, одиннадцатисложник, применяемый главным образом в ашугской поэзии), являлся одним из последних выдающихся поэтов Азербайджана средневековой традиции. Поэт-лирик, воспевающий любовь и красоту.
Родился около 1717 года в деревне Салахлы (ныне Казахский район Азербаджана) в крестьянской семье. Существует мнение, что его дальние предки переселились сюда с Родины великого Физули- Байата. Сведений о его родителях известно очень немного. Дед Сулейман, отец - Мехти, мать - Аггыз.
Несмотря на крестьянское происхождение, Вагиф получил хорошее образование. Знал арабский и персидский языки, имел солидные знания в области математики, астрономии, архитектуре. Учился у известного педагога и ученого Шафи-эфенди, у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни.
Был учителем в медресе при мечети (приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью. В народе так же появляется поговорка: “Не каждый грамотей может стать Молла Панахом“), затем везирем (министром иностранных дел) карабахского правителя ( после того, как на границе с Грузией создается тревожная обстановка, и многие семьи из Казахской области решают переехать в районы Карабаха и Гянджи, семья Вагифа переехала в село Тертербасар Джаванширского уезда Карабаха). Перед тем, как стать везирем, Вагиф в Шуше, куда он переехал из села Тертербасар, открывает школу и завоевывает у шушинцев известность как прекрасный педагог и талантливый поэт. Слава поэта доходит до дворца Карабахского хана Ибрагима Халил-хана, и его приглашают во дворец. О том, как Вагиф попал во дворец, существует несколько легенд. Согласно одной из них Вагиф с большой точностью предсказывает лунное затмение и землетрясение. Узнав об этом, Ибрагим хан хочет познакомиться с удачливым астрологом, и Вагифа приглашают во дворец. Пораженный умом, сообразительностью и личным обаянием Вагифа ,Ибрагим хан предлагает ему переехать во дворец.
Во дворце Вагиф остается до конца своих дней, сначала на должности ешикагасы, то есть визира по внутренним делам, а затем первого визира.
У Вагифа богатая библиотека и он непрерывно занимается самообразованием. Он заметно выделяется своей ученостью среди дворцовой знати и интеллигенции Шуши и оправдывает свой поэтический псевдоним Вагиф ("Сведущий").
Вагиф проявил и незаурядные дипломатические способности . При его участии был заключен оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться ее поддержкой.
У Вагифа, по сведениям, было две жены. Одну из них звали Медина, другую Гызханум. Гызханум была дочерью Дурбанд-бека и вышла замуж в юном возрасте за уже пожилого Вагифа. В народе ходили легенды о ее необычайной красоте. У Вагифа были один сын и две дочери. Все они были детьми Медины-ханум. Сына звали Али-ага. Он писал стихи под псевдонимом Алим ("Ученый"). Вагиф дружил с поэтами: Видади, Гусейнханом Муштагом, Аггыз оглу Пири. Самым близким его другом, а по некоторым сведениям, и дальним родственником, был поэт Видади который тоже был родом из Казаха.
Дочери Вагифа были замужем за сыновьями Видади. Стихотворная переписка двух поэтов занимает видное место в творчестве обоих поэтов. Другой его друг ,Мухаммед Гусейн Муштаг, в течение 22 лет был шекинским ханом. Известна и их стихотворная переписка.
В 1795 году войска Ага Мухаммед шаха переходят Араз и направляются в сторону Шуши. Шушинцы под руководством Вагифа успевают хорошо подготовиться к обороне. Осада Шуши затягивается и Ага Мухаммед шах, решив запугать Ибрагим Халил-хана, просит придворного поэта написать ему письмо. Тот пишет следующий стих: "Безумец! Град камней летит с небес. А ты в стеклянных стенах ждешь чудес..." Здесь обыгрывается название осаждаемого города. Шуша - по-азербайджански обозначает стекло. Листок с этим двустишием был прикреплен к стреле, которую воины шаха запустили в крепость. Этим же путем они получили ответ, написанный Вагифом:
Меня стеклом создатель окружил,
Но крепкий камень он в стекло вложил.
Стих этот вызвал страшный гнев Ага Мухаммеда и он возобновляет пушечный обстрел Шуши. 33 дня длилась безуспешная осада крепости, после чего войска шаха снимают ее и направляются в Грузию. В обороне крепости принимает участие и прекрасно владеющий оружием Вагиф .
В 1796 году русские войска под начальством графа В. Зубова проходят через Шемаху до границ Карабаха. Ибрагим Халил-хан посылает к Зубову посольство во главе с сыном Абульфат-ханом, в которое входит Вагиф и сыновья некоторых Карабахских эмиров. При возвращении посольства Ибрагим Халил-хану и Вагифу от имени Екатерины II преподносят ценные подарки. Вагифу дарят посох, украшенный драгоценными камнями. Ибрагим Халил-хан все это время ведет переписку с Екатериной II. Тексты писем Ибрагим Халил-хана к Екатерине составляются Вагифом, и императрица сразу замечает незаурядные способности автора текстов. В письме к Г. А. Потемкину в 1784 году Екатерина II отмечает, что письма Ибрагим-хана выделяются галантностью из всех писем приходящих из Персии и Турции. Она просит своего фаворита выяснить подробности о личности автора писем.
В этом же году умирает императрица Екатерина II. Новый император Павел I отзывает русское войско с Кавказа. Этим хочет воспользоваться Ага Мухаммед шах, чтобы наказать непокорных ханов. Он начинает новый поход и опять начинает его с Шуши. На этот раз Ибрагим Халил-хан без сопротивления сдает крепость Шушу и в сопровождении небольшого отряда, с родственниками и приближенными, бежит на север Азербайджана. Однако среди приближенных нет Вагифа. Только через неделю, после прихода иранских войск в Шушу, его арестовывают и доставляют во дворец Мухаммед Гасанбека, брата Ибрагим Халил-хана, в котором разместился Ага Мухаммед шах. Сдача крепости без боя, прославившимся знаменитой обороной Шуши Ибрагим Халил-ханом, историками объясняется бедственным положением области, где в результате засухи был страшный голод. Отсутствие Вагифа в свите хана объясняется по-разному, и все объяснения вызывают многочисленные вопросы.
Но так или иначе, после ареста Вагиф и его сын были сначала заключены в темницу, а затем и убиты. Дом Вагифа был разгромлен.
Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов Вагифа был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (Буйнакск). Собиранием стихов Вагифа усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 году (русский перевод 1949 г.).
Чужими друг - другу мы стали давно
При встрече мы слов не нашли и расстались
Нам в тайне терпеть нашу боль суждено
Друг к другу на миг подошли и расстались.
Чужие, от встреч мы не ждем ничего
Давно не кружусь в круг лица твоего
Мы шли на огонь не достигнув его
Одежды лишь край подожгли и расстались.
Мы пробыли только мгновенье вдвоем
Не дрогнув, не вспыхнув любовным огнем
Сердец не согрев мы в упорстве своем
Обиды простить не смогли и расстались.
Прервали мы дружбу терзанья терпя
Не выдали горя сердцами скрепя,
Так птицу души отпугнув от себя
В молчанье глаза отвели и расстались.
Любовь обернулась Вагифу во зло
Напрасны старанья все прахом пошло
Сойдясь не открыли как нам тяжело
Век жить друг от друга вдали и расстались.
Source: http://peoples.ru http://www.azeri-info.com/panakh.htm
загрузка