Энциклопедия / Парки и сады
Изменить категорию | Все статьи категории
Возникновение в форштадте площадей тесно связано с социально-экономической жизнью города. Одни площади появились как места для плац-парадов (Парапет), другие как рыночные (Кубинская, Воронцовская).
В Баку, где с 1880-х годов доминировала ордерная архитектура в свободной интерпретации архитекторов, в городской застройке стилевого хаоса не наблюдалось. Однородность облицовочного материала - известняка, использование на фасадах приемов ордерной архитектуры определили единство стилистического решения многих зданий города, что дало повод проф. Л. А. Ильину назвать Баку «бескрышным ренессансом». Общность архитектурных приемов и форм, строительного материала способствовала формированию индивидуального художественного лица города, что на фоне стилистической неразберихи других городов Российской империи было явлением уникальным.
Городские площади Баку застраивались отдельными зданиями в той или иной композиционной трактовке, в зависимости от вкусов заказчика или же автора проекта. Обычно сказывалась тенденция выделить, выгодно подчеркнуть архитектурные особенности частновладельческого дома. Ограниченное число площадей и скверов Баку составило планировку городского центра. Они возникли в процессе градостроительного развития форштадта, но не выражали особенно ясной планировочной мысли большого масштаба. Между этими важными элементами городской планировки не существовало композиционной связи, которая последовательно раскрывала бы их архитектурные и объемно-пространственные особенности.
В планировочной структуре города они «работали», по существу, изолированно друг от друга, хотя их отделяли небольшие расстояния. Подобная разобщенность важнейших планировочных узлов породила дисгармонию в общей композиции центра, несмотря на то, что к созданию развитого композиционно целого ядра были все предпосылки.
Только площади Парапет и Губернаторская («Азнефти») объединялись набережной и Михайловской улицей с одной стороны и Садово-Николаевской магистралью - с другой.
Площадь Парапет, возникшая на эспланаде в начале 1860-х годов, явилась организующим элементом делового и общественного центра Баку. Ее осевая, строго симметричная композиция определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта, ныне ул. М. Горького.
Застройка Парапета в основном представлена творчеством архитектора Касым-бека Гаджибабабекова . Он здесь выстроил двухэтажные караван-сараи (ныне кинотеатр «Араз» и музей им. Низами), жилые дома для себя, гостиницы «Гранд-отель» и «Метрополь». Но на площади не было доминирующего сооружения, которое, являясь центром архитектурной композиции, подчинило бы себе все остальные здания. Различная объемная трактовка и пластическая разработка зданий, расположенных вокруг площади, все же способствовали созданию значительного градостроительного узла капиталистического Баку.
Превращенный в сквер Парапет с его старой застройкой после реконструкции 1950-х годов закрепил свое положение в планировке современного города.
Находясь в центре Баку, площадь Парапет постоянно привлекала внимание частных лиц и губернских властей, стремившихся застроить ее. Когда в начале 1880-х годов начались поиски места для православного собора, выбор экзарха Грузии пал на Парапет как на удобную для прихожан площадь в центре города. В те же годы на той же площади было задумано сооружение памятника Александру II, отчего проектируемую площадь в местной прессе иногда называли даже Императорской (по другому источнику – Царской). Решение построить собор или памятник на сравнительно небольшой площади (около 0,8 га) нельзя признать удачным. Для собора, в конце концов, определилось место на упраздненном кладбище, оказавшемся к тому времени в окружении жилых и торговых зданий.
В январе 1894 года на площади Парапет уже велись подготовительные работы по озеленению той части, где решено было воздвигнуть памятник. Для этого собирались выписать деревья из Боржома, Тифлиса и других городов. Идея сооружения памятника не была реализована из-за нехватки средств. В дальнейшем революционная ситуация в России сняла этот вопрос вовсе. Интересно, что на Парапете в разное время, помимо собора и памятника, частные лица добивались разрешения думы построить здание Народного театра.
Успешные работы по строительству шолларского водопровода позволили управе разбить на Парапете тенистый сквер (1914-1918 гг.) Но примитивная планировка сквера и ограниченный ассортимент растительности не могли создать выигрышную композицию, способную в центре города «работать» в художественном направлении.
Создание сквера на Колюбакинской площади (Парапет) - наглядный пример «оперативности» думы. Еще 29 ноября 1891 года городской архитектор А. С. Кандинов представил проект Колюбакинского сквера. Проект Кандинова был хорошо увязан с городской планировкой и потоками пешеходного движения. Чтобы «не рисковать», дума предложила, в виде опыта, разбить площадь сквера на четыре части и приступить к посадке немедленно. Однако это было лишь пожеланием, на Колюбакинской площади и в конце XIX века не было зеленых насаждений.
Лишь в начале следующего века здесь появился примитивный сквер в виде узкой полосы зелени по периметру со свободным пространством площади, на которой происходили религиозные процессии. Чахлая зелень, регулярная планировка, невыразительные по рисунку ограждения придавали скверу казенный и неуютный вид. Бакинцы его иронически называли «сухим» садом. Созданный позже других городских садов, сквер на Парапете демонстрировал ослабление интереса к озеленению города со стороны городских властей в конце XIX века.
Ш. Фатуллаев
В 19 веке в центре города был основан сквер, который получил название Парапет, также его называли Бесплодный сад. Этот сквер вполне соответствовал своему названию, здесь даже намека на кустик не было. Лишь один полуразрушенный бассейн, да и то полон мусора, а не воды. В 1905-1907-х годах здесь часто проходили митинги и собрания рабочих, которые клеймили царское самодержавие, предрекали неминуемую гибель деспотизму, призывали трудящихся подниматься на борьбу за свои права.
В 1920 году Бесплодный сад был переименован в сад им. Карла Маркса.
Первые работы по реконструкции сквера были осуществлены в 50-е годы, в результате которых он превратился в просторную хорошо озелененную площадь-сквер, связанную с небольшими старыми скверами у Дворца печати и Здания библиотеки. Сквер является как бы продолжением зеленой зоны, начинающейся в парке у Государственной Филармонии, затем продолжающийся скверами имени Сабира и Низами.
В 1984 году был проведен новый этап по реконструкции сада. Обновился состав зеленых насаждений. Неотъемлемую часть сквера составляют фонтаны. Именно из-за большого числа фонтанов он стал называться площадью фонтанов.
http://baku.aznet.org/baku/ru/square3.htm
Автор: © Jonka
Source: Ш Фатуллаев. Градостроительство Баку
Баку. Парапет
Парапет - Колюбакинская площадь - пл. Карла Маркса - пл. ФонтановВозникновение в форштадте площадей тесно связано с социально-экономической жизнью города. Одни площади появились как места для плац-парадов (Парапет), другие как рыночные (Кубинская, Воронцовская).
В Баку, где с 1880-х годов доминировала ордерная архитектура в свободной интерпретации архитекторов, в городской застройке стилевого хаоса не наблюдалось. Однородность облицовочного материала - известняка, использование на фасадах приемов ордерной архитектуры определили единство стилистического решения многих зданий города, что дало повод проф. Л. А. Ильину назвать Баку «бескрышным ренессансом». Общность архитектурных приемов и форм, строительного материала способствовала формированию индивидуального художественного лица города, что на фоне стилистической неразберихи других городов Российской империи было явлением уникальным.
Городские площади Баку застраивались отдельными зданиями в той или иной композиционной трактовке, в зависимости от вкусов заказчика или же автора проекта. Обычно сказывалась тенденция выделить, выгодно подчеркнуть архитектурные особенности частновладельческого дома. Ограниченное число площадей и скверов Баку составило планировку городского центра. Они возникли в процессе градостроительного развития форштадта, но не выражали особенно ясной планировочной мысли большого масштаба. Между этими важными элементами городской планировки не существовало композиционной связи, которая последовательно раскрывала бы их архитектурные и объемно-пространственные особенности.
В планировочной структуре города они «работали», по существу, изолированно друг от друга, хотя их отделяли небольшие расстояния. Подобная разобщенность важнейших планировочных узлов породила дисгармонию в общей композиции центра, несмотря на то, что к созданию развитого композиционно целого ядра были все предпосылки.
Только площади Парапет и Губернаторская («Азнефти») объединялись набережной и Михайловской улицей с одной стороны и Садово-Николаевской магистралью - с другой.
Площадь Парапет, возникшая на эспланаде в начале 1860-х годов, явилась организующим элементом делового и общественного центра Баку. Ее осевая, строго симметричная композиция определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта, ныне ул. М. Горького.
Застройка Парапета в основном представлена творчеством архитектора Касым-бека Гаджибабабекова . Он здесь выстроил двухэтажные караван-сараи (ныне кинотеатр «Араз» и музей им. Низами), жилые дома для себя, гостиницы «Гранд-отель» и «Метрополь». Но на площади не было доминирующего сооружения, которое, являясь центром архитектурной композиции, подчинило бы себе все остальные здания. Различная объемная трактовка и пластическая разработка зданий, расположенных вокруг площади, все же способствовали созданию значительного градостроительного узла капиталистического Баку.
Превращенный в сквер Парапет с его старой застройкой после реконструкции 1950-х годов закрепил свое положение в планировке современного города.
Находясь в центре Баку, площадь Парапет постоянно привлекала внимание частных лиц и губернских властей, стремившихся застроить ее. Когда в начале 1880-х годов начались поиски места для православного собора, выбор экзарха Грузии пал на Парапет как на удобную для прихожан площадь в центре города. В те же годы на той же площади было задумано сооружение памятника Александру II, отчего проектируемую площадь в местной прессе иногда называли даже Императорской (по другому источнику – Царской). Решение построить собор или памятник на сравнительно небольшой площади (около 0,8 га) нельзя признать удачным. Для собора, в конце концов, определилось место на упраздненном кладбище, оказавшемся к тому времени в окружении жилых и торговых зданий.
В январе 1894 года на площади Парапет уже велись подготовительные работы по озеленению той части, где решено было воздвигнуть памятник. Для этого собирались выписать деревья из Боржома, Тифлиса и других городов. Идея сооружения памятника не была реализована из-за нехватки средств. В дальнейшем революционная ситуация в России сняла этот вопрос вовсе. Интересно, что на Парапете в разное время, помимо собора и памятника, частные лица добивались разрешения думы построить здание Народного театра.
Успешные работы по строительству шолларского водопровода позволили управе разбить на Парапете тенистый сквер (1914-1918 гг.) Но примитивная планировка сквера и ограниченный ассортимент растительности не могли создать выигрышную композицию, способную в центре города «работать» в художественном направлении.
Создание сквера на Колюбакинской площади (Парапет) - наглядный пример «оперативности» думы. Еще 29 ноября 1891 года городской архитектор А. С. Кандинов представил проект Колюбакинского сквера. Проект Кандинова был хорошо увязан с городской планировкой и потоками пешеходного движения. Чтобы «не рисковать», дума предложила, в виде опыта, разбить площадь сквера на четыре части и приступить к посадке немедленно. Однако это было лишь пожеланием, на Колюбакинской площади и в конце XIX века не было зеленых насаждений.
Лишь в начале следующего века здесь появился примитивный сквер в виде узкой полосы зелени по периметру со свободным пространством площади, на которой происходили религиозные процессии. Чахлая зелень, регулярная планировка, невыразительные по рисунку ограждения придавали скверу казенный и неуютный вид. Бакинцы его иронически называли «сухим» садом. Созданный позже других городских садов, сквер на Парапете демонстрировал ослабление интереса к озеленению города со стороны городских властей в конце XIX века.
Ш. Фатуллаев
В 19 веке в центре города был основан сквер, который получил название Парапет, также его называли Бесплодный сад. Этот сквер вполне соответствовал своему названию, здесь даже намека на кустик не было. Лишь один полуразрушенный бассейн, да и то полон мусора, а не воды. В 1905-1907-х годах здесь часто проходили митинги и собрания рабочих, которые клеймили царское самодержавие, предрекали неминуемую гибель деспотизму, призывали трудящихся подниматься на борьбу за свои права.
В 1920 году Бесплодный сад был переименован в сад им. Карла Маркса.
Первые работы по реконструкции сквера были осуществлены в 50-е годы, в результате которых он превратился в просторную хорошо озелененную площадь-сквер, связанную с небольшими старыми скверами у Дворца печати и Здания библиотеки. Сквер является как бы продолжением зеленой зоны, начинающейся в парке у Государственной Филармонии, затем продолжающийся скверами имени Сабира и Низами.
В 1984 году был проведен новый этап по реконструкции сада. Обновился состав зеленых насаждений. Неотъемлемую часть сквера составляют фонтаны. Именно из-за большого числа фонтанов он стал называться площадью фонтанов.
http://baku.aznet.org/baku/ru/square3.htm
Автор: © Jonka
Source: Ш Фатуллаев. Градостроительство Баку
загрузка