Неста: «Мне нужен адреналин»
Маленький стадион на окраине Монреаля — жарко и солнечно теперь, стыло и снежно зимой. Вот тут и играл «Монреаль Импакт», пока не пробился в MLS — это североамериканская серия А. Алессандро Неста уже прижился, подыскал себе дом («отличная квартира, почти в центре») и уже совсем скоро — дней через десять — сыграет первый матч в своей новой футбольной жизни. «Но это еще и возможность для моих детей — расти в англо-французской языковой среде, плюс еще и няня у них испаноязычная. Когда вырастут — спасибо мне скажут».
- Как возникла идея с переездом в Монреаль?
- Насчет MLS я уже несколько лет задумывался. После «Милана» я хотел ехать в Америку, но здешним большим клубам оказался не сильно нужен. Сначала я даже удивлялся, но тут другое представление о футболе. У нас защитник — это что-то очень серьезное, тут упор больше на нападающих. Вопрос маркетинга. А в «Импакте» философия более итальянская. Я приехал повидаться с Марко Ди Вайо, мы поговорили, мне дали почувствовать, что я буду нужен.
- При том, что зарплату тебе предложили отнюдь не космическую.
- Это не повлияло. За двадцать лет я много заработал, мне был важен именно этот опыт — было бы очень непросто, закончив играть, найти себе другую работу, которая позволила бы мне именно такие перемены в жизни.
- У тебя уже сложилось определенное впечатление о соккере?
- Это футбол, замешанный на физике. Уровень — вырос, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад, когда мы тут играли товарищеские матчи. И еще есть куда расти.
- Какое-то время назад ты говорил, что когда оставишь футбол, то расстанешься и с футбольным миром — чтобы попытаться пожить другой жизнью. А теперь ты получил тренерскую лицензию — значит, передумал?
- Я понял, что расстаться со средой, в которой ты с детства, было бы очень непросто. Хочу быть тренером, но не детским. У меня большие цели — хочу попробовать себя на самом высоком уровне. Я знаю, что мне нужно соревноваться, мне нужен адреналин. Это будет идеальная работа, как раз по мне.
- Некоторые считают, что смотреть на «Барселону» и сборную Испании — скука смертная.
- Везет людям. Я против «Барселоны» играл и как-то не соскучился. Лучше бы уж соскучился. Играют на грани идеала.
- Тебя тоже потрясли голы Балотелли Германии?
- Я болел за сборную в Майями, в ресторане, но есть игроки, которые цепляют меня больше. Скажем, мои бывшие товарищи Пирло, Де Росси, Абате и Буффон. В любом случае, я радовался победе, не размахивая флагом из машины и не нарезая по городу круги. Я даже какую-то ностальгию почувствовал, все-таки носить майку сборной — это прекрасно. Может, я и слишком рано бросил это дело, но я не жалею — если бы пришлось играть еще и за сборную, я бы уже три-четыре года играл только на пляже.
- Тебе нравится, как Пранделли поставил игру?
- Очень, но я и его самого очень ценю. Человек всю дорогу играл с обороной в четыре человека, но ему хватило мудрости все поменять. Он понял, что в его распоряжении — блок «Юве»: три защитника, Пирло впереди, Буффон сзади. Бьянконери, играя так, взяли скудетто — и он приспособился к этому блоку. Так что я перед ним преклоняюсь: он скромный и умный.
- К вопросу о «Юве»: тебе было очень обидно потерять скудетто? И хоть ты не говори, что это из-за неувиденного гола.
- Я и не скажу. Мы проиграли «Фиорентине» и домашний матч с «Болоньей». И недооценили силу «бьянконери»: мы не верили, что они проведут такой сезон. Да они и сами, думаю, не очень в это верили. Но они молодцы — так здорово отыграли и скудетто заслужили. Это не оправдание, но у нас было много травм. И мы понемногу растеряли уверенность в себе и чувство локтя.
- Твой друг Пирло сыграл решающую роль. Старая песня: надо же было так лопухнуться и отдать его конкурентам.
- У него кончался контракт. И тут уж или ты продлеваешь с игроком контракт, или он волен идти куда захочет. Повторяю, мы недооценили силу «Юве».
- А твой «Милан» слабеет. Ты следишь за трансферными перипетиями?
- Конечно, каждый день читаю все в Интернете. И не сказать чтобы мне тут было спокойнее — я все еще очень привязан к команде, к людям. Уход двоих игроков — огромная потеря. Таких игроков на рынке не найти. Тут ведь не так: я продаю Тиаго Силву, а взамен покупаю другого Тиаго Силву, такого же. Потому что такого же больше нет — только хуже. И про Ибру можно сказать то же самое. За кем охотиться-то? Хотя на эти деньги можно купить трех-четырех путных игроков — в том числе и на будущую перспективу. Можно и таким образом сохранять конкурентоспособность.
- Болельщики пока не протестуют, но терпение — не беспредельно.
- Я скажу так. Берлускони уже 26 лет тратит на клуб деньги. Если в какой-то момент он и не может потратиться — в том числе и потому, что дела, может, идут не очень, — я думаю, что четыре-пять сезонов можно ему это и позволить. Я как болельщик позволил бы. Потому что четверть века он нас неимоверно радовал.
- А сейчас, судя по всему, пришло время «Ювентуса».
- «Ювентус» отлично поработал. После пощечины «кальчополи» получилось воссоздать сильный клуб, с собственным стадионом. И реально, что несколько следующих лет у «Юве» в распоряжении будет серьезный бюджет. Но другие команды не могут позволить себе такую роскошь. Большие игроки едут в другие чемпионаты — в Италии сейчас не крутится таких денег. Люди должны это понимать, а те, кто любит «Милан», особенно.
- Что тебе думается насчет букмекерского скандала? Несколько паршивых овец портят стадо — или же всеобщее поветрие?
- Не знаю. Но что случилось, то случилось, ничего удивительного в этом нет. Такая уж у нас страна — каждые четыре года мы устраиваем такой вот бардак. Я думаю, нужна показательная порка, потому что в итоге никому не попадет. В Америке так: ты делаешь глупость — тебя наказывают — ты больше не делаешь глупостей. У нас еще пару лет подождут, все обо всем забудут, и тот, кто был виноват, снова во что-нибудь вляпается. Нам нужно менять мышление, нужно наказывать строже: ошибся — отвечай.