Травма
…Медсестра, привычным движением руки, резко вынула шприц из тела. Он перевернулся на спину и стал ожидать результата. Как обычно, минут через пять боль, как волна с песчаного берега, стала отходить. Всегда после острой и нестерпимой боли наступает, а вернее, когда боль отступает, появляются минуты блаженства.. Человек, который не часто терпел боль - засыпает, а привыкший к постоянной боли -,блаженствуя, начинает думать о приятном.
Закрыв глаза, Артем вдруг начал вспоминать, как дошел до «жизни такой» Вспомнив, про себя сказал: «А пришел очень даже просто, как тысячи таких же мальчишек как он.
Читай «Дорога в спорт»
Артему, как и всем участникам сборной республики по гребле выдали новую форму: костюм с начесом, велотрусы и тапочки ( белые, легкие, к сожалению, даже без резинового носка сверху).
Почти неделю Артем не надевал эту форму. Тренировки шли своим чередом . Каждый день начинался с пробежки, затем разминка, общеразвивающие упражнения и , наконец, вода.
В тот день все шло как-то не так. Почти перед самым выходом на воду, в нескольких метрах от пристани, перевернулась каноэ-двойка с новичками. От неожиданности и испуга один из них начал захлебываться и тонуть. Не одного катера у пристани не оказалось и Артем, долго не раздумывая, плюхнулся в воду на помощь мальчишкам. Тонущего с напарником подняли на плот и отправили в душевую. Сам спасатель тоже вынужден был сбросить мокрую одежду, отмываться под горячей струей воды. Из раздевалки он вышел полностью экипированный в новую форму. От тренировки на воде пришлось отказаться(после всех водных процедур), но терять тренировочный день Артем не собирался. Он отправился в «зал штанги»- комната с помостом штангой и гантелями. Со «старушкой» штангой сделал приседание, рывок, жим лежа .. Подумал о прессе живота. В окне виднелась пустующая гимнастическая перекладина. Решил покачать пресс на перекладине, он часто пользовался этим упражнением( вис вниз головой на пальцах ног и подъем туловища к ногам) В считанные секунды, через открытое окно, он оказался на палубе яхт-клуба. Прыжком и сгруппировавшись зацепился ногами за перекладину, отпустил руки в надежде повиснуть вниз головой, но замысел его не осуществился. Не успев раскрыть корпус, он соскользнул с перекладины- подвели новые тапочки без резинового носка, и в согнутом положении с высоты полутора метров рухнул на палубу, приземлившись на копчик…
Резкая боль пронзила его насквозь до самой крайней клетки мозга, в глазах потемнело и, он потерял сознание. Ничего не понимая, парень сделал глубокий вдох, открыл глаза и в тусклом свете увидел над собой нерезкие очертания товарищей, которые, подбежав, пытались его поднять с пола. Еще ничего не понимая, Артем попытался улыбнуться и промямлил что-то вроде : «Я сам! Я сам!». Он пытался встать на ноги, но ноги его не слушались. Вернее, он их не чувствовал, не осязал и это его пугало. Наконец товарищи подняли его и уложили на скамью. Подбежала врач и пострадавшего унесли в мед.кабинет.
Через некоторое время стало появляться чувство осязания и мышцы ног начали реагировать на легкие покалывания иглой, но боль в левом бедре и позвоночнике была нестерпимой. После обезболивающего укола он пролежал еще час, затем прихрамывая, поплелся домой и утром уже был в физкультурном диспансере. Ему назначили физиотерапию и ванны. После двухразового приема горячих ванн, ему стало плохо, и их отменили, а курс физиотерапии и массажа сделали свое дело – боли прошли.
Дней через двадцать начал тренировки. Выиграл отборочные соревнования и в составе сборной выехал в город Красноводск для подготовки к первенству СССР. Вновь начались усиленные тренировки. Работа на воде совмещалась с усиленными нагрузками на берегу. Легкая атлетика, штанга, спортивные игры ежедневно присутствовали в тренировочном процессе. Однажды, выполняя очередной рывок штангой весом 75 кг, в поясничной области позвоночника что-то хрустнуло. Услышал, почувствовал, но не придал должного значения. Молодость! С обеда ушел чуть прихрамывая. На воде при гребке все было как обычно, а на берегу появилась тупая боль. Попытался терпеть, но боль усиливалась. Тихо, неуверенно сообщил о своих болевых ощущениях тренеру. Врач категорически настаивал на госпитализацию. Вечерним паромом, через знакомого кока ( судовой повар) его отправили домой. У причала спортсмена ждала машина «скорой помощи».
Осмотрев парня, главврач выписал направление в больницу. Даже после «понтапона» боль не утихала, и терпеть ее становилось не выносимо. В палату вполз шаркающий ногами старик в белом халате. Подошел к Артему и задал вопрос, который очень удивил парня: «Мочишься сам? Эрекция наступает?» Артем с недоумением на лице тихим и отчужденным голосом ответил : «Да. Сам. Наступает…» Старик в белом халате повернулся спиной, махнул рукой и уполз, шаркая ногами, в дверной проем. Опомнившись от визитера, парень посмотрел на остальных пациентов и спросил: «Кто этот маразматик?» Хор голосов ответил ему: «Профессор Ахундов. Нейрохирург!» ( Это потом Артем узнает, что если перебит спинной мозг в поясничной области позвоночника, то нарушается иннервация нижней части таза).
При повторной консультации, через две недели, профессор Ахундов, отвечая на многочисленные вопросы парня и подводя итоги беседы, резюмирует: « У вас в результате удара произошло смещение межпозвоночного диска с ущемлением корешков седалищного нерва. От этого еще никто не умирал… Но и никто не жил нормально!»
От постоянных сильных болей спортсмен закурил. За ночь он выкуривал полторы пачки сигарет. Родители приносили ему сигареты с фильтром (берегли его здоровье), а он тут же менял их на «Аврору» без фильтра. Сильная боль не давала ему возможности ни ходить, ни вставать с постели и поэтому во время обеда ребята, лежавшие с ним в палате, придвигали стол к его постели и в дружной компании заставляли его есть. Четыре раза в день выдавали таблетки, среди которых обезболивающий «Анальгин». Артем , опасаясь привыкания, терпел боль, но «анальгин» не пил, таблетки складывал в ящик тумбочки.
Посещения в больнице разрешались по средам и воскресеньям. Парень требовал от друзей и родственников пунктуальности. Приходить должны точно к открытию дверей. За двадцать минут до прихода друзей и родственников он проглатывал сразу шесть таблеток «Аспирина» и с улыбкой встречал пришедших. Шутил, рассказывал анекдоты, превращал страшные больничные будни в фарс, пытаясь выглядеть бодрым и жизнерадостным. Затем проходило минут сорок и боль медленно, но настойчиво давала о себе знать. При появлении боли-«хозяйки» его тела, Артем с улыбкой. Но очень категорично заявлял, что «гости» засиделись, в палате надышали и вообще – им поры уходить. Как только дверь за последним его гостем закрывалась, он позволял себе расслабиться и при этом про себя материл «хозяйку» боль.
Однажды в палату вошла молодая девушка лет шестнадцати в халате и со шприцем в руке. Она назвала фамилию Артема и с гордостью заявила, что является практиканткой мед. училища и должна сделать укол. Парень не задумываясь, спросил: «Это прозерин или витамин В-12?» Девушка задумалась, а затем бесхитростно улыбнувшись, произнесла : «А я не знаю…» Парень в тон ей предложил: «Пойдите, узнайте». Молодой девушка ушла. Через минуту появилась вновь и радостно произнесла «Прозерин». Артем прореагировал вопросом : « В руку или ягодицу?». Улыбка моментально исчезла с ее личика и, начав пятиться к двери, она почти шепотом произнесла :» Я сейчас узнаю». Явившись в третий раз через минуту, заявила «в руку», протерла наспиртованной ваткой накаченный бицепс спортсмена, осторожно уперлась иглой в руку и начала всем своим корпусом давить на шприц. Упругая кожа не поддавалась, но девушка давила на шприц. Артем уже не ощущал боли от иглы, смотрел то на свою руку, то на медсестру. Так продолжалось секунд тридцать, а затем парень не подсказал, а спокойно предложил резко вколоть иглу. Девушка на секунду замерла, мотнула в знак согласия головой и резко вколола шприц. Затем потянулись долгие секунды вспрыскивания содержимого шприца в мышцу. Когда «экзекуция» завершилась, девушка со вспотевшим лбом попрощалась и ушла, а Артем и его товарищи по палате долго еще смеялись, вспоминая молодую медсестру.
Боль под воздействием уколов и процедур начала отступать. Она превратилась из острой и резкой в тупую и ноющую. Уже можно было позволить себе сесть на кровать, встать, держась за нее, и , наконец, сделав десять самостоятельных шагов, Артем дошел до туалета. В этот день он вновь почувствовал себя «человеком».
Через некоторое время его выписали из больницы. Боль уменьшилась, но никаких нагрузок на позвоночник, на пояснице- пояс штангиста, а в руке трость и хромающая походка. Он все еще был студентом физкультурного института, хромая, посещал теоретические занятия, имел освобождение от практических занятий по видам спорта, но так продолжаться долго не могло. Надо было решать, что делать и как жить дальше. Вдруг жизнь дала ему шанс: родственники парня через своих знакомых вышли на врачей из Института Скорой Помощи им. Н.В.Склифосовского. Пришел ответ «приезжайте».
Консилиум вынес вердикт необходимости хирургического вмешательства., вытяжение, физиотерапия, массаж и витамины (инъекции) Уложили в палату, где лечился сам легендарный В.Брумель – рекордсмен мира по прыжкам в высоту. Артем слушал всякие байки про него, но то, что его упорство и настойчивость, а главное – вера в с исцеление, подняли спортсмена на ноги, вернули в большой спорт, глубоко засели в мозгу молодого гребца.
Одним из первых Артем пробовал, находящиеся еще в разработке, приборы ультразвукового лечения. Прогрев позвоночника ультразвуком восстановил его. Юноша с трудом засыпал в подвешенном состоянии, когда под мышками лямки, а тело на щите с колесиками, болтаясь, как поплавок в бассейне, с грузом на ногах. А главное - лечебная физкультура, где каждое упражнение делалось, превозмогая боль, но с верой на выздоровление.
В СКЛИФе он провел целый месяц - боли исчезли, походка стала твердой и появилось желание жить! Приехал домой. Начал потихоньку сдавать зачеты и экзамены. Возобновил тренировки, но без нагрузок и резких движений. Много «катался» на воде, ноги, руки и мышцы спины ослабли. За время болезни похудел на десять килограмм. Вместе с тренером начали искать варианты физ.подготовки. Серьезно занялся легкой атлетикой. Тренировал мышцы ног, рук и пресс живота. В подборе упражнений со штангой папа-Зяки, его тренер и большой друг по жизни, напрягся сам и вовлек в эту работу своих друзей. Артему подобрали упражнения со штангой: лежа, в висе и сидя. Соорудили самодельные тренажеры, а пояс штангиста стал частью его тела.
Так прошло время: зима , весна и настало лето. Приближалось первенство республики. Почти все навсегда вычеркнули Артема из списка действующих гребцов. Даже начальник команды «Динамо» скептически отнесся к просьбе включить его в заявку. Нашлись «доброжелатели», которые подходили и советовали не позориться, не выходить на старт, а остаться «вице чемпионом» республики. Папа-Заки отвечал за парня, что нам результат не важен, а главное – самоутверждение, а парня настраивал на победу. Были и волнения и сомнения- осилит ли дистанцию, и нервное напряжение. Команда: «На старт! Внимание! Марш!» и лодки устремились к финишу. Артем по привычке не оглядывался назад. Он грёб, чтобы скорей услышать финишный гонг. Вот уже приближаются трибуны, а с ними и финишный створ. Протяжный ,предупреждающий перезвон колокола… Резкая тишина… короткий, но звонкий и такой желанный финишный гонг, затем еще, еще и еще! Он обернулся. Трибуны ликовали! Глазами он искал одного человека, папу Зяки, своего наставника и единственного, кто верил в него и в эту победу. Артем закрыл глаза , сделал глубокий вход, поднял тяжелые от усталости веки и увидел молча уходящую коренастую фигуру своего друга. Молча, но уверенный в моей победе, он уходил от шума человеческого многоголосья. Они, а вернее ОН опять победил. ОН- самого себя, а Артем – свою травму и страх.
А.Артур