Матчавая встреча Гурьев -Баку
1966 год. Гурьев. Матчевая встреча Гурьев-Баку. Бакинскую команду представляют все ведущие гребцы республики. А других гребцов в то время и не было. Обычно матчевые встречи устраивали в конце гребного сезона, и они несли оттенок отдыха и стимуляции гребцов. Команду гребцов из Баку поселили в единственной в Гурьеве гостинице. Тренерский совет следил, чтоб спортсмены вовремя ложились в постель, а днем пытались сориентировать их на реке. Река это не море. Течение – непривычное явление для бакинцев. Вниз по течению не успеваешь грести, а вверх- упираешься, гребешь, но лодка стоит на месте, а то и сносит тебя вниз по течению. Гребок нужен длинный, мощный и в конце резкий.
В соревнованиях, обычно, побеждала «Дружба» и главным было участие!
Соревнования совпадали по времени с большим нерестом осетровых рыб в реке Урал. Да, в том самом Урале, где погиб легендарный Василий Иванович Чапаев. Все приехавшие старались закупить морепродукты. Нет, в Баку были те же морепродукты, просто цены были на порядок ниже.
Артему запомнились несколько ярких, на его взгляд, моментов той поездки. Он часто их вспоминал, а еще чаще его просили рассказать об этом сами ребята.
… От гостиницы, проехав три остановки на автобусе, который курсировал по единственному в городе маршруту, оказывался у базара. Базар - по восточному- рынок. Гурьевский базар представлял собой прилавки , заваленные сплошь рыбой. Прилавки с овощами и фруктами, как оазисы в пустыне, резко бросались в глаза. РЫБА! О ней особый рассказ. Во-первых , ОНА была везде, во-вторых, ее размеры и цены для неподготовленных были шокирующими. Метровой длины и в четверть метра шириной САЗАН продавался дешевле РУБЛЯ, за восемьдесят копеек… Рыба морская и речная. Торговцев больше чем покупателей. Морская щедрость завораживала и радовала глаз. При таком изобилии и ценах, покупатели еще умудрялись торговаться, придирчиво проверяли свежесть еще шевелящейся рыбы и переходили к другому прилавку. Базар шумел, шевелился, но сохранял некоторую сонливость. Но вдруг, все как-то затихло, дремавшие продавцы широко раскрыли глаза и… Артема это удивило и насторожило. Стоя на месте, он оглядел базарную площадь и заметил в воротах человека в спортивной форме, темном пиджаке и синей беретке. Артем сразу узнал в невошедшем, а скорее проскользнувшем на базар Володю. Гребец вел себя очень странно: он не шел, а скользил по земле, согнувшись вперед, через каждые два шага, поравнявшись с кем-нибудь, шептал ему на ухо что-то, а тот другой, шарахаясь от Володи, быстро удалялся в глубину базара. Так продолжалось минут пять пока на площади не осталось народу. Появилось ощущение, что на базаре только гребцы из солнечного Баку и Володя, рыскающий в поисках кого-то. Со всех сторон к Володе подошли гребцы-бакинцы. Выяснилось, что Володя всем шептал всего лишь одну фразу: «Икорка есть?» Сообща уговорили его покинуть базар с условием и заверениями, что ему обязательно купят ИКОРКУ…
Помимо базара, морепродукты продавали повсюду в городе. У гостиницы расположились несколько женщин и мужчин. Все они торговали вяленой воблой, копченой севрюгой и лишь у одного в ногах стояла литровая банка с осетровой икрой. Артем, как кот на сметану, пошел на эту банку. «Сколько просишь за игру?» «Шесть рублей» «Еще есть?» Тишина. «Мужик, мне надо много. У тебя еще есть?» Мужик мялся, кряхтел, прятал глаза, а потом встал и сказал: «Пошли…» Шли долго, петляли по улицам, перелезли через пару заборов и ,наконец, подошли к дому, вернее к перекошенной и вросшей в землю хибаре. Хозяин со скрипом открыл дверь и Артем , нагнувшись почти до пояса, вошел в дом. Под потолком висела вяленая вобла, от которой самого потолка видно не было. Вошли в горницу. Стол, два стула , русская печь и непонятного цвета буфет. На столе стоял эмалированный тал, накрытый марлей. Хозяин помялся и сказал: « Забурился я , вторую неделю пью. Жена с дочкой к сестре ушла.» Он сдернул марлю, и Артем увидел полный таз осетровой икры. Икра была свежей, блестящей и местами еще с молокой. Бакинец спросил: «Сколько здесь килограмм и что ты за это хочешь? Мужик пожал плечами, помялся и пробурчал что-то вроде : «Пять килограмм, тридцать дашь?» Артем полез кВ карман и вытащил деньги. «У меня всего двадцать пять» Хозяин, не думая, махнул рукой и сказал: «Забирай». Впервые в жизни Артем голыми руками полез в таз с икрой и , наполняя пригоршни, перекладывал икру в полиэтиленовые пакеты. Пакеты сложил в тряпочную сумку и направился к выходу. Висящая на суровой нитке вобла, вкусно пахла и была очень аппетитна. Артем указал рукой на воблу: «Сколько стоит?» Идущий сбоку и чуть сзади хозяин твердо и резко произнес: «Не продаю, это для себя.» Артем вопросительно и с мольбой в глазах посмотрел на идущего рядом. Неожиданно тот махнул рукой, сорвал «пучок» воблы и пихнул в сумку парня. От неожиданности Артем чуть не снес головой дверной косяк. Наконец они выбрались во двор. Хозяин подвел к калитке и указал рукой прямо по улице: «Там гостиница». Пройдя метров стопятьдесят, слева по ходу Артем увидел гостиницу. Туда они шли минут пятнадцать, а обратно парень дошел за три. В гостинице взвесили пакеты с икрой. Её оказалось шесть с половиной килограмм!!!. Цена на икру даже для Гурьева была чрезмерно низкой…
Когда Артем зашел в свой номер в гостинице, там сидели «Медведь»( Эдик Давидянц), Рост(Ростислав Николаевский) и еще несколько ребят. На столе лежала глубокая тарелка полная черной икры, пору кусков хлеба, армейская фляжка и граненые стаканы. «Медведь» чистил вяленую воблу. Чистка рыбы и ее поедание на яхт-клубе были доведены до ритуала. На рыбных очистках не должно было оставаться и намека на мясо, а каждая косточка обгладывалась до блестящей поверхности. Кто-то из сидящих за столом, взялся за флягу, но когда в дверях появился Бабаев Абдулла, старший тренер команды, он открыл рот что-то сказать, но «Медведь» его опередил словами: «Абдулла, спирт будешь?» Тренер выровнил наморщенный лоб, сел стул и произнес : «На флоте мы пили только чистый!» «Это чистый» - произнес «Медведь» и налил в стакан один сантиметр спирта. Слегка неуверенно, покосившись на сидящего в стороне молодого гребца(Артем сидел на кровати и участия в трапезе не принимал) Абдулла опорожнил содержимое стакана себе в рот, неуверенно глотнул, поперхнулся, сделал вдох и закашлялся. Схватил графин и жадно выпил почти полный стакан воды. Все присутствующие затихли. В воздухе повисла пауза… Молча, «Медведь» налил четверть стакана спирта, сделал глубокий выдох и одним глотком принял содержимое стакана в себя, затем опять выдохнул и, обращаясь к старшему тренеру, сказал : «Дышать не надо» и закусил кусочком лоснящейся жиром воблой…
На всю жизнь запомнил Артем этот случай. Пил только чистый спирт, как показал тогда Эдик- выдох, глоток, выдох.
Артур