Руслан Яремчук: лошади понимают меня с полуслова
После 3 лет выступлений в качестве акробата на качелях, Руслан Яремчук переквалифицировался в жонглёра на лошади.
Артисты цирка «кочуют» из одного города в другой, и всё ради восторженных глаз и улыбок зрителей!
«Перед глазами манеж, партнёр и… почему-то Никулин, хотя он не единственный кто был в жюри», - неоднократно вспоминаю свой выпускной экзамен в эстрадно-цирковом училище Руслан Яремчук. «Чувствовал трепет и дикое волнение – а вдруг «завалю» работу прямо на глазах великого артиста?»
Экзамен тогда Руслан сдал, а при встрече рассказал Никулину о былом страхе. Юрий Владимирович смеялся:
- Неужели вы меня боялись?
После 3 лет выступлений в качестве акробата на качелях, Руслан Яремчук переквалифицировался в жонглёра на лошади.
- На качелях чувствовал себя как рыба в воде. Но ничего не мог с собой поделать, мне хотелось чего-то нового, свежего. По воле случая выпала возможность поучаствовать в номере жонглёров. Я принял вызов судьбы.
Всё получилось, и он решил остаться в этом жанре. С новой работой появились и новые трудности. До этого артист никогда не дрессировал животных. Пришлось находить с ними «общий язык», изучать повадки и психологию.
Если слоны понимают человеческую речь, то лошади – интонацию. На то, как произнесена команда - спокойно, умеренно или громко – реагируют по-разному.
- Первому моему жеребцу уже 21 год. Он понимает меня с «полуинтонации», - с гордостью рассказывает Руслан. Скажу больше, он чувствует моё внутреннее состояние. Иногда хватает взгляда, чтобы он начал выполнять трюк и перестал дурачиться:«Мол, всё, понял-понял. Больше так не буду».
Что вы используете в качестве кнута и пряника в дрессуре?
- Руль управления – это шамбарьер. К сожалению, разговаривать по лошадиному ещё не умеем, не ржём, поэтому приходится поправлять жеребцов таким методом. Но не надо думать, что в цирке бьют и мучают животных. Не один дрессировщик себе такого не позволит. У животных ощущение боли притуплено по природе, шлепок для них как точечный массаж.
А в качестве пряника они получают всё, что душа пожелает: хлеб, сахар, печенье, сухари. Дай Бог всем так жить, как они живут у нас, - смеётся артист.
Лошадь стадное животное, поэтому людей, которые проводят с ними буквально 24 часа в сутки, они принимают за «своих». Ох, и нелегко пришлось Руслану, когда его жеребец стал воевать с ним за право быть вожаком стада.
- В мою сторону летели копыта и щёлкали зубы, - вспоминает дрессировщик. Пришлось доказывать, что он не прав, говорить «Нельзя» и «Ай-яй-яй»!
Лошади, как и другие животные в цирке – это часть большёй семьи. Здесь их любят, считаются с их мнением, учат и учатся у них.
- У каждого животного свой характер и почерк – продолжает с удовольствием рассказывать о своих любимцах Руслан Яремчук. Мне мои жеребцы каждый раз преподносят что-нибудь новое. Недавно произошёл такой случай. Мы отрабатываем трюк, вдруг жеребец разворачивается и идёт домой. Никогда за 19 лет такого не было. Оказалось, он решил проверить: можно «улизнуть» с манежа или нет. Если бы я ему уступил, он мог проделать этот «номер» и на представлении. Ему же не объяснишь, что на него смотрит зритель.
Без цирка – «ломка»
Моё решение стать цирковым артистом мама принимала с трудом. Она, наверно, до сих пор не понимает мой выбор, который я сделал ещё в 8 классе. Это не удивительно – циркового артиста может понять только такой же, как он.
Артисты живут и отдыхают в цирке. Слово «отпуск» здесь редко произносится. И Руслан Яремчук не стал исключением из правила. Дольше двух недель дома он находиться не может.
- Меня тянет на гастроли, хочется поскорее к своим животным, друзьям…Такое моё состояние мама называет «ломкой»: «Едь-едь, цыган, а то смотреть на тебя страшно!»
Стаж работы Руслана больше 20 лет, однако, в цирке есть те, кто удивляют его до сих пор - молодёжь!
-Цирк – это искусство молодых, жаждущих жить, работать, гастролировать. Как бы ты ни был талантлив, а возраст берёт своё – грустно улыбается он.
«Да, молодёжь полна энергией», - соглашаюсь я с ним. А откуда берёте силы вы?
- Есть граница – занавес. Когда переходишь её – страх, волнение, неуверенность и слабость исчезают. Ты смотришь в глаза зрителя и понимаешь, что сейчас нужно взять его, удивить и заставить радоваться. Забываешь про всё на свете и силы берутся «из ниоткуда». Вышел, переступил границу – работай.
Чтобы вызвать у публики восторг, нужно «выкладываться по полной». Цирковые артисты, не жалея себя, работают на износ.
- Люди покупают билеты на цирковое представление, а мы должны оправдать их ожидания. Если сегодня мы разочаруем их, завтра она не придёт.
Шекспир в цирке
В труппу Таисии Корниловой Руслан Яремчук попал 4 года назад. Как он рассказывает, это был период «коллективизации» (распределение номеров по коллективам), в результате которой он оказался в одной связке с известной династией Корниловых.
Сразу ли понравилась идея циркового спектакля?
- Всё новое воспринимается в штыки. Но идея всем показалась интересной: Шекспира в цирке ещё не было! Не все представляли, что из этого получится, но чувствовали - проект будет сильным. Постепенно артисты успокоились и сказали «Да!»
Проект получился действительно сильным. Шоу Корниловых покорило публику! Яркие костюмы, танцы, игра артистов, сюжетная линия… У зрителя «разбегаются глаза».
- Это первый мюзикл в цирке. Подобное делают Братья Запашные, но их представление рассчитано для больших площадок, не для манежа. Я думаю, мы им не уступаем!
Среди артистов идёт соревнование. Кто кого, как всегда решит справедливый суд зрителя!